тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы скит епархиального мужского монастыря

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

История

Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте в Шемышейском районе, между селами Русская Норка и Мордовская Норка, на левом берегу Узы. Его название, «Семь Ключей» или «Семи-Ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» по-эрзянски – «пить»).

По преданию, в свое время на Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и Она им подала видимый знак своей милости.

Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе, и увидели родники, а на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX вв.

Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – чудо Божие. Солдат-мусульманин после этого случая принял Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку.

Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX в. учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила ежегодно с 26 по 28 июня. В 1834 г. на ярмарке побывало около двух тысяч человек – она была самой многолюдной во всем Петровском уезде.

Интерес к святому источнику рос и среди интеллигенции. В 1847 г. «Саратовские губернские ведомости» опубликовали статью «Петровский уезд. Семь Ключей. Из путевых записок».

А по сообщению «Саратовских епархиальных ведомостей», 8 июля 1915 г. верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти окрестных сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании Российскому воинству победы: шла первая мировая война. «Истинно добрым делом» назвал молебствие епископ Саратовский и Царицынский Палладий.

В эти же годы на Ключах зарождался скит. Около 1910 г. первым здесь выкопал себе землянку и поселился крестьянин из Мордовской Норки Федор Савкин. В документе, предположительно датируемом 1914 г., упоминаются уже три «кельи богомольцев», расположенные «при реке Узе и роднике Семь Ключей», где живут четверо мужчин. Между 1914 и 1917 гг. на родниках была построена и часовня, приписанная к храму Михаила Архангела в селе Русская Норка. Настоятелем руссконоркинской церкви в те годы был священник Иоанн Руссов, церковным старостой – Петр Занин.

Около 1920 г. на Семь Ключей пришел Илья Массеров, до этого живший в монастыре под Киевом. Примерно в это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки. Были построены две избы, для насельников скита и богомольцев, а в 1926 г. – и небольшая бревенчатая Тихвинская церковь. На ее освящение приезжал последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастырь архимандрит Иоанникий (Жарков), а всего на торжество собралось около двадцати тысяч верующих. Никто из насельников скита священного сана не имел, но литургии совершали по воскресным дням и праздникам священники окрестных сел.

С отшельниками поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника.

В эти годы на Семиключье приходили богомольцы за сотни верст – даже из теперешних Барановского и Павловского районов Ульяновской области. На девятую пятницу по Пасхи и на Тихвинскую собиралось до трех тысяч человек. Особенно усердно на Семиключье приходили молиться о дожде во время засух. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях.

Конечно же, всё это не устраивало безбожную власть. В ноябре 1930 г. церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество, где до 1993 г. ее здание использовали как клуб. Гавриил Сурков и Илья Массеров были арестованы на Семи Ключах, Григорий Пронин и Иосиф Шашин – чуть позже в Пензе. Скит прекратил существование.

Но тропинка паломников не зарастала сюда и в эти страшные годы. До начала 50-х гг. на Семи Ключах по-прежнему ежегодно проводили ярмарки. На девятую пятницу сюда собирались не менее 150-200 человек. В 1952-1959 гг. настоятелем церкви в Русской Норке был протоиерей Димитрий Калмыков (1904-1976), немало сделавший ради спасения источника от поругания; в 1975-1986 гг. здесь служил еще один известный духовный подвижник, протоиерей Анатолий Зотов (1930-2000).

С 1961 г. в течение нескольких лет на Семиключье была пасека, затем – летний лагерь скота. Но и тогда сюда собирались в праздники паломники. В 1991 г. возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей. Сюда любил заезжать архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000), чтобы постоять в тиши, помолиться, испить ключевой воды.

В 2000 г. Семиключье было признано памятником природы областного значения. В 2003 г. здесь построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2005-2006 гг. от Мордовской Норки была проведена дорога с твердым покрытием. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня.

В сентябре 2010 г. на Семи Ключах был образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. Сюда снова вернулись монахи. В 2010-2011 гг. была построена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Колокола для нее освятил 28 июля 2011 г. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В 2013 г. был заложен фруктовый сад. В 2012-2014 гг. построили братский корпус.

Источник

Паломничество в 2021 г.

Приглашаем верующих посетить святые места

Частный вебмастер

ПЕНЗЕНСКИЙ ПАЛОМНИК

Семиключье

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

Программа поездки

6:30. Сбор группы в храме Воскресения Христова при епархиальном управлении (Соборная площадь, 1). Молебен путешествующим.

11:00. Экскурсия по обители.

11:30. Посещение святых источников (купель), трапеза, свободное время.

* В расписании могут быть изменения по времени посещения, с сохранением всех указанных мест.

