трапезная в храме это
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Трапезная
Трапезная. Картина А. Маньяско, 1736—1737 гг.
Трапезная – от греческого «трапеза», что означает «стол». Так называют помещение, предназначенное для совместного приема пищи. Это может быть часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка.
Трапезная предусматривает наличие кухни и кладовой. В шестнадцатом-семнадцатом веках в русских монастырях под трапезные строили особые палаты, при которых имелся свой храм. Его так и называли – трапезная церковь. Такое соседство соответствует древней традиции совместных трапез верующих после богослужения. Пространство храма могло сообщаться с трапезной арочными проемами или быть единым целым. Ярким примером здесь может служить Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, построенный в конце семнадцатого века.
Иван Шмелев. Отрывок из рассказа «В трапезной»
Брат Василий вносит обед. «Я уж на одну персону только принес. А вам отец Антипа послушание назначил, – с улыбкой говорит он мне, – пойти в трапезную».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Что такое – трапезная?
Что такое – трапезная?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
“Недавно зашел в храм и услышал разговор служительниц про какую-то икону, – пишет о. Александру Лебедеву один человек. – Она-де в трапезной стоит, я ничего не понял. Трапезная — это же столовая, по-моему. А что-то ни столов, ни кухонной плиты в церкви не увидел. Да и не место им там, мне кажется. Что за трапезная в храме, объясните, пожалуйста. И еще. Прочитал недавно в газете «клирик храма» Поясните, пожалуйста, кто это такой – клирик? Я только про священника и диакона слышал”.
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Трапезная – это первая, как правило, более низкая часть помещения, в которую попадает человек, входя в храм. Название свое она получила потому, что в Древней Руси это пространство действительно могло использоваться, как место для трапез.
Трапеза по церковному уставу может представлять собой в какой-то мере богослужебное действие. До сих пор в монастырях совершается чин о панагии: по окончании Литургии под пение молитвословий монашествующие перемещаются в трапезную (сейчас это, как правило, отдельное здание), вкушают благословленную пищу, затем на всех разделяется Богородичная просфора, оставшаяся после совершения Литургии. Так что какой-то принципиальной несовместимости между вкушением пищи и пространством храмовой молитвы, нет.
Храм, особенно в сельской местности, был не только местом молитвы, но зачастую и культурным, и административным центром. Поэтому в трапезной части храма устраивали не только праздничные застолья для всех прихожан, но и, например, сельские сходы, на которых решались общие для всех окрестных жителей дела.
Сейчас, естественно, в храме обеды не устраивают, но память об этом сохранилась в церковной терминологии.
– Прочитал недавно в газете «клирик храма» Поясните, пожалуйста, кто это такой – клирик? Я только про священника и диакона слышал.
– Слово «клир» происходит от греческого «жребий». Это совокупность тех людей, кому Бог судил служить Церкви в сане священно-служителя или церковнослужителя, тех, кому выпал этот жребий.
Священнослужители совершают богослужения, а церковнослужители им в этом помогают. Соответственно, принято делить клириков на высших (епископ, священник, диакон) – это священнослужители и низших (иподиаконы и чтецы) – это церковнослужители.
Низшие клирики, как отдельное духовное сословие, почти исчезли из церковной жизни. Поэтому сейчас клирик храма – это священнослужитель, который несет послушание в данном храме».
Трапезные. Как новые русские в XVII веке изменили структуру храма и что из этого вышло
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Как появились трапезные, зачем они нужны и почему они все портят
Когда мы смотрим на русский храм, то чаще всего видим не одно какое-то строение, а целый комплекс сооружений:
Про основной объем и приделы мы уже писали. Здесь пойдет речь про притворы и трапезные. Пожалуй, стоит сразу сказать о главном. Ничто так не уродует старые русские храмы, как эти самые притворы и трапезные.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (Москва). 1679 год. Строение между храмом и колокольней – трапезная. А храм этого типа, где основной объем в одну линию соединен с колокольней трапезной, – едва ли не самый распространенных в русской архитектуре
Но тем интереснее понять, как они появились, зачем их строили и почему они так часто все портят. Да, и кстати, портят они далеко не всегда. Даже наоборот, иногда именно трапезные являются ключевым элементом структуры, который создает и связывает все строения русского храма в удивительное и гармоничное целое. Впрочем, обо всем по порядку.
Нартекс, который оказался не нужен
Изначально христианские храмы ориентировались на структуру ветхозаветной скинии. Обнесенный забором двор, внутри которого Шатер, разделенный на Святая-святых (сокровенное место, где находились скрижали завета) и Святилище. В Святая святых не допускался никто, кроме первосвященника, да и то раз в год. В святилище – только евреи, а во дворе могли находиться и язычники.
Ровно эту трехчастную структуру воспроизводили христианские храмы. Сокровенное место – алтарь с престолом, куда допускаются только священники. Святилище (на греческом наос) – место, где во время службы находятся верующие. И нартекс – место перед самим храмом (наосом), куда допускали не только христиан, но и язычников. Тут собственно во время службы находились оглашенные и кающиеся, а также все те, кто еще не приобщился к истинной вере (язычники, раскольники, еретики и проч.).
Ранние христианские храмы были базиликами – вытянутыми прямоугольными зданиями. И нартекс (по-русски притвор) туда очень хорошо вписывался, занимая западную часть храма у входа. От наоса – основного помещения храма – его отделяли либо стеной, либо колоннами. Собственно, католические базилики до сих пор так и устроены.
Что такое трапезный храм?
Недавно впервые попала в Печерскую лавру в Киеве. Очень понравился Успенский собор, но больше впечатлил Трапезный храм. Почему он так называется – трапезный?
Екатерина Вавилова
Протоиерей Андрей Гаврилюк:
– В древней Церкви трапеза, то есть совместный прием пищи, считалась частью Литургии. Называлось это действо словом «агапа» – т.е. вечеря любви. Именно во время агапы, после взаимного угощения пищей, народ приобщался Евхаристии. Позже по разным причинам трапеза была отделена от Литургии.
Однако в монашеском быту логика агапы сохранилась. В монашестве сохранились черты древнехристианского общества любви – тут общее имущество, общее житие, общий стол. До сих пор в монастырях трапезная – это священное место. Тут всегда есть икона на восток и зажженная лампада. Часто в трапезной есть алтарь. Но чаще сама трапезная пристраивается с западной стороны храма. Тут она служит местом совместного вкушения пищи в священной обстановке храма.
Храмы, к которым пристроены трапезные палаты (помещения) для совместного приема пищи монашествующими, и получили название трапезные храмы. Кое-где до сегодняшнего дня трапезные храмы используются соответственно изначальному замыслу. А в некоторых монастырях, как, например, в упомянутой вами Киево-Печерской лавре – трапезный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских сохранил только свое историческое название «трапезный». Ныне в трапезном храме Киево-Печерской лавры проходят богослужения, а большой трапезный зал часто используется под собрания духовенства.