топорково храм казанской божьей матери
О храме
Краткая история Казанского храма деревни Топорково
Интереснейшая судьба ныне утраченного памятника деревянного зодчества, — церкви Казанской иконы Божией Матери из села Богородского (в наши дни — деревня Топорково Анискинского сельского поселения Щёлковского района Моск. обл.) до сих пор мало изучена, несмотря на то, что её довольно неординарная история, несомненно, достойна вдумчивого исследования. История святыни заслуживает внимания ещё и в виду того, что не так давно было принято решение о восстановлении храма в Топоркове, а в 2010 году был утверждён его проект. 8 октября 2015 г. был вырыт котлован и залито основание под фундамент.
Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) — известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.)…
К тому времени в дворцовом селе Воскресенском находилось две церкви. Воскресения Христова (построенная до 1628 г.) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы (построенным ок. 1633/34 г. и ок. 1646 г. упразднённым) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построенная ок 1646 г.) с приделом Николая Чудотворца (1675/76 гг). В марте 1702 года местным священником Лукой Автамоновым было получено разрешение на возведение нового деревянного Покровского храма, который был построен к сентябрю того же1702 года (антиминс выдан 25 сентября 1702 г.), а в Топорково был перевезён разобранный сруб старого Покровского храма.
Первый переезд, 1705 г.
Топорковскому вотчиннику Фёдору Михайлову Клешнину предписывалось: «сысподиподрубя и ветхие брёвна переменя, поставить на удобном к церковному строению месте во имя Пресв. Богородицы Казанския и к той церкви олтарь прирубить вновь». В Топоркове также были отстроены попов, дъячков и просвирницын дворы, имелся дом вотчинника и 10 дворов крепостных крестьян. 5 февраля 1705 года к новопостроенной церкви был выдан антиминс. Первым церковнослужителем стал Андрей Максимов, на место которого впоследствии перешёл священник АврамЕвсевьев (с дьяком Герасимом Евсевьевым)
Второй переезд, 1805 г.
В 1805 году деревянная церковь в Топоркове была разобрана и по распоряжению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина; 1737-1812) перевезена в Николо-Берлюковскую пустынь, где была восстановлена и поставлена за каменной оградой в сосновой роще на монастырском кладбище. В Гребнево из неё была передана икона Божией Матери Владимирской и колокол, отлитый в XVIII веке. И.В. Шевелкин (1864-1866) в одной из своих статей, опубликованных в журнале «Душеполезное чтение» за1864 год писал, что в 1856 – 1860 годах настоятель Николо-Берлюковского монастыря иеросхимонахПарфений «предполагая со временем устроить около неё скит для ищущих большего уединения, возобновил её, пристроил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех».
В 1909 году церковь была выстроена заново в формах прошлого храма и освящена 28 июня 1909 года. Сохранилось описание торжества освящения храма: «28 июня 1909 года в Берлюковской пустыни состоялось редкое торжество новосооруженного кладбищенского храма в честь иконы Казанской Божией Матери. На это торжество прибыл митрополит Московский Владимир 27 июня на станцию Щелково. Он был встречен иеромонахом Никодимом, и на монастырских лошадях отбыл в Берлюковскую пустынь…
В 1947 храм был разобранна стройматериалы. По словам местных жителей её бревна пошли на строительство клуба в соседнем селе Мизинове.
Митрополит Михаил (Десницкий)
8 ноября 1761 года в семье пономаря церкви Казанской иконы Божьей Матери селаБогородское, Топорковотож Михаила Десницкого родился сын Матфей, будущий Митрополит Михаил (в миру Матфей Михайлович Десницкий; 1762-1821). Получив образование в семинарии Троице-Сергиевой лавры, при покровительстве Николая Никитича Трубецкого он поступил в учреждённую в 1782 году Филологическую семинарию при «Дружеском учёном обществе» (владельца Гребнево) Н.Н. Трубецкого — И.Г. Шварца. Биографы М.М. Десницкого отмечают глубокое влияние идей основателей общества на его дальнейшую проповедческую деятельность. В 1785 году М.М. Десницкий был рукоположен священником в московском храме Иоанна Воина на Якиманке, где вскоре приобрёл большую известность своими необычайно проникновенными проповедями,в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества.
Однажды его проповедь услышал император Павел, по распоряжению которого в 1796 году священник был переведён на службу в Санкт-Петербург на должность придворного пресвитера в Собор Спаса Нерукотворного Зимнего дворца. Через три года лишившись жены и детей, в 1799 году был пострижен в монахи, стал архимандритом Свято-Юрьева монастыря под Новгородом. В 1802 году он был посвящён в епископы Старорусские, в следующем году получил Черниговскую и Нежинскую епархию, а 18 ноября 1806 года стал архиепископом. С 1814 года будучи одним из влиятельнейших членов Святейшего Правительствующего Синода, в 1815-1816 годах он управлял псковской епархией, став с 25 июня 1818 года митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, а также священноархимандритом Александро-Невской лавры. Погребён в Лавре, в заложенной им самим церкви Сошествия Св. Духа. Свидетель его кончины митрополит Филарет (Дроздов)писал о нём: «…за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами наверху разрушился с громом. Сон, по моему мнению, оченьсправедливый… Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается».
Храм Казанской-БМ
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской губернии. С юношеских лет, оставив родительский дом, ушел в дремучие леса около села Елнати и принял на себя подвиг юродства Христа ради.
Показать полностью.
Когда елнатские поселяне, найдя его в лесу, привели в село, святой начал ходить по домам жителей, помогая им в исполнении самых трудных работ, а плату не брал.
Зимой и летом святой ходил босой, в одной льняной рубахе, так что кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Прожив в Елнати 15 лет, святой переселился в г. Юрьевец-Поволжский. Здесь любимым местом его пребывания стали церковные паперти, где он возносил горячие молитвы ко Господу.
За подвиг самоотречения блаженный Симон получил от Господа дары предвидения и чудотворения. Так, по его молитвам утих сильный пожар в городе, исцелился священник Олимпий, спасся от потопления в Волге некий горожанин Иосиф.
Перед своей кончиной блаженный пришел в дом воеводы Феодора Петелина, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Здесь св. Симон тяжко заболел. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, блаженный мирно почил 4 ноября 1584 г.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Насколько уместно держать перед глазами в храме книгу или мобильное устройство с текстом богослужения?
Показать полностью.
Вполне уместно, если только яркий экран мобильного устройства не будет отвлекать окружающих от молитвы. Если же кто-то будет пытаться убеждать Вас, что в храме пользоваться текстами богослужений, особенно на электронных устройствах (!), категорически неприемлемо, то не верьте подобным суевериям. Ещё лучше заранее заручиться поддержкой священника и смиренно отвечать, что у Вас есть благословение.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Преподобный Никандр Городноезерский в начале XVII века основал пустынь на берегу озера Городного (в 47 верстах от города Боровичи, в 4-х верстах от погоста Шероховичей). Ранее на этом месте был Воскресенский монастырь. Когда он был основан, неизвестно, но в 1581 году в монастырской описи говорилось, что в 10 келлиях жило лишь 3 старца. Преподобный Никандр был погребен в возобновленной им обители. В храме упраздненной в 1764 году обители был придел во имя преподобного Никандра Городноезерского.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Святитель Амвросий Медиоланский.
Показать полностью.
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии и получил превосходное образование.
В 374 году, когда он занимал пост городского начальника города Медиолана (современный Милан), он был призван в церковь для поддержания порядка при выборах нового епископа, который должен был сменить на этом посту почившего Авксентия. Из-за противостояния между православными и еретиками-арианами выборы затянулись, пока кто-то не крикнул: «Амвросий – епископ» Так, неожиданно и против своей воли, Амвросий оказался призван на епископское служение, которое и нёс до своей кончины в 397 году.
Проповедь святителя Амвросия, его пример благочестивой жизни обратили ко Христу многих – в том числе одного из известнейших отцов Западной Церкви, блаженного Августина.
Святитель Амвросий оставил после себя ряд догматических сочинений, в которых подробно излагает учение о Святой Троице, Таинствах и Покаянии. Также большим авторитетом пользуется его книга «Об обязанностях священнослужителей». Он известен и своим вкладом в богослужение: его именем назван «амвросианский напев», а его благодарственный гимн «Тебя, Бога, хвалим» и сейчас входит в богослужение Православной Церкви.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Инок Киево-Печерского монастыря; о нем известно только то, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Паисием (XIV в.; память 19 июля/1 августа). Святые были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал». Старец отвечал: «Встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова встань». Брат: «Доколе же мне вставать и падать?» Старец: «До кончины твоей».
Показать полностью.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер, ученики последователя и сподвижника первоверховного апостола Павла святого апостола Тита (память 25 августа), были рукоположены им в священный сан. Подвизаясь в неустанных пастырских трудах, святые многих язычников обратили ко Христу. За это они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Ни уговоры, ни угрозы властей не склонили святых мучеников отречься от Христа. Тогда Ливаний приказал их пытать. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые: их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Господь помог им вынести то, что человек своими силами вынести не может. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Мысли свт. Феофана Затворника
Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества.
Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.
Храм Казанской-БМ запись закреплена
Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот – единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
Показать полностью.
По приказу императора Льва IV (775–780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но как храбрый воин был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако по совету опытных в монашеском делании старцев он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого по внушению Божию преподобный удалился в пустыню.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию. Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий.
Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
Топорково храм казанской божьей матери
ТОПОРКОВО
Сельцо Топорково (Богородское)
Влево от Стромынского тракта перед озером, не доезжая километр до Мизинова – дорога на Топорково. Сегодня асфальтовое шоссе через полукилометр приводит в Топорково. Из более чем сотня селений Щелковского края не более 20 мы можем определить достоверно происхождение их названия.
Старинное селение в Шеренском и Отъезжем стане близ Стромынской дороги, названо по фамилии владельцев его в конце 16 века Никиты, Ивана, Григория и Степана Афанасьевича Топорковых. В 1623 году как «пустошь, что было прежде сельцо Топорково», записана за Андреем и Михаилом Клешневыми. Через 9 лет при Михаиле Бахтеярове-Клешневе стало опять жилым сельцом – 7 дворов крестьянских с 18 чел.
К 1678 году – число крестьян в дворах выросло до 21 чел да добавился двор задворный с 3 чел. 10 лет спустя Топорково перешло к детям его – Дмитрию и Федору Михайловичам Клешневым. В 1704 здесь были двор вотчинников и 13 дворов крестьянских с 37 чел.
В 1705 году по челобитью стольника Федора Клешнева в Топорково привезена из села Воскресенского Черноголовской волости старая разобранная церковь, которую освятили во имя Казанской Пресвятой Богородицы и первым ее священником был Аврам Евсеев, а дьяконом – Григорий Евсеев, вероятно, брат священника.
В 1736 году село это перекуплено вдовою князя Дмитрия Константиновича Кантемира Настасьей Ивановной и вошло в состав обширного имения Гребнево от Трубино до Щелкова.
В 1756 году церковь сгорела и была возобновлена.
Во многих энциклопедиях селение Топорково упоминается в связи с тем, что здесь родился в 1761 году сын местного пономаря, знаменитый проповедник Михаил Десницкий, митрополит Петербургский.
В 1864 году автор очерка о путешествии в Берлюков монастырь писал:
«За каменною монастырской оградой в сосновой роще воздвигнута небольшая церковь с колокольней, деревянная, снаружи и внутри оштукатуренная, во имя Божия матери, Казанские иконы Ее. Церковь эта перевезена по желанию митрополита Платона из села Топорково, за семь верст от обители; она знаменательная тем, что в ней крещен был блаженной памяти митрополит Новгородский и С.-Петербургский Михаил. Отец Парфений при вступлении своем в Берлюки нашел Казанскую церковь совсем обветшалою… он возобновил ее, построил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех». [Иван Шевелкин. Поездка в Берлюковский монастырь. /Душеполезное чтение. Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. 1864. ч.3., повторно «Богородский край» под ред. Е.Маслова, 1996 №4, стр.18]
Кто же такой был наш знаменитый земляк.
Это был митрополит Петербургский Михаил Десницкий (1762, Топорково – 1824, СПб.) – известнейший проповедник и ревнитель духовного просвещения своего времени.
Отроком Матвей Михайлов (имя Михаил он получил в монашестве), из семьи бедного пономаря небольшого села Топорково, воспитывался в Троицкой семинарии, где вероятно и обрел фамилию Десницкий. Митрополитом Платоном в числе 9 лучших семинаристов направлен в Филологическую семинарию при «Дружеском ученом обществе» просветителя Н.Новикова, где получил всестороннее литературное образование; слушал также лекции в Московском университете и Духовной академии. Несмотря на столь высокое образование, он выбирает пастырское служение и рукоположен в 1785 г. в священники церкви Иоанна Воина в Москве.
Известность его как проповедника быстро растет.
А в 1797 г. Павел I, случайно услышав его проповедь, приглашает его в придворные священники в СПб. Здесь он получает возможность издать первые проповеди и за 20 лет издал более тысячи страниц своих «слов» – обращений к душе человеческой.
После внезапной смерти жены и детей в 1799 г. о. Матвей принимает монашество под именем Михаил и под его попечение передается Юрьевский монастырь в Новгороде. В 1802 г. назначен Епископом Старорусским, в 1803 г. – Черниговским. В 1807 г. он получает сан архиепископа. С 1814 г. он снова в СПб., в Синоде, где вместе с молодым ректором Петербургской духовной академии Филаретом возглавил работы по совершенствование духовных училищ и издание книг Библии на славянском и русском языке. Вместе с этим почти каждое воскресенье и в праздники его голос звучит в соборе Александро-Невской лавры. В 1818 г. назначен митрополитом Петербургским.
В 1820 г. царь Александр I в письме к княгине Мещерской много строк посвятил митрополиту Михаилу: «Тысячу раз поблагодарите митрополита за его память, а в особенности за его благословение, которое я никогда не принимаю его иначе, как с живейшим душевным ощущением, что получаемое от него благословение есть благословение Всевышнего, так как действующую силу его он получил с верою у Спасителя, которого никогда не призывают без пользы. Скажите ему, что я более чем когда-либо нуждаюсь в этом благотворном благословении и в его молитвах, ибо мы заняты здесь одним из самых важных, но и трудных дел. Дело это заключается в том, чтобы изыскать целебное средство против господства зла… Сила молитв такого существа как митрополит, беспредельна, когда сердца, преисполненные верой, прибегают к ним с всем чувством убеждения в их действительности, а я нахожусь перед ним в таком именно положении».
Один из его биографов, черниговский священник Михайла Доброгаев, так заканчивает свой очерк о проповеднике:
Проповеди его неоднократно переиздавались, а в 1854 вышло полное многотомное собрание его сочинений. Мы верим, что избранные из его проповедей будут изданы и на его родине.
Он также сообщает, что «на Казанской Иконе Божией Матери сохранилась следующая надпись: 1758 г. октября 7-го дня поновлен сей образ в Москве, а в Топорково церковь сгорела 1756 г. в день Благовещения Богородицы и с сего пожара выхвачен… Умской Богдан Васильев сын». [Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. М. 1903].
Старинные фамилии с-ца Топоркова по Ревизской сказке 1834 г.: Ардинов, Благочинный, Варзов, Дворянов, Жаменев, Калатухин, Карабасов, Комаров, Кулик, Левашов, Маричев, Марков, Михайлов, Михайлычев, Пичугин, Черемихин, Чигиринин, Бирюков, Чубаров, Щукин.
В 1834 году – 37 домов, 20 фамилий, 132 муж. и 117 жен. [ЦИАМ ф.51 оп. 8 д.185 ]
В 1899 году – Гребневской волости, 66 изб, 284 жит с 129 га пашни, 13 га покосов и 90 га леса. В 1912 году здесь была шелковая фабричка Павла Петровича Вискова (9 муж. и 4 жен.).
В 1914 году в сельце – шелкоткацкая фабрика топорковского крестьянина Левашова Павла Петровича.
В 1926 году – 360 жит. с 104 га пашни и 208 га леса.
Как и во многих сельских поселениях здесь интенсивно ведется строительство красивых сельских особняков – дач москвичей. С приходом демократических перемен поставлена столб-часовенка, а с возобновлением богослужений в Улиткине, восстановлена традиция совершения крестного хода из Улиткино в Топорково на Праздник Казанской Богоматери, бывшего когда-то престольным праздником этого селения.
Организация РО ПРИХОД КАЗАНСКОГО ХРАМА Д ТОПОРКОВО
НАСТОЯТЕЛЬ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИХОДСКОГО СОВЕТА Гаргалык Александр Петрович | |
5050088810 / 505001001 | |
10 | |
07.12.2010 | |
Статус: | Действующее |
Наименование | ИНН | Доля | Сумма | |
ВОРОНЦОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА | 505004773935 | |||
ДУДИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА | 505000936610 | |||
ЖИЛКИНА НАТАЛИЯ ФЕДОРОВНА | 505015369192 | |||
КАРПОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА | 505004264303 | |||
ПЕТРУНИНА АНТОНИНА СЕРАФИМОВНА | 505000315772 | |||
ПУГАНОВ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ | 505012580736 | |||
СУДЕНКО АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА | 505002154792 | |||
ТАНСКАЯ НАТАЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА | 505015989157 | |||
ЧУБАРОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ | 505007573123 | |||
ЧУБАРОВА ЛИДИЯ ВИКТОРОВНА | 505007574712 | |||
. показать исторические данные. |
Регистрационный номер: 060054024234
Дата регистрации: 20.12.2010
ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 2105000122566
Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 24.12.2010
Регистрационный номер: 504001003450401
Дата регистрации: 20.12.2010
ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 2115000001862
Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 18.01.2011