Семиключье. Тихвинский скит Спасо-Преображенского монастыря. Святой источник «Семь ключей»

По преданию, на рубеже ХVII-ХVIII веков здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключъе стало свято.

По прошествии времени (возможно, в середине XVIII века) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседнего села Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню, а на девятую пятницу от Пасхи ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи. Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX века учредили Тихвинскую ярмарку.

Сегодня здесь насчитывается не менее 15 источников. Главный из них оформлен в небольшом деревянном срубе. В 2000 году Семиключье было признано памятником природы областного значения.

В 2003 году прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня.

Источник

Тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключейВряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте в Шемышейском районе, между селами Русская Норка и Мордовская Норка, на левом берегу Узы. Его название, «Семь Ключей» или «Семи-Ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» по-эрзянски – «пить»).

По преданию, в свое время на Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и Она им подала видимый знак своей милости.

Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе, и увидели родники, а на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX вв.

Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – чудо Божие. Солдат-мусульманин после этого случая принял Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку.

Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX в. учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила ежегодно с 26 по 28 июня. В 1834 г. на ярмарке побывало около двух тысяч человек – она была самой многолюдной во всем Петровском уезде.

Интерес к святому источнику рос и среди интеллигенции. В 1847 г. «Саратовские губернские ведомости» опубликовали статью «Петровский уезд. Семь Ключей. Из путевых записок».

А по сообщению «Саратовских епархиальных ведомостей», 8 июля 1915 г. верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти окрестных сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании Российскому воинству победы: шла первая мировая война. «Истинно добрым делом» назвал молебствие епископ Саратовский и Царицынский Палладий.

В эти же годы на Ключах зарождался скит. Около 1910 г. первым здесь выкопал себе землянку и поселился крестьянин из Мордовской Норки Федор Савкин. В документе, предположительно датируемом 1914 г., упоминаются уже три «кельи богомольцев», расположенные «при реке Узе и роднике Семь Ключей», где живут четверо мужчин. Между 1914 и 1917 гг. на родниках была построена и часовня, приписанная к храму Михаила Архангела в селе Русская Норка. Настоятелем церкви с. Русская Норка в те годы был священник Иоанн Руссов, церковным старостой – Петр Занин.

Около 1920 г. на Семь Ключей пришел Илья Массеров, до этого живший в монастыре под Киевом. Примерно в это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки. Были построены две избы, для насельников скита и богомольцев, а в 1926 г. – и небольшая бревенчатая Тихвинская церковь. На ее освящение приезжал последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков), а всего на торжество собралось около двадцати тысяч верующих. Никто из насельников скита священного сана не имел, но литургии совершали по воскресным дням и праздникам священники окрестных сел.

С отшельниками поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника.

В эти годы на Семиключье приходили богомольцы за сотни верст – даже из теперешних Барановского и Павловского районов Ульяновской области. На девятую пятницу по Пасхи и на Тихвинскую собиралось до трех тысяч человек. Особенно усердно на Семиключье приходили молиться о дожде во время засух. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях.

Конечно же, всё это не устраивало безбожную власть. В ноябре 1930 г. церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество, где до 1993 г. ее здание использовали как клуб. Гавриил Сурков и Илья Массеров были арестованы на Семи Ключах, Григорий Пронин и Иосиф Шашин – чуть позже в Пензе. Скит прекратил существование.

Но тропинка паломников не зарастала сюда и в эти страшные годы. До начала 50-х гг. на Семи Ключах по-прежнему ежегодно проводили ярмарки. На девятую пятницу сюда собирались не менее 150-200 человек. В 1952-1959 гг. настоятелем церкви в Русской Норке был протоиерей Димитрий Калмыков (1904-1976), немало сделавший ради спасения источника от поругания; в 1975-1986 гг. здесь служил еще один известный духовный подвижник, протоиерей Анатолий Зотов (1930-2000).

С 1961 г. в течение нескольких лет на Семиключье была пасека, затем – летний лагерь скота. Но и тогда сюда собирались в праздники паломники. В 1991 г. возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей. Сюда любил заезжать архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000), чтобы постоять в тиши, помолиться, испить ключевой воды.

В 2000 г. Семиключье было признано памятником природы областного значения. В 2003 г. здесь построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2005-2006 гг. от Мордовской Норки была проведена дорога с твердым покрытием. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня.

В сентябре 2010 г. на Семи Ключах был образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. Сюда снова вернулись монахи. В 2010-2011 гг. была построена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Колокола для нее освятил 28 июля 2011 г. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В 2013 г. был заложен фруктовый сад. В 2012-2014 гг. построили братский корпус.

Адрес: Шемышейский район, с. Мордовская Норка, 3 км. к югу-западу от села, Левый берег р. Узы.
Добраться до «Семи Ключей» можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку.

Телефон: 8 (937) 442-10-10.

Престольные праздники:
Тихвинская икона Божией Матери-9 июля.
Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского- 12 сентября.
Память великого благоверного князя Александра Невского- 6 декабря.

Святыни: Семь чтимых источников, чудотворный образ Тихвинской иконы Божией матери.

Расписание богослужений: Литургия совершается ежедневно в 9.00, вечерние богослужения — ежедневно в 17.00.

Источник

Настоящие чудеса и исцеляющая сила Семиключья

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Смотреть картинку тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Картинка про тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей. Фото тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

Первая мысль, которая посещает тебя на Семиключье, в Тихвинском скиту Спасо-Преображенского монастыря (Шемышейский район): «Хочу здесь жить!». Остаться бы навсегда в этой блаженной лесной тиши, нарушаемой лишь пением птиц и журчанием родников, среди вековых деревьев, где дышится полной грудью. Где одинаково хорошо чувствуют себя и люди, и животные, сосуществуя в полной гармонии.
Здесь всем хорошо Вода в святых источниках (их не семь, как можно предположить из названия места, а гораздо больше, и название происходит не от русской цифры «семь», а от мордовского слова «симемс» — «пить») невероятно холодна для полного погружения, но приятна для умывания и питья. Вкусна невероятно. И, по заверению здешнего насельника иеромонаха Антипы (Масленникова), чиста настолько, что совсем не оставляет накипи в чайнике.

— Когда мы обустраивали скит, не ставили целью превратить его в образцово-показательную обитель с нарезанными по линеечке клумбами, — рассказывает отец Антипа. — Да, построили братский корпус, оборудовали подъездные пути, выложили плиткой дорогу к родникам, провели освещение — к нам ведь люди порой и ночью приезжают. Постоянно очищаем лес от валежника. А в остальном оставляем природу в ее первозданной красоте.

Жизнь отшельника Отец Антипа — первый монах, поселившийся в скиту после его возрождения в ноябре 2011 года. Когда батюшка приехал на Семиключье, здесь были только храм, церковная лавка и купель над родником. Жить до 2014 года, пока не построили братский корпус, ему пришлось в строительном вагончике, отапливаемом печкой-буржуйкой.

В первую же зиму он перенес тяжелейший бронхит, перешедший затем в хронический.

— Я же городской житель, привык к центральному отоплению и к тому, что из крана постоянно течет горячая вода. А тут раз — и как будто в XIX век попал, — вспоминает отец Антипа. —Вагончик кое-как протапливался, я потом систему поменял, но все равно вверху было душно, а внизу — холодно. Этот перепад температур и сыграл со мной злую шутку. Плюс я постоянно выскакивал на мороз, ходил в храм — дров подложить в печку.

Фактически два с половиной года батюшка жил здесь отшельником. Днем, правда, приезжали люди — паломники, строители, работники церковной лавки. А вот ночью все стихало — и ни единой человеческой души на несколько километров вокруг.

По мирской профессии отец Антипа — техник-электрик, но за годы отшельничества успел освоить еще несколько специальностей.

— Например, научился заготавливать дрова — у нас все жилые и хозяйственные здания до сих пор отапливаются дровами, газ сюда, за четыре километра от основной дороги, никто специально проводить не будет. Получил водительские права.

Одиночество его не угнетало. Он никогда не избегал людей, но наедине с самим собой ему легче. В тишине и молитва лучше идет, и труд спорится.

Это состояние очень точно описал известный православный автор-исполнитель иеромонах Роман (Матюшин): «Слава Богу, снова я один, снова я лампадку затеплю. Суету оставив позади, Господу молитву пролию».

Про иконы и дуб Беседуя, мы неспешно двинулись с отцом Антипой по дорожке к святым источникам. Тут же к батюшке за благословением подошли несколько паломников. Как выяснилось, не местные, даже не из Сурского края. Например, Марина Белышева приехала из Москвы, гостит у знакомых в Шемышейском районе:

— Грех было не заехать на Семиключье! Я столько слышала об этом святом месте, но все не получалось выбраться сюда. А в этом году Господь наконец дал возможность.

Марина говорит, в источники окунается редко — тяжело переносит ледяную воду, а на этот раз аж в три захода погружалась.

— Вы не представляете, какая благодать!

По потоку людей, стремящихся к святым источникам, сразу видно, кто и зачем прибыл в Семиключье. Люди в шортиках и майках с пятилитровыми канистрами в руках — «за водичкой и свежим воздухом подышать». Другие, соблюдающие благочестие, в том числе и в одежде, первым делом заходят в храм — паломники.

Есть и еще одна категория, с виду вроде благочестивая: всем интересуются, вопросы задают.

