творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Особенности произведений

Философские взгляды Достоевского сформировались под влиянием разных событий. Россия и Европа переживали переломный момент, в них подводились итоги, и открывались новые перспективы. По мнению Федора Михайловича, общество перерождалось в совершенное, а люди искали возможности формирования общежития, которое основывалось на братстве и справедливости.

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Труды Достоевского пронизаны философскими рассуждениями. Писатель вывел определение русской идеи, состоящее из совокупности понятий, которые выражали историческое своеобразие и особое призвание народа.

Работы писателя стали предтечей появления русской философии. Его творчество повлияло на множество мыслителей. Некоторые исследователи полагают, что произведения Федора Михайловича помогли сформироваться экзистенциализму, персонализму и фрейдизму.

Основные идеи

Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу. В своих работах Достоевский писал о важных проблемах, среди которых:

Главной проблемой Федор Михайлович считал человека. Изучению сущности людей он посвящал немало времени. В «Легенде о Великом инквизиторе» автор показал сочетание свободы и абсолютного морального закона. Исследователи творчества писателя выделили несколько важных идей:

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

В ранних работах писателя можно заметить его стремление к социалистическим идеям. Но уже в это время творчество Достоевского было лишено материализма. Федор Михайлович полагал, что напряжение в обществе снизит распространение социализма, однако после каторги он кардинально изменил свое мнение.

Исследования философии автора

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.

Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

Достоевский рассматривает личность человека как главную ценность. Она наделена свободой воли, но при этом индивид обязан нести ответственность за свои поступки. В трудах автора можно найти множество размышлений на религиозную тему.

Источник

Философские взгляды Достоевского

Достоевский прошел тернистый путь, его судьба была нелегкой, и это не могло не отобразиться на его взглядах и философии. Становление Достоевского как философа было основано на многих факторах — воспитание, окружение писателя, литература, прочитанная им, кружок Петрашевского и, несомненно, каторга.

Основные идеи философии Достоевского

Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.

В 1839 году Федор писал брату Михаилу — “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”
Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм — систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития.
Исследователи Достоевского как философа (В частности Бердяев Н. А.) выделяют несколько важных идей в его творчестве:

Ранний Достоевский

Достоевский времен написания романа “Бедные люди” и участия в кружке Петрашевцев это социалист, как он сам себя называл — сторонник теоретического социализма. Хотя исследователи отмечают, что социализм Достоевского был слишком идеалистическим, отвергающим материализм
Достоевский раннего периода считает, что необходимо уменьшать напряжение в обществе, и делать это с помощью пропагандирования социалистических идей. Он опирается на утопические идеи западной европы — Сен-Симона, Р. Оуэна, также большое значение для Достоевского имели идеи Консидерана, Кабе, Фурье.

Достоевский после каторги

Идейное содержание творчества Достоевского после каторги кардинально изменилось. Здесь мы встречаем уже более консервативного человека — он отрицает атеизм, доказывает несостоятельность социализма и революционных изменений в обществе. Призывает вернуться к народному корню, к признанию духа народного. Он считает буржуазный капитализм бездушным, безнравственным, лишенным братского начала.

Источник

Философские идеи Ф.М. Достоевского

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) является в настоящее время, пожалуй, самым известным русским писателем на Западе, по чьим произведениям иностранцы пытаются понять тайну загадочной русской души. У Достоевского нет разработанной философской систе­мы, его философия выражается через мировоззрение писателя, о кото­ром Н. А. Бердяев говорил: «Миросозерцание Достоевского не было от­влеченной системой идей, такой системы нельзя искать у художника, да и вряд ли она вообще возможна. Миросозерцание Достоевского есть его гениальная интуиция человеческой и мировой судьбы».

Основные темы философских размышлений Достоевского.

Творче­ство Достоевского сосредоточено вокруг тем антропологии, филосо­фии истории, этики и философии религии. Центральная же тема его творчества — это тема свободы. С исследованием свободы у Достоев­ского связана тема зла и преступления. Лейтмотив историософской тематики писателя связан с борьбой против социализма, который, по его мнению, есть не что иное как строительство новой Вавилонской башни для того, чтобы свести «небо на землю». Одной из важнейших в его творчестве является тема русской идеи, т.е. вопрос о месте Рос­сии в мировой истории.

