В чем вы видите своеобразие композиции гроза
Особенность композиции в пьесе «Гроза».
Конфликт.
Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.
Пейзаж.
Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.
Пейзаж — описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Символы.
Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).
Символ — художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.
Жанр.
Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).
Драма — один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;
один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.
Заключение.
Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».
1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?
2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?
Б) внутренний В) двуплановый
3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?
А) «Каждая теперь травинка. Каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» | А) Катерина |
Б) «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» | Б) Кулигин |
В) «Гроза! Побежим домой! Поскорее!» | В) Дикой |
4. Как определил жанр «Грозы» А.Н. Островский?
A) комедия в пяти действиях
Б) трагедия в пяти действиях
B) драма в пяти действиях
5. Что является символом грядущих перемен в г. Калинове?
Способы отслеживания развития общих компетенций
По окончании изучения темы «А.Н. Островский «Гроза» у студентов должен быть сформирован ряд элементов общих компетенций. Студент:
1. Удовлетворительно прошел все поурочные тесты – 1 балл;
2. Способен выделить ключевую информацию (конспект уроков 2,6) – 1 балл;
3. Владеет навыками структурировать и анализировать первичную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) – 1 балл;
4. Умеет делать выводы на основе полученной инфрмации (уроки 2-6) – 1 балл.
В итоге после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.
Сформированность элементов общих компетенций
ФИО студента | Элементы общих компетенций | Всего баллов | ||
Тесты | Способность выделять ключевую информацию | Структурирование и анализ первичной информации | Коммуникативная компетентность | Умение делать выводы |
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Художественное своеобразие пьесы Гроза Островского
Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы. Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно. На протяжении всей композиции, автор использует особые приемы, что заставляет читателя чувствовать остроту действия, а также ощущать напряжённую обстановку.
Двойственная роль пейзажа – одна из главных особенностей драмы. С одной стороны пейзаж усиливает несоответствие застоявшегося быта жителей города Калинов и их манерами поведения и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей красе, но не все жители могут увидеть эти достоинства. Подчеркивают красоту пейзажа и слова Кулигина: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». Это единственный человек, восхищающийся местной красотой. На его фоне Дикие и семья Кабановых прямо противоположно жаждут растоптать, уничтожить все прекрасное, нежное и естественное проявление живого. Такая противоположность подчеркивает двойственность фона.
Параллельно картине грозы прослеживается фигура «барыни с двумя лакеями». Приступы страха и боязни греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут».
Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге. Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса. Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.
Островский в пьесе «Гроза», для детального и полного раскрытия героев, использует художественный прием – так называемые говорящие фамилии (Кабаниха, Кудряш, Дикой). Стоит отметить, что не только в «Грозе», но и во многих других произведениях, автор употребляет такой способ. Внутренний мир героев подчеркивает и их манера говорить. Дикой разговаривает по-простому, грубо, речь его полна ненормативной лексикой. Речь Кабанихи наполнена пословицами и употреблением ласкательных слов, а также часто в разговорах персонаж прибегает к церковному языку. Кулигин человек утонченный, поэтический говорит метафорами, сравнениями, речь дополняет его чувства.
2 вариант
Драма характеризуется конфликтом отдельной личности и окружающего общества. В трагедии показано острое и непримиримое противоречие, конфликт, который приводит к гибели героя. Несмотря на то, что в пьесе “Гроза” Катерина в конце пятого действия погибает, произведение принято считать дорамой, а не трагедией. Основным сюжетным замыслом является противостоянии главной героини “темному царству” (что является характерной чертой драмы).
Новаторством Островского становится появление настоящей героини из народной среды. Центральное место в произведении уделено образу Катерины, описанию ее характера, в то время как сам городок Калинов и его жители уходят на второй план.
В пьесе отображены непреодолимые противоречия, острый конфликт. Автор не идеализирует купечество, напротив, в острой сатире он высмеивает старый уклад патриархального общества, в котором не находится места для всего нового. Город Калинов становится “темным царством”, не приемлющим просвещения.
Также читают:
Картинка к сочинению Художественное своеобразие пьесы Гроза
Популярные сегодня темы
На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние
Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело
Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать
Рассказ «Студент», созданный А.П. Чеховым обладает определенной схемой, в которой можно отметить несколько удивительных черт.
Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире
Анализ «Гроза» Островский
Всего получено оценок: 6960.
Всего получено оценок: 6960.
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – драма.
Направление – Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.
Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:
По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
“Гроза” — народная социально-бытовая трагедия.
“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.
Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.
Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.
Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют. умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.
Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.
Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то. не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “. и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.
Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, — то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы. Здесь все поднимается до трагедии”.
Презентация Композиция «Грозы» А. Островского.Основной приём построения композиции.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Презентация
Композиция «Грозы» А. Островского.
Основной приём построения композиции.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Описание слайда:
Описание слайда:
Композиция «Грозы» А. Островского.
Основной приём построения композиции.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Композиция произведения построена на контрасте.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Безобразию и фальши человеческих отношений противопоставляется красота природы.
Положительные герои
драмы –
Катерина и Кулигин
любят природу,
видят в ней прекрасное.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Феклуша, видит «красоту дивную», «благолепие» в жизни купеческих домов.
Описание слайда:
Кулигин восторженно говорит о «красоте», которая в «природе разлита».
Описание слайда:
Катерина неволе противопоставляет вольную, прекрасную жизнь природы. Она «вылетела бы в поле и летела бы с василька на василек по ветру, как бабочка»,
она любит вспоминать,
когда, умывшись
ключевой водой,
встречала восход солнца,
поливая в саду цветы.
Описание слайда:
Катерина не знает другой жизни, которую можно было бы организованно противопоставить жизни в купеческих застенках, и потому романтически утверждает природу как символ счастья.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
На фоне вольного волжского пейзажа представил А. Островский душный отвратительный мир деспотов и самодуров.
И на сверкающей синеве Волги, на молодой зелени деревьев ярко вырисовываются жаждущий свободы и красоты трагический образ Катерины и мрачные, уродливые лица Кабанихи и Дикого.
Описание слайда:
Описание слайда:
Противопоставление Кабанихи и Дикого Катерине А. Островский усиливает тщательной отделкой речи каждого из них.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Речь Катерины, часто доходящая до экстаза, совершенно гармонирует с ее вольными порывами, со страстной тоской по счастью.
И совсем непохожи ругательства Дикого и её восторженные слова:
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны. Сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса. и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно. »
Описание слайда:
Описание слайда:
В языке героев А. Островский строго выдерживает основное противопоставление двух миров, чем еще ярче раскрывает идею драмы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Завязка – конфликт Катерины с Кабанихой – действие 1, явление 5.
Описание слайда:
Развитие действий – конфликта между героями – действие 1, явления 9 – действие 4.
Описание слайда:
Первая кульминация – действие 4 – признание Катерины в грехе.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции.
Описание слайда:
Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Кудряш вовсе не склонен к страданиям, как Борис (вот и ещё одно противопоставление), чувствует, что и его час настанет, и никакого почтения к старшим не испытывает, а только ждёт, как бы насолить хозяину, да покрепче.
Описание слайда:
Экспозиция о том, что Дикой держит горожан в страхе, и о том, что и Кулигин склонен «лучше стерпеть», чем противоречить самодуру.
Описание слайда:
Явление 3 даёт нам знаменитый монолог Кулигина, в котором тот описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его обитателей. «Жестокие нравы» — так начинается этот монолог.
Описание слайда:
Описание слайда:
Завязка драмы начинается в явлении 4 и яснее обозначается в действии 1, явлениях 5—7.
Описание слайда:
Описание слайда:
Предчувствия беды и гибели, переполняющие Катерину –
явление 7, диалог с Варварой.
Описание слайда:
Описание слайда:
В Нагорной проповеди (Евангелие) читаем: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5: 27—28).
Описание слайда:
Описание слайда:
Действие 1, явление 7 – предчувствия невинной Катерины, поведанными ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому Катерина могла открыться, предсказано и развитие действия, и его кульминация, и трагическая развязка.
Описание слайда:
Вот в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение собственному своеволию ведёт не к Спасению, но к Гибели.
Описание слайда:
Описание слайда:
Греховна, то есть естественно безнравственна, Варвара — она ничего серьёзного не видит в метаниях Катерины, как Кудряш не видит поражающей Кулигина красоты мира:
«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» —
и подталкивает Катерину к гибели, разрабатывая вполне практические пути избавления от мучений.
Описание слайда:
Описание слайда:
«Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Рассказы Феклуши о том, что якобы повидала она в дальних странах, и ужасны, и нелепы, и темны так, как только может быть дико всё, предназначенное для ушей Диких в «тёмном царстве».
Описание слайда:
Действие 2, явление 1
сцены 2 действия 3 – песня Кудряша, ей отведена символическая роль. В ней звучит жестокая угроза мужней жене, повинной в измене, и исполняется она как диалог между вернувшимся домой мужем и ожидающей погибели женой.
Описание слайда:
Описание слайда:
Действие 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, обветшалой церкви города Калинова. На осыпавшихся фресках с трудом различимы следы изображений. Одно сохранилось — и жители не без труда распознают в нём сцену геенны огненной.
Описание слайда:
Действие 4- жадность и мракобесие Дикого противопоставляются стремлению к просвещённому общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным.
Описание слайда:
И вновь
образ грозы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Несчастная Катерина, мучимая
совестью,
Описание слайда:
Описание слайда:
Доведённая до предела
сумасшедшей барыни
с её страшными проклятьями,
Катерина сознаётся во всём.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Драматург «дописывает» характер Тихона, не совсем ещё ясный, сочетающий тупую покорность злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему жаль и жену, и даже Бориса.
Описание слайда:
Одно губит Тихона — слабость, определяющая целиком его судьбу и характер.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Одно тревожит её: и этот выход — не выход. Самоубийство — грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
И Тихон с последней репликой драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Предлагаемый методический материал даст возможность изучить данную тему самостоятельно.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока литературы «Гражданская война в изображении В. Быкова»
Контрольная работа по литературе (6 класс, 1 четверть)
Тест «Формирование читательской грамотности в работе с текстом»
Презентация Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Презентация Жанр пьесы «Гроза» А.Н. Островского
Задания к отрывкам из книги Д. С. Лихачева «Земля родная» (7 класс)
Задания к рассказу Е. И. Носова «Кукла» (7 класс)
Презентация к уроку литературы в 9 классе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5434818 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.