тифлосурдопедагогика это наука о воспитании и обучении
Глава I. ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ
§ 1. ПРЕДМЕТ ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Тифлосурдопедагогика (от греч. typhlos — слепой и лат. surdus — глухой) — наука о воспитании и обучении слепоглухонемых детей, один из разделов дефектологии. Однако проблемы тифлосурдопедагогики выходят далеко за рамки не только самой науки, но и дефектологии вообще. Это происходит потому, что в основе учебно-воспитательной работы со слепоглухонемыми детьми лежит процесс искусственного формирования человеческой психики. В этом уникальном процессе много интересного находят для себя представители различных областей знания: педагоги, психологи, философы, врачи и другие специалисты, т. е. все те, кому по роду деятельности приходится сталкиваться с вопросами, касающимися становления человека, формирования его личности, его мировоззрения, функций его органов чувств. Тифлосурдопедагогика тесно связана с различными науками, и прежде всего с марксистско-ленинской философией, из которой черпает основополагающие представления о природе человеческого бытия и сознания, о взаимодействии и соотношении материального и идеального.
Отечественная тифлосурдопедагогика — это наука, вырастающая из недр марксистской психологии и теории личности, наука, имеющая непосредственную связь с детской психологией.
Не нужно думать, что психика слепоглухонемого развивается по каким-то своим законам на том основании, что у него нет зрения и слуха. Основные закономерности психического, развития слепоглухонемого ребенка, у которого нет органических нарушений мозга, те же, что и у ребенка в норме. Это неоднократно подчеркивал известный советский психолог Л. С. Выготский.
Тифлосурдопедагогика это наука о воспитании и обучении
Тифлосурдопедагогика как наука содержит несколько разделов. В нее включается история тифлосурдопедагогики, теория воспитания и обучения тотально слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых, слабослышащих слепых, специальная психология, многочисленные частные методики. Существует тесная связь тифлосурдопедагогики с такими науками, как общая и специальная педагогика, офтальмология, логопедия, патофизиология, школьная гигиена, оториноларингология. Из этих наук, имеющих давние традиции, молодая тифлосурдопедагогика заимствует как теоретические установки, так и методики. Тифлосурдопедагогика связана и с техникой (создание специальных технических средств).
Основная задача тифлосурдопедагогики — нахождение путей своевременного и эффективного обучения слепоглухонемых. Это немыслимо без всестороннего изучения детей с комплексными нарушениями. В задачи тифлосурдопедагогики входит информация населения о существовании специальной помощи слепоглухонемым, выявление слепоглухонемых детей на местах, Организация консультативной помощи родителям, имеющим слепоглухонемых детей, диагностическая работа со слепоглухонемыми, разработка методов и форм специального обучения; подготовка планов, программ, частных методик и учебников для всех этапов обучения от первоначального до профессионального; установление этапов обучения, определение научно обоснованных физических, сенсорных и психических нагрузок детей; изыскание путей трудовой реабилитации, социальной адаптации и интеграции слепоглухонемых, конструирование специальных технических средств общения, обучения и быта.
Тифлосурдопедагогика
Полезное
Смотреть что такое «Тифлосурдопедагогика» в других словарях:
тифлосурдопедагогика — ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы воспитания и обучения детей, лишённых зрения и слуха. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тифлосурдопедагогика — и; ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения и слуха … Энциклопедический словарь
тифлосурдопедагогика — и; ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения и слуха … Словарь многих выражений
тифлосурдопедагогический — прил. 1. соотн. с сущ. тифлосурдопедагог, тифлосурдопедагогика, связанный с ними 2. Свойственный тифлосурдопедагогу, тифлосурдопедагогике, характерный для них. 3. Соответствующий правилам, требованиям тифлосурдопедагогики. 4. Состоящий из… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мещеряков, Александр Иванович — Дата рождения: 16 декабря 1923(1923 12 16) Место рождения: деревня Гуменки Скопинского района, ныне в Рязанской области СССР Дата смерти: 30 октября 1974 … Википедия
Соколянский, Иван Афанасьевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Слепоглухота — сложное нарушение в развитии ребёнка. По данным Международной организации по развитию служб помощи слепоглухим, предполагаемое число людей с двойным сенсорным нарушением в мире составляет ок. 1 млн. чел. К ним принято относить всех людей,… … Педагогический терминологический словарь
Сурдопедагогика — (от лат. surdus глухой) наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики. В России первые специальные учреждения для… … Педагогический терминологический словарь
Бриджмен, Лора — Лора Бриджмен Laura Bridgman … Википедия
тифло. — ТИФЛО. [от греч. typhlos слепой] Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к лечению слепоты, к слепым. Тифлопедагогика, тифлосурдопедагогика, тифлотехник, тифлотехнический … Энциклопедический словарь
Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая
и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. посо-
бие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.—М • Про-
свещение, 1983.—208 с., ил.
Пособие представляет собой первую попытку изложения проблем, методов и
результатов воспитания и обучения слепоглухонемых детей в специальном учеб»-
ном заведении на основе трудовой деятельности и приобщения слепоглухонемых
к профессиональному труду.
Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов, а также оа-
ботников учреждений для слепоглухонемых детей.
Издательство «Просвещение», 1983 г.
В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета
Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обуче-
ния, воспитания учащихся общеобразовательных школ и под-
готовки их к труду» (1977 г. ) особо отмечается важность под-
готовки учащихся к самостоятельной жизни и трудовой дея-
тельности. В не меньшей степени это относится к учащимся
Предлагаемое пособие представляет собой попытку изло-
жить проблемы, методы и результаты современного воспитания
и обучения слепоглухонемых детей на базе трудовой деятель-
ности в специальном учебном заведении. В книге не рассмат-
риваются вопросы обучения слепоглухонемых отдельным дис-
циплинам, так как программы по русскому языку, литературе,
математике и другим предметам заимствуются из школ глухих
и адаптируются применительно к особенностям чувственного
восприятия.слепоглухонемыми окружающего мира. В ряду этих
дисциплин исключение составляют программы по труду и физ-
культуре, которые приближены к программам школ слепых и
слабовидящих. Логопедическая работа в школе слепоглухоне-
^мых также осуществляется по методам, разработанным для
школ глухих. Поэтому в книге раскрыты лишь особенности этой
работы, связанные с отсутствием зрения при глухоте.
Пособие написано на основе материалов о работе со слепо-
глухонемыми у нас в стране и за рубежом, материалов наблю-
дений педагогов Загорского детского дома для слепоглухонемых
детей, а также личных наблюдений и исследований автора с
привлечением анкет, журналов наблюдений, отчетов воспита-
телей и характеристик учащихся.
Данная книга может служить пособием студентам сурдо-
педагогического отделения дефектологического факультета, про-
слушавшим курсы общей и специальной педагогики, а также
общей и специальной психологии перед педагогической прак-
тикой. В тексте нет пояснений специальных терминов и поня-
тий, которые знакомы студентам из указанных курсов. В случае
Тифлосурдопедагогика это наука о воспитании и обучении
Развитие общества не могло не затронуть проблему воспитания и обучения слепоглухонемых. В 1887 г. было начато обучение всемирно известной слепоглухонемой Елены Келлер. Она окончила Гарвардский университет, затем получила ученую степень.
В России первая информация о воспитании и обучении детей, лишенных слуха и зрения, относится к 1909 г. В этом году в Санкт-Петербурге была организована группа «призрения обездоленных детей и освобождения семей от обузы». Она была создана на благотворительных началах. После революции группа не исчезла, а продолжила свое обучение при Ленинградском институте слуха и речи. В это время уже появились первые методики обучения слепоглухонемых детей.
Родоначальником отечественной тифлосурдопедагогики по праву называют профессора И.А. Соколянского. Он активно занимался проблемой обучения и воспитания слепоглухонемых. Благодаря трудам Соколянского стало возможным создание специальных методик обучения детей, лишенных слуха и зрения. В 20-х гг. прошлого столетия Соколянский сам работал в Харьковской школе для воспитания и обучения слепоглухонемых детей. В числе его учеников была известная слепоглухонемая женщина О.И. Скороходова, впоследствии ставшая кандидатом педагогических наук и научным сотрудником. Она написала несколько книг, одна из которых — «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» — интересна не только специалистам в области тифлосурдопедагогики. В 1963 г. был открыт Загорский детский дом для слепоглухонемых. (В 1991 году городу Загорску было возвращено название Сергиев Посад.)
Проблемы тифлосурдопедагогики интересовали многих специалистов разных областей. Интерес к данным вопросам проявляли известные психологи А.Н. Леонтьев, П.М. Кедров, Э.В. Ильенков, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов, Н.П. Дубинин и др.
Слепоглухонемые дети не могут самостоятельно войти в окружающий мир, стать его неотъемлемой частью. Как указывал И. А. Соколянский, в случае слепоглухонемоты огромную роль играет специальное педагогическое вмешательство. Ребенок, лишенный слуха и зрения, не сможет научиться чему бы то ни было без правильно организованного обучения и воспитания. И.А. Соколянский описал 24-летнего слепоглухонемого, который не был обучен чему-либо. Этот человек был абсолютно беспомощен, не мог самостоятельно даже передвигаться. Если он оказывался без присмотра, то садился, шарил вокруг себя руками и выражал беспокойство мычанием. Безусловно, такие примеры, описанные в литературе, должны показать актуальность и необходимость своевременного обучения детей, лишенных слуха и зрения. В результате соответствующего обучения слепоглухонемой человек может вести активную, интересную жизнь, может обслуживать себя сам, может работать, может даже получать высшее образование. В МГУ на факультете психологии в порядке эксперимента обучались слепоглухонемые студенты. Они весьма успешно освоили учебный курс, защитили дипломы. Некоторые даже получили ученую степень.