традиционные средства оценивания результатов обучения в школе
Традиционные средства оценивания результатов обучения, их различие.
Статья о средствах оценивания результатов обучения.
Просмотр содержимого документа
«Традиционные средства оценивания результатов обучения, их различие.»
Традиционные средства оценивания результатов обучения, их различие.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Различие традиционных методов состоит в возможности их использования на определенном этапе обучения, урока, темы. Устные опросы важны для формирования навыков говорения, четкости высказывания своей мысли, умений формулировать ответ.
Письменная проверка знаний и умений позволяет учителю опросить весь класс. Контрольные работы проводят на этапе завершения обучения темы, раздела, курса. Домашняя работа позволяет оценить закрепление пройденного материала. Поурочный балл мотивирует обучающихся плодотворно работать весь урок. Повседневные наблюдения позволяют учителю рассмотреть развитие ученика в динамике.
В начальной школе наиболее эффективными, на мой взгляд, являются: повседневное наблюдение, устные опросы и поурочный балл (первый класс), письменная проверка необходима для ясной картины усвоения материала отдельного урока, темы (2-4 класс), Контрольные работы позволяют выявить уровень подготовки ученика на определенном этапе (1-4 класс).
Статья Традиционные средства оценивания результатов обучения. Автор: Тимолянова Римма Мижаитовна
Автор: Тимолянова Римма Мижаитовна
Охарактеризуете традиционные средства оценивания результатов обучения. В чем состоит их различие? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания биологии и почему?
Автор: Тимолянова Римма Мижаитовна
Охарактеризуете традиционные средства оценивания результатов обучения. В чем состоит их различие? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания биологии и почему?
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. В современной педагогике применяются следующие традиционные средства оценки результатов обучения: повседневное наблюдение, устный опрос, письменная проверка, контрольная работа, проверка домашних работ и поурочный балл.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Письменная проверка. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся.
Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу, он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Считаю, что в практике преподавания биологии для того, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля над качеством успеваемости обучающихся необходимо комплексное применение традиционных средств с новыми методами проверки и оценки знаний.
Из новых средств, я бы использовала тестирование. Так как этот метод исключает влияние субъективных факторов и если тест достаточно качественный, то и получаемая оценка будет объективная. Кроме того, тесты можно одновременно проводить с большим количеством обучающихся, а проверка проводится легче, быстрее, чем, скажем, проверка контрольных работ. И это, конечно же, дает большое преимущество тестированию перед другими средствами оценивания.
Традиционные средства оценивания результатов обучения в школе
Лекция 3. Контроль и оценка.
1.Традиционные средства контроля, оценки и отметки.
2. Инновационные тенденции контроля и оценки в образовании.
1. Традиционные средства контроля, оценки и отметки
Традиционные формы и средства контроля. В школе к традиционным средствам контроля относятся письменные или устные поурочные опросы, домашние задания и экзамены. Устные поурочные опросы обычно применяются в текущем контроле. Они предполагают получение ответов учащихся на вопросы учителя и обладают достоинствам и, поскольку легки в организационном плане, обеспечивают оперативную обратную связь в процессе коррекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждения в классе и развивают коммуникативные компетенции. Недостатком устных опросов является фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4—5 человек. К письменным поурочным опросам относятся контрольные работы, которые подводят итоги определенного периода обучения.
Особой формой контроля является домашняя работа, обсуждение результатов которой в классе оказывает обучающее воздействие, особенно в тех случаях, когда задания допускают нестандартные решения. В итоговом контроле обычно используют устные или письменные экзамены, как правило, вызывающие значительные эмоциональные и физические перегрузки у школьников, привыкших добросовестно учиться.
Достоинства и недостатки традиционных контрольно-оценочных средств. Разработка традиционных контрольно-оценочных средств обычно не вызывает затруднений у педагогов, поскольку она опирается на обширную методическую базу и легко осуществима. К тому же необходимую подготовку к использованию привычных опросов и экзаменов учителя получают из собственного опыта школьных лет. Традиционный контроль не требует предварительных финансовых вложений, для его проведения не нужны дорогостоящие компьютеры, программное обеспечение и тесты.
Недостатки традиционных контрольно-оценочных средств значительно перевешивают достоинства. К этим недостаткам относятся отсутствие связи традиционных средств контроля с современными технологиями обучения, обеспечивающими развитие вариативности и доступности для учащихся образовательных программ, низкая эффективность в условиях массового обучения, субъективизм и несопоставимость результатов контроля. Несмотря на эти недостатки, многие учителя, даже те, кто привык добросовестно трудиться, ратуют за использование традиционных контрольно-оценочных средств. Говорят, что преподаватель на экзамене сам выставляет себе отметки, но мало кто способен беспристрастно оценить собственную работу. Поэтому контроль – достаточно консервативная сфера практической педагогики, хотя многие учителя в своих выступлениях обращают внимание на то, что в существующую традиционную систему контроля необходимо внести изменения.
Оценки и отметки. Проверочная деятельность учителя завершается выставлением оценок. По сложившейся традиции в учебном процессе слово «оценка» означает некий результат. В более широком значении под этим словом понимается не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Чтобы избежать путаницы, в контексте данного пособия в последнем случае используется термин «оценивание».
Оценивание является необходимым компонентом процесса контроля, результаты которого имеют большое значение для учащихся и их родителей, поскольку школьные оценки влияют в той или иной степени на будущее ребенка и вносят элемент соревнования в отношения учащихся. Казалось бы, такие аргументы должны вызывать у педагога стремление к максимальной объективности и беспристрастности. Однако зачастую этого не происходит, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика, посещаемости занятий, поведения учащегося на уроках и т.д.
Для придания оценки максимальной объективности и адекватности поставленной цели контроля необходимо сосредоточиться на предмете оценивания и минимизировать влияние других факторов, смещающих оценочные суждения. Конечно, в реальности на каждую оценку, выставленную традиционным путем, оказывают влияние различные факторы, поэтому такие оценки нельзя использовать для сравнения результатов работы учителей, интерпретировать их в управлении качеством образования.
Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками. Следует помнить, что оценка выражает результат, а отметка служит для установления численных аналогов оценочных суждений. Например, по установившейся в нашей школе пятибалльной шкале отметок удовлетворительные знания оцениваются «тройкой», отличные — «пятеркой». На самом деле эти баллы не имеют четкого педагогического смысла и не дают количественной характеристики ответа учащегося. Во многих странах вместо численных аналогов используются буквенные символы (А, В, С и т.д.), с помощью которых устанавливается место результата каждого учащегося в группе контролируемых учеников.
Характеристика процесса оценивания. Процесс оценивания основан на сравнении, которое может иметь различный характер в зависимости от того, что выбрано в качестве базовой системы при выставлении оценок. Такой системой могут быть:
1) результаты других учащихся;
2) требования программы или ГОС;
3) априорные оценки способностей учащегося;
4) объем затраченного учащимся труда и его прилежание в освоении учебного материала.
В первом случае при выставлении оценки проводится сравнение подготовленности каждого учащегося с результатами всего класса или определенной группы учеников, после чего учащиеся ранжируются на группы, внутри которых все имеют одинаковые оценки. Обычно в классе учитель руководствуется именно такой логикой. Например, если во время устного опроса большинство учеников дает слабые ответы, на «тройку», более сильный ответ учащегося на фоне предыдущих всегда в глазах учителя заслуживает «четверки» или «пятерки».
В третьем случае достижения учащегося сопоставляются с его потенциальными возможностями, интуитивно оцененными учителем. Те ученики, чьи способности, по мнению педагога, высоки, а достижения ниже возможностей, получают низкие оценки. Ученики с низким потенциалом, демонстрирующие в процессе контроля такие же достижения, что и более способные, получают более высокие оценки. Такой подход кажется многим педагогам очень привлекательным, поскольку, по их мнению, мотивирует учеников к повышению уровня учебных достижений. На самом деле он несправедлив, субъективен и служит обычно причиной конфронтации в классе.
В четвертом случае в качестве основы для сравнения вместо способностей выбираются усилия, затраченные учащимися на приобретение новых знаний, интенсивность учебной деятельности и прилежание. По сравнению с предыдущим такой подход еще более несправедлив, так как направлен против ярких одаренных детей и снижает мотивацию самых способных учащихся к получению высоких оценок. Ученикам, которые склонны к упорному труду, учителя обычно завышают оценки, руководствуясь простой логикой – чем больше затраченные усилия, тем выше оценка. Тем же, кто легко усваивает материал, оценки занижаются, тогда как другие вознаграждаются за то, что истратили больше времени на усвоение того же или меньшего объема учебного материала.
Современные тенденции в оценочных процессах. Отсутствие в нашей стране стандартизированных тестов, фиксирующих на многие годы в единых шкалах требования к подготовленности учащихся и задающих некоторые нормы оценок, привело к девальвации существующей пятибалльной шкалы [61]. Согласно данным исследования, проведенного А.Г.Шмелевым путем опроса сотен респондентов, в сознании педагогов чаще присутствует идеализированная шкала, в которой отметки выставляются при сопоставлении планируемого и достигаемого уровня усвоения учебного материала. Применимая в школах шкала выглядит намного нейтральнее и дает возможность учителям, за небольшим исключением (в сильных, профильных классах), ставить минимальное количество «двоек».
Введение в 2001 г. ЕГЭ опровергло несколько идеализированные представления о качестве российского образования. Объективные данные ЕГЭ по большинству регионов России показали, что существующая граница между «двойкой» и «тройкой» намного ниже, чем субъективные представления о ней, поскольку вместо абсолютной успеваемости во многих школах появилось до 20 % двоечников. В целом опыт ЕГЭ можно оценить как позитивный. Совмещение субъективных оценочных суждений учителей и объективных данных тестирования со временем неизбежно приведет к выставлению более обоснованных отметок в школах и будет стимулировать учащихся к повышению уровня учебных достижений.
2. Инновационные тенденции контроля и оценки в образовании
Условия обновления контрольно-оценочной системы в школьном образовании. Инновационные тенденции, характерные для современного образования, затрагивают не только процесс образования, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повышенные требования к ее эффективности. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:
— минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;
— снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся;
— отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности;
— заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль;
— снизить долю традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих использование в контроле релевантных, значимых для учащихся, оценочных средств: тестов практических умений, ситуационных заданий и портфолио.
Основные инновационные тенденции в контроле. В последнее десятилетие наблюдаемся усиление связи между контролем и обучением. Целевые установки, определяющие результаты образования, задаются в терминах измеряемых результатов. В свою очередь процесс обучения строится так, чтобы активизировать обучающие и развивающие функции контроля за счет оптимизации содержания и трудности учебных задач, подбираемых для текущего контроля в индивидуальном режиме. Контроль приобретает все большее значение, он меняет свой характер и объединяет традиционные функции по проверке и оценке результатов обучения с функциями управления качеством всего учебного процесса.
В системе оценивания результатов обучения происходят значительные изменения, которые характеризуются переходом от бихевиористской точки зрения к когнитивной и проявляются в смещении акцентов с преимущественной оценки результатов обучения на компоненты процесса получения результата, с пассивного ответа на заданный вопрос на активное конструирование содержания ответа, с оценки отдельных, изолированных умений на интегрированную и междисциплинарную оценку. В контроле значительно усилилось внимание к метапознанию, предполагающему формирование межпредметных знаний, умений переноса знаний из одного предмета в другой и общеучебных умений. При оценивании результатов обучения изменился контекст расшифровки понятий «знающий» и «умеющий». Вместо прежнего приоритета фактологии и алгоритмических умений на первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.
В современном контроле измерения стали органической частью образовательного процесса, важнейшим средством получения информации, широко используемой в управлении качеством образования. На фоне постоянно растущей роли тестов пришло осознание ограниченности количественных методов, благодаря чему в педагогическом контроле стала развиваться так называемая смешанная методология, строящаяся на сочетании количественных и качественных оценок. Соответственно появилось новое поколение измерителей, обеспечивающих вместе с традиционными средствами контроля и тестами многомерные аутентичные (комплексные, многогранные) оценки, охватывающие результаты учебной деятельности и в школе, и во внеучебное время. Приоритет статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности обучаемых в момент контроля, сменился в последнее время преобладанием динамического анализа изменений качества подготовленности учащихся, основанного на повсеместно разрабатываемых и внедряемых системах мониторинга качества образования [68; 77].
Портфолио и тесты для оценки практической деятельности учащихся. В современном контроле появились новые виды измерителей, выявляющих позитивную динамику изменений подготовленности, активность учащихся в усвоении новых знаний, рост их компетентности, а также степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений. В первую очередь к числу таких измерителей следует отнести портфолио (рабочие папки), содержащие целевые подборки работ учащегося по одной или нескольким учебным дисциплинам и составленные учителем в сотрудничестве с учащимся. Участие ученика в отборе работ является важным фактором положительной мотивации учебной деятельности, стимулирующим стремление к самооценке своих достижений. Поэтому многие преподаватели видят в портфолио эффективное средство развития у школьников навыков критического мышления и получения реальных самооценок. Несмотря на индивидуализированный подход при выборе заданий, результаты выполнения которых нуждаются в основном в экспертных оценках, портфолио обеспечивают достаточно объективную информацию о качестве учебных достижений. Это связано с тем, что процесс их проверки предельно стандартизируется, четко определяются критерии оценки достижений, вырабатываемые в сотрудничестве с учащимися, тщательно обеспечиваются свидетельства самостоятельной работы учеников.
На сегодняшний день в сфере образования существует определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных работах [68]. Первый вид – рабочее портфоли – включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях. Второй вид – протокольное портфолио – в документальной форме отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося. В этот вид портфолио могут включаться черновики готовых работ ученика. Третий вид – процессное портфолио – предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения. Четвертый вил – итоговое портфолио – обычно используется для получения суммарной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы. В последнем случае в портфолио обычно включается самая лучшая завершенная работа ученика, выбранная им совместно с учителем. Формы представления материалов портфолио могут быть различными. Нередко используются аудиовизуальные средства, такие как фотографии, видеозаписи, электронные версии работ учащегося.
Сторонники портфолио обычно относят их к средствам аутентичного оценивания и в качестве позитивной аргументации приводят их высокую валидность, адекватность современным требованиям к качеству образования. Однако портфолио, как и тесты, не решают всех проблем оценивания качества образования, поскольку имеют недостатки. Они дороги, требуют больше времени при использовании по сравнению с тестами и вызывают сомнения в надежности.
К числу новых форм измерителей относятся тесты, которые разрабатываются для оценки практической деятельности учащихся ( Performance assessment ) [25; 67]. Такие тесты позволяют выявить уровень освоения практических навыков с помощью экспериментальных заданий деятельностного характера, в результате выполнения которых получается некоторый материальный продукт, оцениваемый экспертами в стандартизированной шкале баллов. Многие из тестов практических умений не отвечают по своим характеристикам требованиям теории педагогических измерений. Тем не менее они имеют высокую валидность и вызывают большой интерес у учеников. Экспериментальные задания обычно применяются в процессе текущего контроля, но не влияют на принятие административных решений в образовании, поэтому низкая точность оценок не является проблемой. В случае неудачи ученик может заново выполнить тесты и добиться успеха.
Отдавая предпочтение тем или иным инновациям, нужно всегда стремиться к многогранной оценке качества результатов обучения и пониманию целесообразности использования новшеств в учебном процессе. Например, информация, полученная о подготовленности учащегося с помощью средств автоматизированного контроля, должна обязательно подкрепляться дополнительными данными об особенностях его памяти, воображения, мышления и речи. Следует принимать во внимание уровень подготовленности ученика к работе на компьютере, его коммуникативные способности (умение вести диалог, дискуссию, вербально выражать свои взгляды и мысли, общаться и сотрудничать со своими сверстниками и учителями и т.д.).
Статья: Традиционные средства контроля и оценки знаний обучающихся.
Статья: Традиционные средства контроля и оценки знаний обучающихся.
Образование в настоящее время перестает быть средой сугубо академической и, приобретая очертания рыночной структуры, где отношение образовательное учреждение – социум, все более соответствуют экономическим категориям спроса и предложения, а взаимоотношения учителя и ученика в образовательном пространстве, превращаются в гибкие клиентские отношения. Образование – специально организованный процесс передачи социально значимого опыта, может быть эффективным, если протекает в условиях, адекватных современным требованиям социума, если образовательное пространство соответствует запросам пользователей услугами образования и по форме, и по содержанию. Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы стратегической целью государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования через выполнение ряда задач. Одной из них является формирование механизмов оценки качества образования (инновационный характер, модернизация модели, непрерывность).
Ученые М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос так определяют качество образования как соотношение цели и результата образования.
Ученые С. Е. Шишов и В. А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Если рассматривать образование как процесс, то становится очевидной его непрерывность, что предъявляет особые требования не только к организации самой образовательной деятельности, но и к оценке ее качества.
Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы: показатели, характеризующие качество учебного процесса; показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.
Выделяют следующие цели оценки качества образования:
— определить уровень учебных достижений;
— выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;
— выявить факторы, связанные с учебными достижениями;
— отслеживать динамику учебных достижений.
Для реализации целей оценки качества образования можно использовать современные способы оценивания, которые позволяют определить уровень учебных достижений и отследить их динамику.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся.
Контроль в широком смысле — проверка чего-либо, установление обратной связи. Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке увидеть результаты своей деятельности.
Существуют следующие функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях, умениях и навыках);
2) образовательная функция (приведение знаний, умений и навыков в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению знаний, умений и навыков, ответственности за их усвоение).
Требования, которые предъявляются к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Существующие виды контроля:
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня знаний умений и навыков);
2) текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4)периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Данная классификация может дополняться другими видами контроля.
Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Выделяют пять основных форм контроля.
1. Фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.
2. Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
3. Индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
4. Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.
5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Основные методы контроля следующие.
1. Повседневное наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.
2. Устный опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.
3. Проверка письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.
4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.
5. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.
Существует система требований, которым отвечает оценка учителя на уроке. Оценка должна быть:
Мотивированной – содержать чёткое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.
Стимулирующей – побуждающей к продвижению вперёд, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.
Дифференцированной, т.е. раскладываться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие критерии как на успешные моменты в работе ученика, так и на недостатки.
Выразительной – показывающей искренность педагога, убеждающей школьника, как в значимости оценки, так и полученных результатов.
Понятной – чётко и просто сформулированной, доступной пониманию ребёнка.
Уважительной – утверждающей чувство собственного достоинства ребёнка, признающей его право на собственные ошибки.
Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогического контроля и оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.
1. Учителя предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся. Субъективный подход к учащимся проявляется в частности и в том, что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивается по-разному, с разностью в 1-2 балла. Этот недостаток генетически не заложен в природе самой оценки, а является следствием ошибок учителей.
3. Оценка является малоинформативной. По оценке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.
4. С введением в 9-11 классах предпрофильного и профильного обучения, что позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным содержанием, оценки становятся неравнозначными. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать ее более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения в комплексе.
7. На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Доказано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются подавляющее большинство учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми.
8. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал (особенно по письменным предметам) значительно позже, а в дневник тем более.
9. Наличие различных объектов контроля и оценки:
сформированность универсальных компетенций,
способность переносить знания в новых ситуациях.
Оценка всегда субъективна. Пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не хватает прочности.
Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:
— минимизировать субъективизм в итоговом контроле;
— снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся;
— отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности;
— заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль;
— снизить долю традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих использование в контроле релевантных, значимых для учащихся, оценочных средств.
На данный момент оценка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, но не служит показателем его достижений в процессе обучения. Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной школе. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания учебных достижений школьников. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. В настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению и разработке систем оценивания альтернативных пятибалльной системе (рейтинг, портфолио и др.).
12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования/Под ред. В.С. Леднева, Ю.И.Дика, В.А.Хуторского. – М.: 1999
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий – М.: 2002
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М.: 1994
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984
Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М.:2000
Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. – М.: 1960
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: издательство Московского психолого-социального института, 2002
Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2004
Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. – Ростов-на-Дону, 2001
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. – М.:1991