тренинг по повышению мотивации к обучению
Психологический тренинг «Повышение учебной мотивации подростка»
Формирование умения адекватно оценивать себя,свои возможности,моделирование своего»Я» в будущем.
Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг «Повышение учебной мотивации подростка»»
Психологический тренинг «Повышение учебной мотивации подростка»
педагог-психолог: Романенко В.И.
Цель: формирование умения адекватно оценивать себя, свои возможности, моделирование своего «Я» в будущем.
— предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
2.Видео про поросенка
«Все бесполезно. Я таким останусь навсегда. «.
Эти эмоции, конечно, не выражаются в такой четкой форме, а проявляют себя общей апатией, потерей желания что-либо делать, неверием в то, что изменения возможны и т.д. и т.п.
Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ этап личностного роста. Кто-то говорит, что уже много раз пытался, и что?
Важно,чтобы через некоторое время ситуация в душе снова прыгнула в зону «супер», и человек с радостью продолжит путешествие по жизни.
3. Упражнение « Знакомство-пожелания».
Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким..
Необходимо обозначить на лесенке свою ступеньку, на которой он в данный момент находится. Если на самом верху- самооценка завышена, от 5 до 8 ступеньки- адекватна, от 1 до 4- занижена.
5. Упражнение « Конфетная фабрика».
Вопросы для обсуждения:
-Какие могут возникнуть проблемы у конфет?
Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности.
Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое влияние на нашу личность.
Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.
6.Упражнение «Ассоциация с животным»
Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели.
Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.
Ответьте на вопросы:
— С каким животным вы отождествлялись (ассоциировались)?
— Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?
— Что вы ощущали, переживали в этот момент?
7.Упражнение «Я в будущем».
Предложить на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи воска,а затем раскрасить красками, карандашами. Затем каждый из участ,ников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.
Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник. После выполнения упражнения ведущий спрашивает: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?
9. Упражнение «Спутанные цепочки»
Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.
Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.
Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Участники открывают глаза.
Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Подведение итогов упражнения:
Довольны ли вы своим результатом?
Что помогало, что мешало в процессе?
го хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат
10.Упражнение «Я отлично умею»
Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом, так и основным тематическим упражнением.
Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
Тренинг «Особенности формирования мотивации к обучению у студентов»
Сценарий тренингового занятия по теме « Особенности формирования мотивации к обучению студентов »
Время занятия: 90 мин.
2. Принятие правил в группе
4. Упражнение «3 качества»
5. Упражнение «Рисуем креативность»
6. Рефлексия эмоционального состояния
Формирование позитивного восприятия собственной личности студента способствовать развитию чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ, преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Вступительное слово ведущего
Ведущий говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, знакомит с режимом работы тренинговой группы.
Обсуждение правил в группе.
Ведущий: «Правила для участников тренинга необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участникам, а также существенно экономят время».
В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга.
Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
Участники проявляют уважение друг к другу, внимательно слушая высказывания, не перебивая.
4. Здесь и сейчас. Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
5. Я-высказывания.
Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что. », «Некоторые из нас думают. ”»заменяются на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”.
Цель : диагностика эмоционального состояния участников тренинга
«Пред вами на бланке изображен градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент. И пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.
Рефлексия: Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому; спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
Цель : знакомство, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Личностное раскрытие и самопознание
Участники, передавая друг другу какой-либо предмет (мягкую
игрушку), называют свое имя и какое-либо одно качество, присущее им, и начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени.
Рефлексия: ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств, уточняет, возникали ли у участников затруднения с поиском эпитетов для себя.
Цель: раскрепощение участников тренинга, снятие барьеров в общении, подготовка к работе.
Участники хаотично двигаются по комнате (как атомы в броуновском движении). Затем начинают двигаться спиной вперед, считая, сколько раз столкнулись. По команде ведущего (он хлопает в ладоши и произносит цифру) участники должны объединиться в «молекулу», то есть захватить нужное количество человек, соответствующее названной цифре. Затем продолжить движение и реагировать на новую команду ведущего
В конце проводится обсуждение:
– Как вы себя чувствуете?
– Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Упражнение «Стражник и беглец»
Цель: Актуализация знаний о личности, формирование представлений о мотивах, как о движущей силе деятельности.
Ход упражнения : Участники объединяются в две команды (по рандомному принципу).
Группе предлагается выбрать представителя (спикера), который презентует работу группы.
Участники презентуют свою работу, рассказывают свои умозаключения.
Ведущий может задавать уточняющие или наводящие вопросы:
«Какие факторы сильнее влияют на развитие личности?»
«Можно ли сказать, что каждый человек является личностью?»
Цель: эмоциональная разрядка, отдых, снятие напряженности.
Ход упражнения : Ведущий делит группу пополам. Если количество участников четное – переходит в одну из команд с тем, чтобы в ней было на одного человека больше. Та команда, в которой на одного человека меньше, рассаживается на стульях в круг, а члены другой команды встают за их спинами. Они стражники. И один стражник стоит за пустым стулом. Те, кто сидят («беглецы») должны быстро пересесть на этот стул, так, чтобы их не поймал «стражник». «Беглец» считается пойманным, если стражник хотя бы одной рукой задел его за плечо. Тогда «беглец» возвращается на свое место. Через 5-10 минут «беглецы» и «стражники» меняются местами».
Рефлексия: В процессе совместной динамичной игры можно получить массу положительных эмоций, получить навык парной работы и взаимодействия;
Упражнение «Продолжи фразу…»
Цель: установление доверия в группе, формирование групповой сплоченности, погружение в атмосферу тренинга, актуализация личностных установок.
Участники по очереди, вытягивают записки с неоконченными предложениями, зачитывают их вслух и заканчивают фразы: «Я, как и все мы….; Я горжусь своей работой, когда я…; Моя работа для меня…; Если б я не работала, то…; Если б я не стала…; Больше всего я ценю в своей профессии…; Мои близкие относятся к моей работе…; Я люблю свою профессию, когда…; Я, как и все мы…; Мои коллеги для меня…; Я учусь у своих коллег…; Моя профессия делает меня…; Если б я могла, то сменила свою работу на…»
Рефлексия: Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали в роли субъекта трудовой деятельности. Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе.
Ведущий может задавать уточняющие вопросы:
· Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?
· Что чувствовал человек, сидя на «стуле презентации»?
· Трудно ли определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
· В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?
Цель: формирование жизненных приоритетов, упорядочивание планов, оптимизация будущего, подведение промежуточных итогов жизни, личных достижений; формирование позитивного отношения к себе.
Я прошу вас заполнить эти карточки. На выполнение работы 5 минут.
Мои достижения (или чем я горжусь)
Обсуждение результатов, рефлексия.
Техника «Карта личности: Ресурсы». Модификация Е. Тарариной
Цель: планирование будущего, развитие рефлексии, усиление личностного ресурса, повышение самооценки, формирование навыка рефлексии собственных состояний и потребностей.
Ведущий: «Возьмите самый красивый листочек из предложенных и отложите в сторону. Затем выберите из списка 7 наиболее значимых качеств и напишите каждое на отдельном листе цветной бумаги. Время работы – 3 минуты. На отложенном листочке предлагаем написать сверхресурс: мысль, идею, фразу поддержки, которая необходима, чтобы все выбранное гармонизировать, вдохновить вас на достижение результата.
Далее нужно взять в руки один лист цветной бумаги с записанным ресурсом, прочесть и, разорвав на мелкие кусочки, отодвинуть в сторону. Выбрать следующий лист, прочитать и тоже превратить в купу мелких кусочков, но (без помощи ножниц) другим способом. Таким же образом поступаем с каждым новым листочком, разрывая его новым способом. В результате перед клиентом образуется 8 кучек цветных кусочков бумаги. Радуемся результатам и густо смазываем картон клеем. Продумываем композицию, так, чтобы все точно понравилось, и в произвольном порядке высыпаем все кусочки на картон. Карте нужно дать высохнуть, и можно вешать шедевр на видное место, откуда он будет укреплять связь с бессознательным.
Следует обратить внимание на особенности выполнения каждого этапа работы и предложить ответить на вопросы (прежде всего себе):
· Как я распоряжаюсь своим временем? (Особенно, если часть бумажек не поместилась)
· Если представить, что лист картона – это время, отведенное нам для воплощения задуманного, как я его использую?
· Каким мне нужно быть, чтобы точно все успеть?
· Если остались пробелы, чем они заполнятся?
· Заполню ли я их сам (предложить самому себе ресурс)? Или позволю социуму (критичной массе) заполнить их чем-то помимо моей воли?
· Как я действую? Слушаю свою интуицию или воплощаю идею, избранную вначале? (Вспоминаем, как создавали композицию, отслеживаем стратегии).
· Испытываю ли я удовольствие от работы?
· Если нет, то почему?
· Какие мысли сопровождали меня в процессе работы?
· Каким значением я наделил свою работу?
· Какое послание она несет мне сейчас?
Благодарим себя за плодотворную работу и забираем карту с намерением найти ей достойное место в своем личном пространстве.
Участники на градуснике отмечают изменение эмоционального состояния. Участники в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Заключительное слово ведущего с пожеланием.
На занятии группы были созданы условия для включения участников тренинга в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия.
Были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Адекватное понимание образа своего «Я», навыки анализа собственной личности и окружающих;
2. Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
3. Навыки в преодолении психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Семинар-тренинг для учителей «Мотивация к обучению, как средство успешности школьника в современных условиях образовательного процесса»
Семинар-тренинг для учителей « Мотивация к обучению, как средство успешности школьника в современных условиях образовательного процесса »
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и методы обучения, учитывающие специфику возраста, чтобы вызвать интерес к учебе…»
В настоящее время учителя все больше сталкиваются с тем, что дети не готовы к обучению. Для многих готовность к школе заключается в том, что ребенок умеет читать, считать, и мало кто обращает внимание на то «ХОЧЕТ ЛИ РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ?», замотивирован ли он на обучение в школе.
Упражнение: “Кому больше достается?”
Это упражнение понадобиться, чтобы “разрядить обстановку”. Учителя, особенно те, которые не привыкли работать с психологом, могут находиться в некотором напряжении. Возможно, для некоторых работа в формате тренинга окажется в новинку. Здесь задача психолога мягко “ввести” их в этот формат. Показать, что они пришли не только узнать что-то новое, но и испытать это на себе. Пробуя на себе, учитель сразу будет понимать, что приемлемо будет в его работе, а что ну совсем не подходит. Так же, проработав упражнения тренинга, учителю будет проще привносить изменения в свою работу, так как он уже будет делать это не в первый раз, как поступал бы, например, после лекции или прочтения книги.
Еще это упражнение необходимо нам, чтобы переключили фокус учителя с них самих непосредственно на учеников, чтобы у учителей не было заблуждения, что мы будем пытаться облегчать работу методом избегания различными его способами.
Разделимся на 2 команды методом “первый-второй”, только заменим на “ученик-учитель”.
Затем даем каждой команде тему для обсуждения. Условие будет одинаковое. Меняться будет только субъект обсуждения. Для команды “учителей” условие будет таким: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности, которые испытывает учитель, если в классе присутствуют незамотивированные ученики?”. И аналогичное условие для команды “учеников”: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности испытывает незамотивированный ученик?”.
Когда время истечет, мы выслушиваем каждую команду по очереди. Желательно, для наглядности, записать кратко ответы обеих команд на доске. После ответов учителей подвести итог. Можно задать вопросы группе: “Что же вы тут видите? В общем, как можно назвать эти трудности? На кого они направлены больше всего? Кто больше всего от них страдает (пострадает) ?”. Приходим к выводу, что конечно учитель испытывает неудобства из-за недостатка учебной мотивации, исходящей от учеников. Но больше всего от этого страдают сами ученики, так как их жизнь осложняется со всех сторон, и они не знают – что нужно сделать, чтобы выбраться из этой паутины. Здесь может помочь только взрослый.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но иногда приходится с сожалением констатировать факт, что ребенок «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет» и т.д. В этих случаях, мы встречаемся с тем, что у обучающихся неустойчивые потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъектными причинами.
Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, в конечном счете, в подростковом возрасте пробелам в освоении учебного материала. У меня возникли вопросы: Почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным?
Мотивация и ее виды. Что же это вообще такое и для чего она нам?
Здесь важно не только давать определения, зачитывать их, но и обсуждать их с учителями – что они думают об этом. После определений мотивации и мотива, можно обсудить примеры различных видов мотивации. Подробно остановиться на негативной мотивации, поговорить о том, какие последствия могут быть, если постоянно подкреплять негативно.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Пример : конструкция “если я наведу порядок на столе, я получу конфету” или “если я не буду баловаться, то получу конфету” является положительной мотивацией. Конструкция “если я наведу порядок на столе, то меня не накажут” или “если я не буду баловаться, то меня не накажут” является отрицательной мотивацией.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: “Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности”. Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Обозначим 2 вида мотива – “понимаемые” и “осмысленные”.
Тут нужно быть осторожнее и сразу после примера осмысленного мотива обговорить отрицательную и негативную мотивацию. Необходимо сделать акцент, что лучше использовать метод положительной мотивации, а для этого необходимо именно общение с ребенком, который и сам не против мотивировать себя чем-то (ведь взрослые тоже так делают).
Так же говорим учителям о том, что это применимо больше для родительского воспитания. То есть можно советовать родителям положительно мотивировать детей, но так, чтобы это не граничило с избалованностью. Например, можно предложить сходить в какое-нибудь интересное место, как вариант – музей или театр, если ребенок хорошо закончит четверть исходя из его интересов (можно предложить ему выбрать самому или предложить выбор из нескольких вариантов). В итоге он получит и награду за свои старания, и проведет время с пользой.
Что же делать учителям? Как в школьной обстановке заинтересовать ученика да так, чтобы он еще и “уносил” эту заинтересованность домой и приходил с ней обратно?
Упражнение: “Мозговой штурм”
Упражнения из серии общего обсуждения практически всегда охватывают все составляющие выражения, с которым мы будем работать далее.
Можно разделить участников на 2 команды (или более) и задать им одно условие, а потом сравнить ответы. (Так же, в конце упражнения, сделать акцент на том, что учителя вполне могут проводить похожие упражнения на уроках или классных часах.)
“ Кошка, которая любила поспать”
Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?
Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников. И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка. Что они придумали?
Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать. Как же построить богатый храм, не кичась богатством?
После упражнения “собрать” обратную связь у участников тренинга. Спросить, было ли интересно, что именно заинтересовало, что было сложно. Как они думают – какую пользу могут оказать схожие задания в учебном процессе.
Работу по формированию мотивов учения я предлагаю выстроить на теории наличия трех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и представляет свой вид деятельности: эмоциональный, мотивационно-волевой, познавательный. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой блок. Так эмоционально-волевые проявления младших школьников становится мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводиться умению ребенка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. Благодаря развитию самостоятельности у младшего школьника формируется умение ставить цель и предвидеть результат своей предстоящей деятельности, проявляются такие качества, как инициативность, любознательность, самооценка, рефлексия результатов своей работы, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать свое поведение.
Задача: Вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса. Для решения этой задачи я в своей практике использую следующие приемы:
Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
Рефлексия (оценка) собственной деятельности и деятельности других учащихся, оценка результатов деятельности группы, постановка вопросов, требующих многовариативные ответы (Почему было трудно? Что нового открыли на уроке? и т.д.);
Занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, практические задания, игровые формы, юмористические минутки.
Исходя из темы, материала урока приношу в класс какой либо-предмет, которая связана с темой урока. Этот прием является связующей между эмоциональным блоком и мотивационно-волевой установкой на урок.
Методы « Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Активные приемы для выяснения целей, ожиданий и опасений: «Список дел», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы». Например, на первом уроке в начале учебного года для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений использую метод «Дерево ожиданий». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом «Яблоня», «Лимонное дерево». Предлагаю обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах. Прикрепляют фрукты к ветвям. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Результаты применения этого метода учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Прерывание или незавершенность учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
Представление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершенность деятельности.
Реакция на ошибку, выяснение причин ошибок, определение последующих действий.
Практическая направленность заданий с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
На данном блоке часто применяю приемы из копилки учебных ситуаций по отдельным предметам «Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки», дополнительного материала «Планируемых результатах освоения программ начального образования». Многие ситуации из этой копилки использую в качестве измерителя контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
Например, прием «Пользуемся календарем» из урока математики по изучению темы «Величины. Единицы времени». Учащиеся пользуются календарем в классной комнате в качестве модели для своих собственных ежемесячных календарей. Они заносят название месяца, год и дни недели на якутском языке в правильном порядке. Учащиеся ежедневно заносят дату и обсуждают различные аспекты, связанные с календарем. На уроке окружающего мира во 2 классе этот календарь используется при изучении многих тем. Например: Тема «Экологический календарь» дети в группах рисуют символически экологические дни, находят нужный месяц, день и клеят. Соотносят с другими датами, со своим днем рождения и. т.д. Это способствует к тому, что дети понимают, что Дни охраны природы также важны для жизни человека как день рождения, новый год. Такая форма работы способствует формированию экологической культуры, а также вырабатывает метапредметные результаты.
Задача: Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данную задачу реализую посредством следующих приемов:
Включение детей в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, прием «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
Необычная форма преподнесения материала.
Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации «разрыва» знания, установление противоречий.
Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, классификацию, обобщение, моделирование.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеечек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строятся в основном на проблемном диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Такие приемы характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Для эффективного, грамотного и интересного завершения образовательного мероприятия наряду с такими активными методами, как: «Мудрый совет», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты».
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку, интересные активные и интерактивные формы и приемы работы усиливают интерес учащихся к деятельности, то есть способствуют формированию положительной мотивации учения.
Можно вывести следующую формулу: ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.
Далее обговорить подробнее каждое слагаемое.
Ощущение самостоятельного поиска знаний.
Лозунг : “Мы сделали это сами!”
Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока. Коллективное участие, мозговой штурм – как раз такие вещи этому способствуют.
Здесь можно использовать технику “Проблемные вопросы”. (Приложение 1)
Если взрослый (учитель, родитель) использует вопросы такого рода, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения – учиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Ощущение свободы выбора
Упражнение “Почему ты ходишь в школу?”
Предлагаем учителям представить себя ребенком, которому взрослый (учитель, родитель) задает вопрос: “Почему ты ходишь в школу?”.
Затем ответы учителей в роли учеников записываются на доске для наглядности. И эти ответы обсуждаются. Спрашиваем, что они думают, глядя на эти ответы, если вернуться в роль учителя, то какие чувства и мысли они вызывают?
Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!
Что же можно сделать с этим? Да хотя бы просто следить за “любимыми” фразами любого взрослого. Меньше употребляем фразы: “Вы должны, вам следует, вы обязаны”, а больше фраз, наталкивающих на осмысленность школьных правил: “У вас есть такие-то варианты, вы можете это и это. ” и т.п.
Сюда мы можем отнести технику “Выбор домашнего задания” и схему, повышающую эффективность детей. (Приложение 2)
Лозунг : “У меня это получается! Я научился!”
Предлагается честно и откровенно закончить предложения:
Вопросы для обсуждения:
Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?
Все люди продолжают с энтузиазмом делать что-то, только если считают себя компетентными. Если у нас регулярно что-то не получается – мы перестаем это делать. Дети не исключение. Наша задача на протяжении всего обучения вселять надежду, что у ребенка получится то, что ему не удается сделать, но на это потребуется время. Успех у каждого свой – мы по-разному воспринимаем наши успехи и неудачи. Кто-то радуется малейшему прогрессу, кому-то этого недостаточно. Необходимо отмечать любое достижение ученика, даже если оно кажется незначительным.
Заканчивается психологический тренинг по традиции рефлексией. Тут можно попросить участников тренинга по кругу высказать, что полезного они почерпнули сегодня, что было интересно, что показалось сложным.