— Нет, история о семи монахах, которых здесь убили кубанцы во время набега в начале XVIII века, всего лишь легенда, новодел 1990-х ­
годов, — поясняет батюшка. — А вот то, что в одном из здешних родников в том же XVIII веке была обретена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, — правда.

И тут некий мужчина спрашивает:

— А сколько раз нужно обойти вокруг дуба, чтобы желание исполнилось?

Отец Антипа глубоко вздыхает и спокойно объясняет, что тот самый дуб никаких желаний исполнить не может, что это непонятно откуда взявшееся языческое суеверие, о котором людям, называющим себя православными, не пристало говорить всерьез. Да, порой мы поступаем как та бабушка из старой русской байки, которая перед сном ставила две свечи перед образом Георгия Победоносца: большую — самому святому, маленькую — поверженному змею, на всякий случай.

Под покровом Богородицы А настоящие чудеса и исполнения желаний на Семиключье происходят постоянно. Помните евангельское «По вере вашей да будет вам…»?

Пару лет назад сюда приехали две паломнические группы из Пензы и близлежащего региона. В одной оказался молодой парень, в другой — девушка. И у родника, зачерпывая воду в ковшик, они встретились глазами. В общем, случилась любовь с первого взгляда.

Через несколько месяцев молодые люди вернулись в Семиключье вдвоем. Уже с обручальными колечками. И пожертвовали в храм большую красивую резную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Как рассказала молодая жена, именно перед этим образом, еще до той памятной поездки, она молилась Святой Деве о счастливом замужестве.

По небесному ходатайству Богородицы после погружения в источники были и случаи исцеления. В частности, отец Антипа приводит пример, когда от одной из паломниц отступила онкологическая болезнь, а к другой, которой предстояла операция на глаза, после умывания водой вернулось зрение.

— Наверняка исцелений было больше, мы ведь не ведем учета, — улыбается батюшка. — Просто эти женщины вновь приезжали в скит после исцеления.

Свой предел Сегодня в скиту живут шесть насельников — четыре монаха и двое трудников. Последним прибился Михаил Печенков. Он на Семиключье всего два месяца. Колоритный, представительный, с окладистой бородой.

Его Господь сюда из Башкирии привел. А до этого где только не мотало бывшего детдомовца! Рыбачил на Камчатке, 22 года работал в Америке, не чураясь никакого труда. Там же, в Сан-Франциско, впервые пришел в православный храм. Но его тянуло на родину. Вернулся в Россию, а здесь ни семьи, ни работы, ни жилья…

— Но я не отчаивался, верил, что Господь все управит, — признается Михаил Георгиевич. — Однажды в интернете прочел про Тихвинский скит и вспомнил, что родился-то в Пензенской области, хотя детство и юность провел в Самаре. В общем, на свой страх и риск приехал сюда. Меня приняли как родного.

Жизнь в труде и молитве вновь обрела смысл.

— Верю, что здесь, на Семиключье, мой предел.

Источник

Тихвинский скит спасо преображенского монастыря семь ключей

СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на. Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию, на рубеже XVII-XVIII вв. здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключье стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII в.) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню. В начале ХХ в. в клировых ведомостях Русской Норки упоминается «часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 2-х верстах от села, в местности, именуемой «Семь Ключей»».

На девятую пятницу от Пасхи здесь ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

В начале 30-х всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий. Но все равно верующие продолжали посещать это место – и в 40-х, и в 50-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.

В марте 1959 г. райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал: «Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного участка под посевы и другие цели полностью исключено».

20 мая 1959 г. Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления: «На роднике были 3 женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола». Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила, инвалида с детства.

Затем мы поехали в церковь в селе Русская норка Шемышейского района. В этой церкви в день 9-й пятницы после пасхи проводятся церковные службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы Тихвинской Божией Матери.

В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская норка священником Калмыковым Д.М. нам удалось установить, что паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской божией матери и безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому источнику»…
Священник Колмыков Д.М. письмо патриарха Алексия и правящего архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится». Иванов указывает, что на 10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.

К этому С. С. Попов добавляет: «В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божей матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась» на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в честь этой «явленной иконы» Тихвинской божей матери». Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков способствовал паломничеству верующих к роднику Семи Ключи». Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую Варежку.
К концу мая 1959 г. «в целях прекращения паломничества к роднику Семи Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт». Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую пятницу сократилось, и в 1959 г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено. Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской Норки была передана в пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же году паломничество прекратилось полностью.

С 2000 года Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. 12 августа 2001 года источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная бревенчатая купальня. 8 июня 2007 года освящена бревенчатая часовня.

Добраться до Семи Ключей можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *