В масле пряжон что это
Пряжение
Опытные кулинары знают, что пряжение – это одна из технологий термообработки продуктов, которая очень похожа на простую жарку или жарку во фритюре, однако имеет свои принципиальные отличия.
Мало кто знает, что в старину на Руси вовсе не существовало понятия «жарка» как способа термообработки продуктов. В 15-16 веке в основном блюда готовили путем варки или пряжения. «Пряжить» – означало жарить в большом количестве перекаленного масла, используя при этом толстостенную посуду с куполообразным дном (например, казан).
От обыкновенной жарки пряжение отличалось принципиально несколькими моментами:
Шли годы, и к началу 17 века, «жарка» практически полностью вытеснила пряжение. Жарку предпочли ввиду экономии масла (кто-то из-за скупости, а кто-то просто от недостатка средств для существования). Некоторые хозяйки, вероятно, не желали тратить лишнее время на перекаливание масла, без которого становится невозможным настоящий процесс пряжения. Если сегодня изредка повара и прибегают к старинной технологии, то уже не называют ее древнерусским словом «пряжмо» или «пряжить», а говорят просто «жарка».
Какие продукты подвергают пряжению
Пряжить можно все виды овощей, в том числе и картофель (смотрите фото), а также рыбу, мясо, отбивные, изделия из фарша (котлеты, биточки), зразы, сырники, драники, пирожки с начинками. Нельзя пряжить только изделия из жидкого или полужидкого теста (тонкие налистники, блины), поскольку технология их приготовления требует, чтобы тесто свободно растекалось по сковороде. Само собой разумеется, что при наличии толстого слоя жира, а тем более при использовании куполообразной ёмкости, данного эффекта достигнуть невозможно.
Что такое пряженое молоко
В украинской и белорусской кухне пряженое молоко – одно из самых любимых лакомств. На основе пряженого молока там готовят ряженку. Однако мало кто знает, что пряжение, как вид жарки, применяемый на Руси, существенно отличается от смысла, который вкладывается в понятие «пряженое молоко» украинцами и белоруссами. Пряженое молоко – это не что иное, как перевод русского понятия «топленое» молоко. Топленое или пряженое молоко получают путем его кипячения с последующим нагреванием (варкой при невысокой температуре) в течение нескольких часов. Обычно такое молоко готовят в печи или духовке. Готовый продукт имеет ярко-выраженный сливочный вкус и розовый, либо светло-оранжевый цвет.
Независимо от того, что пряжение в смысле «жарка» и пряжение молока – это совершенно разные процессы, освоить их в домашних условиях сможет абсолютно каждая хозяйка.
ПРЯЖИТЬ
Смотреть что такое «ПРЯЖИТЬ» в других словарях:
Пряжить — пр яжить, пряж ить несов. перех. местн. Жарить в масле (что либо мучное). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пряжить — жу, жишь; пряженый; жен, а, о; нсв. Кулин. Жарить в большом количестве кипящего масла (о пище). П. пирожки, хворост. П. мясо, рыбу. ◁ Пряжиться, жится; страд. Пряжение, я; ср … Энциклопедический словарь
пряжить — жу, жишь; пря/женый; жен, а, о; нсв.; кулин. см. тж. пряжиться, пряжение Жарить в большом количестве кипящего масла (о пище) Пря/жить пирожки, хворост. Пря/жить мясо, рыбу … Словарь многих выражений
Пряжить и Пряжить — несов. перех. местн. 1. Жарить в масле (что л. мучное) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пряжение — Пряжение наиболее древний вид жарения в русской кухне. Он возник в конце XV начале XVI века, в то время как жарение в его современном виде стало применяться на столетие позже. Самого слова «жарить» не существовало в русском языке до XVI… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
ДОПРЯЖИТЬ — ДОПРЯЖИТЬ, окончить пряженье, дожарить хлебенное; пряжить до чего. ся, быть допряжену, поспевать; | пряжить до чего. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
СМАГА — жен. жар, пыл, огонь, полымя, горяший жупел. Поскочиста (половцы) по руской земли, смагу мычучи в пламяне розе (из пламенного рогу), Слово о полку Игореве истребляя все огнем; отсюда ·стар. смаговница, первое название огневого оружия; отсюда… … Толковый словарь Даля
Тепловая обработка — Огонь играет ведущую, определяющую роль в кулинарии. В сущности, вся пища, за исключением фруктов, орехов, части салатов из свежих и квашеных овощей, а также некоторых молочных продуктов и небольшого числа блюд из свежемороженной, вяленой … Большая энциклопедия кулинарного искусства
ЗАПРЯЖИТЬ — ЗАПРЯЖИТЬ, начать пряжить, стать поджаривать хлебенное. ся, поспеть, изготовиться пряженьем. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Пряжение
Полезное
Смотреть что такое «Пряжение» в других словарях:
пряжение — см. пряжить; я; ср … Словарь многих выражений
