В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Как мы выжили? Отличия советского воспитания от современного

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Слинг или кенгуру? Монтессори или Вальдорф? Теория привязанности, методика Домана, плавание с рождения, роды в воде… Перед современными родителями открывается безграничный мир возможностей и способов воспитания.

Но так было не всегда. Каких-то 20-30 лет назад дети еще росли во дворах, сами ходили в магазин, сдерживали слезы и мирились с тем, что мама может спокойно проверить ящики стола или портфеля в поисках компромата. Это было не просто другое время, это была другая эпоха.

Лилит Мазикина задалась вопросом “Как мы выжили?” и поразмышляла о том, чем же так отличаются взгляды на воспитание детей в 80-90-е годы от современных.

11 отличий советского воспитания от современного

Ребенку может быть больно!

Кажется поразительным, но во времена нашего детства для абсолютного большинства взрослых плач, крики, беспокойство ребенка при болезненных медицинских процедурах или, например, растяжке на кружках танцев и гимнастики воспринимались как блажь и капризы, которые необходимо побороть. За то, что тебе делают больно, тебя же и стыдили!

А в наше время педиатры нового поколения вслух говорят, что, если массаж слишком болезненный, то он не только не поможет, но, наоборот, навредит. Многие тренеры отказываются от калечащих практик растяжек и переходят на те методы, которые предлагаются взрослым в фитнес-центрах. А родители стали наконец-то утешать детей после укола или другой неприятной процедуры.

Тыжедевочка

Признаем, фраза отлично существовала десятилетиями и отравляла жизнь не одной из нас. Но такого безумия вокруг простого факта женского пола ребенка прежде не было. В восьмидесятых и девяностых большинству тыжедевочек все же не пеняли за любовь к спортивным и просто подвижным играм, научную любознательность, драку ради отстаивания девчоночьей чести, желания носить брюки и равнодушие к розовому, лиловому и сиреневому цветам. На нынешних девочках как будто затягивают невидимые корсеты.

Отношение к здоровью

Родители в среднем стали куда внимательнее к здоровью детей и намного настойчивей в вопросах требования медицинской помощи, когда замотанный педиатр еще ничего не заметил, а мама с папой уже обнаружили странности. Возможно, причина тому – неуверенность в том, что, если болезнь запустить, можно будет получить нормальное лечение. Даже в девяностые на официальную медицину надеялись куда больше, чем сейчас.

Пеленки

Наши родители считали, что неглаженые пеленки не должны коснуться младенца. То ли он тогда заболеет, то ли еще что-нибудь страшное. А сегодняшние все чаще следуют совету педиатра избегать глажки нижнего и постельного белья для малышей: так, мол, кожа в нем лучше дышит. Тем более, что эпидемиологическая обстановка в наших домах хорошая и жестких складок, благодаря полоскателям для белья, больше на пеленках после сушки нету.

Школьная программа

В восьмидесятые и девяностые родители ожидали, что школа сама даст знания. Ну, может быть, придется нанять репетитора, чтобы ребенок лучше знал иностранный язык или подготовился по профильным предметам для вступления в вуз.

Сейчас же оплата репетиторов или кружков по самым обычным школьным дисциплинам (и вовсе не для углубленного изучения!) входит в большинство семейных бюджетов, где ребенок дорос до школы.

Естественно, времени и денег на кружки по интересам остается куда меньше. Детям приходится переходить на те хобби, которым можно обучиться по видео в Интернете, и кооперироваться в соцсетях, чтобы обмениваться опытом и хвастаться результатом.

Питание

Девиз восьмидесятых: ребенок должен кушать плотно. В девяностых ребенок был должен съесть, что дают, а не перебирать едой. Теперь же главное – погоня за полезностью питания. Чипсы в руках первоклашки способны вызвать у многих окружающих припадок. Накормившая в минуту душевной слабости дитятко бургером мать еще месяц мучается угрызениями совести. Фото подростка, жующего полную холестерина жареную курицу, вызовет шквал гневных комментариев. Еда для детей (и притом вовсе не для малышей ясельного возраста) помногу, пристрастно, придирчиво обсуждается в интернетах. Зато никто больше не заставляет доедать.

