В чем вы видите различия произведений эпических лирических и драматических жанров
Презентации к уроку
Экзаменационная работа по литературе (ЕГЭ) базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение всего материала курса.
Задания В1-В12 требуют владения навыками определения принадлежности литературного текста к тому или иному жанру, выявления языковых средств художественной образности и определения их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Презентации предназначены для отработки знаний терминологии прозаических, драматических и лирических произведений. Материалы презентации можно включить в определенную часть урока как викторину или можно использовать на факультативных занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе.
Вопросы, составленные по драматическим произведениям.
1) Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? (диалог)
2) Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? (говорящие)
3)Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? (внесценические)
4)Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? (конфликт)
5) Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? (ремарка)
6) Как называется развернутое высказывание одного героя? (монолог)
7) Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?(реплика)
8) Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? (афоризм)
9) Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении (антитеза, контраст)
10) Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл? (деталь)
11) Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?(конфликт, коллизия)
12) Как называется часть действия пьесы, в которой все основные противоречия находят свое разрешение?(развязка)
Вопросы, составленные по лирическим произведениям.
1) Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? (инверсия)
2) Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой?(метафора)
3) Строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? (сравнение, параллелизм)
4) Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова.(анафора)
5) Какие виды рифмовки вы знаете?(кольцевая, парная, перекрестная)
6) Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? (ассонанс)
7) Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? (аллитерация)
8) Как называется прием, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? (олицетворение)
9)Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (строфа)
10) Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? (рифма)
11) Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (оксюморон)
12) Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений? (сравнение)
13) Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? (символ)
14) Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (перифраз)
15) Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (риторический вопрос)
16)Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (кольцевая)
17) Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? (антитеза, контраст)
18) Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности? (Эпитет)
19) Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом.(эпиграф)
20) К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению?(сарказм)
Чем лирическое произведение отличается от эпического и драматического?
В наше время некоторые слова приобретают новые значения. Молодёжь часто употребляет наречие «эпично», при этом не очень-то хорошо ориентируясь в том, какой смысл имеет прилагательное с тем же корнем.
Эпические произведения основываются не на вымысле, а на реальных событиях, ставших для людей чем-то важным и поворотным в судьбе, часто это произведения героического содержания, повествующие о войне и других эпохальных событиях прошлого, о подвигах и достижениях целого народа. Примерами таких произведений могут быть повесть, рассказ, роман, сказка. Ниже можно найти классификацию эпических жанров.
Драматическое произведение предназначено для того, чтобы события, описанные в нём, актёры представляли со сцены, перевоплощаясь в действующих лиц драмы. Об этих событиях мы узнаём из диалогов героев, их монологов или ремарок автора.
Существуют и смешанные жанры. К примеру, лиро-эпос.
Чаще всего, определить какой именно стиль у произведения, можно сразу, это просто бросается в глаза и лирика видна сразу, а вот основные проблемы могут возникнуть с определением эпического и драматического произведения.
Если говорить о драматическом произведении, то оно воплощает различные чувства героев произведения через действия, почти не когда нет непосредственного рассказа автора, его слышно в произведении только через небольшие ремарки.
Ниже будет расположена таблица в которой будут виды и жанры, они относятся к разным направлениям, но все это не точно, в произведениях возможны различные переплетения.
Существует три рода литературы: эпос, лирика, драма.
Существуют также лиро-эпические жанры. Это произведения, сочетающие в себе элементы лирики (описание чувств и переживаний персонажей, внутреннего мира героев) и эпоса (эпическое повествование, развернутый сюжет).
Итак, основное отличие в том, что в лирических произведениях в центе внимания внутренний мир героя и сам герой, тогда как в эпических и драматических произведениях большую роль играют действия, события.
Урок родного (русского) языка в 6 классе на тему «Отличие эпического произведения от лирического и драматического»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок родного(русского) языка в 6 классе
Эпическое произведение, его особенности.
Отличие эпического произведения от лирического и драматического.
Цели: вспомнить имеющиеся знания о родах литературы; выявить отличительные черты эпических произведений; развивать навыки монологической речи.
Планируемые результаты: знание трех родов произведений, умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, владение навыками анализа текста, монологической речи.
— Вспомните, какие произведения мы уже прочитали в в этом учебном году?
