традиционные средства обучения в дидактике и их характеристика
Дидактические средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
Готовые работы на аналогичную тему
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
Сообщение по теме: «Дидактические средства обучения»
Дидактические средства обучения
Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых педагогом методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности.
Дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
• служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
• являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов (формирующая функция);
• представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых студентами, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).
Виды дидактического материала
• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
• Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
• Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
• Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
• Задания с проблемными вопросами.
• Задания на развитие воображения и творчества.
• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
• Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
• Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
• Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
• Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
• Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
• Тесты с возможностью самоконтроля.
Основные требования к дидактическому материалу
— доступность (дидактические материалы подбираются педагогом согласно достигнутого уровня обучающихся);
— самостоятельная деятельность (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
— индивидуальная направленность (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
— наглядность и моделирование (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
определение целей обучения на занятии;
отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
определение области и цели использования дидактических материалов;
разработка занятий с использованием дидактических материалов;
проектирование заданий для отобранных тем;
выбор адекватного способа представления дидактического материала;
выбор средств, участвующих в разработке;
разработка дидактических заданий;
формирование методического аппарата;
разработка методических рекомендации;
выработка критерия оценки результатов обучения;
разработка средств контроля знаний и способов их применения;
включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс использования на занятиях;
Статья «Дидактические средства обучения в образовательном процессе.»
Васильева О.В., Гутрова Ю.В.
Дидактические средства в образовательном процессе.
Аннотация: в статье представлен проанализированный и обобщенный материал по применению дидактических средств в образовательном процессе.
Ключевые слова: дидактическое средство, классификация дидактических средств, интерактивная доска, дидактический тренажер.
Подготовка специалистов представляет собой весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции.
В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения. Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.
Перечислим цели использования дидактических средств в учебно-познавательном процессе:
Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.
Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем, в частности, отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности, должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.
На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.
С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
В настоящее время в образовательном процессе широко применяются различные виды интерактивных дидактических средств:
На наш взгляд, наиболее эффективным дидактическим средством являются дидактические тренажеры. Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание.
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
На сегодняшний день в образовательном процессе стали широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы.
Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям. В частности, мы можем определить следующие виды:
1 Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.).
2 Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:
изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
3 Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
4 Задания по формированию умений сравнивать, анализировать.
5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
6 Задания с проблемными вопросами.
7 Задания на развитие воображения и творчества.
8 Экспериментальные задания.
9 Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку выводов результатам эксперимента, правила оформления отчета.
10 Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.
11 Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
12 Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
13 Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
14 Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их
назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
15 Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
16 Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
17 Тесты с возможностью самоконтроля.
В настоящее время в начальной школе внедряется работа с интерактивной доской.
Электронная интерактивная доска — это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.
Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.
Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:
• соблюдение хорошего темпа занятия;
• подключение аудио- и видеооборудования;
• структурирование материала по страницам;
• сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;
• перемещение любого объекта;
• использование подписей и выделения текста.
Выполнение и подготовка интерактивного средства возможна с помощью следующих программ и сервисов:
Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.
Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). – М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. – 126 с.
Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогичес-кой поддержки школьника в образовании / науч. ред. Н. И. Пушина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012 – 380 с.
Меняев А.Ф. Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. М., 2016.- 341с. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.
Традиционные средства обучения в дидактике и их характеристика
государственное бю джетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Южное управление МОиН СО
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и их содержание:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
Характеристика методов обучения:
Методы обучения по Ю. К. Бабанскому:
1 группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Изложение учителя – это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слов. Внешним признаком при этом является активная деятельность учителя. Изложение учителя может проходить в таких формах, как:
— сообщение или описание;
— рассказ или художественное описание;
Речь учителя должна быть ясной, четкой, понятной, эмоциональной, выразительной, логичной, хорошо структурированной.
Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.
Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.
Применение учебных пособий дает учителю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.
Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.
Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.
Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимся. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.
С активным внедрением элементов проблемного обучения все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.
Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Лекция используется для работы со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.
Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.
С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.
Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.
Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.
Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.
Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.
Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.
Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.
Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками
Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований детей. Упражнения всегда должны побуждать детей к самодеятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решения задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности.
Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.
Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Эта группа состоит из 2 подгрупп: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации успехов, ситуация нравственных переживаний занимательными и яркими) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в обучении (разъяснение личной и общественной значимости учения, учебные требования, поощрение, наказание).
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.
Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.
Методы контроля и самоконтроля в обучение – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй – ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке – другая половина.
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.