Мотивация

Большая часть наших родителей в принципе не задумывалась над таким способом взаимодействия с ребенком. Надо – значит, надо. Будешь плохо учиться – станешь дворником. Будешь хорошо учиться – станешь учительницей и будешь получать как дворник, зато работать в тепле. А по заднице не хочешь? Наши дети признают, кажется, только осознанную необходимость.

Ну, то есть, надо убедить, что действительно надо, и нормально объяснить, почему. Отнимает много времени и сил, а вот работает ли лучше старых добрых угроз – пока только предстоит выяснить. Ученые вот стали утверждать, что легкий стресс способствует изучению нового. Легкий, мы сказали.

У детей есть мнение

С ним необязательно соглашаться, а многие и принимать во внимание не спешат, но его больше не отрицают как факт. Вопрос “Да какое у тебя может быть мнение, в третьем-то классе?” – примета нашего детства, но, по счастью, не наших отпрысков.

Никакого ключа на шее

В большинстве семей восьмидесятых-девяностых ребенок, доросший до школы, дорастал и до того, чтобы самостоятельно ходить по городу или сидеть дома в одиночестве, спокойно лопая холодные котлеты или бутерброды с маргарином и сахаром.

Теперь в Интернете родители рассказывают, что дети по закону не имеют права находиться без надзора взрослых до 12 лет. И действительно, увидеть одиннадцатилетку, спокойно переходящего оживленную улицу на перекрестке, стало трудно. То ли закон точно есть, то ли все в него верят.

Личное пространство

Личное пространство детей все еще активно нарушается самими родителями, но в целом хотя бы признается. Наличие своей комнаты или уголка для ребенка стало считаться обязательным – это мы притыкались, где могли, а уж если гордо владели комнатой (обычно на пару с братом или сестрой), то родители заходили туда без стука и стеснения.

Квартира ведь их, значит, и комната тоже их, нам просто давали там спать и сидеть. Если мы найдем дневник ребенка и заглянем в него, будем потом терзаться муками совести. В наши дневники заглядывали с непринужденностью читателей на абонементе.

Разговоры о сексуальной безопасности

Более того, часто, если всплывал факт приставания или изнасилования, к девочкам нашего поколения и относились, как к прожженным шлюхам, независимо от возраста, в котором они пострадали. Так что большинство предпочитало молчать.

Мы наконец-то перенесли фокус внимания с жертвы на насильника (по крайней мере, если жертвой стал или может стать наш ребенок) и, мекая, бекая, краснея и потея от натуги и неловкости, проводим профилактические разговоры.

Как мы выжили?

Вопрос, который так любят пафосно задавать в интернетах и на который иногда хочется ответить: чудом. Дело не в том, что наши родители не старались. Дело в том, что, во-первых, советская педагогика рассматривала ребенка прежде всего не как личность, а как заготовку будущего строителя коммунизма.

Все, что отвлекало от процесса изготовления строителя, считалось вторичным, и голоса в защиту учета индивидуальности были слабы и робки. И, во-вторых, нашим родителям было действительно некогда. В 1980-х многие матери занимались тем, что доставали. Нет, не понтовые джинсы и магнитофоны, а неравномерно выбрасываемое на прилавки: сапоги, овощи или фрукты, туалетную бумагу…

Да и быт был куда суровее, чем сейчас. За стиркой-уборкой-готовкой (все вручную и из сырейшего сырья!) времени и сил на детей толком не оставалось. В конце концов, это за нами же убирали, нас же обстирывали и кормили. В девяностых родители были заняты выживанием семьи. Многие матери стали одиночками, и многие – “челноками” и рыночными торговками с ненормированным рабочим днем. Нам давали столько, сколько могли.

Как даем сейчас мы, исходя из наших возросших возможностей и новых трудностей времени (проблем с образованием, например). Вопрос, не слишком ли мы стараемся, кажется, поднимают только глупцы… и ученые, которые стали утверждать, что дети, лишенные “обычных” детских опасностей, например, чуть рискованных прогулок на природе или возможностей, которые давала детская площадка, изыскивают новые возможности рисковать.

Куда более опасные, чем мы ожидаем. Возможно, следующее поколение будет спрашивать не “почему над нами не тряслись родители?”, а “почему над нами так тряслись?” и приходить от многих наших задвигов и методов в ужас. Кто знает.

Но, честное слово, все же хорошо, что теперь у ребенка есть мнение и личное пространство.

Источник

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Советское воспитание в современном мире, а точнее в сознании современных людей является тем феноменом, по которому принято тосковать. Причем тоска эта усиливается с каждым годом по мере того, как современная система воспитания, в особенности воспитания школьного, так и не обретает какие-либо осмысленные четкие черты. С каждым годом все более забывая о том, чем являлось советское воспитание в действительности, мы сильнее и сильнее желаем возращения к истокам, как возвращения к чему-то устоявшемуся, фундаментальному, упорядоченному и понятному.

Советское воспитание в чистом его виде являлось продуктом своего времени. При этом оно не было чем-то монолитным, как могло обманчиво сложится представление о нем. В советском воспитании довлела коммунистическая идеология, в которой увязывались две противоположные идеи: 1) тоталитарная — всеобщего подравнивания под эталонную внешнюю норму и 2) гуманистическая — провозглашающая важность создания условий для развития каждогочеловека. Советское воспитание пыталось решить эти две по сути несовместимы задачи, разрываясь между коллективным и частным, чаще всего в пользу первого.

За этими разными задачами стояли, в общем-то, одни и те же «верования» воспитателей: в светлое общественное будущее, в возможность хороших человеческих отношений, в ценность бескорыстия, в преданность советскому общественному строю и особую значимость этого строя. Педагогов с другим набором установок почти не было.

Именно эти мировоззренческие ориентации, позиции педагогов проявлялись в организации мероприятий, в развиваемых стилях коллективной жизни, в словах, обращённых к воспитанникам. На конкретно-педагогическом уровне преобладали «веры» в связь успеха в работе с количеством мероприятий, в силу правильных слов, в трансляцию опыта предшествующих поколений как ценности для нового поколения.

Октябрятство, пионерия и, особенно, комсомол являлись относительно удачным оформлением того или иного этапа взрослости. В современной ситуации таких общих форм нет, и их замены, В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитанияудачные или неудачные встречаются далеко не всюду и не всегда.

Что же сохранилось в верованиях, мифах педагогов по сравнению с советскими временами? Ответ — парадоксален. Воспитательно-педагогические верования в основном сохранились. По-прежнему царствуют мифы силы правильного слова, ценности опыта предшествующих поколений, силы количества мероприятий, веры в то, что где-то есть всеобще правильные сценарии, мудрые школьные законы и верные схемы самоуправления.

Драма в том, что эти «веры» стали ещё дальше от реальных механизмов воспитания, чем прежде. В советские годы они в большей или меньшей мере соответствовали жизненному опыту детей. И недоверие к конкретным педагогам и их действиям в какой-то мере компенсировалось доверием школьников к житейской информации, опыту жизненных отношений.

Источник

СССР vs Россия: как менялись методы воспитания детей

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

МОСКВА, 12 июл — РИА Новости, Анна Урманцева. Все ли родители хотят, чтобы их дети были послушными? Есть два противоположных подхода. Одни пытаются воспитать в детях послушание, другие, наоборот, нацелены на развитие самостоятельности. К какой из групп относятся родители, зависит от того, в каком обществе, при каком строе и экономической политике они растят детей.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Чтобы выяснить, как изменились воспитательные модели, старший научный сотрудник Института социологии РАН Лидия Окольская сравнила выводы двух обширных социологических исследований. Одно из них — «Советский человек» Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Другое — «Всемирное исследование ценностей» за 1990, 1995, 2006 и 2011 годы, в каждой волне которого участвовали около 2000 человек, а последний опрос охватил 2500 респондентов (*по данным редакции в последней волне 6131 человек отвечали на вопросы про детей).

И в том, и в другом случае респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у собственных детей: 1) независимость; 2) трудолюбие; 3) ответственность; 4) воображение; 5) терпимость и уважение к другим людям; 6) бережливость (бережливое отношение к вещам и деньгам); 7) решительность, настойчивость; 8) религиозность; 9) бескорыстие, неэгоистичность; 10) послушание (есть варианты представления качеств в зависимости от варианта исследования). Выбрать нужно было не более пяти свойств.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

По таблицам видно, как к 1999 году усилились эгоистические тенденции в противовес доминировавшим в 1989 году честности, порядочности и любви к дому и Родине. Возрастает желание «не упустить своего» и «занять видное положение», утрачивается «уважение к родителям», «стремление к знаниям» и желание «работать для общего блага». Родители начинают формировать в детях самостоятельность, более индивидуалистические качества, чем у них самих, сознательно отказываясь от неактуальных ценностей.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Тут интересны два момента. Один связан с настроениями ветеранов Великой Отечественной войны. Исследование А. И. Едачева, Т. В. Натхова и Л. И. Полищука («Война и ценности: опыт эмпирического анализа») показывает, что взгляды пожилых людей, прошедших войну, на воспитание отличались от воззрений близких им по возрасту соотечественников. Именно фронтовики считали, что важно развивать в детях самостоятельность, а также высоко ценили честность.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Другой момент касается религии. Среди людей, называющих религиозное воспитание важным, оказалось много сторонников эгоистического подхода, хоть это и не согласуется с базовыми ценностями православия и ислама. Удивительно, но ценности респондентов, кому вера «совершенно чужда» и «не важна» (по формулировке вопросника), оказались близки к ценностям тех, кто подчеркнул свою религиозность. Обе эти группы близки к эгоистическому полюсу. Вызывает также интерес сочетание демонстративной религиозности («религия исключительно важна») и эгоистических ценностей — «не упускать своего» и прочее.

По следующей таблице хорошо видно, как изменились представления людей о воспитании. Особенно интересна строчка «послушание».

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

«В 90-е такие качества, как настойчивость, решительность и независимость, стали значительно более желанными. К 2006 году общество переориентировалось на воспитание скорее самостоятельных, чем конформных детей, а в период с 2006 по 2011 год автономистский тренд остановился. Неожиданным результатом явилось усиление ценности послушания наряду с ценностями самостоятельности», — пишет Лидия Окольская.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

С другой стороны, появляется все больше научных статей о том, что велик вклад генов, которые с рождения определяют поведение человека. А может, и правда, родители зря надеются, что смогут воспитать в ребенке послушание или самостоятельность?

Поясняет заведующая лабораторией анализа генома Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН, доктор биологических наук Светлана Боринская: «Человек не может родиться с тем или иным характером, который уже определили гены. Гены однозначно определяют цвет глаз или цвет волос, некоторые особенности метаболизма. Но то, что касается поведения, гены определить однозначно не могут, — это слишком сложный признак. В генах не прописано абсолютное значение. Это программа гибкая. Там записаны возможные интервалы значений.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Что касается появления статей о большом вкладе генов в поведение, то, думаю, здесь существуют некоторые перекосы, связанные с технологией проведения исследований. Дело в том, что традиционно исследования влияния наследственности на поведение принято проводить на близнецах. Если однояйцовые близнецы совпадают по какому-то признаку чаще, чем разнояйцовые, делают вывод о влиянии наследственности. Но фактически при этом не изучают собственно среду, сравнивают поведение близнецов. При определенном дизайне эксперимента делают вывод, что гены влияют абсолютно на все, а воспитание — нет. Это принципиально неправильная позиция.

Можно ли в процентном отношении определить вклад в характер конкретного человека воспитания или генов? К сожалению, это невозможно. Все процентные соотношения, которые выводятся из экспериментов в группах, это «средняя температура по больнице». Перенести проценты, полученные для группы, на отдельного индивида мы можем далеко не всегда. Это касается как предсказания риска заболевания, так и поведенческих особенностей. К тому же есть данные, что проявление одного и того же варианта гена зависит от текущих условий, например от уровня преступности в регионе или уровня безработицы. Что уж тут говорить о воспитании!»

Источник

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

Об интересном исследовании рассказал журнал Naked Science. Лидия Окольская, старший научный сотрудник Института социологии РАН, сравнила советскую и российскую воспитательные модели. Для этого она проанализировала два исследования: «Советский человек» Юрия Левады (1989 и 1999 года) и «Всемирное исследование ценностей» (1990, 1995, 2006 и 2011 годы). Участие в каждом из этих опросов приняли 2000 человек (последний опрос охватил 2500).

Участникам исследований предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Например, бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие. Нужно было выбрать не более пяти качеств.

Согласно выводам Лидии Окольской, в советской воспитательной модели доминировали такие качества, как честность, порядочность и любовь к дому и своей стране. В то же время в конце 90-х на первый план выходят уже другие, более «эгоистичные». Желание получить звание или хорошую работу потеснили стремление «трудиться ради общего блага» и «уважать родителей». Последние стали чаще делать акцент на индивидуалистических качествах и самостоятельности ребенка. Честность и порядочность оказались важны как для советского человека, так и для россиянина, но в 80-е эти качества все же ценились больше.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания
Данные исследования «Советский человек», СССР/РФ, 1989 и 1999 годы /
Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Интересный вывод касается религии. Среди людей, для которых важным аспектом является религиозное воспитание, оказалось много «эгоистов». Пара «религия исключительно важна» и «не упускать своего» часто фигурирует в исследовании, несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать «эгоистичными». Также видно, что роль религии в российском обществе постепенно возрастала после краха СССР.

Воспитательные модели Российской Федерации претерпели немало метаморфоз за прошедшие десятилетия: они отличаются не только от советской модели, но и друг от друга. В 90-е произошел крен в сторону настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-е на первое место выходят самостоятельность и нонконформизм. Но уже после 2006-го произошло неожиданное усиление ценности послушания, хотя и самостоятельность оставалась весьма важным «трендом».

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания
Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости /
Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Работа Лидии Окольской опубликована в 2017 году в книге «Россия реформирующаяся» (стр. 479–515).

Источник

Машина времени: как воспитывали детей в Советском Союзе и как сейчас

Как однажды сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери – все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала 90-х и после, разное.

Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! Интересно? Читаем!

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания№1. ИГРУШКИ НАВЕКА

Советские игрушки отличались советской суровостью, простотой и незамысловатостью.

Игрушки изготавливались из качественных материалов (за этим в СССР следили строго: лозунг «Все лучшее – детям!» был не просто красивой фразой) и стоили недорого. Так что даже в многодетных семьях с небольшим достатком игрушек было много.

Совковые игрушки выдерживали любые экзекуции, а потому жили долго и оставались любимыми навсегда.

№2. ДРУЖБА БЕЗ ГРАНИЦ

Советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Вся окружающая советская действительность прививала детворе «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Детвора собиралась шумной гурьбой у ближайшего телеприемника, что бы посмотреть любимое «Ну, погоди». Зато дети умели дружить и дорожить друзьями.

Сейчас всё чаще стал наблюдаться буллинг среди детей, который «набирает обороты» конфликта.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

№3. ГУЛЯЛИ БЕЗ ТЕЛЕФОНА

Тогда мобильных ещё не было, и узнать, где пропадает ребенок, было нелегко. Нет-нет подсказывали соседи: «Видела твоего с мальчишками, около школы играют…» И это было нормально.