Учащиеся называют ( «Дубровский», «Левша» и др.)
— Во всех этих произведениях повествуется о героях и событиях. Такие произведения называются эпическими.
— А что является главным в стихотворении? (Выражение чувств автора, его мыслей, желаний).
— Такие произведения называются лирическими. И способ написания иной. Стихотворения – это рифмованные произведения. А ещё бывают произведения, предназначенные для постановки на сцене. В них сами герои разговаривают и совершают поступки. Это произведения драматургии.
Вывод: Итак, в литературе исторически сложилось устойчивое деление произведений в соответствии с тремя формами изображения, т. е. три рода литературы: эпос, лирика и драма.
3. Работа над темой урока.
1). Эпос. Это один из трех основных родов литературы, для которого характерно объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
Лирика. Один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями
Драма. Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене.
2)- Вспомните, какие эпические, лирические и драматические произведения вы читали, слышали, видели. Назовите их авторов.
-Как вы думаете, что является главным в эпическом произведении?
3).Упр.156(рабочая тетрадь). Выразительное чтение басни Эзопа «Муравей и жук».
-Докажите, что это эпическое произведение.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— О чём мы говорили сегодня на уроке?
5. Домашнее задание: читать п.30, выполнить упр.155(рабочая тетрадь).
Эпос, лирика и драма
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основные роды литературы: Эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров.
повторить с учениками литературоведческие термины;
формирование понятия о трех родах литературы.
актуализация знаний по литературе, полученных в 5-6 классах.
закрытая запись темы урока на доске;
эпиграф: “Литература – искусство слова”
2. Определение темы урока
Опрос “Назови литературный термин по описанию”.
— Наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности (род).
— Исторически сложившийся вид литературного произведения (жанр).
— Род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения (лирика).
— Род литературы, в котором повествуется о событиях и героях (эпос).
— Один из родов художественной литературы, в котором события, происходящие с героями, их чувства, переживания отражены в действиях и поступках и воплощены на сцене (драма).
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ученики открывают тетради, записывают тему урока)
3. Изучение нового материала.
-Вся художественная литература – это огромная страна. Жизнь ее – это отражение жизни человека.
Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит ещё к временам Древней Греции и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н. э.).
М/у.: таблица на доске
Некоторое представление о трёх главных видах литературы есть у каждого из вас, но те, кто никогда не задумывался о смысле этого разделения, часто имеют о нём упрощённое, не совсем правильное понятие. Многим кажется, что лирика — это обязательно стихи, с ритмом и рифмой, драма — то, что играют на сцене, а эпос — это любой художественный прозаический текст. Однако чуть более искушённый читатель знает, что и драмы бывают в стихах, а древние поэмы — например, «Илиаду» и «Одиссею», называют “эпическими”. Зато и в прозе бывают иногда небольшие рассказы, в которых почти нет событий, а главную роль играет настроение. Цикл своих рассказов, написанных в таком роде, русский писатель И. С. Тургенев назвал «Стихотворения в прозе».
Задача Эпоса (по-гречески “эпос” значит повествование) — описывать события. В эпическом произведении авторский взгляд — это взгляд со стороны. Очень долго эпос не умел и не брался описывать события внутренней жизни человека, но даже когда такие описания появляются, автор, для того чтобы рассказать о своих переживаниях, должен сделать как бы шаг в сторону и взглянуть на своё внутреннее состояние чужими, отстранёнными глазами.
Эпос — это соразмышление повествователя и его слушателей (а позже — читателей) о смысле происшедших событий. Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи. Часто говорят: “Рассказано с эпическим спокойствием”. В самом деле, Гомер, к примеру, с одинаковой обстоятельностью, “не опуская глаз”, рассказывает и о том, как циклоп доит своё стадо, и о том, как он убивает и ест спутников Одиссея. Вернее, рассказывает об этом в поэме сам Одиссей, но и он не привносит в рассказ своих чувств: страха, жалости, отчаянья. Его отделяет от этих событий пройденный путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая придаёт взгляду отстранение.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь, —
Нас интересует не столько описание комнаты и печки (которого, вообще-то говоря, здесь и нет), сколько впечатление уюта, радости, тепла и света, которое встаёт из этих строк.
Лирика — это сопереживание читателя автору стихотворения. Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроения — и авторские, и в свои собственные, потому что, если мы не угадаем за авторскими словами что-то уже знакомое нам по внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы письмом на непонятном языке. Когда мы не понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим в них того главного, о чём идёт речь.
Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека. Оказывается, нам гораздо легче это сделать, если лирический текст соединён с музыкой. Слово “лирика” по-гречески означает “произносимый под звуки лиры” — струнного музыкального инструмента, который, как считали древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал Аполлону — покровителю искусств. Само название лирики показывает, что она глубинной своей сутью родственна музыке — искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их.
Это родство объясняет нам, почему лирике свойственны ритм и мера. Ритм, напевность, музыкальность помогают лирическим произведениям выразить то, что не всегда вмещают слова. Или можно сказать по-другому: музыка стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут выразить в обычной речи. Ритм стиха сам вводит нас в нужное настроение. Сравните, например, два описания лунной зимней ночи в пушкинских стихах:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
(«Зимняя дорога») — спокойное, светлое, печальное;
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
(«Бесы») — напряжённое, тревожное, как сильные удары сердца
Чтение стихов, как и пение песен — если говорить не о подделках, а о настоящем искусстве, — это одновременно и наслаждение, и труд души.
Из-за того, что форма стихов достаточно сложна, а восприятие их требует определённой культуры, может сложиться впечатление, что стихи — какое-то позднее и искусственное изобретение в литературе. Это не так. Стихи древнее и в некотором смысле естественнее прозы. Ритм удивительным образом присущ человеческой речи. Русский поэт Н. С. Гумилёв сказал однажды, что об этом “знает всякий, кто, внимательно оттачивая кусок прозы, употреблял усилия, чтобы сдержать рождающийся ритм”. Потому и древние эпические сказания сложены в стихах, подобно лирическим песням. И те, и другие, по мнению учёных, возникли из древней хоровой поэзии.
Драма по-гречески значит “действие”. В ней не рассказывается о совершившихся событиях, а показываются события, как бы происходящие на наших глазах. Знаменитое определение, которое дал драме Аристотель, начинается словами: “Драма есть подражание действию. ”
Автор драмы не имеет возможности говорить “от себя”: всё, что он хочет сказать, должно быть понятно зрителю из событий, происходящих на сцене, и разговоров действующих лиц. При этом зритель вникает в события чужой жизни и начинает переживать их так, будто они близко касаются его самого. В театре (особенно в детском) часто случается, что зрители забывают, что перед ними пьеса, написанная драматургом. Бывает, что они волнуются, кричат, пытаются изменить ход действия: кого-то предупредить, кому-то помешать.
Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально “соучастником” событий.
Долгое время драма не мыслилась и не существовала вне театра, и этим объясняются многие её особенности. Действие в драме ограничено строгими рамками. Оно должно иметь логическое начало ( завязку ), развитие действия и конец ( развязку ). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении, которое в какие-то моменты действия нарастает, становится захватывающе острым. Такие моменты называются кульминациями — точками наивысшего напряжения действия.
Интерес зрителя к действию совсем не обязательно держится на желании узнать, “чем дело кончилось”. Более того, в Древней Греции, где родилась европейская драма, в основу драматических сюжетов обычно клались мифы, которые всем были хорошо известны. Напряжённое внимание держалось на другом. В основе драматического действия лежит конфликт — столкновение жизненных позиций героев. Драма — это всегда диалог, спор двух сторон, двух “правд”, и зрители ждут решения (или, вернее, выносят решение): что же в самом деле в той или иной ситуации является “правдой”, кто прав, кто победит в споре. Древние сюжеты осмыслялись заново, в них высвечивались острые конфликты, так или иначе задевающие каждого зрителя, и главное было — найти правильное решение, а не узнать конец какой-то давней истории.
К примеру, в трагедии Эсхила — первого из великих трагических поэтов Древней Греции (ок. 525–456 гг. до н.э.), которая называется «Умоляющие», спорят две стороны: девы-Данаиды, дочери царя Даная, бегущие от огромной преследующей их армии, и маленький греческий город Аргос, у которого Данаиды просят защиты.
Город оказался перед трудным выбором: с одной стороны, он совсем не обязан защищать Данаид, тем более что войско преследователей велико и могуче и город вряд ли сможет дать ему отпор. С другой стороны, выдав Данаид преследователям, город отречётся от своих принципов: от закона, права, уважения к свободе — и молча согласится с тем, что грубая сила может творить на свете любой произвол.
На сцене не происходит почти никаких событий, только разговоры: Данаиды умоляют, вестник вражеского войска угрожает, представители города решают, как им быть. И постепенно всем становится понятно, что свободный человек, подчинившись грубой силе, перестанет быть свободным. Защищая Данаид, Аргос будет защищать не стены, не богатство, а суть своего города — его свободу и независимость. И перед Данаидами открывают ворота. Трагедия завершается словами вестника о том, что вражеская армия подошла к стенам города.
Зрители не увидят, чем кончится битва. Для самой драмы это не важно: решение найдено, конфликт разрешён, развязка совершилась. Хоть, впрочем, все, для кого Эсхил написал и поставил свою трагедию, прекрасно знали, что город погибнет в сраженьи. На этом выборе правды ценой жизни основан удивительный эффект любой трагедии, который Аристотель назвал “ катарсис ” — очищение через страдание, или очищение самого страдания; светлый подъём духа, который ощущают все участники и свидетели трагической, но праведной развязки. Существует рассказ о том, как в час опасности афиняне поставили трагедию, чтобы поднять свой дух, после неё пошли в бой и победили.
В былые века драму считали высшим из родов литературы, соединяющей в себе достоинства эпоса и лирики. С эпосом драму роднит интерес к событию, сюжету, с лирикой — эмоциональный накал, полнота погружения зрителя в мир художественного произведения. Но происхождением своим драма существенно отличается от эпоса и лирики. Она восходит к древним обрядовым действам, которые в самом деле затрагивали всех членов рода, равно и зрителей, и участников.
В древности и в Средневековье выделялось множество лирических жанров: гимн, послание, ода, элегия, сонет, рондо, песня, романс и т.д. Но в XIX–XX веках лирические произведения чаще всего называются просто “стихотворение”, без деления на жанры.
К драме относятся трагедия, комедия и средний жанр — просто серьёзная пьеса, не такая глубокая и возвышенная, как трагедия; такие “средние” пьесы, как и весь род, называют драмами.
Есть произведения, в которых сочетаются черты сразу двух родов. В частности, существует довольно большой круг лиро-эпических произведений, в которых лирика (передача чувств) сочетается с эпосом (описанием событий). К примеру, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — это лиро-эпическое произведение.
4.Чтение статьи учебника на с. 3-4
-В чем вы видите различия произведений эпических, лирических и драматических жанров?
В чем видите различия произведений эпических, лирических и драматических жанров?
В чем видите различия произведений эпических, лирических и драматических жанров?
Если лирика и драма хоть немногим, но близка, то эпос далековат от них.
Чем отличается лирическое произведение от эпического 1тематикой 2образнастью 3стихотворной формой 4рифмой?
Чем отличается лирическое произведение от эпического 1тематикой 2образнастью 3стихотворной формой 4рифмой.
Что относится к МАЛОМУ ЭПИЧЕСКОМУ ЖАНРУ?
К какому роду литературы относиться басня Помогите пожалуйста срочно 1)лирическому 2)эпическому 3)драматическому 4)комическому?
К какому роду литературы относиться басня Помогите пожалуйста срочно 1)лирическому 2)эпическому 3)драматическому 4)комическому.
Почему песня о стеньке разине эпическое произведение а не лирическое обьяснити пожалуйста?
Почему песня о стеньке разине эпическое произведение а не лирическое обьяснити пожалуйста.
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Какие из них можно назвать эпическими, а какие лирическими?
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Какие произведения писал Лермонтов?
Какие произведения писал Лермонтов?
Определите чем лирическое произведение отличается от эпической?
Определите чем лирическое произведение отличается от эпической.
Помогите пожалуйста?
В каком из литературных жанров сочетаются эпическое и лирическое начало?
Иван Царевич смелый, доброжелательный, умный, проворчивый. Василиса Премудрая, которой свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе луч..