В бизнесе нет друзей есть только клиенты что значит
В бизнесе нет друзей есть только клиенты что значит
Большинство людей ошибочно полагают, что совместное ведение бизнеса с друзьями только способствует его скорейшему и удачному развитию. Отчасти это так. Всегда можно привести положительные примеры бизнес-партнёрства с друзьями. Но дело в том, что известными стали только удачные примеры такого сотрудничества. Гораздо больше предпринимателей, имеющих негативный опыт неудачного ведения дел с друзьями. Бизнес и дружба чаще всего не способны существовать вместе.
10 причин, почему бизнес и дружба несовместимы:
1. Дружба и бизнес – не одно и тоже
Прекрасные отношения, сложившиеся между друзьями, совсем не обязательно должны перерасти в успешное деловое партнёрство. Чаще всего оказывается, что друзья имеет совершенно противоположные мнения по той или иной производственной ситуации.
Доверяя друзьям решение вопросов, люди почему-то уверены, что в том, что друг поступит также, как и он сам. Но поступить по-дружески вовсе не означает поступить правильно.
Поэтому дружба не всегда является залогом успешного ведения дел.
2. Разделение должностных обязанностей между друзьями обычно ведёт к недопониманию
Не секрет, что в бизнесе всегда есть не очень приятные обязанности. Для успеха важно так распределить роли, чтобы неприятными обязанностями занимался наиболее подготовленный для этого сотрудник. А если таким сотрудником является друг?
Если поручить ему малоприятные обязанности, то это может вызвать обиду.
Именно поэтому очень сложно бывает правильно распределить обязанности между друзьями.
3. Друзья чаще всего ставят перед собой разные цели
Для того, чтобы бизнес-проект стал успешным, необходимо чтобы сотрудники ставили перед собой одинаковые цели. Дружба не всегда способна вести бизнес в правильном направлении.
Ну а если, один из друзей стремится к созданию устойчивого бизнеса, способного приносить постоянный доход только в будущем, а другой друг рассматривают свою работу как способ заработать деньги именно сейчас? Понятно, что цели, которые они ставят перед собой, существенным образом отличаются от убеждений другой стороны.
Не всегда поставленные перед собой друзьями цели совпадают. Очевидно, что это не способствует успешному развитию бизнеса.
4. В провале всегда легче обвинить других
Статистика свидетельствует о том, что более 75% новых бизнес-проектов терпят крах в течении первых 1-2 лет. При этом учредители несут не только финансовые потери, но и моральные издержки. В таких ситуациях и проверяются на прочность дружеские отношения. Чаще всего люди не хотят равномерно делить ответственность за провал, обвиняя во всём другую сторону.
Именно в такие моменты приходит осознание ошибки совместного ведения бизнеса с друзьями.
5. Общие бизнес обязательства разрушают дружбу
Готовность вложить личные средства в собственное дело не всегда присуща всем друзьям. Однако, как показывает жизненный опыт, люди обычно не всегда готовы терпеть материальные трудности, имея возможность залезть в средства бизнеса. То есть, они путают свой карман и кассу предприятия. Такое отношение подвергает дружбу серьёзному испытанию.
Не зря говорят: «Если хочешь потерять друга, предложи ему денег». Прежде, чем доверить друзьям финансовые средства, стоит задуматься, выдержат ли они такой соблазн?
6. Успешный бизнес строится только профессионалами
Каждый человек ошибочно считает себя специалистом во многих сферах. Друзья всегда просят поручить им то направление, в котором они считают себя специалистом. Но дружба мешает объективной оценке способностей человека.
Например, ведение учёта финансовых средств, по мнению многих людей, под силу любому человеку, тем более другу. Грамотный учёт – дело бухгалтеров, поэтому поручать ведение учёта дилетанту, пусть даже другу является ошибкой.
Непрофессиональные действия друзей обычно приводят к провалу. То есть в этом случае становится очевидной ошибка назначения друзей-неспециалистов на ответственные должности.
7. Дружба ослабевает от постоянного обсуждения бизнес-проблем
Конечно, в спорах рождается истина. Но как утверждают социологи, для снятия стресса надо периодически отвлекаться от проблем.
Друзья общаются постоянно, часто обсуждая проблемы и в нерабочее время. Во многих случаях такие действия только усугубляют стресс. В этом случае велика вероятность того, что человек не сдержит эмоции и не сможет объективно разобраться в ситуации.
А если в коллективе трудятся обычные коллеги, то предприниматель получает возможность спокойно, без эмоций, обдумать создавшуюся ситуацию и принять правильное решение.
8. Друзей морально трудно упрекнуть
От ошибок никто не застрахован. Предприниматели становятся успешными только в том случае, если вовремя замечают допущенные ошибки, немедленно исправляют их и стараются больше не совершать. Естественно, в таких ситуациях надо рассчитывать на то, что друг укажет на ошибку и поможет её исправить. Но друзья не упрекают друг друга допущенными ошибками, и тем более не наказывают за них. Это способствует возникновению чувства вседозволенности, что никогда не приводит к успеху.
Поэтому дружеские отношения в данном случае только мешают делу.
9. Успех тоже может быть вреден для дружбы
Как уже отмечалось, цели у друзей чаще всего бывают разными. Если в результате совместных усилий, появятся первые положительные результаты, то реакция будет тоже разной. При успехе люди испытывают эмоциональный подъём, возводя при этом свою самооценку на головокружительную высоту.
Вместо того, чтобы удвоить усилия, люди обычно расслабляются, считая, что цель достигнута. Такие действия вызовут у другой стороны раздражение, которое неизменно выплеснется наружу.
В этом случае дружба опять сыграет против бизнеса.
10. Бизнес должен уметь приспосабливаться, а дружба – нет
Настоящая дружба всегда постоянна, независимо от внешних условий. Но, чтобы достигнуть успеха в бизнесе, надо идти в ногу с меняющимися внешними условиями и, соответственно, адаптироваться к ним. Со стороны может ошибочно показаться, что человек изменяет своим прежним принципам.
Очевидно, что далеко не всякий друг может принять такую позицию. В итоге дружба прекращается, а дело страдает.
Как вести бизнес с друзьями и не поссориться
В бизнесе сложно найти не только первоначальный капитал, но и партнеров. Поэтому многие хотят вести бизнес с друзьями. Разбираемся, стоит ли так делать и можно ли сохранить дружбу в деловых отношениях.
Содержание статьи
Почему бизнес с друзьями — это опасно
В дружбе нет четкого регламента. Но бизнес — это другое. Деловое общение предполагает, что процессы четко прописаны и отстроены, каждый занимается своим направлением, присутствуют денежные отношения. И тут не получится вариант, когда первый забирает 90% прибыли, а второй молча соглашается. Появляется чистый расчет, и нет места эмоциям и обидам. Поэтому и опасно делать бизнес с друзьями.
Основатель и руководитель SMM-агентства STEPLER Яна Ерохина подчеркивает, что можно потерять и бизнес, и дружбу:
«Партнерство в бизнесе напоминают отношения в паре. Когда только дружите — все просто, и ссоры возникают редко. Когда становитесь еще и партнерами по бизнесу, то в дело вступают амбиции, эго, разные взгляды на одни и те же вещи. Начали работать вместе, но понимаете, что ваш вклад в развитие компании гораздо выше, чем вклад партнера. Да и в общем кажется, что партнер больше занимается своими делами, повесив на вас груз ответственности за компанию. Вы понимаете, что так продолжаться больше не может, и хотите остаться единственным руководителем. Тут-то и возникает сложность — как сказать об этом партнеру и не потерять его как друга? Знаю истории, когда две бывшие подруги, поделив компанию, подали друг на друга в суд. Или друзья оставляли третьего друга, не согласного с каким-то решением, без компании и надежды на выплаты»
Бизнес с друзьями — это табу?
Иногда дружба дает и преимущества. Во-первых, вы знаете характер партнера и привычки. Это помогает скорректировать собственное поведение. Например, как правильно донести претензию или предложение по развитию. Во-вторых, друзья бывают увлечены интересами или идеей. Именно это может стать мотором для постоянного развития бизнеса.
Основатель цифровой лизинговой компании Capital Leasing Group и стартапа «Смартолет» Сергей Гришин считает, что в бизнесе с друзьями нет ничего страшного:
«В целом бизнес с друзьями — это очень выгодная история. У тебя изначально есть доверие с партнерами. Тебе не нужно проверять человека, придумывать схемы, как себя обезопасить от подставы, потому что ты доверяешь человеку. При этом, чтобы был эффект от партнерства, нужно брать в напарники человека, который в чем-то тебя превосходит. Идеальная ситуация, когда каждый из партнеров в чем-то сильнее, чем остальные. Например, ты отличный продавец, а твой партнер хороший менеджер. Или ты стратег, а твой друг хорошо знает, как сделать идеальный продукт. Тогда появляется команда, где кооперация и взаимная поддержка гораздо выше, чем внутренняя конкуренция. Но такой способ ведения бизнеса подходит не всем. Чтобы бизнес с другом состоялся, вы оба должны уметь уважать чужую точку зрения. Не должно быть эгоцентризма, вы не должны быть жадными людьми и должны уметь делиться. Если у тебя и твоего друга есть такие установки, то партнерство будет очень плодотворным. Если нет, то все закончится плохо и бизнес может рухнуть»
Как правильно делать бизнес с друзьями
Главное правило — понять, что это бизнес, а не просто совместное развлечение. И уяснить, что предприниматели строят процессы на основе цифр, а не эмоций. В деловых отношениях все документируют и ведут учет денег. Кстати, в блоге ПланФакта есть статья про управленческий учет, которая раскрывает тему управления. И не забывайте про другие эффективные правила:
1. Регистрируйте ООО, а не ИП
В ООО может быть несколько учредителей с разными долями. Если один из партнеров хочет выйти из бизнеса, то получает компенсацию, которая равна доле участия. А вот ИП может только нанимать сотрудников, и при конфликте трудно доказать, что претензии предъявляет владелец бизнеса, а не работник.
2. Разграничьте полномочия
Пропишите в уставе, на какие процессы влияет каждый собственник и как принимаются стратегические решения. А также алгоритм для решения спорных вопросов. Если собственники работают в компании, то в кадровых документах прописывают должностные инструкции, качественные и количественные показатели. Если результатов нет, то собственники имеют право предъявить претензии или вмешаться в работу.
Основатель проектов «Шкаф.СПБ» и «Потолки.СПБ» Ян Петручик подчеркивает важность того, чтобы у одного из партнеров было право решающего голоса:
«Запуская новый проект с партнёрами, я предлагаю им договориться о зонах ответственности и весе голоса каждого из компаньонов в спорных ситуациях. Пример: я отвечаю за продажи и продвижение, один партнер — за разработку сайта, другой — за офлайн-точки. При этом по всем важным вопросам мы совещаемся, и каждый из нас имеет равный по своей важности голос. Чтобы избежать ничьей в голосовании при четном количестве участников проекта, важно предоставить одному из них право решающего, двойного голоса. Очень важно чтобы как минимум у одного из бизнесменов было право выкупа проекта целиком. Не забудьте также предусмотреть условия выхода человека из проекта, на случай, если он будет не согласен с общим решением»
Некоторые специалисты уверены, что друзья сохранят отношения, если управлять бизнесом будут третьи лица. Так считает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Венерова:
«Компании, в которых собственники-друзья владеют равными (или почти равными — 60 на 40) долями, могут быть вполне успешны. Но желательно, чтобы операционное управление они делегировали наемному менеджменту, а себе оставили только стратегическое планирование. Это позволит избежать конфликтов. Рано или поздно собственники начинают борьбу за власть, не желая делиться ею — в выборе сотрудников, основных векторов движения компании. Иногда эмоции берут верх, и друзья начинают соперничать, доказывая свою значимость или подтверждая амбиции. Все это не идет на пользу бизнесу и атмосфере внутри компании. Мы все знаем множество примеров, когда бывшие друзья или супруги остаются партнерами по бизнесу, но теряют свои отношения»
3. Договоритесь, как делить прибыль
Бизнес делают для получения прибыли. И важно установить, какую часть собственники забирают себе, а какую вкладывают в развитие. Потому что на этом этапе часто появляются споры. Один партнер хочет купить себе машину, а другой настаивает на инвестициях и вложениях в бизнес. Если закрепить этот момент, то снимается проблема распределения дивидендов.
4. Не забудьте сходить к нотариусу
Предприниматели регистрируют ООО и вносят доли в уставной капитал. Обязательно закрепите размеры долей и другие активы у нотариуса. Это защитит от необоснованных претензий при конфликте.
5. Учитесь избавляться от эмоций
В личных отношениях эмоции бьют через край. Друзья обижаются, не разговаривают, оскорбляют друг друга, а потом мирятся. В бизнесе так нельзя. Представьте, что один партнер обиделся и не ставит подпись на договоре поставки. В итоге бизнес останавливается из-за обиды. Поэтому все эмоции должны уйти на второй план, и каждый должен выполнять свои обязанности. Если что-то не нравится, то необходимо остыть и решить вопрос в рабочем порядке.
6. Не думайте, что вы особенные
Главное, не строить иллюзий, что вы станете особенными людьми, которых никогда не испортят деньги, так как ваша дружба и идеи выше всего этого. Это большая ошибка. Сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников делает бизнес с двоюродным братом Юрием. Они не только родственники, но и друзья, которые много лет играли в одной панк-группе. Они также соблюдают определенные правила:
«Мы панки, и обманывать друг друга — не по понятиям. А если серьезно, то мне кажется, наш случай 1 на 100. Потому что как правило все ссорятся. Но у нас есть договоренность, что мы не лезем в дела друг друга. Я занимаюсь закупкой и приемом товара, бухгалтерией, а Юра соцсетями и интернет-магазином. В конце месяца считаем прибыль и подводим итоги. Но каждый знает, что если срочно понадобились деньги, например, на проблемы со здоровьем, то можно взять себе больше. Иногда бывают ссоры, и кто-то из двоих упирается в своем решении. Например, закупить определенные куртки. И если потом это решение провалилось, то второй имеет право сказать, мол, доволен, баран? Но все равно тяжело справиться с эмоциями, когда делаешь бизнес с близким человеком»
Как решать конфликты с друзьями, если у вас общий бизнес
Если предприниматели следуют правилам, которые прописаны выше, то действуют по регламенту. То есть кто-то выкупает бизнес или один из партнеров получает собственную долю. В некоторых случаях собственники закрывают бизнес и договариваются, как гасить долги перед партнерами и друг другом.
1. Помните, что делаете бизнес, а не дружбу
Ян Петручик считает, что между партнерами вполне могут быть и разговоры на повышенных тонах. Главное не забывать, что делаете бизнес:
«Я вел с друзьями несколько бизнес-проектов: торговля техникой Apple с офлайн-точками и сервисным центром, точка фаст-фуда в ресторанном дворике торгового центра, продажа одежды и микрокредитование. Нам всегда удавалось найти компромисс, несмотря на множество возникающих противоречий. Порой мы обсуждали ключевые решения буквально целый рабочий день. Иногда — на повышенных тонах. Нам очень повезло, что все проекты вышли в хороший плюс, а мы не поссорились в процессе. Это получилось благодаря совокупности факторов: договороспособность участников, коммерческий успех предприятий и просто везение. Но самое главное — это вывод, к которому каждый из нас пришел независимо друг от друга: нужно по возможности использовать в новых бизнесах наемный труд и избегать партнерства с друзьями. Так вы будете богаче, а друзей у вас будет больше»
2. Старайтесь договариваться
Примите мысль, что трения между партнерами — это абсолютно нормально. В любом деле собственники иногда теряют интерес, расходятся в планах или решают инвестировать в другие проекты. Поэтому необходимо сохранять спокойствие и деловое поведение.
Яна Ерохина на своем опыте знает, что реально мирно разойтись и без договоренностей, хотя это сложнее:
«Два года назад мы с подругой объединились, чтобы усилить слабые стороны друг друга и организовать smm-команду, где каждую роль бы выполнял специально обученный человек. Делать что-то с другом не так страшно, мы делили ответственность, принимали вместе многие решения и достаточно неплохо развивались. Не уверена, что решилась бы открывать первое агентство, не будь рядом друга. Я давно вынашивала идею переезда из родного Владивостока в Санкт-Петербург. План заключался в том, что первое время я просто работаю удаленно, а также постепенно открываю наш «филиал» в Санкт-Петербурге. Работать было неудобно, напряжение копилось, возникало недовольство с обеих сторон, затем от нас ушел один из ключевых клиентов. Нужно было срочно что-то менять, и мы обе работали над идеями. Затем мой партнер предложила мне разделиться и работать отдельно. Думаю, это был сложный разговор для нас обеих, потому что разом потерять и бизнес, и друга никому не хотелось. Мы никогда не обсуждали, что будет, если мы разойдемся. Кто и сколько должен выплатить кому? Что будет с клиентами? Сотрудниками? Все эти вопросы пришлось решать, хотя, несмотря на эмоции, нам удалось обо всем договориться»
3. Не используйте мессенджеры
Постарайтесь успокоиться и лично обсудить все вопросы. Когда эмоции бьют через край, то переписка в сети не приведет к позитивным результатам. В тексте не всегда понятны эмоции, и обычный смайлик могут понять как сарказм или насмешку. Потому спорные моменты лучше обсудить в офлайн-режиме.
Автор статьи когда-то пытался делать концертное агентство с близким товарищем, и интернет-переговоры чуть не переросли в драку:
«Мы с другом делали панк-концерты в 2005-2007 годы. Когда работали с малоизвестными артистами, часто уходили в минус, тогда мы спокойно выплачивали долги без претензий друг к другу. Затем сделали концерт группы покрупнее, и это был наш первый плюс. Мы заработали приличные деньги для студентов. И совершили ошибку, решив сразу перейти на более высокий уровень. Сделали концерт известной рок-группы. Я занимался рекламой, поиском спонсоров, размещением и питанием артистов, а приятель только звуком, как обычно. Концерт провалился, мы влетели в большой минус. Я взял кредит, чтобы покрыть все долги, а товарищ долго возвращал мне деньги. Тогда была аська, и мы вели переговоры в ней. Эмоции взяли вверх, и я был уверен, что он хочет меня кинуть и обмануть, хотя ему просто требовалось время на возврат долгов. В итоге лично все обсудили и решили вопрос. Долги закрыли, но совместные дела больше никогда не вели. Общение продолжаем, но уже не так близко, как раньше»
Если подводить итоги, то вести бизнес с друзьями можно. Но в этом случае большая вероятность, что в деловые отношения вмешаются личные эмоции. Поэтому нужно обязательно закрепить в документах доли, компетенции и обязанности.
«Не бери в партнёры того, кого можешь нанять» и ещё семь советов предпринимателя
Павел Оберемко открыл в Пскове сеть батутных арен «Кувырком» и семейно-досуговый центр «Понарошкино». Он рассказал нам свою историю и попутно дал несколько советов: как выбрать свой бизнес, как искать партнёров, запускать точку, мотивировать сотрудников — словом, обо всём, что важно новичку.
«Понарошкино»
Бизнес существует: 3 года
Выручка в год: 30 000 000 ₽
Наёмные сотрудники: 20
1. Бизнес и самозанятость — разные вещи
Мой первый бизнес — это вендинговые автоматы, кофейники. У меня скопилось примерно 400 тысяч, и я купил три бэушных аппарата. Казалось, в вендинговом бизнесе всё просто: себестоимость кофе — 5 рублей, продаешь его по 50, всё у тебя нормально.
Но проблем с автоматами было так много, что получался не бизнес, а самозанятость. Я постоянно бегал и что-то чинил: монетоприёмники сломались, вандалы испортили аппарат, ингредиенты отсырели. Эти проблемы никогда не заканчивались.
Думаю, такой бизнес имеет смысл, если ты пробился в место, где пересекаются большие людские потоки. Скажем, поставил десяток автоматов на одном вокзале, нанял техника, чтобы следить за ними — зарабатываешь. А у меня автоматы стояли на разных концах города, и их было всего четыре — бизнес не приносил достаточно денег, чтобы платить технику. Все автоматы я в итоге продал обратно, тем же людям за те же деньги.
Если ты делаешь всё сам и экономишь деньги — это не прибыль. Это значит, что ты кому-то не заплатил за работу и получил его зарплату. По сути ты — наёмный сотрудник, только работаешь на себя.
2. Не надо брать в партнёры тех, кого можно нанять
В конце 2014 года из-за кризиса меня сократили с работы, и мы с женой стали думать, как открыть что-то своё. Случилось так, что мы сходили с дочкой попрыгать на батутах, и она говорит: «Смотри, давай такое сделаем». Я вцепился в это, и через два месяца я уже знал всё о батутах и о подходящей для этого недвижимости в Пскове.
Был страх первого шага: казалось, лучше уж грузчиком работать, лишь бы не заниматься предпринимательством. К тому же я ничего не умел, а в батутах надо было много делать руками. Из-за этого страха у меня появился партнёр-сварщик: он отвечал за техническую сторону нашего бизнеса.
Сейчас думаю, что надо было пройтись по конторам и спросить: «Ребята, сколько это будет стоить?» Потому что, оказывается, работа конструктора и сварщика стоит три копейки, а партнёру я отдавал большую долю прибыли.
Идеальный партнёр — тот, кто даёт деньги, образование и опыт. Если вам нужен навык, проще купить его на рынке или, например, предложить процент от продаж, которые работник сделал сверх плана.
3. Надо научиться приводить клиентов
Мы с партнёрами открыли батутную точку в ТЦ. Началось всё хорошо, бизнес был очень маржинальным: на полмиллиона оборота в месяц было 50 тысяч аренды и 60 — зарплаты. Мы целый год так работали и ничего не тратили на маркетинг: люди и так стояли в очереди за билетами. Мы просто здорово попали в аудиторию.
Мы думали, что новые дети придут сами, когда нынешние подрастут. Но новых так и не появилось: мы не работали с аудиторией, не занимались рекламой. Клиенты выросли и закончились, а новые не пришли.
Бизнес не развивался, постепенно стал приносить убытки, и я продал свою долю за те же деньги, что и вложил — тысяч восемьсот. Партнёры до сих пор занимаются тем батутным центром, я открыл другую точку, уже не в ТЦ, а в спортивном комплексе. Люди приходят туда не параллельно с шоппингом, а ради спортивных секций и фитнеса, это другая аудитория.
Если хочешь, чтобы бизнес развивался, учись всё время привлекать новую аудиторию.
4. Сначала думать — потом делать
После того, как получилось самому открыть вторую точку с батутами, я занялся развлекательным центром с новым партнёром.
У моего на тот момент будущего партнёра в «Понарошкино» тоже есть маленькие дочки, он съездил с ними в Питер в «Джоки-Джоя» — это парк аттракционов по голландской франшизе. Рассказал нам, мы съездили и тоже там хорошо развлекались. И он после этого мне говорит: «Хочу вот так, давайте замутим».
Мы быстро нашли помещение, договорились о цене, сделали ремонт и открылись, но бизнес был сырой. У нас не было ни плана аттракционов, ни чертежей входной группы. Мы думали: вот аттракционы, на которых можно побегать-поразвлекаться, а вот кассир, который собирает деньги с людей. Вот и весь бизнес.
Оказалось, что это только вершина айсберга. Мы полгода что-то постоянно доделывали и переделывали. В итоге досуговый центр обошёлся нам где-то в восемь миллионов.
Ничего не надо делать без плана. В самом начале нужно заниматься не стройкой и ремонтом, а описанием продуктов, продумыванием мелочей: чем можно себя занять в парке, где можно перекусить, какие нужны инженерные системы, как это всё уместить в помещении.
5. Надо бить себя по рукам, когда хочется сделать всё самому
Мне повезло, что в батутном центре со мной были партнёры. Они сказали: «Значит так, тебе запрещается с сегодняшнего дня работать руками. Ищи себе кого хочешь, и неважно, сколько это будет стоить». Если бы не они, я так бы и пилил сам эти аттракционы, работал аниматором на днях рождения, стоял бы за кассой. Простая работа обходилась бы нам очень дорого — ведь на неё я тратил бы своё дорогое время.
Несколько месяцев было плохо: передать то, что у тебя хорошо получается — всё равно что руку себе оторвать. Твоим любимым делом будут заниматься другие люди, а они прогуливают, делают всё спустя рукава — это просто кошмар! Пришлось уволить трёх-четырёх человек, пока я не нашёл сотрудника, который был инициативным, сам следил за оборудованием и докладывал о проблемах. Когда появляется нормальный администратор, это счастье.
Сейчас в бизнесе работает 20 человек. Я, конечно, продолжаю за всем следить, у меня везде камеры. Сейчас у нас такие циклы получаются: одна неделя хорошая, следующая более-менее, на третьей косяки накапливаются, я срываюсь, все получают по шапке, потом опять две недели живём хорошо. Сотрудники чувствуют, что мне не всё равно и я за ними постоянно наблюдаю.
Если предприниматель выполняет работу слесаря, то он слесарь, а не предприниматель.
6. Надо быть безжалостным
Сейчас у меня в бизнесе 20 сотрудников. Есть костяк администраторов, аниматоров и техников, а остальные на частичной занятости. Это люди, которые нужны только на выездные мероприятия или приходят иногда под конкретную задачу: на час в день, на два часа в неделю. Но дело вовсе не в количестве сотрудников, а в их вовлечённости.
Я совершенно безжалостно расстаюсь с людьми, которым неинтересна их работа. На собеседовании мы договариваемся, что я плачу деньги, а они делают работу. И если они не хотят делать работу, если их нужно всё время пинать, то для нас это одни убытки: мы не только работу не получаем, но и своё время на эти пинки тратим. От людей, которым лень и скучно, нужно избавляться мгновенно. Если такой человек есть в коллективе, то остальные начинают опускаться до уровня этого человека, а не наоборот. Нужно быть безжалостным.
А ещё я понял: хорошо, когда ты можешь отвести на них душу, людям это нравится. У каждого своя роль; и начальник должен орать, а если начальник не орёт, значит, он нихрена не начальник. Что, что, что он такое? Даже нормально приказать не может. Вот это как-то реально работает.
Тех, кому лень и неинтересно, надо сразу безжалостно увольнять. Остальных дисциплинировать — в том стиле, который близок именно вам. Подстраиваться под работников не нужно.
7. Всё внимание тому, что приносит деньги
Я делю наш бизнес на семь основных групп дохода: зал, банкетка, бар, анимация, шарики, аквагрим и мастер-классы. Общая выручка за неделю у нас может быть примерно два с половиной миллиона, из них 80% — это зал: люди просто заплатили за доступ к аттракционам. Остальные 20% — это то, где мы действительно поработали и продали дополнительные услуги, в этой области можно людям выдавать премии.
Анализируя потоки доходов по направлениям, я понял, на чём зарабатываю, а на чём нет. На те направления, которые не приносят маржи, можно просто забить: пусть остаются, работают как маркетинг и не крадут у меня деньги — этого достаточно.
Рассмотрим на примере шариков. Когда мы начинали батутную арену, у меня ещё не было специализированного софта, я вёл всё в Экселе. У меня там была такая классная прога написана, с удовольствием заносил каждую копейку и смотрел, как это влияет на итоговые показатели. Если, например, мы заработали на шариках маржи на 5% меньше, чем задумали, то я бил тревогу: значит, мы либо в маркетинг прибыль закопали, либо слишком много шариков подарили, либо кто-то у нас ворует. Но теперь я немного расслабился.
С ростом бизнеса стало понятно, что надо фокусироваться на главном: план доходов и расходов важнее, чем ковыряние в копейках. Шарики приносят всего 4% от дохода. Мы продаём их детям, украшаем детскую комнату, когда проходят дни рождения. Их маржинальность в теории должна быть 50%, а на самом деле она где-то 30%: есть брак и потери, два из десяти шариков мы лопнем, их воруют, мы их дарим, надуваем для витрины. Благодаря тому, что я примерно представляю общую статистику, я вижу, что они не приносят много денег и не концентрируюсь на том, чтобы развивать это направление.
Сейчас строим планы по маржинальности для каждого направления и следим за процентом исполнения бюджета — насколько мы выполняем собственный план по выручке. Следим за средним чеком. Если средний чек сильно выше стоимости входного билета, значит, персонал активно продаёт, работает.
Надо расставлять приоритеты: не стоит слишком заморачиваться на том, что всё равно не приносит денег. Просто расслабься и приглядывай за этой сферой между делом одним глазом.