В творчестве Достоевского практически нет темы природы, которая его не интересовала, нет онтологии, нет какой-то особой гносеологии. Нет у него и темы Бога, понимаемой как богословие или теология, но зато особую роль играют религиозные искания самого писателя. Одна­ко это не искания Бога, в бытии которого он не сомневался, а попытка понять, как божественное бытие Проявляется в мире, отражается в том, что существует. Главное «событие» этого существования — человек. Это событие загадочно и противоречиво. Романы Достоевского суть способ понимания этого события. Посредством своих героев Достоев­ский пытается разрешить «загадки человеческого бытия».

Тема человека. Исследуя тему человека, Достоевский прежде всего обращается к себе самому, к своим внутренним переживаниям и терза­ниям, ничего не скрывая о себе. Творчество Достоевского сравнимо с исповедью. Это покаяние души в грехах не только содеянных, но и помысленных — самим автором или кем-то, кого он знал. НА. Бердяев считал, что Достоевский обнаруживает муки совести на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы, и там же, в самой последней глубине человека, он открывает волю к преступлению. Поэтому творче-. ство Достоевского — это раскаяние одного за всех. Писатель воплощал в своей собственной жизни принципы любви к каждому человеку, причем к грешникам, может быть, даже в первую очередь.

Достоевский поступал в соответствии с наставлениями апостола Иакова, поучавшего: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5, 16), Поэтому творче­ство писателя можно рассматривать еще и как дело исцеления душ от всего темного и злого. Творчество есть его «дело», его предопределение свыше, которое он должен осуществить в своей жизни. Чего бы человек ни придумал о себе, для Достоевского неоспоримым фактом является то, что Бог промышляет о каждом своем создании, человек существует в божьем мире, и в нем действуют законы его Создателя. Человек у До­стоевского не есть явление природного мира. НА. Бердяев подчерки­вает исключительный антропологизм и антропоцентризм Достоевско­го: «Человек — микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Все в человеке и для человека».

Тема свободы. Достоевский изучает человека в его свободе, и сво­бода есть основное обладание человека. При этом, как показал До­стоевский, он обладает не только свободой, подчиненной нравствен­ным законам, становящейся вследствие этого одним из видов необходимости, но и свободой произвола, каприза, «глупого хотенья». Возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Толь­ко в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью.

Получается, что, с одной стороны, человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям, а с другой — включать воз­можность произвола по отношению к этим ценностям. В своих произ­ведениях Достоевский всесторонне исследует эту антиномию, показы­вая, как личность или восстает, не желая быть средством даже по отношению к «высшим ценностям», или просто-напросто срывается, «устав» от выполнения взятых на себя моральных обязательств. В ро­мане «Подросток» главный герой Аркадий Долгорукий говорит: «Да зачем я непременно должен любить моего ближнего или ваше там бу­дущее человечество, которое я никогда не увижу, которое обо мне знать не будет и которое в свою очередь истлеет без всякого следа и воспоминания. ».

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Достоевский через своего героя критикует распро­страненную в его время теорию французского социалиста Шарля Фурье (1772-1837), противопоставляя фурьеристской формуле («Ра­зумное отношение к человечеству есть и моя выгода тоже»), во-первых, возможность нахождения всех этих разумностей неразумными. Во-вто­рых, споря с атеистическим мировоззрением фурьеристов, он показы­вает, что если нет Бога, то нет ни вечной жизни, ни Царствия Божия, нет и высших богочеловеческих идеалов. А тогда человек вправе спро­сить: «Что мне за дело о том, что будет через тысячу лет с этим вашим человечеством, если мне за это, по вашему кодексу, — ни любви, ни будущей жизни, ни признания за мной подвига?».

Иррациональность человеческого поведения. Но даже если нравст­венные идеалы объективны и опираются на Божественное бытие, проблема свободного принятия этих идеалов не становится проще. Устоять в свободном принятии Истины, которая в представлении Достоевского есть сам Христос и Его учение, — удел немногих. Вывод из художественных исследований Достоевского таков: лич­ность человека сложна и его поступки не всегда поддаются логичес­кому анализу. Человек часто поступает иррационально, вопреки даже своей пользе и выгоде, и в этом тоже выражается его желание быть свободным.

