В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чем эти
9. В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)
Ратные подвиги изображены во многих произведениях отечественной литературы.
Сходство между Андреем Болконским из «Войны и мира» Л. Н. Толстого и главным героем воинской повести заключается в том, что они совершают храбрые поступки из-за стремления к личной славе. Так, брат княжны Марьи мечтает о «своём Тулоне» и поэтому во время Аустерлицкого сражения ведёт солдат за собой. Игорь, отправляясь в поход против половцев, не просит помощи у других правителей, так как хочет прославиться победой в битве.
Однако различается отношение героев к врагам, против которых они воюют. В отличие от князя Новгород-Северского, не проявляющего симпатии к Кончаку, Андрей Болконский восхищается Наполеоном и мечтает повторить его путь.
«Василий Тёркин» А. Т. Твардовского и «Слово о полку Игореве» похожи тем, что в них главные герои совершают подвиги ради того, чтобы освободить Родину от захватчиков. Так, древнерусский правитель храбро сражается с половцами, которые стремятся поработить его края. Также и солдат из поэмы, рискуя жизнью, борется с превосходящим его по силе немцем, а также сбивает фашистский самолёт. Но, в отличие от Игоря, герой делает это «…не ради славы — / Ради жизни на земле». Ещё одно различие между произведениями заключается в том, что, если в воинской повести князья несмотря на опасность остаются разобщёнными — «врозь поют их копия и блещут», то в «Василии Тёркине» показано, что вся страна объединилась ради борьбы с захватчиками.
Таким образом, многие русские писатели обращались к изображению ратных подвигов. Герои «Слова о полку Игореве», «Войны и мира» и «Василия Тёркина» совершают мужественные поступки по разным причинам: Болконский и князь Новгород-Северский руководствуются в первую очередь стремлением к славе, а герой поэмы желает освободить Родину от захватчиков, не думая о личной выгоде.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Что в приведённом фрагменте «Слова. » указывает на грядущую беду? 9. В каких произведениях изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим, что в приведенном фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду.
Уже в начале фрагмента автор обращает внимание читателя на тревожную обстановку. Он отмечает, что телеги «кричат… в полуночи, словно лебеди вспугнутые», и в следующем предложении говорит о бесстрашном князе, идущем в бой: «А Игорь к Дону войско ведёт!».
Так, описываемая автором атмосфера контрастирует с поведением Игоря и тем самым намекает на трагический исход похода.
Кроме того, на будущую беду указывают русская природа и звери.
Ратные подвиги изображены в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» и романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
В «Войне и мире» во время Аустерлицкого сражения князь Андрей, чувствуя «слезы стыда и злобы» за то, что часть русского войска сбежала из-под огня французов, подбирает упавшее знамя и с криками «Ура!» ведет в бой солдат. Князь Игорь, подобно Болконскому, храбро руководит походом и отчаянно дерется с половцами. Тем не менее подвиги обоих героев не увенчиваются успехом: помимо того, что сражения проиграны, Игорь оказывается в плену, а князь Андрей получает серьезное ранение.
Таким образом, многие русские писатели изображали в произведениях ратные подвиги, однако каждый делал это по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чем эти
В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
А половцы непроторенными дорогами
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
щёкот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и дорогими нарядами половецкими.
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)
Укажите слово (прилагательное), которым обозначается русская литература Средневековья.
Литературу эпохи Средневековья объединяет период древнерусской литературы.
Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Ответ: сюжет ИЛИ фабула.
В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?
Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.
Ответ: антитеза ИЛИ контраст.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).
Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).
Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.
Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?
5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:
Уже беду его подстерегают птицы
волки грозу накликают
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.
5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».
Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:
Русичи великие поля
червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
9. В каких произведениях раскрывается тема солдатского подвига и в чём их эпизоды можно сопоставить с поэмой «Василий Тёркин»? 15. В чём лирический герой стихотворения «Есть имена и есть такие даты. » видит вину своего поколения? (ЕГЭ по литературе)
Во многих произведениях русской литературы раскрывается тема солдатского подвига.
Их было намного меньше по численности, но это не помешало солдатам сражаться смело и решительно. Также повёл себя и Василий Тёркин, вступив в неравный бой против фашистского самолёта. Герой смог преодолеть страх смерти и подбить из винтовки немецкое судно. Персонажи обоих произведений не ждали никаких наград за совершённые подвиги, не чувствовали себя героями. Они просто выполняли долг перед своей страной. Тёркина для объявления о награде пришлось разыскивать, ведь ему совсем не были интересны почести. Василий и Тушин с его батареей, как и все русские солдаты, готовы были отдать свою жизнь во имя победы, просто и без лишних слов, не мечтая о наградах и чинах.
Тема солдатского подвига раскрывается и в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». В нём показан героизм русского воина, храброго и стойкого перед всеми трудностями. Центральный образ эпического произведения, Андрей Соколов, с честью вынес все испытания, уготованные судьбой. Несмотря на то, что солдат видел кровавые бои, был под обстрелом и в плену, потерял семью и дом, он не сломился и остался человеком с добрым, открытым для любви сердцем. Это прослеживается в эпизоде, где Андрей взял к себе на воспитание бездомного мальчика Ванюшку. Так и Василий Тёркин, несмотря на все ужасы войны, несмотря на всё, что ему пришлось увидеть за несколько страшных лет, остался славным добрым пареньком, который ещё и подбадривал остальных солдат. Доблестная служба обоих героев — уже величайший подвиг. К тому же, в их образах выявлены лучшие качества русских бойцов — мужественных защитников, готовых ради своей страны пожертвовать собственной жизнью, ни на секунду не задумываясь о правильности такого решения.
Таким образом, тема солдатского подвига звучит во всех трех произведениях, однако каждый автор раскрывает её по-своему.
Рассмотрим, в чём лирический герой стихотворения А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты…» видит вину своего поколения.
Во-первых, поэтический персонаж призывает своих современников ни на минуту не забывать о тех, кому они обязаны жизнью. На войне предки столкнулись с суровыми испытаниями, вследствие чего очень многие погибли. Отдавшие себя Родине за счастье будущих поколений люди увековечили свою память: «Они нетленной сущности полны», но их уже не воскресить. Современники же лирического субъекта продолжают обыденно, буднично существовать, не задумываясь о кровавых сражениях, о переломных в истории России событиях и о том, что их мирная жизнь оплачена такой высокой ценой.
Во-вторых, герой Твардовского упрекает своё поколение за пышное празднование столь горьких событий. По его мнению, память о погибших должна быть почтена не «славославья музыкою громкой», а обязана оставаться в сердцах людей навсегда «святой», быть достойной героев. В этом случае не нужны громкие фразы и хвалебные речи.
Таким образом, лирическое «Я» стихотворения «Есть имена и есть такие даты…» видит вину своих современников в том, как они живут после войны: вспоминают о тех, кто обеспечил им спокойную счастливую жизнь только по праздникам и превращают день светлой памяти в шумное торжество.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В каких произведениях раскрывается тема солдатского подвига и в чём их эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом «Василия Тёркина»? (ЕГЭ по литературе)
В приведённом фрагменте “Василия Тёркина” А. Т. Твардовский раскрывает тему солдатского подвига. Однако подобный мотив мы можем увидеть и в других произведениях русской литературы.
Вспомним роман-эпопею “Война и мир” Л. Н. Толстого. Капитан Тушин является одним второстепенных героев произведения. Он — “грязный, худой…маленький человек, с слабыми неловкими движениями”. Казалось бы, персонаж, лишённый героического пафоса, бесполезен и труслив, но это не так.
Как и Твардовский, Толстой не наделяет своего персонажа никакими выдающимися качествами: он — простой военный, подобно Тёркину.
Однако писатели изображают в своих произведениях войны разных эпох — 1812 года и 1940-х годов. Тем не менее, война одинакова во все времена и всегда найдутся герои, которые способны совершить полезный, значимый для войска подвиг.
Тема солдатского подвига также раскрывается в романе Б. Васильева “В списках не значился”. У Николая Плужникова, главного героя, была возможность уйти из Брестской крепости, и никто не посчитал бы его дезертиром, поскольку он не значился в списке солдат. Однако сознание своего долга заставило его остаться и принять неравный бой с гитлеровцами. Так, герой защищал крепость девять месяцев, находясь в её тёмных лабиринтах, не сдавался и не допускал мысли о побеге. В этом и состоит его солдатский подвиг. Своим мужеством и стойкостью герой поразил даже врагов: когда он шёл к санитарной машине, “немецкий генерал…вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. И Твардовский, и Васильев изображают в своих произведениях молодых, ещё мало повидавших, но преданных и смелых ребят. Пусть герои и совершают разные подвиги, они достойны уважения и восхищения.
Так, несмотря на то что все герои воевали в разных местах и даже в разное время, они показали себя отважными, ответственными и сильными духом, совершая смелые поступки.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.