Жарение — Жарением называют все процессы, все превращения с продуктами, которые происходят в раскаленном масле. Другими словами, любая варка в масле, на масле и даже в парах масла (но без участия воды или иной жидкости) называется жарением … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Фритюр — «Картофель фри» картофельные ломтики, жареные во фритюре, одно из распространённых блюд фаст фуда Фритюр животный или растительный жир, либо смесь различных жиров, разогретая до высокой температуры. Обжаривание продуктов во фр … Википедия
ОСЦИЛЛОГРАФ — (электронно лучевой осциллограф), электронный прибор, в котором система с ЭЛЕКТРОННОЙ ТРУБКОЙ показывает, как величины, такие как напряжение или сила тока, меняются за определенный период времени. Входящий сигнал обычно направляется к… … Научно-технический энциклопедический словарь
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ТЕХНИКА — УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ТЕХНИКА, устройства для применение в различных целях звуковых волн с частотой, превышающей предел слышимости человеческого уха (около 20 000 Гц). В медицине ультразвуковая техника используется для выявления опухолей, для… … Научно-технический энциклопедический словарь
00_СОДЕРЖАНИЕ — ТАЙНЫ ХОРОШЕЙ КУХНИ Глава 1. СЕРЬЕЗНАЯ, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ: КОМУ ОТКРЫТА ДВЕРЬ К ПОВАРСКОМУ РЕМЕСЛУ И ПОЧЕМУ ЭТО РЕМЕСЛО СЛОЖНОЕ, ТРУДНОЕ ИСКУССТВО Глава 2. АЗЫ, НО ДАЛЕКО ЕЩЕ НЕ АЗУ Пять правил, пять секретов хлебопечения Глава 3. ТЕСТО И ЕГО… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Жарение во фритюре — Жарение во фритюре по смыслу то же пряжение. Но только при полнейшем преобладании масла (среды) над продуктом. Во фритюре пищевое изделие или продукт должен плавать, должен быть целиком погружен в масло, но не достигать дна посуды, не… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Глава 7. КОМБИНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КУЛИНАРНЫХ ПРОЦЕССОВ И КОМБИНИРОВАННЫЕ КУЛИНАРНЫЕ ПРИЕМЫ — Теперь, когда нам известны пять основных принципов превращения сырых пищевых продуктов в готовые блюда: выпечка, запекание, варка, жарение и тушение, можно считать, что мы обладаем фундаментом кулинарных знаний и должны уметь приготовить… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ — Еврейская кухня в том виде, в каком она сложилась на территории бывшего СССР, является результатом сочетания традиционной кулинарии евреев с элементами польской и отчасти немецкой кулинарии. Кроме того, кухня караимов, татов,… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
ГЛЮТАМАТ — (Monosodium glytomat). Химическое вещество, постоянно употребляемое в китайской кухне ко всем блюдам, где осуществляется жарение, пряжение или тушение. Глютамат вносится на последней стадии жарения; им, как солью, посыпают блюдо на… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Поиск ответа
Вопрос № 297980 |
Здравствуйте! Корректно ли, что здесь поставлено двоеточие после «среди них»? Каким правилом это регулируется? Художница проиллюстрировала большое количество книг. Среди них: » Колобок «, «Теремок», «Два веселых гуся».
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку перед однородными членами нет обобщающего слова, двоеточие ставить не нужно. В подобных случаях двоеточие может ставиться только в деловых и официальных текстах.
1.Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться. В словах «мешён», «стужён», «пряжён» (имеется в виду сказка « Колобок ») по правилам должна быть буква «Ё». Но мне встречались варианты с «О»: «мешон», «стужон», «пряжон». Так как все-таки правильно? Или в сказках допустимы оба варианта? Очень прошу указать какой-либо источник, где можно разобраться в такого рода вопросах.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно написание с Ё. Полные формы мешеный, стуженый можно найти в словарях, а краткие пишутся с той же гласной.
1.Здравствуйте. Обращаюсь с этим вопросом третий раз. Помогите, пожалуйста, разобраться. В словах «мешён», «стужён», «пряжён» (имеется в виду сказка « Колобок ») по правилам должна быть буква «Ё». Но мне встречались варианты с «О»: «мешон», «стужон», «пряжон». Так как все-таки правильно? Или в сказках допустимы оба варианта? Очень прошу указать какой-либо источник, где можно разобраться в такого рода вопросах.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно написание с Ё. Полные формы мешеный, стуженый можно найти в словарях, а краткие пишутся с той же гласной.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно писать:» Колобок на сметане мешан или мешен?»
Ответ справочной службы русского языка
Читала внучке сказку А. Толстого » Колобок » и обнаружила такое странное написание: на сметане мешон, в масле пряжон, на окошке стужон. В Интернете потом нашла и другое написание на ё. Как вы это объясните? Заранее благодарна Антонина
Ответ справочной службы русского языка
Такое написание характерно для старой орфографии. В современном русском языке правильно: _на сметане мешён, в масле пряжён, на окошке стужён_, так как это формы глагола.
Сказка о Колобке. Расширенная версия
Жили-были дед с бабкой. С утра до вечера работали они по двору, по избе да по полю. Но с годами немощь стала их одолевать. То бабка захворает, то дедка. И помочь им было некому – помощников на старость у них так и не случилось. Пригорюнились старики.
А тут еще от жары огонь разгулялся да пожёг все хлеба. Вышел дед на поле, увидел пепелище, упал на колени и стал вопрошать:
— Трудились, мы, трудились с бабкой всю жизнь, а теперь одни невзгоды для нас начались. В чем смысл наших трудов? К чему нам эти мучения?
Погоревал дед и домой пошел. А ночью снится ему дивный сон. Будто бы сидят они с бабкой за столом, а на столе колобок лакомый лежит. Вот дед отщипнул кусок от колобка и в рот положил, прожевал и проглотил. И сразу же в голове ответы на его вопросы будто бы начали появляться. Утром проснулся дед и сразу к бабке:
— Испеки мне, старая, колобок!
— Из чего печь то? Муки то нету!
— А ты по коробу поскреби, по сусеку помети – вот и наберётся.
И тут же рассказал ей о своем сне. Поскребла старуха по коробу, по сусеку помела, так и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто на сметанке, скатала колобок, изжарила его в маслице и положила на окно простынуть.
Катился Колобок, катился, да устал, остановился передохнуть. Тут же на вкусный запах заяц прискакал. Обнюхал Колобка и только рот открыл, чтобы его съесть, как услыхал голосок:
Удивился косой, никогда не видел он, чтобы еда разговаривала:
— Да как же мне не есть такое вкусное лакомство?
— Не для того я от дедки с бабкой убежал, чтобы лакомством быть! Вот песенку мою послушай:
Я по замыслу творен,
Я по коробу скребен,
А от тебя, косой, подавно уйду!
И покатился Колобок прочь от зайца. Пуще прежнего удивился косой, за всю жизнь не встречал он поющей и своевольно катящейся еды. Поостерегся заяц и не стал Колобка догонять.
А Колобок дальше покатился, опять устал, остановился передохнуть.
На вкусный запах волк прибежал. Подошел к Колобку и только пасть открыл, чтобы его съесть, как услыхал тоненький голосок:
— Да как же не съесть мне такое кушанье?
— Не для того я от дедки с бабкой и зайца убежал, чтобы кушаньем быть! Вот песенку мою послушай:
Я по замыслу творен,
Я по коробу скребен,
А от тебя, серый, подавно уйду!
И покатился Колобок прочь от волка. Удивился волк, никогда он не встречал такой хвастливой и самоуверенной еды. Видно заяц что-то почуял, раз не стал его есть, а уж он то в еде весьма разборчив. Поостерегся волк и тоже не стал догонять Колобка.
Устал катиться Колобок и снова остановился передохнуть.
На вкусный запах пришел медведь. Наклонился над Колобком и только пасть открыл, чтобы его съесть, как услыхал тоненький голосок:
— Да как же мне не есть такую вкусную еду?
— Я не еда! Не для того я от дедки с бабкой, зайца и волка убежал, чтобы едой быть! Вот песенку мою послушай:
Я по замыслу творен,
Я по коробу скребен,
А от тебя, косолапый, тем более уйду!
А Колобок дальше покатился и опять устал. Снова остановился передохнуть.
На вкусный запах лиса приспела. Ходит вокруг Колобка, оглядывает его. Никогда в лесу она не встречала человеческой пищи, да такой весьма лакомой. Вдруг слышит тоненький голосок:
— Я не лакомство, не кушанье и нисколько не еда. Я от дедки с бабкой, от зайца, от волка, от медведя ушел не для того, чтобы меня съели. Не ешь меня, рыжая!
Удивилась лиса, но виду не подала.
— Да что ты, вовсе не собиралась тебя есть. Но зачем же такой румяный красавец от людей убежал?
— Съесть они меня захотели для своего уразумения. Вот песенку мою послушай:
Я по замыслу творен,
Я по коробу скребен,
А от тебя, лиса, тем более уйду!
И покатился было Колобок прочь от лисы. Но лиса смекнула все про Колобка и задумала побыстрее проглотить его. Авось и живот набьет и свою голову знаниями человеческими. А как познает, так будет как люди, всеми повелевать.
— Эй, Колобок, постой! Какая у тебя славная песенка! Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу. Будь любезен, сядь на мою мордочку да пропой погромче еще разок свою песенку.
Колобок подошел к лисе, забрался ей на мордочку и запел ту же песню.
— Спасибо, Колобок, очень понравилось! Прошу, сядь на мой язычок да пропой в последний разок!
Лиса высунула язык, Колобок прыгнул на него, а лиса — ам! И съела Колобка.
Живот свой лиса набила, а знаний человеческих конечно же не получила.
PS: Данный текст является всего-лишь вольной интерпретацией русской народной сказки. Не более того.