Сегодня редкость увидеть детей во дворе, играющих хотя бы в «Казаки разбойники», теперь каждый ребенок сидит у себя дома и играет с виртуальными друзьями в плейстешн.

№4. ТЕРПЕНИЕ

Если советские родители воспринимали плач ребенка от прививки как капризы, то современные родители стараются облегчить страдания малыша. Такую чуткость в воспитании одобряют не только родители, но и детские психологи.

№5. ДЕВОЧКИ ДОЛЖНЫ ХОДИТЬ В ПЛАТЮШКАХ

Родители девочек прививали своим дочерям быть аккуратными, опрятными, ходить в платье или юбочке, заплетать длинные волосы в косичку. Не разрешалось одевать девочкам спортивные штаны и обрезать шикарные косы.

В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Смотреть картинку В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Картинка про В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания. Фото В чем вы видите различия между современной и советской парадигмами воспитания

№6. НЕ «ТЕПЛИЧНЫЕ» ДЕТИ

Детей Советского союза было принято закалять холодной водой.

Современные мамы и папы не только побаиваются лишний раз обдать ребенка летней водой, но и болезни своим чадам придумывают гораздо раньше, чем они на самом деле появляются.

Хотя уже давно доказано, что ребенок гораздо легче переносит холод, нежели жару. Но это вовсе не означает, что стоит бросаться из крайности в крайность и одевать ребенка не по погоде, держать температуру воздуха в комнате ниже 19 градусов.

№7. ШКОЛА БОЛЬШЕ ДАВАЛА

Большинство современных родителей при неуспеваемости в знаниях нанимают своему ребенку репетитора. В свое время советские ребятишки такого не видели.

Спросите своих родителей или дедушек с бабушками, они перескажут вам любое стихотворение Чехова, Есенина, Достоевского.

Любой советский человек, в каком бы возрасте не был, всегда напишет без ошибок.

А теперь зайдите в популярный месенджер вацап – сколько ежедневно ошибок в тексте делаете?

«Щас», «чё», «спс», «плиз» и т.д. Думаете там написали, и в голове это не отложилось? Эх..зря.

№8. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Сходить в магазин, в пекарню за хлебом, вынести мусор, погулять с собакой – дети того времени делали сами.

А сейчас даже под диктовку учителя, дети умудряются непонятно записывать домашнее задание в дневник. После чего, бедный преподаватель тратит свой вечер с семьей на то, что бы каждому родителю (а их приблизительно от 25 до 40 человек) снова объяснить что задали на завтра. Стыдно!

№9. НЕ БЫЛО МОТИВАЦИИ

Если раньше детишки делали то, что казалось «правильно», стандартно, шаблоно, то сейчас родители стараются мотивировать детей, чтобы не нарушать детскую психику и не отбивать желание к своей мечте, совершенству.

№10. НЕТ МЕСТА МНЕНИЮ!

В СССР взрослые не допускали мысли, что у ребенка может быть свое личное мнение. Зато теперь родители не только подбадривают и поддерживают интерес, но помогают чувствовать свою значимость в этом мире. Это важно!

№11. ХОДИТЬ В ШКОЛУ ОДНОМУ

Раньше, всё же, было спокойнее на улице, что даже первоклашки спокойно возвращались домой со школы. На сегодняшний день обезопасить своего ребенка от неприятностей – это значит находиться рядом с ним, по крайней мере до подросткового возраста.

№12. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Почти у каждого ребенка сейчас своя комната, свой личный ноутбук, даже своя страничка в соцсетях.

Во времена Советсвкого союза любой взрослый считал своей обязанностью контролировать круг общения своего ребенка.

Многое, что было хорошим в советском воспитании, но мир не стоит на месте, и нынешние родители могут сделать больше и лучше для своего ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *