тренинг это метод обучения
Тренинг это метод обучения
Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.
Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.
В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.
Виды тренинга
Сегодня среди видов тренинга выделяются…
Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.
Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.
Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).
Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.
Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.
Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.
Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования
«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться», — Т. Черниговская.
Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближённых к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки — профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills — «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.
Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.
А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их — хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием — присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажёра», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.
Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.
Методы
В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.
Кому это нужно
«Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать», — Из к/ф «Легенда 17.
Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг — это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития — вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.
Что такое тренинг и чем он может быть полезен
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Сегодня, пожалуй, только ленивый не слышал о популярности разнообразных тренингов, коучингов и семинаров. Многие даже воспринимают эти мероприятия как один из видов досуга наравне с туризмом или посещением театров. Мы разберем, что такое тренинг, чем он отличается от других форм обучения, какую пользу в себе несет и как выбрать программу, чтобы она потом не разочаровала.
Определение понятия
Посмотрим, что значит слово “тренинг” по данным Википедии.
Если говорить простыми словами, это групповое занятие в аудитории, на котором люди получают именно практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы.
Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции. И тогда вместо выполнения практических упражнений человек смотрит слайды на экране и слушает выступление тренера. Это тоже может быть полезно, но на тренинг приходят именно за практикой. Ведь нельзя научиться плавать или ездить на велосипеде, наблюдая за тем, как это делают люди на мониторе.
История появления термина
Одним из первых, кто начал использовать понятие “тренинг”, стал Дейл Карнеги – американский педагог, писатель и мотиватор. В 1912 году он основал тренинговый центр Dale Carnegie Training, в котором и по сей день проходят занятия по развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.
Существенный вклад в тренинговую форму обучения внес и Курт Левин – немецкий психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию. В 1946 году совместно со своими коллегами он основал Т-группы для развития коммуникабельности участников, поняв, что наибольшую ценность имеет анализ собственных переживаний в коллективе.
Успешные результаты обучения в группах Левина послужили основанием для создания Национальной лаборатории тренинга в США, где начали проводить обучение для менеджеров, управленческого персонала и даже политических лидеров.
В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга – философа и специалиста в области развивающей психологии – был разработан метод, получивший название социально-психологического тренинга. Суть его состояла в применении ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
Зачем он нужен
Почему тренинги так популярны и зачем вообще нужно на них ходить? Видов таких групповых занятий много, и чуть позже мы рассмотрим их особенности и пользу. Пока попробуем обобщить достоинства тренингов и понять, что нового вы можете на них приобрести:
Как проходят тренинги
По форме проведения классические тренинги представляют собой групповые занятия в аудитории с числом участников до 10–15 человек. Продолжительность, как правило, составляет от 3 до 5 дней по 6–8 часов с перерывами.
Если говорить о структуре занятия, то выглядит она примерно следующим образом:
В интернете можно найти много онлайн-тренингов. Их принцип примерно тот же, что и у обычных очных занятий. Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Достоинствами можно считать:
Благодаря современным интернет-площадкам онлайн-тренинги также позволяют нарабатывать практические навыки, общаясь со всеми участниками. Вместе с тем главным преимуществом тренинга как формы обучения является прямое физическое взаимодействие с людьми, чего нельзя добиться дистанционным форматом.
Виды тренингов
Общепринятой классификации не существует. Разделение на типы можно провести по нескольким основаниям. К примеру, по степени открытости выделяют:
Первые организовываются внутри компании, вторые доступны всем желающим по интересам.
Какими бывают тренинги в зависимости от их направленности:
Навыковые
Такие занятия направлены на получение конкретных умений. Тематика может быть самая разная:
В организациях могут проводиться тренинги по следующим направлениям:
Психотерапевтические
К этой категории относятся так называемые тренинги личностного роста. Они также разделяются на несколько типов:
Коммуникативные
Такие тренинги еще называют социально-психологическими. Их целью является развитие навыка общения. Есть много разновидностей занятий:
Бизнес-тренинги
Они могут проводиться как собственными штатными специалистами, так и приглашенными тренерами. Такие занятия могут быть разной направленности в зависимости от поставленных задач:
Методы
Техники, методы и приемы, которые чаще всего используются на тренингах:
Отличия от других форм обучения
Кратко мы с вами уже коснулись особенностей тренингов и выяснили, что главной их задачей является получение полезных навыков и умений. Давайте узнаем, чем отличается эта форма обучения от других похожих. Ведь их часто путают, оплачивая одно, а по факту получая совсем другое.
Особенности форм обучения:
Помимо перечисленных отличий тренинг отличается еще и тем, что каждый участник непременно должен быть вовлечен в процесс. Вы можете слушать лекцию или проходить семинар, но оставаться незамеченным в группе. Тренинг же предполагает обязательное участие каждого во всех заданиях. Поэтому и число учеников, как правило, не превышает 15 человек.
На курсе может быть хоть 200 человек. Его программа тоже подразумевает практику, но ее выполнение – это уже сфера ответственности каждого. Выполнять задания или нет – ваше личное дело.
Как выбрать подходящий тренинг
Чтобы занятия действительно приносили пользу, необходимо сначала определиться с целями. Что вы хотите? Какую задачу вы планируете решить с помощью тренинга? Просмотрите описание или презентацию программы. Она должна описывать конкретные решения, которые получит каждый участник, и эти решения должны совпадать с вашими запросами.
Приведу небольшой чек-лист, который поможет определиться с выбором:
Заключение
Мы с вами разобрали тему тренингов. Узнали, что это такое, каких видов они бывают и чем отличаются от схожих форм обучения.
Тренинги – это отличный способ в короткие сроки получить практические навыки, которые пригодятся в повседневной или деловой жизни и сделают ее лучше и комфортнее.
На сегодня у меня все. Благодарю за внимание!
Тренинг это метод обучения
Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.
ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве
В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.
Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.
This report reviews the nature, types and functions of training. We analyze the strong and weak aspects of this method. It also substantiates the effectiveness of training sessions to teach students at the universities.
Key words: active learning methods, training, student, goal.
Тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.
Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов, домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений [3].
История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг «Динамика Разума» был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры [там же].
Существует особая классификация методов работы на тренинге:
— кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);
— деловые игры (имитация профессиональной деятельности);
— ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);
— групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);
— мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) [4].
Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:
— создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;
— развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;
— проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;
— меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;
— прочный научный фундамент [5].
Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии [3]. Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:
-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;
— тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику [5].
Существует также миф относительно тренингов: опасность «подсесть» из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс [там же]. Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.
Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно [3]. Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.
В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов. В эпоху информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента.
Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.
Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:
Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется [6]. Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.
Но этому не учат в школе и особо не учат в ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.
Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:
— в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;
— студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;
— тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.
1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;
3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров» http://planetalider.ru/history/;
4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;
5. Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;
Тренинг как форма интерактивного обучения
Елена Потехина
Тренинг как форма интерактивного обучения
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter- «взаимный», act-«действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей стоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Тренинг как форма интерактивного обучения рассматривается исследователями и как форма, и как метод интерактивного обучения.
Он является формой, потому что в него могут входить другие методы: дискуссии, элементы мозгового штурма, решение педагогических ситуаций и элементы педагогических игр.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
• тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
• тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Скорее всего, ни одно учебное заведение, будь то вуз или колледж, во всем мире, наверное, не дает необходимого уровня практических знаний, учебных достижений и их оценки, которого требует реальная практика. А тренинг как форма интерактивного обучения дает сотрудничество, дает возможность пережить ту или иную часть возникающих в работе ситуаций на практике. При этом подбирает материалы для тренинга, и весь процесс контролирует тренер, организатор помогает человеку зафиксировать полезную модель поведения [4, с. 122].
Кроме того, эта модель полезна тем, что это сжатая по срокам форма обучения.
Тренинг как форма интерактивного обучения:
основные виды и задачи
Существуют разнообразные тренинги личностного роста, психологические тренинги. Мы часто сталкиваемся с тем, использование тренинга в интерактивном обучении развивает индивидуальные личностные качества, зачастую в соответствии с персональными задачами.
Например, планирование собственного времени, установка приоритетов для решения задач, мотивация сотрудников, методов разрешения конфликтов и т. д. Существуют профессиональные тренинги, сюда можно отнести тренинги по технике продаж, по проведению переговоров и презентации, промоушн компаний и прочее.
В образовательном процессе говоря о тренинге, как элементе учебного занятия, где наши задачи в первую очередь чему-то научить, однако и в этом процессе будет наблюдаться множество психологических «побочных эффектов», так как обучение происходит во взаимодействии.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, и др.
Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.
• уличная (Street Workout);
Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Использование тренинга в интерактивном обучении: задачи
Есть разнообразные способы, позволяющие сделать это оптимальным образом, в первую очередь, цель должна описывать общий результат программы тренинга.
Задачи должны быть узконаправленными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, рассчитанными по времени. Формулирование задач в данном случае лучше начать с глагола, желательно избегать слова «понять», так как оно звучит слишком расплывчато и не отдается измерению.
Используются следующие формулировки, слова: «после завершения тренинга ее участники будут способны описывать, определять, измерять, применять, разрабатывать».
Методы и технологии интерактивного обучения требуют, чтобы тренер остерегался ставить недостижимые цели. Иногда чересчур амбициозная задача, поставленная нами, становится серьезной помехой в работе [8, с. 72].
Использование тренинга в интерактивном обучении:
Для эффективного обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным поднесением информации, правильно использовать методы и технологии интерактивного обучения. Членам группы очень важно чувствовать, что тренер, организатор дал им лично нечто очень ценное.
Это может быть модель, процесс или информация.
Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового.
Что же необходимо соблюдать организатору такого метода обучения, как тренинг, для реализации всех возможностей интерактивного метода? В первую очередь, тренер должен не только знать методы и технологии интерактивного обучения, но сам должен быть любопытным человеком, он должен стремиться развиваться, следовать изменениям. Тренер должен быть уверенным человеком, он должен уметь руководить другими и в тоже время должен быть способным исполнять роль фасилитатора, помогать людям приходить к собственным решениям и выводам. Человек должен чувствовать и адекватно реагировать на насущные потребности профессиональной деятельности.
Он должен быть направлен непосредственно на профессиональную работу, на практическую работу. Тренер-организатор должен быть активным и доступным, он должен быть наставником в передаче опыта. Эта способность определяет наиболее эффективный стиль организации тренинга, обуславливает специфику использования тренинга в интерактивном обучении [4, с. 57].
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:
• Стратегические креативные сессии.
Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.
Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.
Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию [3, с. 228].
Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии в виде тренинга таковы:
Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность – каждый обучающийся должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим.
Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
1. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – М. : Школа-Пресс, 2015. – 132 с.
2. Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И. В. Бугримов // Школьное воспитание. – 2015. – № 4. – 63 с.
3. Еделева, Е. И. Интерактивные техники групповой работы / Е. И. Еделева // Школьный психолог. – 2014. – № 15 – 54 с.
4. Ивашова, А. Я. Сотрудничество / А. Я. Ивашова. – М. : Академия, 2014. – 215 с.
5. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С. Кашлев. – М. : Смысл, 2010. – 197 с.
6. Стебенева, Н. Л. Путь к успеху / Н. Л. Стебенева, Н. Ф. Королёва. – М. : Школа-Пресс, 2013. – 125 с.
8. Царапкина, Е. А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е. А. Царапкина. – М. : Академия, 2013. – 312 с.
9. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. – М. : Сентябрь, 2013. – 235 с.
10. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков и др. – М. : Академия, 2003. – 261 с.
Аквааэробика как форма развития детского организма «Аквааэробика как форма развития детского организма» Инструктор – методист д/с «Радуга» п. Тазовский Бережнова Е. Н. «Вода, у тебя.
Супервизия, как форма работы Для повышения качества образования специалисты нашего учреждения используют в своей работе различные педагогические технологии. Мы бы хотели.
Характеристика интерактивного обучения в работе с детьми 6–7 лет Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction.
Лэпбукинг как форма проектной деятельности Человек создан для того, чтобы созидать. И творческие задатки, бесспорно, есть у каждого ребенка. Очень важно, чтобы это естественное влечение.
Майнд-карты как форма речевого развития Майнд (ментальные) – карты (дословно означает «карта мысли). Изначально были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он работал над созданием.
Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия «Обучение с развлечением» представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.
Семейные традиции как форма семейного досуга. Создание семейных традиций как форма семейного досуга. Важное место в организации отдыха семьи занимают традиции и связанные с ними совместные.
Школа интерактивного обучения ШКОЛА Интерактивного обучения Цель: содействие повышению профессионального мастерства начинающего педагога в работе с интерактивными средствами.