В библии что написано про армян
Как Армения упоминается в Библии?
На самом деле, прямого слова Армения там действительно вроде как и нет. Но упоминание армянской земли встречается в Библии неоднократно. Начиная с Ветхого завета.
Ветхий завет
В Ветхом Завете мы найдет и «горы страны Араратской», (где остановился Ковчег праведника Ноя), и «страну Араратскую» и просто царство Арарат (то само, что знаменитый библейский пророк Иеремия призывал ополчиться против нечестивого Вавилона).
Наверняка все наши читатели отлично помнят, что в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария I, сделанной в VI веке до н.э, слова Урарту и Армения (Армина) взаимозаменяемы. Именно как Урарту (Арарат) знали свою современницу Армению древние евреи, составители Ветхого Завета.
А как в Новом завете?
Там все может быть интереснее. В книге «Деяния апостолов» (глава II, стихи 9-10) повествуется о сошествии Святого Духа на апостолов. Среди свидетелей чуда в каноническом тексте упоминаются:
Но существует и вариант «Деяний», где вместо Иудеи упоминается именно Армения. Именно его приводит в своих трудах римский христианский ученый Тертуллиан, живший в Северной Африке в III веке н.э. Ни разу ни армянин, кстати. И в симпатиях к армянскому народу не замеченный.
Косвенно версию Тертулиана подтверждает тот логический факт, что в списке приводятся страны, где евреи жили в диаспоре. Иудея, исконная земля евреев, сюда явно не относится. Да и не расположена она между Каппадокией и Месопотамией. Там находится как раз армянская территория.
Так что, скорее всего, Армению на Иудею по какой-то причине в тексте «Деяний» заменили уже в более поздние времена.
Сведения об Армении в Библии
Сведения об Армении в Библии имеют исключительную ценность, потому что относятся к наиболее судьбоносным событиям человечества – сотворению мира и возрождению человечества после Всемирного потопа. В первой книге — Библии
Творения рассказывается о том, как Господь сотворил человечество в Эдеме – Раю, из которого брали начало четыре реки – Евфрат, Тигр, Фисон и Геон. Ученые до сих пор продолжают спорить о последних двух реках, одна из которых, безусловно, Аракс.
Однако, бесспорно, областью истоков рек Тигр и Евфрат является Армянское нагорье. Следовательно, Армянского нагорье и является тем Эдемом, в котором были сотворены первые люди, и где находятся символы бессмертия и мудрости – два святых дерева (Древа познания добра и зла).
В книге рассказывается также, что спустя время Господь решил за грехи уничтожить человечество всемирным потопом, после чего Ной, со своей семьей причалил на «горах Араратских».
Фактически, согласно Библии, Армения является святой местностью, на которой сотворилось человечество, где хранились символы бессмертия и мудрости, и которая стала местом возрождения человечества после Всемирного потопа.
Те же представления можно найти и в других первоисточниках Древнего мира. В частности уже было сказано, что в мифологии междуречья почитался бог мудрости Ай(я), который вместе с богиней Матерью сотворил человечество в Армянском нагорье.
В Шумерийском мифологическом романе страна Аратта почитается как страна святых законов и страна бессмертных. Интересен тот факт, что ищущий бессмертия герой междуречной мифологии Гильгамеш направляется «по пути на Аратта», идет вверх по течению Евфрата, по дороге переходит через горы Машу (Масу), с юга обрамляющие Армянское нагорье горы Масиус или Масион.
То же представление мы находим в романе, посвященному Александру Македонскому, который впервые был записан еще в 240 г. до н.э.. Согласно которому, Александр Великий стремился к бессмертию и повторял пройденную дорогу самого известного героя Древнего востока Гильгамеша.
На самом же деле, Александр, которые никогда не бывал в Армении, «направляется к стране Армянской, где истоки Тигра и Евфрата», а по дороге преодолевает горную цепь Масис.
Следовательно, представления об Армении как о бессмертной стране в Древнем мире были настолько глубоки, что во всемирноизвестном сюжете по поиску бессмертия самый известный герой Древнего Востока Гильгамеш заменяется самым знаменательным героев античного мира Александр Великий.
Примечательно, что целью обоих являлась страна Бессмертия – Армянская земля, где хранился «Цветок бессмертия», который соответствовал Библейскому Древу жизни. Второе древо Эдема – Древо добра и зла является символом мудрости.
То, что Армения в духовных представлениях Древнего Востока описывалась как страна мудрости ярко видно в распространенных в Передней Азии представлениях о боге мудрости Ай(я). Кроме того, согласно древнешумерийской записи «Мудрость и искусство были привезены из страны Аратта».
В мифологических представлениях некоторых народов Армянское нагорье представляется как место поселения богов, как святая территория. Такие идеи были широко распространены в верованиях коренных жителей нагорья – наших предков, фрагменты некоторых из которых сохранились в армянской христианской литературе.
Область Высокая Армения в Великой Армении, которая являлась духовным центром дохристианской Армении, следующим образом представляется в «Ашхарацуйце» (Атласе мира):
«Эта провинция, действительно, как указывает его название, является не только выше других частей Великой Армении, но и всего мира, вот почему ее называют мировой вершиной. Она испускает реки на все четыре стороны мира.
С Высокой Армении вытекают четыре крупные реки». Эдем упоминается с «левой стороны», что заслуживает особого внимания. В другой части книги упоминается, что на территории Армении после возрождения человечества, еще говорящие на одном языке люди с «востока» перешли в страну Сенаари (Шумер) и решили построить Вавилонскую башню.
В обоих случаях Армения представляется как страна «востока», в то время как она находилась севернее записанной в Ветхом Завете стране евреев. В другом фрагменте той же книги третий раз повторяется та же идея.
Представление об Армении как об убежище солнца сохранилось в хеттских источниках, согласно которым солнце входило с «восточного моря» — озера Ван. Это полностью согласуется c легендами, согласно которым золотое ложе солнца находилось на дне озера Ван, из которого каждое утро всходило, и каждый вечер заходило дневное светило.
Вышеприведенные факты дают место поразмыслить каждому армянину. Армению считают местом сотворения человечества и его возрождения после потопа не только наши предки, но и народы, не имеющие родства с армянами.
То есть в первобытные времена была святейшая надрелигиозная и наднациональная идеология, ключевую роль в которой играет Армянское нагорье. Почему именно Армянское нагорье? Что является советом нашей страны и ее святейшей тайной…?
Ветер с Апшерона
В Библии армян и Армении нет тоже
Удивившись тому, что в обстоятельной и толстой научно-исторической книге про рождение и развитие христианства нет упоминания об армянах и древнем армянском государстве, я задался вопросом: а есть ли они тогда в Библии?
Если армяне древние, почему о них не упоминается в книге польского религиоведа?
Как известно адекватной публике, Библия есть исторический документ, написанный коллективом конкретных людей, неоднократно переписанный и редактированный. В Библии и сопутствующих канонических книгах собраны важные с точки зрения создателей легенды, реальные и придуманные истории, нравоучения, письма апостолов известные в раннем христианстве. В святой книге упоминаются страны, народы и исторические личности, в разной мере принимавшие участие в истории христианства. Если в дохристианские века, в Первом веке и последующем раннехристианском периоде была Армения как страна или географическое место, а тем более знаменитые в ту пору армяне, то эти имена и топонимы должны отображаться в Библии. Если не отображены, значит армян и Армении не было, или совершенно никакого значения и роли в христианстве они не имели. Напоминаю: армяне утверждают, что внесли величайший вклад в мировую историю вообще, и в христианство в частности.
Разумеется, Библию я не читал, так как сказки для взрослых неучей не читаю. Лучше потрачу время на изучение английского языка. Кстати, с понедельника начинаются мои шестимесячные курсы английского. Об этом потом.
Задал поисковику ключевые слова: «Армения армяне Библия«. Конечно, вопрос заданный мной интересовал многих других. Гугл показал несколько ресурсов, в которых рассматривался тот же вопрос. Вот один: http://husisapail.narod.ru/bibl.htm
А вот второй: https://vladbabayan.livejournal.com/41601.html
А здесь о том, как армяне переписали Библию: http://newsland.com/community/4765/content/kak-armiane-perepisali-bibliiu/5778603
и другие. Ни в одном мной просмотренном источнике упоминания об армянах (то есть этносе называемом армянами) и Армении нет. Авторы этих источников хотят найти в Библии такие упоминания, не находят и прибегают к уловкам:
Творения рассказывается о том, как Господь сотворил человечество в Эдеме – Раю, из которого брали начало четыре реки – Евфрат, Тигр, Фисон и Геон. Ученые до сих пор продолжают спорить о последних двух реках, одна из которых, безусловно, Аракс.
Однако, бесспорно, областью истоков рек Тигр и Евфрат является Армянское нагорье. Следовательно, Армянского нагорье и является тем Эдемом, в котором были сотворены первые люди, и где находятся символы бессмертия и мудрости – два святых дерева (Древа познания добра и зла).
Обратите внимание на типично армянские выражения для фальсификаций: «бесспорно», «безусловно». Легко видеть, что автор понимает, что Библия его желаний не оправдывает, и поэтому дописывает святую книгу в угоду своим этническим целям: нашел для себя Аракс, Армянское нагорье.. Но слов «армяне», «Армения» в Библии тем не менее нет.
А вот другой шустряк пишет: значительная часть содержания библии была заимствована древними евреями (арменоидами по генетическому типу) у протоармян, живших на обширных ареалах Малой Азии и даже Палестины, до прихода туда древних евреев.
«Армении» и армянского этноса в Библии нет. Эту проблему армянские искатели обходят, напирая на то, что в Библии говорится об Арарате, но почему эта гора сугубо армянская? Когда вы ее приватизировали и почему все-таки, Библия «вас не знает»?
Один из читателей написал в моем блоге, что в Библии упоминается царство Урарту. Не знаю, может быть читатель ошибается и нет такого упоминания. Предположим, что есть. Тогда другой вопрос к армянам: они же в споре с азербайджанцами напирают на то, что азербайджанские государства не азербайджанские потому, что называются иначе. Почему в таком случае считать Урарту армянским, если в «Урарту» нет букв «а», «я» (Армения) и вообще это другой топоним? Если так тогда прекратите спорить, когда азербайджанцы утверждают, что Манна, Атропатена, Албания, Ширван, Гара-гоюнлу и Аг-гоюнлу являются азербайджанскими государствами по географическому и этническому расположениям, а топоним Азербайджан появился позже. Именно так и было в действительности.
Армения в Библии и в толкованиях святых отцов и богословов.
В Библии Армения является страной, на территории которой – Араратских горах остановился ковчег Ноя. Часто встречается слово Арам – которое является распространенным армянским именем.
Святой армянский царь Абгар V был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого, еще при жизни Иисуса Христа уверовал в Него. Армения в 301 году становится первым государством, принявшим христианство.
На сегодняшний день, Армянская Апостольская Церковь владеет множеством святынь на Святой Земле, а именно: 1) Гробница Богородицы совместно с Иерусалимской Православной Церковью (Греко-православный патриархат Иерусалима) 2) Храм Гроба Господня, совместно с Иерусалимской Православной Церковью и Католическим Орденом Францисканцев 3) придел Елены Равноапостольной 4) совместно с другими Церквями – Камень Помазания и Гроб Господень 5) монастыри, храмы 6) Армянский квартал – один из четырёх кварталов Старого города Иерусалима.
Более подробная информация об Армянской Апостольской Церкви и ее роли содержатся в многочисленных армянских источниках, которые хранятся в крупнейшем хранилище рукописей – Матенадаране, располагающимся в Ереване.
Армянская Апостольская Церковь является православной и относится к древневосточным Православным Церквям. Самый распространенный миф об Армянской Церкви – то, что она является якобы монофизитской, что множество раз разоблачалось не только представителями ААЦ, но и другими Православными Церквями, включая Русскую Православную Церковь.
Упоминание Армении и армян в Библии в данной статье изложено в толкованиях известных православных богословов и святых отцов в порядке расположения глав в Библии.
Упоминания состоят из наименования толкования, автора толкования, цитаты из Библии (выделено полужирным начертанием), в которой встречается упоминание и затем текста самого толкования.
В упоминаниях найдены две ошибки толкователей, связанные с Магогом – название скифов и почитанием одного Естества во Христе. О них подробнее сказано в виде заметок перед толкованием, выделенные курсивом.
1) Толкования на Быт. 8:4
а) Свт. Филарет (Дроздов)
Ст. 4-5 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор
Уменьшение вод и совершенное прекращение потопа дееписатель с точностью означает несколькими степенями.
Первая степень: ковчег остановился. Не должно казаться странным, что начало уменьшения воды и остановление ковчега так сближаются временем; если сообразим сии обстоятельства, что ковчег Ноев глубоко был погружен, что остановился на горе и что самое его остановление и послужило Ною средством приметить умаление воды. На горах Араратских. Слово сие объясняют семьдесят толковников в другом месте, переводя его Армениею (4 Цар. 19:37; Ис. 37:38). Сей перевод подтверждает и Берроуз у Флавия, Antiq. (L. X, с. 2). В Армении есть область, которая доныне у местных жителей называется Арарат, а гора Масий, лежащая к востоку от Еревана, носит у персов имя горы Ноевой (Chardin. Voyag. t. I).
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских
«на горах Араратских…» Уже одно то, что вместо единственного числа употреблено здесь множественное (горы Араратские) свидетельствует о том, что речь идет не об одной какой-либо определенной горной вершине, а о целой цепи гор, или вообще о гористой местности. И действительно, Библия знает целую страну Араратскую, которую она отождествляет с Арменией, как это особенно ясно из сопоставления 4 Цар. 19:37 с Ис. 37:38 (по LXX). Подобным же именем — Urarda или Urtu — обозначается Армения и в клинообразных памятниках ассирийских царей. На одной из гор этой Армении и остановился ковчег Ноя.
2) Толкования на Быт. 9:20
Ст. 20-21 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем
Засыпает и осмеивается своим сыном
Эти стихи раскрывают нам повод, вызвавший последующее важное пророчество Ноя. «насадил виноградник…» Армения, где, по свидетельству Библии, осел Ноев ковчег, считается родиной винограда.
3) Толкования на Быт. 10:2
Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас
Лопухин здесь некорректно отмечает что некоторые считают Магога армянами. В действительности же, армяне считаются потомками Фогарма – сына Гомера, а Магога общеизвестно являются скифы. Впрочем, Лопухин вначале говорит, что большинство считают Магога скифами.
«Магог…» У того же пророка Иезекииля представители этого племени выступают в качестве опытных и искусных стрелков (Иез. 38:2; Иез. 39:6), а само оно точно также помещается по соседству с вышеуказанным, несколько еще севернее. Ввиду этого, большинство склонно видеть здесь указание на скифов, обитавших по берегам Азовского моря и в пределах Кавказа, некоторые же считают Магога армянами. В Апокалипсисе идеи Гога и Магога служат олицетворением двух богоборных сил, имеющих перед пришествием антихриста заключить взаимный союз для борьбы со Христом и Его Церковью (Откр. 20:7-10).
4) Толкования на Быт. 10:23
а) Свт. Филарет (Дроздов)
Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш
Хул. Бохарт от него производит Холоботену (חול בית дом Хула), часть Армении, Михаэлис — Целе–Сирию.
б) Блж. Иероним Стридонский
Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш
Ус, основатель Трахонитиды и Дамаска, господствовал между Палестиной и Сирийской возвышенностью. По этой причине Семьдесят толковников в Книге Иова, где в еврейском тексте написано «земля Ус», дали перевод «область Ауситская» (почти что Уситская). От Ула – армяне, от Гефера – жители Акарнании либо Карии. Следующий – Мес, которого Семьдесят толковников называют Мосох. Эта народность теперь называется меонийцы (лидийцы. – Прим. перев.).
Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш
«Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш» Все эти имена принадлежат к числу малоизвестных. Относительно первого, впрочем, со значительной достоверностью предполагают, что он дал свое имя стране Уц, откуда впоследствии вышел Иoв (Иов. 1:1) и которая была расположена на юго-востоке Палестины, по пути к Аравийской пустыне; позднейшая Траханитида (ср. Иос. Флав., Иуд.Древн. 1:6, 4). Относительно «Хула» мнения расходятся: И. Флавий указывает его вообще в Армении; Бохарт отождествляет с той частью Армении, которая носила название «Холоботены», т. е. дома Хула (Хул-Битан); Делич видит здесь указание на сирийскую Хилату Морфи на Хулэ, недалеко от истоков р. Иордана и т.п. О двух последних народностях — Гефер и Маш — неизвестно почти ничего, если только не брать в расчет догадки Бохарта, поддержанной и м. Филаретом, о том, что Маш или Мас сообщил свое имя горе Масий, в Армении.
5) Толкование на Быт. 11:2
а) Свт. Филарет (Дроздов)
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там
Случаем к разделению народов было столпотворение, коего Моисей замечает место, образ и намерение.
Двинувшись с востока, нашли в земле Сеннаар равнину. Из Армении, где было первое жилище рода человеческого по потопе, в землю Сеннаар путь лежит к югу. Итак, здесь или не о первом уже говорится переселении, или имя востока употреблено в знаменовании весьма неопределенном (Ис. 9:12).
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там
«Двинувшись с Востока…» Так как ковчег Ноя после потопа остановился на горах Араратских, то Армения и была первым пунктом поселения послепотопного человечества. Хотя по отношению к Палестине, где Моисей писал свое повествование, Армения лежала на северо-востоке, но у библейских авторов не в обычае такая строгая география, а в преимущественном употреблении только указания на восток и запад. Но с другой стороны это выражение «с востока» подало повод некоторым ученым думать, что под «Араратскими горами» разумеется не Арарат Армении, а «Ариарата» — высочайшая гора в кряже Индунуша (Гиндукуша?) к востоку от Тигра, — та гора Низир, на которой по ассиро-вавилонскому сказанию остановился корабль Ут-Напистима после потопа. В таком случае выражение «двинувшись с востока» будет буквально верно, потому что Месопотамия или Сеннаар лежат как раз к западу от Ариараты.
6) Толкования на Быт. 11:7
Свт. Филарет (Дроздов)
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого
Посему‑то древние языки: халдейский, сирский, хананейский, финикийский, арабский, армянский, эфиопский, персидский — имеют вид отраслей одного корня, который есть язык еврейский. Должно думать, что и языки: греческий, латинский, славянский, тевтонский (древний немецкий), татарский, китайский, почитаемые коренными, суть таковы только по удалению от первого и общего корня.
7) Толкования на 4 Цар. 19:35
Ст. 35-37 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него
Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по сказанию кн. Товита, излил свою злобу на пленных израильтян (Тов I:15, 18, ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет; умер насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у Пальмова, цит. соч., с. 472-476) в храме этого бога он был убит собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов ассирийских; об Адрамелехе ср. XVII:31), бежавшими затем от народной ярости в землю Араратскую (Ис XXXVII:38 по LXX Армения (Onomast. 111, 129, ср. «Толков. Библия», т. I, с. 37-38).
8) Толкование на Ис. 13:4
Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско
Шум на горах. Так как пророк имеет в виду нашествие вражеских полчищ на Вавилон, то и под горами, вероятно, разумеет горы хребта Загра и северные отрасли гор Пушши, отделявшие Вавилон от Мидии и Персии.
Царств и народов. Известно, что царства Мидийское (ст. 17) и Персидское (ср. Ис. 21:2), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидсхом войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям.
9) Толкования на Ис. 37:36
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 36-38 И вышел ангел Божий, и поразил в лагере ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]: и встали поутру, и вот все тела мертвых. И отправился и ушел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Киневии. И было, когда он покланялся в храме Несраху богу своему, Адрамелех и Сарасор, сыновья его, убили его мечем, и убежали в землю Араратскую, и воцарился Асараддон, сын его, вместо него
Прибавленное же: и встали поутру мы можем относить или к израильтянам или к остальным войскам его, хотя в книге Царей написано, что когда сам царь встал на рассвете, то увидел все тела мертвых (4 Цар. 19:35). Так же Фараон сохраняется при десяти казнях египетских, чтобы погибнуть последним, что испытал (или имел испытать) и этот [Сеннахирим]. Ибо когда он возвратился в Ниневию, главный город царства своего, и покланялся в храме Несраху богу своему, как будто бы он одержал победу над врагами, и вошел в капище идола своего торжествуя и выражая благодарность; то презритель истинного Бога умерщвляется в капище ложного божества, и погибает не от меча, что было общим со многими, а от отцеубийства сыновей. Когда они убежали в страну Араратскую, под которою разумеется Армения, то на место отца вступил Асараддон, о котором Писание свидетельствует, что он послал жителей в Самарию, чтобы земля не оставалась невозделанною. Араратскою же называется ровная страна в Армении, орошаемая Араксом, чрезвычайно плодородная, при подошве горы Тавра, которая простирается до нее. Следовательно и ковчег, в котором спасся Ной с детьми своими, был отнесен, по превращении потопа, не вообще к горам Армении, называющейся Араратом, но к весьма высоким горам Тавра, которые возвышаются над равнинами Араратскими (Быт. 8:4).
10) Толкования на Иер. 51:27
Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу
Арарат — часть Армении при среднем течении Аракса; Миннийцы — жители страны при озере Вон, к западу от Арарата. — Аскеназ — приблизительно по соседству с Арменией.
11) Толкования на Иез. 38:2
сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество
… Против этого говорит Быт X:2, помещающая между Магогом и Мешехом ряд имен. Мешех и Фувал, очевидно, являются завоеваниями Гога. По всему этому имени Магог не отвечают ни Массагеты, которые во времена Геродота жили между Каспийским и Аральским морями и в Киргизских степях, ни Армения, которая еще при ахеменидах образовала особую сатрапию и была населена главным образом скифскими пастушескими племенами.
12) Толкования на Дан. 7:8
Блж. Иероним Стридонский
Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их еще небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге глаза как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно
13) Толкования на Ам. 4:3
Отвержетеся в гору Ремман. Вместо домов из слоновой кости будете вы изринуты на высокие горы, в жилища зверей. Пророк разумеет горы арменские.
14) Толкования на Мф. 2:1
Свт. Иннокентий (Борисов)
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят
В одной из церковных песней говорится: «отроцы Халдейстии возвратишася в Вавилон». Посему думают, что они или из Халдеи, или из Месопотамии. В Церкви есть два мнения: армяне указывают у себя один город, или село, из которого, будто бы, произошли сии волхвы, и в котором один из них был мучен; аравитяне указывают один город у себя, в котором, будто бы, все они мучены.
15) Толкования на Ин. 1:14
Блж. Феофилакт Болгарский
И Слово стало плотию
Здесь блаженный Феофилакт Болгарский ошибся, говоря, что армяне почитают одно Естество. Это распространенный миф, что якобы армяне монофизиты, который Армянская Апостольская Церковь множество раз разоблачала.
Ибо как иного естества обитель и иного естества обитающий в ней, так и Слово, когда об Нем говорится, что Оно обитало в нас, то есть в нашем естестве, должно быть Естества иного, чем наше. Пусть постыдятся армяне, почитающие одно Естество.
О том, сколько раз упоминается армянское имя Арам в Библии
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава
Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан].
Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.
3) Первая книга Паралипоменон 2:9
Сыновья Есрома, которые родились у него: Иерахмеил, Арам и Хелувай.
Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных; Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза;
4) Первая книга Паралипоменон гл. 7
Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова.
… Сыновья Шемера: Ахи, Рохга, Ихубба и Арам.
И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава;
Также дополнительную информацию об армянском следе в Библии можно найти в видеозаписи «КАК АЙК БЛАГОСЛОВИЛ АВРААМА». ПОЗНАТЬ МУДРОСТЬ И НАСТАВЛЕНИЕ №8″ настоятеля монастыря Святых Архангелов г. Иерусалим, Иерусалимской Патриархии Армянской Апостольской Церкви архимандрита Гевонда Оганесяна.