Герой «Записок из подполья» рассуждает: «. Вы повто­ряете мне, что не может просвещенный и развитой человек, одним словом, такой, каким будет будущий человек, зазнамо захотеть чего-нибудь невыгодного, что это математика. Совершенно согласен, дей­ствительно математика. Но повторяю вам в сотый раз, есть один только случай, только один, когда человек может нарочно, сознатель­но пожелать себе даже вредного, глупого, даже глупейшего, а имен­но; чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть свя­занным обязанностью желать себе одного только умного».

Человек стремится к своеволию. Достоевский делает целый ряд от­крытий о человеческой природе. Она полярна, антиномична и ирра­циональна. Человек не стремится непременно к выгоде. В своем свое­волии он сплошь и рядом предпочитает страдания. Но откуда в человеке эта страсть к своеволию? В религиозном восприятии До­стоевского ответ таков: Бог и дьявол суть не просто абстрактные ка­тегории морали, они мистическим образом присутствуют в мире и борются за души людей в сердце каждого человека. Зло несводимо к социальным причинам, а коренится в самой природе человека. По выражению Н.А. Бердяева, «зло есть дитя свободы».

Но и добро тоже — «дитя» свободы. И человек как свободное су­щество выбирает для себя либо добро, либо зло, но может быть — и даже очень часто — и то и другое одновременно. Добро или зло при­нимаются человеком не абстрактно, а через исповедуемые им идеи. Все герои Достоевского живут теми или ияыми идеями. Сам писатель неоднократно подчеркивал роль идей в мире, считая, что в ко­нечном итоге вся история творится идеями.

Концепция идей Достоевского.

Единого понятия идеи у писателя нет, а есть перекликающиеся между собой образы. Главным образом, кото­рым Достоевский уточняет свое понятие идеи, является образ «божест­венного семени». Это семя Бог бросает на землю и из него вырастает Божий сад на земле. Распространяются идеи путем заражения, но по­чему те или иные идеи «заражают» определенных людей, остается не­постижимым. Идею, которой человек живет и в которую верит, Досто­евский определяет как его тайну. Наличие в человеке некой тайны превращает его в личность, а личность есть не что иное как воплощен­ная идея. Люди в той или иной степени оказываются во власти живу­щих в них идей и действуют в соответствии с тем, что они им диктуют.

Одержимость идеями. По мнению философа и богослова Г.В. Флоровского (1893-1979), «власть мечты, или одержимость идеей — одна из главных тем в творчестве Достоевского». Идеи у До­стоевского не имеют обязательного положительного аспекта. Идеи приходят из потустороннего мира, а потому могут быть и отрицатель­ными, своего рода «искушениями». Большинство наиболее интерес­ных героев Достоевского одержимы как раз такими идеями. Человеку «из подполья» («Записки из подполья») хочется пожить по своей «глупой воле».

Раскольников («Преступление и наказание») считает, что существует два сорта людей — обычные люди и те, кому все по­зволено, для кого оправдано даже убийство. Шигалев («Бесы») пред­лагает план разделения человечества на две неравные группы, где одни будут господами, а другие — рабами. Примерно такой же план и у Великого Инквизитора («Братья Карамазовы»). Из ряда подобных идей, возможно, наиболее парадоксальной является идея Кириллова («Бесы»). Кириллов поверил в то, что Бога нет, но поскольку считал, что без веры в Бога человек жить не может, то пришел к выводу, что необходимо объявить Богом всемогущего Человека.

Борьба идей в человеке. Проблема одержимости идеей заключается в том, что человек одновременно может быть захвачен не одной, а двумя и более идеями, порой противоречивыми и исходящими из раз­ных духовных миров. Именно в этой борьбе идей в человеке проявля­ется борьба между Богом и дьяволом. У Достоевского практически нет однозначно плохих людей. Даже такая поистине сатанинская лич­ность, как Ставрогин («Бесы»), нуждается, в конечном счете, в испове­ди и понимании.

А Великий Инквизитор («Братья Карамазовы») в раз­говоре с Христом неясно чувствует уязвимость своей «железной» логики и поэтому отпускает Христа, не приводя в исполнение своей угрозы казни. Таковы примеры, где отрицательная идея, кажется, побеждает окончательно, но и здесь сохраняются божественные семена надежды. Борьба примерно равноценных по силе положительных и от­рицательных идей происходит и в душе Версилова («Подросток»).

Есть у Достоевского герои, в которых вроде бы победила идея по­ложительная, но тем не менее и в их душах содержатся семена зла. Это Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»), князь Мышкин («Идиот»), Соня Мармеладова («Преступление и наказание»). Достоевский пока­зывает, что в любом человеке добро и зло борются до конца, пока че­ловек жив. Наглядный тому пример — Родион Раскольников, который «воскрес» из нравственного небытия. Достоевский верил в возмож­ность изменения идеи человека, в его нравственное преображение.

Идея человекобога. Идея человекобога рассматривается у Достоев­ского неоднократно — в «Бесах», в «Преступлении и наказании», в «Братьях Карамазовых». Это послужило поводом Л. Шестову на­звать Достоевского ницшеанцем до Ницше. По тематике Достоев­ский действительно во многом был предшественником Ницше (не случайно последний внимательно читал Достоевского), но по смыслу своих поисков — это скорее русский анти-Ницше, так как Достоев­ский был певцом не человекобога, а богочеловека.

Различение и изменение человеческой идеи. Различите то, какой из двух типов идей прорастает в человеке, и изменить человеческую идею можно лишь на путях человеческой свободы. Люди, живущие положительной идеей, знают, что свобода неразлучна с Истиной, по­тому что настоящую свободу дает только Истина, видимым воплоще­нием которой на земле был Христос. Человек, живущий отрицатель­ной идеей, сам желает быть истиной, уподобиться Богу.

Свобода не тождественна истине или добру и предполагает выбор со стороны человека, выбор того, какие из занесенных из потустороннего мира идей будут им культивироваться и взращиваться, а с какими он будет бороться как с сорняками своей души. Умение пользоваться сво­бодой помогает человеку в его выборе. Правильный, с точки зрения Достоевского, выбор ведет человека не просто к Богу, но и к личному бессмертию, к вечной жизни в Царствии Божием. То есть человек об­ретает абсолютные ценности. Парадокс в том, что свободе можно на­учиться, но сделать это можно лишь уже будучи свободным.

Идеи наций и русская идея. Согласно Достоевскому не только у каждого человека, но и у каждого народа, как и у всего человечест­ва в целом, есть своя идея. Именно идеи творят историю. Каждый человек подобен «саду», в котором всходят и взращиваются эти идеи. Задача личности — своим примером способствовать распознаванию идей, которые есть у других, помогать им с их выбором и взращива-нием. Подобно тому, что происходит с отдельным человеком, происходит и с цельми народами, также имеющими в себе идеи «божест­венные» и «дьявольские». К разряду последних Достоевский относил, например, идеи католическую и коммунистическую.

Достоевский верит в то, что идеи, заложенные в народ, в челове­чество, могут быть открыты избранным людям, которые и должны донести их до остальных. Такой идеей, открывшейся ему, является «идея русского народа*. Каждый народ должен взрастить свою идею, но далеко не каждый вынашивает и развивает «божественную» идею. Так, многие народы Европы, согласно Достоевскому, утратили свои «божественные» идеи и идут неверным путем.

Впрочем, у них есть шанс выйти на правильную дорогу, если им будет оказана помощь другими народами. Это может сделать русский народ, сохранивший в себе «божественные» семена, но пока не взрастивший их в полной мере. Общечеловеческая «божественная» идея заключается в установ­лении на земле Царства Божия, выражающегося в первую очередь в братских отношениях между всеми членами общества, в отношени­ях любви каждого к каждому.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы думаете, почему Достоевский в своем творчестве такое боль­шое внимание уделял изучению человека? Какие он ставил при этом задачи?

3. Согласны ли вы с концепцией Ш. Фурье, что: «Разумное отношение к человечеству есть и моя выгода тоже»? Что по этому поводу думал Досто­евский?

4. Как вы считаете, является благом или злом то, что человек наделен способностью к своеволию? Приведите какие-либо примеры иррациональ­ности человеческого поведения.

5. Поясните, что такое личность согласно концепции идей Достоевского?

6. Может ли, согласно Достоевскому, в человеке победить какая-либо одна идея? Каким образом может произойти изменение идеи человека и его нравственное «выздоровление»?

7. В чем принципиальное отличие человекобога от богочеловека?

8. В романе «Подросток» Аркадий Долгорукий выводит «закон для идей», который гласит, что простейшие идеи понимаются и излагаются труд­ней всех, но: «Есть и обратный закон для идей: идеи пошлые, скорые — по­нимаются необыкновенно быстро, и непременно толпой, непременно всей улицей; мало того, считаются величайшими и гениальнейшими, но — лишь в день своего появления». Согласны ли вы с этими утверждениями? Если да, то попытайтесь дать свое объяснение, почему так происходит. Если нет, то обоснуйте свое мнение.

9. В чем, согласно Достоевскому, заключается суть русской идеи и каковы пути ее осуществления? Выскажите свое отношение к русской идее писателя.

10. По мнению Великого Инквизитора («Братья Карамазовы»), свобода несет не счастье, а страдание. Человек готов отдать свою свободу за хлеб и быть покорным тому, кто его накормит. При встрече с Христом Великий Инквизитор говорит ему: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они в простоте своей и в прирожден­ном бесчинстве своем не могут и осмыслить, которого боятся они и стра­шатся, — ибо ничего и никогда не было для человеческого общества невы­носимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты’ отымешь руку свою и прекратятся им хлебы твои». Что вы можете возразить Великому Ин­квизитору?

Литература

1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А. Бердяев о русской философии / Сост. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Ч. 1. Свердловск, 1991.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972—1988.

3. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.

4. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881— 1931 годов. / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М., 1990.

5. Сизов В.С. Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского. Киров, 2001.

6. Степун Ф.А. Миросозерцание Достоевского // Ф.А. Степун. Встречи. Сост. С.В. Стахорский. М., 1998.

7. Шестоб Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Шестов Л. Сочинения. М., 1995.

8. Штешберг А.З. Система свободы Ф.М. Достоевского // Русские эми­гранты о Достоевском / Вступ. и примеч. С.В. Белова. СПб., 1994.

Источник

Философские идеи Ф.М. Достоевского — Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится как к литературе, так и к философии. Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле этого слова — нет ни одного его чисто философского произведения. Он мыслит как художник — диалектика идей воплощается в столкновениях и встречах различных «героев».

В центре творчества Достоевского находятся вопросы философии разума. Это вопросы антропологии, философии истории, этики и философии религии. В этой области богатство и глубина идей Достоевского поражают. Он относится к тем творческим умам, которые страдают скорее от избытка, чем от недостатка идей. Не получив систематического философского образования, Достоевский много читал, впитывая чужие идеи и отвечая на них в своих размышлениях. Пытаясь выйти за рамки чисто художественного творчества (а он, несомненно, обладал большим талантом и темпераментом публициста), он оставался одновременно мыслителем и художником.

Философские идеи Ф.М. Достоевского — это идеи гуманизма, призывающие к миру, единению народов и процветанию. Можно сказать, что его произведения религиозны, по крайней мере, то, как они представлены, обычно связано с православием, восточнославянским мировоззрением.

Произведения Достоевского порой противоречивы и недостаточны, часто наполнены труднопонимаемым мистическим подтекстом, его мысли нередко наполнены религиозной утопией, но одно неоспоримо — он великий русский мыслитель.

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Федор Михайлович Достоевский родился в семье военного врача, жившего в Москве. Его детство прошло в благоприятной обстановке. «Я происхожу из русской и благочестивой семьи….. Мы в нашей семье знали Евангелие почти с первого класса, мне было всего десять лет, к тому времени я знал почти все важные эпизоды русской истории.

Окончив «приготовительную» школу, Достоевский вместе со старшим братом поступил в военно-инженерное училище (в Петербурге). В эти годы в его семье произошла тяжелая драма — его отец был убит крестьянами его деревни, которые мстили ему за его дикость.

Достоевский подружился с И. Н. Жидловским, «романтиком, обратившимся впоследствии на путь религиозных исканий» М. А. Алексеева, Ранний друг Достоевского. Ранний друг Достоевского, оказавший на Достоевского неоспоримое влияние. В эти годы Достоевский жадно впитывает влияние романтической поэзии.

В 1843 году Достоевский окончил офицерские классы инженерного училища, устроился на службу в инженерный департамент, но на службе пробыл недолго и вскоре был отправлен в отставку. Он всегда жил очень бедно, и даже когда он получал из дома довольно солидные суммы, эти деньги очень скоро пропадали. В 1845 году он опубликовал свое первое произведение «Бедные люди», которое сразу выдвинуло его в первоклассные писатели. С этого времени Достоевский с энтузиазмом отдается литературной деятельности, но произведения, последовавшие за «Бедными людьми», вызвали разочарование и недоумение у его поклонников.

В то же время в жизни Достоевского назревало важное событие — его сближение с кружком Петрашевского.

Основные темы философии Достоевского

Можно ли говорить о Достоевском как о философе? На первый взгляд может показаться, что он только художник и публицист, а не философский мыслитель. Только в некоторых его произведениях преобладает философское содержание; чисто философских произведений нет вообще. Напротив, у него большое количество романов, повестей, рассказов и множество публицистических статей, наполненных литературным, критическим и политическим содержанием.

Если рассматривать его художественные произведения в целом, то можно обнаружить у него два новых типа романов — психологический и философский. Психологический роман Достоевского отличается от беллетристического романа более глубоким изображением внутренних переживаний, душевных расстройств и движений. После сибирского плена Достоевский разрабатывает философский роман. Все они вращаются вокруг философских теорий, которые изображаются и проживаются одним или несколькими персонажами. Носители философской идеи пытаются последовательно обдумать эту идею и в соответствии с результатами формируют свою жизнь и поведение. И сами их жизни показывают, к чему это может привести, а художник рассматривает взаимодействие идей, целей и поведения в их столкновениях. В этом суть той жизненной философии, которую он последовательно применяет в своем творчестве и которая подчиняет художника самому себе.

«Записки из подполья» (главы 7-10, часть первая) — это история, в которой его внутренние импульсы привели его к созданию философского повествования, а Достоевский создал философское повествование.

Философские интересы Достоевского

В первую очередь его интересовала человеческая психика; его собственный опыт и постижение ее привели его к философии. Взгляд Достоевского направлен исключительно на духовное бытие. Он интерпретирует внешний мир и природу с точки зрения духовности. Свою собственную духовную ориентацию автор называет реализмом.

В своих произведениях Ф. М. Достоевский опирается на опыт, его метод можно назвать индуктивным. Все свое внимание он уделяет душе и процессам, происходящим в ней. Проблема разума и тела и взаимосвязь между психологическими и физиологическими аспектами его мало интересует. Цель индукции Достоевского — «раскрыть сокровенную сущность психики и осветить ее светом внутренней правды самого писателя».

Особый интерес представляет развиваемая Достоевским идея о том, что душа является центром генерации новых идей, с помощью которых иногда можно влиять на человечество. В своем дневнике писателя за 1876 год он осуждал «потребности плоти» и утверждал, что «высшие типы правят на Земле….. И всегда были гонимы в конце….. Миллионы людей».

Психология Достоевского, способы познания

Даже первый взгляд на произведения Достоевского обнаруживает разительный контраст между его представлениями о душе и взглядами его времени.

Под чувствами Достоевский понимает две совершенно разные вещи: переживания души и нюансы чувства, ощущения в строгом смысле слова. Ощущения сопровождают все переживания сознания, будь то внутренние или внешние. «Многие из самых сильных чувств остаются бессознательными, потому что, по Достоевскому, их «корни» лежат в скрытом, в бессознательном»

Чувство, по Достоевскому, является более высокой ступенью познания, чем мышление, поскольку в единении с бессознательным оно ближе к реальности и питается ею. Только основные оттенки чувств остаются в сознании и напоминают о себе вторичным переживанием, и оно касается только основного. То же самое относится и к сильным чувствам, которые время от времени охватывают душу и стремятся уйти в бессознательное, оставляя на поверхности лишь тень этого чувства. Над чувствами возвышается плоскость сознания и грамматического и логического построения способностей ума и разума. Для Достоевского оба понятия равнозначны. Человек создан со способностью к познанию. Среди земных существ только человек обладает разумом.

Достоевский выделяет в интеллекте две различные способности, или, как он иногда выражается, существует интеллект двух видов — высший и низший. «Низший «низший» интеллект мыслит в терминах причины и следствия: если вы обладаете им, вы можете обрести хитрость в практической жизни и знания в теоретической жизни. «Высший» интеллект, который Достоевский называет «голова в голове», мыслит категориями смысла и ценности и тем самым обретает мудрость». Философия Достоевского в систематическом изложении. Для Достоевского разум — это не только дискурсивное, рефлексивное мышление, но скорее разум, включающий чувства и бессознательный опыт. Иной вид имеет «высшее» и «повышенное» сознание, в сфере которого находится как сверхсознание, так и то, что было подавлено в бессознательном.

Он приходит к этой мысли, когда говорит в «Записках из подполья», что человек «по нормальным и основным законам возросшего сознания и по инерции, непосредственно вытекающей из этих законов», способен делать самые отвратительные выводы о вечном предмете, что он сам отвечает за их необходимость и в то же время не отвечает за них Достоевский Ф. М. Несмотря на всю эту необходимость, разум продолжает сомневаться; можно сказать, что в своем земном существовании человек по природе своей испытывает чувство сомнения и бегства от мира, потому что человеческий разум не верит самому себе и никогда не может утолить жажду познания и считает свое существование неудовлетворительным. Обладая только интеллектом, человечество всегда будет оставаться в плену сомнений и противоречий.

Метафизика Достоевского

Достоевский выражает свое собственное понимание воли в контексте рассмотрения проблемы души. Достоевский не возводит волю в основной метафизический принцип. Он считал, что воля есть «проявление всей жизни». В то же время феномен выражает полную человеческую природу, а не только ее часть. Центр волевых решений отделен и независим от разума, воля часто полностью противоречит ему. Когда душа решает что-то сделать, она действует как единое целое, включая все свои компоненты, как сознательные, так и бессознательные.

Воля автономна и свободна. Но действительно ли свободна воля? Может ли он принимать убедительные решения без принуждения? Решая этот вопрос, Достоевский столкнулся с утилитарной философией школы Бентама. В учении о воле этой школы он увидел особую форму этического интеллектуализма, философского течения, почти столь же древнего, как и сама философия. Рассмотрению этой школы Достоевский посвятил свою философскую работу — главы VII-X первой части «Записок из подполья».

В споре с утилитаризмом Достоевский формулирует положения этического интеллектуализма следующим образом:

Достоевский видел в человеке существо, борющееся за свою свободу. В той мере, в какой человек способен постичь законы природы, он начинает сознательно бороться с ними. Конечно, отдельный человек не может преуспеть в этой борьбе. Непроницаемая стена остается непроницаемой, нравится ему это или нет. Он должен был принять существование законов де-факто, если не хотел поставить под угрозу или уничтожить собственное существование.

Человеку гораздо легче противостоять практическому закону, моральному запрету или психологической привычке. Ведь сопротивляясь таким нормам, он постоянно доказывает свою свободу.

Моральная свобода воли предполагает моральную ответственность, а это предполагает, что существует моральный закон с его действительными требованиями и что эта действительность признается всеми. Безличная свобода, содержание, цели поведения и желаемую степень влияния которой может определить сам человек, приобретает особое значение в различении добра и зла, в выборе образа действий с точки зрения добра или зла.

Нравственный закон предлагает человеку различные источники — божественное откровение, голос совести, человеческие заповеди и естественные требования долга. Человек сам решает, оставить ли ему ответственность за свою свободу или взять на себя часть моральных обязательств.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Смотреть картинку творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Картинка про творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма. Фото творчество ф м достоевского стало предтечей позитивизма

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *