В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения
Разница между темой и мотивом
Содержание:
Что такое тема
Тема является центральной концепцией или основным посланием, которое передается посредством фрагмента письма. Книга может иметь более одной темы; центральная тема, которая может быть найдена как повторяющаяся идея на протяжении всей истории, и второстепенные темы. Тема не часто прямо выражена в тексте; это только подразумевается. Читатели должны внимательно прочитать текст и понять его. В литературной теории тема делится на два подраздела: тематическое понятие и тематическое высказывание.Тематическая концепция относится к теме, понятной читателям, тогда как тематическая формулировка относится к теме, предназначенной для авторов. Эти две категории подразумевают, что понимание темы отличается в зависимости от разных читателей.
Темы универсальны; их можно извлечь из книги и применить к другим книгам. Вот почему мы видим одну и ту же тему в разных книгах. Тема также может быть выражена одним или двумя словами.
Тема может быть извлечена из текста и применена к другим текстам; Таким образом, тема считается универсальной. Тема может быть выражена в одном предложении; иногда это можно выразить одним словом. Ниже приведены некоторые примеры тем в литературе.
Что такое мотив
Мотив часто представляется как изображение, звук, действие или другая фигура в литературном тексте. Зеленый свет в книге Ф. Скотта Фицджеральда Великий Гэтсбифлейта в пьесе Артура Миллера Смерть коммивояжера Приведены примеры мотивов в литературе. Зеленый свет представляет мечты и будущее в Великий Гэтсби в то время как флейта в Смерть коммивояжера символизирует деревенские и идиллические понятия.
Разница между темой и мотивом
Определение
тема является фундаментальной концепцией или основным посланием, которое передается посредством фрагмента письма.
лейтмотив является повторяющимся элементом, идеей или концепцией, который имеет символическое значение в тексте.
эксплицитно
тема явно не дано в тексте.
лейтмотив часто прямо указывается с помощью повторения.
В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения
Тема 15. Сюжет и мотив: между “темой” и текстом. “Комплекс мотивов” и типы сюжетных схем
II. Учебники, учебные пособия
1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [1931]. (Тематика). “Тема (о чем говорится) является единством значений отдельных элементов произведений. Можно говорить как о теме всего произведения, так и о темах отдельных частей. Темой обладает каждое произведение, написанное языком, обладающим значением. Для того, чтобы словесная конструкция представляла единое произведение, в нем должна быть объединяющая тема, раскрывающаяся на протяжении произведения”. “. тема художественного произведения бывает обычно эмоционально окрашена, т. е. вызывает чувство негодования или сочувствия, и разрабатывается в оценочном плане” (с. 176-178). “Понятие темы есть понятие суммирующее, объединяющее словесный материал произведения. выделение из произведения частей, объединяющих каждую часть особо тематическим единством, называется разложением произведения. Путем такого разложения произведения на тематические части мы, наконец, доходим до частей неразлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала. Тема неразложимой части произведения называется мотивом C этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом — совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в которой они даны в произведении При простом пересказе фабулы произведения мы сразу обнаруживаем, что можно опустить Мотивы неисключаемые называются связанными; мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий, являются свободными”. “Мотивы, изменяющие ситуацию, являются динамическими мотивами, мотивы же, не меняющие ситуации, — статическими мотивами” (С. 182-184). 2) Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. IХ. Общие свойства формы эпических и драматических произведений. Сюжеты хроникальные и концентрические (Автор — В.Е. Хализев). “События, составляющие сюжет, могут соотноситься между собой по-разному. В одних случаях они находятся друг с другом лишь во временнóй связи (Б произошло после А). В других случаях между событиями, помимо временных, имеются и причинно-следственные связи (Б произошло вследствие А). Так, во фразе Король умер, и умерла королева воссоздаются связи первого типа. Во фразе же Король умер, и королева умерла от горя перед нами связь второго типа. Соответственно существуют две разновидности сюжетов. Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими” (с. 171-172). 3) Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. “Темой обычно именуют круг явлений реальности, воплощаемой писателем. Это простейшее, но и расхожее определение как бы подталкивает нас к мысли, что тема всецело располагается за чертою художественного творения, пребывая в самой реальности. Если это и верно, то лишь отчасти. Самое существенное как раз в том, что это круг явлений, к которым уже прикоснулась художественная мысль. Они стали для нее предметом выбора. И это-то важнее всего, даже если выбор этот еще, быть может, и не сопряжен с мыслью о конкретном произведении” (с. 103-104). “Направленность выбора темы определяется не только индивидуальными пристрастиями художника и его жизненным опытом, но и общей атмосферой литературной эпохи, эстетическими пристрастиями литературных направлений и школ Наконец, выбор темы обусловлен горизонтами жанра, если не во всех родах литературы, то во всяком случае в лирике” (c. 107-109).
III. Cпециальные исследования
1. Какие из приведенных определений понятия “тема” акцентируют в нем а) предметность, на которую направлены творческий замысел и оценки автора; б) субъектность, т. е. именно сами оценки и замысел; в) сочетание того и другого? Учтите, что в последнем случае необходимо различать эклектическое, непродуманное смешение разных подходов и продуманное решение проблемы, сознательный уход от односторонности. В каких рассмотренных Вами суждениях подчеркивается “объектив-ность” темы (наличие ее в традиции, а то и за пределами искусства) и где, напротив, термин характеризует само произведение или специфику творческого сознания? 2. Попробуйте соотнести приведенные определения “мотива” с тремя теоретически возможными вариантами решения проблемы: мотив — элемент темы (понятой как характеристика читателем предмета изображения или высказывания); мотив — элемент текста, т. е. авторское словесное обозначение отдельного события или ситуации; наконец, мотив — элемент событийного ряда или ряда ситуаций, т. е. входит в состав фабулы (или сюжета). 3. Присутствуют ли в подобранных материалах такие суждения, которые отграничивают словесное обозначение мотива (словесную формулу) от роли самого обозначаемого таким образом поступка или события в сюжете; отделяют мотив как поступок или положение — от того образа человека или мира, отображением или даже интерпретацией которых является ряд мотивов? 4. Найдите и сопоставьте суждения разных авторов о том, что сюжет представляет собой, в сущности, комплекс мотивов. Выделите среди них те, которые считают последовательность мотивов а) случайной их комбинацией; б) результатом индивидуально-авторского, сознательного комбинирования; в) проявлением необходимости, заложенной в традиции, выражением традиционно сложившегося смысла и, тем самым, определенным сюжетным “языком”. 5. Какие из приведенных высказываний выделяют и различают типы сюжетных схем? Какие именно их типы и по каким признакам разграничиваются? Сравните решения проблемы разными авторами.
Конспект урока по литературе на тему «Лирика Лермонтова» (1 курс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературе
Тема: «Лирика М.Ю. Лермонтова»
Образовательные: повторение основных фактов биографии, тем и мотивов лирики в творчестве М.Ю. Лермонтова
Развивающие: развитие навыков мышления, сравнения, анализа, сопоставления
Воспитательные: воспитание уважения к личности М.Ю.Лермонтова, осознание ценности творчества русского поэта
2.Проверка домашней работы
— Даты жизни и смерти М.Ю. Лермонтова;
— Друзья М.Ю. Лермонтова;
— Основные даты и события в жизни М.Ю. Лермонтова;
— Основные произведения в творчестве М.Ю. Лермонтова.
3. Изучение нового материала
Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова
Работа с презентацией
Вступительное слово учителя.
Лермонтоведы выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Основные тематики в лирике Лермонтова:
Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Мотив свободы, борьбы, вольности в самых разных проявлениях;
2. Мотив судьбы поколения;
3. Мотив одиночества, разочарования, поиск гармонии;
4. Мотив любви к родине;
5. Мотив самопознания;
6. Мотив любви к природе, кавказские мотивы;
7. Мотив невзаимной, безответной любви, любовь-страдание;
8. Критика самодержавия и светского общества;
9. Тема поэта и поэзии
Как вы считаете, в чем заключается наша задача, как потомков М.Ю. Лермонтова?
Умеете ли вы определять тематику и мотивы стихотворений М.Ю. Лермонтова?
Хотите ли вы научиться это делать?
6.Создание проблемной ситуации
Для того чтобы научиться определять к какой тематике принадлежит стихотворение и какие мотивы в нем прослеживаются, нам нужно раскрыть каждую из тем лирики в творчестве писателя. Работа с презентацией
7.Постановка проблемы исследования
В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?
8. Определение темы исследования
Какие тематики лирики вы знаете?
Какие мотивы присущи каждой тематике?
9. Формулирование целей исследования
Научиться определять принадлежность стихотворений к той или иной тематике творчества писателя, уметь выявлять мотивы лирики.
Работа в группах, работа с учебниками, наглядными материалами.
В группах выдвигаются гипотезы. Приводятся доказательства.
У каждой тематики лирики М.Ю. Лермонтова были свои мотивы.
Необходимо определить эти мотивы на примере стихотворений, доказать свою точку зрения.
а). Любовная лирика. Мотив безответной любви, страданий. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.
«Я не унижусь пред тобою…», « Она не гордой красотою…», «Они любили друг друга так долго и нежно…», «К портрету», «Расстались мы, но твой портрет…», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»).
В чем особенность любви лирического героя
Кому посвящены стихотворения
Обсуждение, анализ, сопоставление стихотворений, выявление мотивов.
Гипотеза: я не унижусь пред тобою…
Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).
б). Гражданская лирика. Мотив патриотизма и любви к родине. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.
«Бородино», «Два великана», «Прощай, немытая Россия!», «Родина».
Почему любовь поэта странная?
Обсуждение, анализ, сопоставление стихотворений, выявление мотивов.
Гипотеза: Люблю Отчизну я, но странною любовью.
Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).
в). Пейзажная лирика. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.
«Кавказ», «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Какие строки в стихотворении главные?
Обсуждение, анализ, сопоставление стихотворений, выявление мотивов.
Гипотеза: Тогда смиряется души моей тревога… И в небесах я вижу бога.
г) ФилосоФская лирика. Тема поэта и поэзии. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.
«Нет, я не Байрон…», «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель»
С кем сравнивается поэт?
Обсуждение, анализ, сопоставление стихотворений, выявление мотивов.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Тема одиночества. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.
Что отразил автор в этом стихотворении?
Найти изобразительные средства, используемые автором)
Как отражена тема одиночества?
Обсуждение, анализ, сопоставление стихотворений, выявление мотивов.
Гипотеза: Выхожу один я на дорогу. Пустыня внемлет богу…
Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).
11. Интерпретация полученных данных
Вывод по результатам исследовательской работы
12. Применение новых знаний в учебной деятельности
Звучит романс «Нет, не тебя я пылко так люблю… »
14. Домашнее задание
Сообщение «Адресаты любовной лирики Лермонтова»
Выучить любое стихотворение
Рабочий лист студента
Стихотворение для анализа (самостоятельная работа)
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Рабочий лист студента группа.
«Я не унижусь пред тобою…»,« Она не гордой красотою…», «Они любили друг друга так долго и нежно…», «К портрету», «Расстались мы, но твой портрет…», «Молитва« («я, Матерь Божия…«).
Рабочий лист студента группа.
«Бородино», «Два великана»,«Прощай, немытая Россия!» «Родина».
Рабочий лист студента группа.
«Кавказ», «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Рабочий лист студента группа.
«Нет, я не Байрон…», «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель», «Парус», «Тучи», На севере диком…», «Утес», «Сон», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Завещание»
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-562435
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения
Урок 3 8
Основные темы и мотивы в лирике
М. Ю. Лермонтова. Тема Родины
Цели : познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова; показать, в чем разница между темой и мотивом лирического произведения; проанализировать стихи поэта, главная тема которых – любовь к родине («Бородино», «Родина», «Два великана» и другие); помочь учащимся понять «странную» любовь Лермонтова к родине.
I. Вступительное слово учителя.
«Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу». (Н. И. Громов).
Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова [8] выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
7. Скрытое лицо (маска).
Основные темы в лирике Лермонтова:
2. Тема поэта и поэзии.
Главная тема – человеческая личность в процессе ее развития.
II. Беседа с учащимися по вопросам :
1. В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?
2. Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло стихотворение «Смерть Поэта»?
3. Стихотворения «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…» Почему возможно их сопоставление? (Выразительное чтение.)
В чем различие образов высшего света в данных стихотворениях? (В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» светское общество осуждается прежде всего с нравственных и эстетических позиций. В стихотворении «Смерть Поэта» – с политических: придворное общество во главе с царем преступно, так как подвергает поэтов преследованиям, убивает тех, кто восстает «против мнений света».)
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Поэт много размышлял о судьбе России, о ее истории и современности. В прошлом своей Родины Лермонтов находил ответы на многие вопросы современности. Он любил Родину высокой любовью, он хотел счастья своей стране и народу. Он ненавидел тех, кто держал родную страну в «цепях рабства». «Жалоба турка», «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» – блестящие стихи.
1. «Бородино» (чтение стихотворения). Назовите героев лермонтовского «Бородино». Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? (Причина героизма русских солдат в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость. Мы чувствуем восторг Лермонтова, его преклонение перед доблестью предков, совершивших невозможное. «Бородино» – могучая песня любви и преданности.)
2. «Родина» (чтение стихотворения).
Беседа по вопросам :
1) Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
2) Какие картины русской природы возникают в стихотворении?
3) Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?
4) Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?
5) Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)
3. «Прощай, немытая Россия» (чтение стихотворения).
Беседа по вопросам:
1) Чем это стихотворение отличается от предыдущего?
2) Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?
1. Чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Тучи», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива».
2. Стихи Лермонтова о любви.
3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Анализ стихотворения, вопросы.
Урок литературы в 10 классе на тему:»ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА.».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. Основные темы и мотивы в лирике
М. Ю. Лермонтова. Тема Родины
Цели : познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова; показать, в чем разница между темой и мотивом лирического произведения; проанализировать стихи поэта, главная тема которых – любовь к родине («Бородино», «Родина», «Два великана» и другие); помочь учащимся понять «странную» любовь Лермонтова к родине.
I. Вступительное слово учителя.
«Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу». (Н. И. Громов).
Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова [8] выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
7. Скрытое лицо (маска).
Основные темы в лирике Лермонтова:
2. Тема поэта и поэзии.
Главная тема – человеческая личность в процессе ее развития.
II. Беседа с учащимися по вопросам :
1. В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?
2. Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло стихотворение «Смерть Поэта»?
3. Стихотворения «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…» Почему возможно их сопоставление? (Выразительное чтение.)
В чем различие образов высшего света в данных стихотворениях? (В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» светское общество осуждается прежде всего с нравственных и эстетических позиций. В стихотворении «Смерть Поэта» – с политических: придворное общество во главе с царем преступно, так как подвергает поэтов преследованиям, убивает тех, кто восстает «против мнений света».)
III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
Поэт много размышлял о судьбе России, о ее истории и современности. В прошлом своей Родины Лермонтов находил ответы на многие вопросы современности. Он любил Родину высокой любовью, он хотел счастья своей стране и народу. Он ненавидел тех, кто держал родную страну в «цепях рабства». «Жалоба турка», «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» – блестящие стихи.
1. «Бородино» (чтение стихотворения). Назовите героев лермонтовского «Бородино». Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? (Причина героизма русских солдат в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость. Мы чувствуем восторг Лермонтова, его преклонение перед доблестью предков, совершивших невозможное. «Бородино» – могучая песня любви и преданности.)
2. «Родина» (чтение стихотворения).
Беседа по вопросам :
1) Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
2) Какие картины русской природы возникают в стихотворении?
3) Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?
4) Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?
5) Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)
3. «Прощай, немытая Россия» (чтение стихотворения).
Беседа по вопросам:
1) Чем это стихотворение отличается от предыдущего?
2) Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?
1. Чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Тучи», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива».
2. Стихи Лермонтова о любви.
3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Анализ стихотворения, вопросы.