сенатская площадь медный всадник исаакиевский собор
Исаакиевский собор и Медный Всадник
Исаакиевский собор
Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.
Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.
На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.
Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.
Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.
Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.
Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.
Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.
Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.
Медный Всадник
Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург
Рядом с Исаакием стоит другой символ Петербурга — Медный Всадник. Он обращён лицом к Неве и смотрит на Васильевский остров. Туда, где по замыслу Петра и должен был находиться его дворец, но все планы спутал граф Меньшиков, построив свой собственный дворец.
За его спиной золотым трезубцем возвышается Исаакий. Когда впервые оказываешься здесь, на Сенатской площади, то просто не знаешь куда вперёд бежать. Правда, я был тогда ещё молод, романтичен и каждый день слушал Русский рок. Сейчас я спокойнее отношусь к главным символам Питера. Но каждый раз бываю здесь. И зачем-то каждый раз снимаю.
Гром-камень
Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург
Гром-камень
Начнём, пожалуй, не с самой скульптуры, а с её постамента. В качестве постамента решили использовать цельный камень, о поисках которого дали объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Такой камень был на примете у Семёна Вишнякова из деревни Конная Лахта. Сейчас эта деревня вошла в состав Санкт-Петербурга, а тогда она располагалась к северо-западу от города по направлению к Сестрорецку.
Такое интересное название камень получил, потому что, по местному поверью, в него ударила молния и он приобрёл свою необычную форму.
Гром-камень впечатлял своими размерами. В длину он был 13 метров, в ширину 8 метров, а в высоту 6 метров, а весил аж 2000 тонн. Он казался целой скалой, особенно в условиях плоского, как тарелка, Петербурга.
Камень был утверждён в качестве пьедестала для будущего памятника. Оставалось всего ничего — перетащить 2000 тонн в центр и Петербурга, а, самое главное, переправить его через Неву.
Сначала его откопали, и на его месте до сих пор есть водоём, который так и называется Петровский пруд.
При помощи домкратов и рычагов гром-камень погрузили на специальную машину, которая и обеспечивала транспортировку. За день камень перемещали на 20 — 30 шагов. На поворотах скорость снижалась. Машина представляла собой деревянную платформу, которая перекатывалась по двум желобам. Читай, колее. В колею были уложены 30 пятидюймовых шаров. Вот по ним-то платформа и двигалась.
И всё равно гром-камень пять раз слетал с платформы, и его заново приходилось откапывать.
Ещё интереснее была организована переправа гром-камня через Неву. Для этого построили судно типа беляны (по сути, промышленная версия плота), которое поддерживалась с двух сторон краерами (плоскодонными парусниками).
На такой плавучей конструкции гро-камень и был доставлен к Сенатской площади. За инженерным аттракционом с интересом наблюдало пол-Петербурга. Жители так были поражены увиденным, что после заказывали из обломков камня запонки и набалдашники.
У берега беляну притопили, и оно село на предварительно вбитые сваи. Эта уловка дала возможность сдвинуть гром-камень на берег.
Также, через притопление и осадку на сваи, камень и погружали на беляну.
В общем всё перемещение началось 15 ноября 1769 года, а закончилось 27 марта 1770 года.
Конная статуя Петра I
Саму скульптуру отливал Этьен Фальконе, порекомендованный императрице Екатерине II её «другом по переписке» Дени Дидро. Кстати, отливал Петра Фальконе не из меди, а из бронзы. Медным же он стал благодаря поэме Пушкина «Медный Всадник». В ней медный Пётр сходил со своего гром-камня и от увиденного главный герой Евгений окончательно сходит с ума, хотя и до того он был уже чуть повредившимся рассудком из-за скорби.
Гипсовую модель Фальконе с 1768 по 1770 год. Голову лепила его ученица Мари Анн Колло, а знаменитую змею у задних ног коня Фёдор Гордеев.
Далее следовала отливка. Судя по всему, Фальконе был нервенным французом и больше увольнял подчинённых, чем отливал памятник. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Петербург, и работы по завершению Медного Всадника были поручены Фельтену.
7 августа 1782 года памятник был представлен Петербургу. Фальконе на открытие так и не был приглашён. Так же, как католик Монферран не смог войти в освящённый православный Исаакиевский собор.
Таковы истории двух визитных карточек города Питера. Кстати, сказать Медный Всадник не такой уж уникальный, как мы привыкли думать.
Мистика Медного Всадника
Медному Всаднику с самого начала отводилась центральная роль в Петербурге Мистическом. Наверное, начало этому положил Пушкин своей поэмой.
Однако апофеоз достигается в «Розе мира» Даниила Андреева. По нему, в одном из подземных, адских миров есть инфернальный двойник Петербурга. В нём Пётр восседает не на коне, а на драконе, а в руке держит вечно горящий факел. И этот факел — единственный источник света во всём подземном мире.
По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора — от Медного всадника к музею Ахматовой
12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»
23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)
Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.
С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото
С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова
С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости
А к юго-востоку — видим Зимний дворец.
Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.
Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.
Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.
Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.
Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.
Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.
Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото
Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.
Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.
С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото
И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.
Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.
Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь.
И где опуститшь ты копыта?
О Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
писал о нем А. С. Пушкин.
Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.
Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.
Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.
Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.
Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- » Пока я на месте, моему городу нечего опасаться.» И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.
Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.
За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад
Маленький северный рай. Питер. Часть 10. Зоологический музей, Медный всадник и Исаакиевский собор.
В этот раз мы решили отправиться посмотреть коллекцию живых насекомых, которая располагалась на 3-м этаже зоологического музея. Но приехав туда, с грустью узнали, что ничего этого больше нет.
Как оказалось, проблемы у выставки начались еще 3 года назад. В интернете была размещена петиция, в которой говорилось вот о чем: «Два десятилетия в Санкт-Петербурге существует редчайшая коллекция насекомых. Длительное время «Зоопарк живых насекомых» или «Инсектариум» являлся арендатором помещения у Зоологического Института Российской Академии Наук и располагался в зоологическом музее Санкт-Петербурга. В уникальное собрание сегодня входит около 100 видов самых разных членистоногих, не считая бабочек. …
К сожалению, сейчас над «Зоопарком живых насекомых» нависла реальная угроза исчезновения. Выставка закрыта, а руководство Зоологического музея РАН отказывается заключать новый договор аренды, объясняя свой отказ то реформированием в Академии Наук РФ, то «невыгодностью» содержать помещение, в котором находятся насекомые…
Основателю и директору санкт-петербургского «Инсектариума» Илье Станиславовичу Громову сегодня трудно ходить по инстанциям, отстаивать свои права и защищать собственное детище – из-за онкологического заболевания горла он потерял голос и совсем не может говорить. А волнения, связанные с возможностью потери дела всей его жизни только усугубляют болезнь и мешают процессу ее ремиссии.
Если договорят не будет продлен, то коллекция членистоногих практически окажется на улице, а многие редкие виды насекомых, которые долгие годы собирались по частным террариумам по всей стране, погибнут. Не дадим кануть в Лету уникальному «Инсектариуму»! Подпишите петицию за его сохранение!». Очень жаль, что так и не удалось ничего сделать, хозяин коллекции умер.
Мы же приобрели билеты в зоологический музей (взрослый 250 р, детский 150 р) и отправились его осматривать.
Зоологический музей основан в 1832 г. Он расположен неподалеку от стрелки Васильевского и Кунсткамеры, по улице Университетская набережная.
История коллекций Зоологического музея восходит к истории первого отечественного музея – Кунсткамеры, основанного в 1714 году. Из Москвы были перевезены естественно-исторические коллекции, приобретенные Петром I во время его путешествия в Голландию в 1698 году, хранившиеся при Аптекарском приказе. Вскоре для размещения Музея был избран поступивший в казну дом опального боярина А.В. Кикина – «Кикины палаты». В 1724 году был утвержден проект создания в России Академии наук. Кунсткамеру с библиотекой было намечено передать Академии. Для её размещения был отведен участок на Васильевском острове.
Зоологические коллекции Кунсткамеры в 1767 году были выделены в отдельное подразделение в рамках Кунсткамеры. В 1891-1893 годах Музей получил здание на Стрелке Васильевского острова (Университетская наб., д. 1), где был открыт для посетителей в 1901 году.
В залах музея представлены коллекции беспозвоночных животных, начиная с одноклеточных и губок и заканчивая наиболее высокоорганизованными из них – иглокожими и моллюсками; коллекции рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
Имеются экспозиции, посвященные истории фауны ледникового периода.
А на втором этаже представлена огромная коллекция насекомых (правда, неживых), поражающих воображение своими размерами, формой и окраской.
#29 🌏Блог непритязательного туриста (ч.4 — г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Адмиралтейство, Медный всадник, Исаакиевский собор)
Доброго времени суток, уважаемые мальчики и девочки, мужчины и женщины, сэры и сэрихи, здравствуйте!
Заранее огромное спасибо всем, кто делится и комментирует мои записи! Я вам очень признателен!
Пешие прогулки по Санкт-Петербургу продолжаются. Не пропустите 👉🏻Эрмитаж 👈🏻 Примерно к 3-ему дню нахождения в городе, более-менее привыкаешь к погоде и к её переменам, каждые 10-15 минут, перестаешь удивляться…
После посещения Эрмитажа, с Дворцовой площади, видя шпиль еще неизведанного строения, мы направились к зданию главного Адмиралтейства…
По пути встречаем памятник российскому путешественнику, географу и исследователю Центральной Азии — Николаю Михайловичу Пржевальскому…
Вот и Адмиралтейство…
На фото видно, как ветер сдувает воду с фонтана в сторону…
Не перестает удивлять Санкт-Петербург… везде монументы, памятники, масштабные строения… красота, одним словом…
Дождь все более и более усиливается и нам не остается выбора, кроме как, на подходе к очередной достопримечательности, укрыться от дождя на качели с крышей… Если бы не фотоаппарат, который мочить не стоит, мы бы однозначно шли дальше, но нужно посидеть и переждать…
Буквально 7-10 минут и погода вновь меняется, выходим к Сенатской площади… и я вижу нечто безумно прекрасное…
Исаакиевский собор или же собор преподобного Исаакия Далматского…
Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 1858 по 1929 год. С 1928 года имеет статус музея.
Стою и понимаю — «вот почему я хотел именно в Санкт-Петербург!», здесь куда не взглянешь, всюду красота!
Здесь же, знаменитый — Медный Всадник, монумент Петра Великого…
Ансамбль центральных площадей
Маршрут проведет вас по красивейшим площадям центральной части Петербурга
Три центральных площади Санкт-Петербурга – Дворцовая, Сенатская и Исаакиевская – с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы.
Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих. Наиболее ответственная задача в формировании ансамбля трех площадей выпала на долю А. Д. Захарова, создавшего одно из величайших архитектурных произведений мира – здание Адмиралтейства, служащее как бы соединительным звеном между Дворцовой площадью и площадью Декабристов.
Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Ее широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Именно здесь влюбленным в Петербург с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.
Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В те времена это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.
Онлайн камера с видом на Дворцовую Площадь
Адмиралтейская набережная
Самая молодая из всех парадных набережных исторического центра Петербурга
С момента постройки города в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году эта часть берега большой Невы использовалась как выход к реке судостроительной верфи Адмиралтейства. Через эти «речные ворота» поставлялось сырьё и материалы, здесь же спускались с эллингов построенные корабли.
Набережная была создана, когда в 1844 году все судостроительные работы были перенесены в галерную гавань, и в связи с этим были засыпаны все каналы и бассейны на его территории.
Набережная довольно короткая — всего 414 метров, по набережной всего 8 домов
Интересно то, что первый и последний дома (№ 2 и № 16) на этой набережной — флигели Адмиралтейства (1823, архитектор — А. Д. Захаров).
Обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была продана под застройку частным владельцам отдельными участками. Многоэтажное строительство началось в 1880-х годах и привело к тому, что доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства, и, по мнению экспертов, внесли диссонанс в архитектурный ансамбль.
Медный всадник
Памятник Петру I, основателю Санкт-Петербурга
Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала. О пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: возможно, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск
Мотив Медного всадника помещён русской литературой в самый центр «мистического петербургского текста», проникнутого двойственностью и сюрреализмом.
Своему названию «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашучиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.
В Мариинском театре можно посмотреть балет «Медный всадник».
Сенатская площадь
Одна из самых старых площадей Санкт-Петербурга
Сенатская площадь начала формироваться уже в 1704 году, первоначально как часть гласиса при Адмиралтействе. Адмиралтейство задумывалось не только как верфь, но и как крепость. Поэтому вокруг него и понадобилось создать свободное пространство. Западную границу этого пространства в середине 1710-х годов обозначил мазанковый доходный дом князя Меншикова, расположившийся на углу с Английской набережной.
В 1710 году здесь, на берегу Невы, построили первое деревянное здание Исаакиевской церкви. Ей пользовались служители Адмиралтейства и моряки. Здесь венчались Пётр I и Екатерина I.
Южную границу будущей Сенатской площади с 1717 года омывал Адмиралтейский канал, где первое время хранили строительный лес, а затем по нему перевозили брёвна с острова Новая Голландия. От него в 1720 году перпендикулярно в сторону Невы прорыли ещё один короткий канал, который был проложен вдоль западной границы площади, где находилась смольня. На её месте позже было построено здание для Синода. Ответвление от Адмиралтейского канала способствовало пожарной безопасности, так как работающая здесь смольня предоставляла угрозу верфи.
30 июня 1720 года Петром I было указано: «прядильню в одно житьё делать позади двора светлейшего князя и уступить от того двора улицу». Так не только было определено место Канатного двора, расположившегося на берегу Адмиралтейского канала, но и утверждено направление отходящей от площади Галерной улицы.
С 1727 года отсюда к противоположному берегу Невы наводился наплавной плашкоутный Исаакиевский мост.
На месте старого здания смольни в конце XVIII века появился дом купцов Устевых, позже перешедший к купцам Кусовниковым.
В 1820 году у въезда на Исаакиевский мост был сооружён гранитный береговой устой.
С постройкой по проекту архитектора Андреяна Захарова нового здания Адмиралтейства в 1820-х годах окончательно сформировалась восточная часть Сенатской площади. В 1834 году было завершено строительство спроектированного Карлом Росси величественного здания Сената и Синода.
14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около 3 000 восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. Восстание было подавлено. Эти события проходили на фоне строящегося четвёртого здания Исаакиевского собора, возведение которого по проекту архитектора Огюста Монферрана было завершено к 1858 году. С тех пор архитектурное оформление Сенатской площади не изменялось.
В 1874 году Сенатская площадь стала частью устроенного у Адмиралтейства Александровского сада. У памятника Петру I были разбиты клумбы и газоны, посажены низкорослые деревья. Со стороны Исаакиевского собора посадили дубы. Между памятником и Адмиралтейством устроили альпийскую горку. В 1890 году часть сада у «Медного всадника» упразднили. Освободившееся пространство вновь переустроили в площадь, замостили булыжником.