В библии о любви мужчины и женщины что говорится

В библии о любви мужчины и женщины что говорится

От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13−15).

Добродетельная жена — венец для мужа своего, а позорная — как гниль в костях его (Притч. 12. 4).

Жена добродетельная радует [веселит] своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).

Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит [ублажает] своего мужа (Сир. 25. 26).

Любезность жены усладит [возвеселит] ее мужа, и благоразумие [художество] ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).

При худой [лукавой] жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте] дома ее (Сир. 26. 20−21).

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная [злоумная] (Притч. И. 22).

Кроткая [молчаливая] жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной [наказанной] душе (Сир. 26. 17).

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию [возвышению] глаз и век [бровей] ее (Сир. 26. 11).

Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18−19).

Непрестанная капель в дождливый [зимний] день и сварливая [клеветливая] жена — равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).

Что хождение [восхождение] по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого [молчаливого] мужа (Сир. 25. 22).

Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном [общем] доме (Притч. 21. 9).

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная <непорочная] жена (Сир. 40. 19).

Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая [лукавая] жена; берущий ее — то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину] и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).

Как из одежд выходит моль, так от женщины — лукавство женское (Сир. 42. 13).

Злость [лукавство] жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей [искренних] своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19−21).

Счастлив [блажен] муж доброй жены, и число дней его — сугубое (Сир. 26. 1).

Сердце унылое и лице печальное и рана [язва] сердечная — злая [лукавая] жена (Сир. 25. 25).

Жене… не давай власти над собою при жизни твоей… Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна [порока] на честь [славу] твою (Сир. 33. 19, 23).

Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).

Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9−10).

Господь Бог жене сказал: … к мужу твоему влечение [обращение] твое, и он будет господствовать [обладать] над тобою (Быт. 3. 16).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11−12).

Что сообразно с здравым учением: чтобы… любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми [благими], покорными своим мужьям, да не порицается [хулится] слово Божие (Тит. 2. 1, 4−5).

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22−23).

Не давай воде выхода, ни злой [лукавой] жене — власти [дерзновения]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).

Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив (Притч. 18. 23).

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Соглашусь, лучше жить со львом и драконом [змием], нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).

Жены, повинуйтесь своим мужьям… Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3−6).

Источник

Библия о любви между мужчиной и женщиной

Тема отношений между мужчиной и женщиной в христианстве стара, как мир, причем, в прямом смысле этих слов: ведь, согласно Библии, уже через несколько дней после сотворения мира Бог создал разнополых людей, заповедав им плодиться, размножаться и заселять землю. Многих читателей удивляет, что в этот торжественный момент Творец ни слова не говорит о любви, делая акцент именно на продолжении рода. Но, если подумать, объясняется это очень просто: на момент сотворения еще не существовало греха, а, следовательно, и отсутствовали какие-либо негативные чувства: Божьей любовью было пронизано все, и эта любовь, согласно Библии, передавалась всем Божиим творениям, в том числе, и человеку. Говоря иными словами, Адам и Ева просто не могли не любить друг друга – это было настолько естественно, что даже не требовало уточнения.

Однако, Святая Библия о любви говорить не перестает и после грехопадения первых людей: на протяжении всего Ветхого Завета мы встречаем множество пар, которые смогли достичь высшего проявления этого чувства.

Что такое любовь согласно книги Библии?

Прежде, чем читать, что говорит Библия о любви, стоит разобраться, какие именно чувства подразумеваются под этим словом. Удивительно, но любовь в Священном Писании мало чем отличается от наших сегодняшних чувств: в Библии можно встретить любовь самоотверженную (Захария и Елизавета), порочную и греховную (Давид и Вирсавия), страстную (Песнь Песней), целомудренную (Иосиф и Мария), коварную (Самсон и Далила). Примеров такое огромное множество, что определить для себя признаки истинной любви, согласно книги Библии, очень тяжело. Но нам в этом помогает Сам Господь: «Да оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и да будут они двое, как одна плоть». В этом определении можно увидеть две составляющие любви: стремление быть вместе во что бы то ни стало и плотское влечение. Богословы, растолковывая для нас эту фразу о любви из Библии, делают акцент на соединении близости душевной с близостью телесной: при отсутствии первого компонента любовь становится похотью, а если убрать второй – дружбой.

Библия о любви: как сохранить чувства?

Итак, согласно Библии, отношения между мужчиной и женщиной – это даже не просто норма, а выполнение одной из первых заповедей Божиих.

Более-менее понятно и с тем, что говорит Библия про любовь, как про чувство. А есть ли в ней ответ на самый главный вопрос, волнующий людей вот уже много тысячелетий: как сохранить свою любовь друг к другу? Оказывается, да, такой рецепт существует, но следование ему требует усилия со стороны как мужа, так и жены. Ответ этот дает нам апостол Павел, который говорит, что настоящая любовь милосердствует, долготерпит, не завидует, не мыслит зла, не желает чужого, не радуется неправде, но радуется истине. Настоящая любовь покрывает грехи, строится на доверии, не раздражается и не гордится.

Выполняя эти рекомендации согласно Святой книги Библии, супруги смогут поддерживать тот самый баланс между душевным и телесным влечением, а, значит, и сохранят свой союз на долгие годы. q1

Источник

Библия о любви: стихи, цитаты, все места в Новом Завете

В библии о любви мужчины и женщины что говорится. Смотреть фото В библии о любви мужчины и женщины что говорится. Смотреть картинку В библии о любви мужчины и женщины что говорится. Картинка про В библии о любви мужчины и женщины что говорится. Фото В библии о любви мужчины и женщины что говорится

Все цитаты, стихи и места в Новом Завете, где Библия говорит о любви. На самом деле — вся Библия о любви Бога к человеку! Бог есть любовь и основное послание Бога к человеку заключается в Его любви к нам! Тем не менее, мы постарались найти все высказывания, места Писания и стихи из Библии о любви.

Эта статья может быть полезна тем людям, у кого нет под рукой Библии, а также тем, кто не обладает достаточным опытом поиска нужных тем в Библии. Из этой подборки мы исключили все места в Библии, где используется корень от слова «любовь», но где отрывок не несет в себе какого-то учения, а используется в качестве прилагательного, например — возлюбленный, любимый и т.д.

Даже простое прочтение этих отрывков даст достаточное полное понимание о том, что Библия говорит о любви. Приятного изучения!

Обратите внимание, что все цитаты из Библии необходимо рассматривать только в их контексте. Это является одним из важнейших правил толкования Библии. Цитата, вырванная из контекста, может полностью исказить истинный смысл библейского отрывка. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать данный список лишь для поверхностного, беглого изучения данной темы.

Цитаты, стихи, все места из Библии о любви (Новый Завет)

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Новый Завет о браке

Вза­им­ные права и обя­зан­но­сти супру­гов

1‑е Посла­ние Апо­стола Петра ( 1Петр.3:1-2,7 ):
Также и вы, жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, чтобы те из них, кото­рые не поко­ря­ются слову, житием жен своих без слова при­об­ре­та­емы были, когда увидят ваше чистое, бого­бо­яз­нен­ное житие.
Также и вы, мужья, обра­щай­тесь бла­го­ра­зумно с женами, как с немощ­ней­шим сосу­дом, ока­зы­вая им честь, как сона­след­ни­цам бла­го­дат­ной жизни, дабы не было вам пре­пят­ствия в молит­вах.

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам ( 1Кор.7:3 ):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу.

Апо­стола Павла посла­ние к колос­ся­нам ( Кол.3:18-19 ):
Жены, пови­нуй­тесь мужьям своим, как при­лично в Гос­поде. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апо­стола Павла посла­ние к ефе­ся­нам ( Еф.5:22-33 ):
Жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, как Гос­поду, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­си­тель тела. Но как Цер­ковь пови­ну­ется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освя­тить ее, очи­стив банею водною посред­ством слова; чтобы пред­ста­вить ее Себе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непо­рочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя. Ибо никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отно­ше­нию ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Без­услов­ная вер­ность супру­гов

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:27-28 ):
Вы слы­шали, что ска­зано древним: не пре­лю­бо­дей­ствуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем.

Супру­же­ские отно­ше­ния

Апо­стола Павла 1‑е посла­ние к корин­фя­нам (Кор.7:3–6):
Муж ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим. Впро­чем это ска­зано мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние.

Нерас­тор­жи­мость брака. Развод.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.5:31-32 ):
Ска­зано также, что если кто раз­ве­дется с женою своею, пусть даст ей раз­вод­ную (см. Втор.24:1-4 ). А Я говорю вам: кто раз­во­дится с женою своею, кроме вины любо­де­я­ния, тот подает ей повод пре­лю­бо­дей­ство­вать; и кто женится на раз­ве­ден­ной, тот пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Матфею ( Мф.19:3-12 ):
И при­сту­пили к Нему фари­сеи и, иску­шая Его, гово­рили Ему: по всякой ли при­чине поз­во­ли­тельно чело­веку раз­во­диться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотво­рив­ший вна­чале муж­чину и жен­щину сотво­рил их? И сказал: посему оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
Они гово­рят Ему: как же Моисей запо­ве­дал давать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться с нею?
Он гово­рит им: Моисей по жесто­ко­сер­дию вашему поз­во­лил вам раз­во­диться с женами вашими, а сна­чала не было так; но Я говорю вам: кто раз­ве­дется с женою своею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует; и женив­шийся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ствует.
Гово­рят Ему уче­ники Его: если такова обя­зан­ность чело­века к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, кото­рые из чрева мате­рин­ского роди­лись так; и есть скопцы, кото­рые оскоп­лены от людей; и есть скопцы, кото­рые сде­лали сами себя скоп­цами для Цар­ства Небес­ного. Кто может вме­стить, да вме­стит.

Еван­ге­лие по Марку ( Мк.10:2-12 ):
Подо­шли фари­сеи и спро­сили, иску­шая Его: поз­во­ли­тельно ли раз­во­диться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что запо­ве­дал вам Моисей? Они ска­зали: Моисей поз­во­лил писать раз­вод­ное письмо и раз­во­диться. Иисус сказал им в ответ: по жесто­ко­сер­дию вашему он напи­сал вам сию запо­ведь. В начале же созда­ния. Бог муж­чину и жен­щину сотво­рил их. Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает.
В доме уче­ники Его опять спро­сили Его о том же. Он сказал им: кто раз­ве­дется с женою своею и женится на другой, тот пре­лю­бо­дей­ствует от нее; и если жена раз­ве­дется с мужем своим и выйдет за дру­гого, пре­лю­бо­дей­ствует.

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.16:18 ):
Всякий, раз­во­дя­щийся с женою своею и женя­щийся на другой, пре­лю­бо­дей­ствует, и всякий, женя­щийся на раз­ве­ден­ной с мужем, пре­лю­бо­дей­ствует.

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:10-18 ):
А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­диться с мужем, – если же раз­ве­дется, то должна оста­ваться без­брач­ною, или при­ми­риться с мужем своим, – и мужу не остав­лять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Гос­подь: если какой брат имеет жену неве­ру­ю­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен, остав­лять ее; и жена, кото­рая имеет мужа неве­ру­ю­щего, и он согла­сен жить с нею, не должна остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ется женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ется мужем веру­ю­щим. Иначе дети ваши были бы нечи­сты, а теперь святы.
Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дится; брат или сестра в таких слу­чаях не свя­заны; к миру при­звал нас Гос­подь. Почему ты знаешь, жена, не спа­сешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спа­сешь ли жены?

Вто­ро­бра­чие вдов­ству­ю­щих

1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор.7:39-40 ):
Жена свя­зана зако­ном, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Гос­поде. Но она бла­жен­нее, если оста­нется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Вос­кре­се­ние изме­няет зна­че­ние брака

Еван­ге­лие по Луке ( Лк.20:27-40 ):
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выхо­дят замуж; а спо­до­бив­ши­еся достиг­нуть того века и вос­кре­се­ния из мерт­вых ни женятся, ни замуж не выхо­дят, и уме­реть уже не могут, ибо они равны Анге­лам и суть сыны Божии, будучи сынами вос­кре­се­ния. А что мерт­вые вос­крес­нут, и Моисей пока­зал при купине, когда назвал Гос­пода Богом Авра­ама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы.
На это неко­то­рые из книж­ни­ков ска­зали: Учи­тель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спра­ши­вать Его ни о чем.

Семья – свя­щен­ный союз

Семья — это первый, есте­ствен­ный и в то же время свя­щен­ный союз. Чело­век при­зван стро­ить этот союз на любви, вере и сво­боде. Семья — пер­во­на­чаль­ная, исход­ная ячейка духов­но­сти не только в том смысле, что именно здесь чело­век впер­вые науча­ется (или, увы, не науча­ется!) быть личным духом. Духов­ные силы и умения (а также сла­бо­сти и неуме­ния), полу­чен­ные в семье, чело­век пере­но­сит затем на обще­ствен­ную и госу­дар­ствен­ную жизнь.

Насто­я­щая семья воз­ни­кает из любви и дает чело­веку сча­стье. Если брак не осно­ван на любви, то семья имеет лишь внеш­нюю види­мость; если брак не дает чело­веку сча­стья, то он не выпол­няет своего пер­во­на­чаль­ного назна­че­ния. Научить детей любви роди­тели могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям сча­стье роди­тели могут лишь постольку, поскольку они сами нашли сча­стье в браке. Семья, внут­ренне спа­ян­ная любо­вью и сча­стьем, — это школа душев­ного здо­ро­вья, урав­но­ве­шен­ного харак­тера, твор­че­ской пред­при­им­чи­во­сти. В жизни обще­ства она подобна пре­красно рас­пу­стив­ше­муся цветку. Семья, лишен­ная этой здо­ро­вой цен­тро­стре­ми­тель­но­сти, рас­тра­чи­ва­ю­щая свои силы на судо­роги вза­им­ного отвра­ще­ния, нена­ви­сти, подо­зре­ния и “семей­ных сцен”, — это насто­я­щий рас­сад­ник боль­ных харак­те­ров, пси­хо­па­ти­че­ских тяго­те­ний, нев­ра­сте­ни­че­ской вяло­сти и жиз­нен­ного “неудач­ни­че­ства”.

Чело­век при­зван к тому, чтобы видеть и любить в люби­мой жен­щине (или соот­вет­ственно в люби­мом муж­чине) не только плот­ское начало, не только телес­ное явле­ние, но и “душу” — свое­об­ра­зие лич­но­сти, осо­бен­но­сти харак­тера, сер­деч­ную глу­бину, для кото­рых внеш­ний облик чело­века служит лишь телес­ным выра­же­нием или живым орга­ном.

То, что должно воз­ник­нуть из брака, есть прежде всего новое духов­ное еди­не­ние и един­ство — един­ство мужа и жены: они должны пони­мать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны одно­родно вос­при­ни­мать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душев­ное подо­бие, не сход­ство харак­те­ров и тем­пе­ра­мен­тов, а одно­род­ность духов­ных оценок, кото­рая только и может создать един­ство и общ­ность жиз­нен­ной цели у обоих. Важно, чему ты покло­ня­ешься, что любишь, чего жела­ешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты спо­со­бен жерт­во­вать. Жених и неве­ста должны найти друг в друге это еди­но­чув­ствие и еди­но­лю­бие, объ­еди­ниться в том, что есть важ­ней­шего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно вос­при­ни­мать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое дра­го­цен­ное в браке: полное вза­им­ное дове­рие перед Лицом Божиим. С этим свя­зано и вза­им­ное ува­же­ние, и спо­соб­ность обра­зо­вать новую, жиз­ненно силь­ную духов­ную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из глав­ных задач брака и семьи — осу­ще­ствить духов­ное вос­пи­та­ние детей.

Итак, нет более верной основы для достой­ной и счаст­ли­вой семей­ной жизни, чем вза­им­ная духов­ная любовь мужа и жены: любовь, в кото­рой начала стра­сти и дружбы сли­ва­ются воедино, пере­рож­да­ясь в нечто высшее — в огонь все­сто­рон­него еди­не­ния. Такая любовь примет не только насла­жде­ние и радость — и не выро­дится, не вывет­рится, не огру­беет от них, но примет и всякое стра­да­ние, и всякое несча­стье, чтобы осмыс­лить их, освя­тить их и очи­ститься через них. И только такая любовь может дать чело­веку тот запас вза­им­ного пони­ма­ния, вза­им­ного снис­хож­де­ния к сла­бо­стям и вза­им­ного про­ще­ния, тер­пе­ния, тер­пи­мо­сти, пре­дан­но­сти и вер­но­сти, кото­рый необ­хо­дим для счаст­ли­вого брака.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи

Всту­пая в брак, надо быть гото­вым на повсе­днев­ный, еже­час­ный подвиг любви. Созда­ние пло­до­твор­ных, напол­нен­ных любо­вью и забо­той супру­же­ских отно­ше­ний тре­бует вре­мени и труда, вернее, всей жизни. Необ­хо­димо при­ло­жить огром­ные усилия, чтобы эго­и­сти­че­ские формы пове­де­ния, при­об­ре­тен­ные во время уха­жи­ва­ния, транс­фор­ми­ро­ва­лись в бес­ко­рыст­ную любовь, кото­рая явля­ется осно­вой счаст­ли­вого брака.

При вступ­ле­нии в семей­ный союз чело­век стал­ки­ва­ется с опре­де­лен­ным пара­док­сом, с двумя несов­ме­сти­мыми усло­ви­ями, кото­рые влияют на выбор. С одной сто­роны, необ­хо­димо как можно лучше узнать буду­щего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать буду­щего супруга до брака невоз­можно.

Оба супруга при­но­сят с собой в брак личное про­шлое, куль­туру, манеру обще­ния. Два раз­лич­ных стиля жизни, два жиз­нен­ных опыта и две судьбы сли­ва­ются в единое целое. Но если каждый из супру­гов не обла­дает навы­ками обще­ния и уме­нием пони­мать дру­гого и не желает учиться этому, то бли­зо­сти, при­но­ся­щей удо­вле­тво­ре­ние, не полу­чится.

Брак — это когда схо­дятся два несо­вер­шен­ных чело­века, и каждый из них помо­гает дру­гому допол­нить и усо­вер­шен­ство­вать себя. Вы не поте­ря­ете свою инди­ви­ду­аль­ность, если научи­тесь ста­вить нужды своего супруга выше своих соб­ствен­ных. Брак — не просто нечто, что вы добав­ля­ете к своим еже­днев­ным заня­тиям холо­стого чело­века. Брак должен занять цен­траль­ное место в вашей жизни, а все осталь­ные заня­тия отойти на второй план.

Бла­го­сло­вен­ная труд­ность семьи в том, что здесь каждый из нас неслы­ханно близко под­хо­дит к самому важ­ному пер­со­нажу нашей жизни — к дру­гому чело­веку. Спе­ци­ально для брака свой­ство Дру­гого быть именно Другим резко под­чер­ки­вает два запрета: биб­лей­ский запрет на одно­по­лую любовь и запрет на кро­во­сме­ше­ние. Муж­чина должен соеди­ниться с жен­щи­ной и при­нять ее жен­ский взгляд на вещи, ее жен­скую душу — до глу­бины своей соб­ствен­ной муж­ской души; и жен­щина имеет столь же труд­ную задачу по отно­ше­нию к муж­чине. Кроме того, муж­чина и жен­щина, созда­ю­щие новую семью, должны прийти непре­менно из двух разных семей, с неиз­беж­ным раз­ли­чием в навы­ках и при­выч­ках, в том, что само собой разу­ме­ется, — и заново при­вы­кать к пере­па­дам, к чуть-чуть иному зна­че­нию эле­мен­тар­ней­ших жестов, слов, инто­на­ций.

Что каса­ется отно­ше­ний между роди­те­лями и детьми, тут, напро­тив, един­ство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова пере­ре­за­ние пупо­вины. Тому, что вышло из роди­мого чрева, пред­стоит стать лич­но­стью. Это — испы­та­ние и для роди­те­лей, и для детей: заново при­нять как Дру­гого — того, с кем когда-то состав­лял одно нераз­ли­чи­мое целое в теплом лоне родо­вого бытия. А пси­хо­ло­ги­че­ский барьер между поко­ле­ни­ями до того труден, что поспо­рит и с про­па­стью, отде­ля­ю­щей муж­ской мир от жен­ского, и со рвом, про­ры­тым между раз­лич­ными семей­ными тра­ди­ци­ями.

Этот Другой — он же, по словам Еван­ге­лия, Ближ­ний! Все дело в том, что мы его не выду­мали — он неумо­лимо, взыс­ка­тельно предъ­яв­ляет нам жест­кую реаль­ность своего соб­ствен­ного бытия, абсо­лютно не зави­ся­щую от наших фан­та­зий, чтобы вконец нас изму­чить и пред­ло­жить нам наш един­ствен­ный шанс на спа­се­ние. Вне Дру­гого нет спа­се­ния; хри­сти­ан­ский путь к Богу — через Ближ­него.

Ново­за­вет­ное учение о браке

В Новом Завете пони­ма­ние брака пре­тер­пело корен­ные изме­не­ния. Раз­ли­чия тем более явственны, что в новом Завете исполь­зо­ваны кате­го­рии вет­хо­за­вет­ного мыш­ле­ния для того, чтобы напол­нить их новым содер­жа­нием. Так, напри­мер, в про­ти­во­вес иудей­скому пред­став­ле­нию, нигде в Еван­ге­лии не упо­ми­на­ется о том, что дето­рож­де­ние явля­ется оправ­да­нием брака. Само по себе дето­рож­де­ние явля­ется сред­ством спа­се­ния лишь тогда, когда оно сопро­вож­да­ется «верой, любо­вью и свя­то­стью» ( 1Тим.2:15 ). Осо­бенно ясно изме­не­ние вет­хо­за­вет­ных норм жизни видно на трех при­ме­рах:

1. Рас­сказ об отно­ше­нии Иисуса Христа к леви­рату1 при­ве­ден во всех синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях ( Мф.22:23-32 ; Мк.12:16-27 ; Лк.20:27-37 ). Важно под­черк­нуть, что этот рас­сказ имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к учению Христа о вос­кре­се­нии и бес­смер­тии – учению, кото­рое не нуж­да­ется в идее вечной жизни в потом­стве. Когда сад­ду­кеи («кото­рые гово­рили, что нет вос­кре­се­ния») спро­сили, кто из семи бра­тьев, после­до­ва­тельно женив­шихся на одной и той же жен­щине, будет иметь ее женой «в вос­кре­се­нии», Иисус отве­чал, что «в вос­кре­се­нии не женятся, не выхо­дят замуж, но пре­бы­вают, как Ангелы Божии на небе­сах».

Эти слова часто тол­ку­ются в том смысле, что брак есть чисто земное уста­нов­ле­ние, дей­стви­тель­ность кото­рого уни­что­жа­ется смер­тью. Такое пони­ма­ние пре­об­ла­дало в Запад­ной Церкви, кото­рая раз­ре­шает вдов­цам всту­пать в новый брак и нико­гда не огра­ни­чи­вает число этих браков. Но если счи­тать пра­виль­ным такое пони­ма­ние слов Иисуса, то мы ока­жемся в прямом про­ти­во­ре­чии с уче­нием о браке апо­стола Павла и с кано­ни­че­ской прак­ти­кой Пра­во­слав­ной Церкви. Ответ Иисуса Христа сад­ду­кеям строго огра­ни­чен зна­че­нием их вопроса. Они отвер­гали вос­кре­се­ние, потому что были про­пи­таны иуда­ист­ским пони­ма­нием брака как воз­об­нов­ле­ния зем­ного чело­ве­че­ского бытия путем вос­про­из­ве­де­ния потом­ства. Об этом Гос­подь и гово­рит им: «Заблуж­да­е­тесь», потому что жизнь в Цар­ствии будет подобна жизни анге­лов… Поэтому ответ Христа – только отри­ца­ние наив­ного и мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния вос­кре­се­ния, отри­ца­ние мате­ри­а­ли­сти­че­ского пони­ма­ния брака.

2. Сущ­ность хри­сти­ан­ского брака глу­боко освя­щена в запре­ще­нии Хри­стом раз­вода. Такой запрет прямо про­ти­во­ре­чит Вто­ро­за­ко­нию ( Мф.5:32; 19:9 ; Мк.10:11 ; Лк.16:18 ). Хри­сти­ан­ский брак нерас­тор­жим, и это исклю­чает всякие мате­ри­а­ли­сти­че­ские, ути­ли­тар­ные его истол­ко­ва­ния. Союз мужа и жены явля­ется само­це­лью; это вечный союз между двумя лич­но­стями, союз, кото­рый не может быть рас­торг­нут ради «про­дол­же­ния рода» (оправ­да­ние кон­ку­би­ната2) или защиты родо­вых инте­ре­сов (оправ­да­ние леви­рата).

«Будьте совер­шенны, как Отец ваш совер­ше­нен есть». Тре­бо­ва­ние абсо­лют­ной моно­га­мии пока­зало все несо­вер­шен­ство слу­ша­те­лей Христа (см.: Мф.19:10 ). Фак­ти­че­ски любовь стоит вне кате­го­рий «воз­мож­ного» и «невоз­мож­ного». Она есть тот «совер­шен­ный дар», кото­рый позна­ется лишь в реаль­ном опыте. Любовь, оче­видно, несов­ме­стима с супру­жест­кой изме­ной, потому что в этом случае ее дар отвер­га­ется и брака более не суще­ствует. Тогда мы имеем дело не с юри­ди­че­ским только «раз­во­дом», но и с тра­ге­дией зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой, то есть, с грехом.

3. Апо­стол Павел, говоря о вдов­стве, исхо­дит из того, что брак не пре­ры­ва­ется смер­тью и любовь нико­гда не пере­стает ( 1Кор.13:8 ). Вообще, отно­ше­ние апо­стола Павла к браку рази­тельно отли­ча­ется от иуда­ист­ско-рав­ви­ни­сти­че­ского взгляда на брак, что осо­бенно заметно в 1‑м Посла­нии к Корин­фя­нам, где апо­стол отдает пред­по­чте­ние без­бра­чию над браком. Только в Посла­нии к Ефе­ся­нам этот отри­ца­тель­ный взгляд исправ­лен уче­нием о браке как образе союза Христа и Церкви; уче­нием, кото­рое стало осно­вой бого­сло­вия брака, создан­ного пра­во­слав­ной тра­ди­цией.

В спор­ном вопросе о без­бра­чии вдов взгляд апо­стола Павла точно соот­вет­ствует кано­ни­че­ской и освя­щен­ной тра­ди­ции Церкви: «Если не могут воз­дер­жаться, пусть всту­пают в брак, ибо лучше всту­пать в брак, нежели раз­жи­гаться» ( 1Кор.7:9 ). Второй брак вдовца или раз­ве­ден­ного терпим только как лекар­ство от «раз­жже­ния», не более того. Совре­мен­ный чин бла­го­сло­ве­ния вто­ро­брач­ных ясно пока­зы­вает, что он допус­ка­ется только из снис­хож­де­ния к чело­ве­че­ской сла­бо­сти. Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние всегда исхо­дили из того, что вер­ность вдовца или вдовы покой­ной или покой­ному – это нечто боль­шее, чем «идеал», это – норма хри­сти­ан­ской жизни, потому что хри­сти­ан­ский брак – не только земной, плот­ский союз, но вечные узы, кото­рые не рас­па­да­ются и тогда, когда тела наши «станут духов­ными» и когда Хри­стос будет «вся­че­ская во всех».

Эти три при­мера ясно пока­зы­вают, что Новый Завет напол­нил древ­нее биб­лей­ское учение о браке новым содер­жа­нием и что осно­вы­ва­ется это новое пред­став­ле­ние на Благой вести о Вос­кре­се­нии, про­по­ве­дан­ной Спа­си­те­лем. Хри­сти­а­нин при­зы­ва­ется уже в этом мире вос­при­нять новую жизнь, стать граж­да­ни­ном Цар­ства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак пере­стает быть про­стым удо­вле­тво­ре­нием вре­мен­ных при­род­ных потреб­но­стей и гаран­тией иллю­зор­ного выжи­ва­ния через потом­ство. Это – един­ствен­ный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, кото­рые под­ни­ма­ются над своей чело­ве­че­ской при­ро­дой и ста­но­вятся еди­ными не только «друг с другом», но и «во Христе».

При­ме­ча­ния:

1 Леви­рат – древ­ний брач­ный обычай, по кото­рому жена умер­шего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).

2 Кон­ку­би­нат – уза­ко­нен­ное Рим­ским правом фак­ти­че­ское сожи­тель­ство муж­чины и жен­щины без юри­ди­че­ского оформ­ле­ния брака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *