тихвинская и иверская икона божьей матери отличия

Глава 2. Образ Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)

«Блаженство в деснице твоей вовек» 61

Название «Одигитрия» в письменных источниках появляется только в IX веке 66 в связи с легендой об исцелении двух слепцов 67 и во всем соответствует содержанию иконографии, где Богородица предстоит рядом с Сыном и правой рукой прямо указывает на Него – Путь, Истину и Жизнь ( Ин. 14, 6 ). Это почти живоносный рефрен песни Канона Божией Матери «Одигитрия»: «Радуйся, радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному».

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Ее в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь, а значит, в руках Божиих оказывается все Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь. Для этого Он воплотился и принес Себя в жертву.

Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр. 21, 7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Нее человечество может восстать и соединиться с Богом. Ее Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы.

При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

Многие века Богородица не устает отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин. 15, 6 ). Своим апостольским подвигом Богородица-Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис. 49, 18 ).

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин).

После прибытия иконы на Афон ее поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим.

Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с нее не снимается, но он очень хорошо передает основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Ее рук мафория.

Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Ее Ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богомладенца неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков (этим временем искусствоведы датируют и Иверскую икону), эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гиматием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее), Царские одежды подходят для Иверской иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на ее списках.

Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Ее икона исчезнет с врат Иверского монастыря.

Седмиезерная (Смоленская) икона Божией Матери

Богородица и Христос на иконе Дионисия облачены в праздничные одежды, отороченные широкой золотой каймой с драгоценными камнями. Белая рубашечка Христа без клава; гиматий не закрывает, как обычно, всю Его левую руку, а свисает с плеча мягкими складками, словно перекинутый край богатой мантии. Это, скорее, царские, чем архиерские одеяния. Мафорий Богородицы двусторонний: пурпурный с изумрудно-зеленым подбоем. Золотая кайма на нем расцвечена красными и синими камнями и жемчугом. Из-под распахнутого на груди мафория видна синяя туника с ожерельем, на голове и плече – крупные узорчатые звезды. Свисающий с рук мафорий образует подобие опрокинутой зеленой радуги у ног величественного Младенца.

Как на иконах «Спас в силах» Он восседает в образе Вседержителя и словно ступает с Небес на землю, Его правая рука свободно отведена к самому центру иконы – к синему треугольнику туники Богородицы. При этом манжет рубашечки Богомладенца точно совпадает с линией каймы мафория, и кисть руки оказывается частью самостоятельной композиции. Синий сегмент с благословляющей десницей часто встречается на иконах святых. Он изображает подаваемое с Небес Божие благословение.

Богородица – «Селение Бога и Славы», «Покров миру, ширший облака», «Троицы таинники просвещающая» 80 есть Небесный град Иерусалим, к которому стремятся уповающие на спасение. Золото, жемчуг, синие и красные камни на одеждах святых – знаки причастия к этому Царствующему граду. Его стены сделаны из красного драгоценного камня ясписа, два первых основания – из ясписа и синего сапфира, улицы – из чистого золота, а ворота – из цельных жемчужин ( Откр. 21, 19–21 ). Обыкновение сравнивать добродетели и духовные дары с золотом и драгоценностями из Священного Писания перешло в иконопись и духовную литературу.

В Царствующем граде на престоле вечно восседает Сам Царь Славы, каким Он и предстал апостолу Иоанну: И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду ( Откр. 4,3 ). Зеленая радуга (смарагд – изумруд) и лежит на руках Богородицы. При этом правая Ее рука, которая в «Одигитрии» обыкновенно указывает на Христа, здесь выражает моление и, как бы складываясь в благословении, призывает шествовать молитвенным путем к Себе в Небесный Иерусалим.

В иконе Дионисия, в отличие от афонского Иверского образа, Небесный Царь и Судия не грозный и карающий. Он всеблагой и милосердный Спаситель, Который ступает навстречу Своему творению.

Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона «многосветлое просвещение» 85 была очень любима на Руси. Яркость и ясность ее зрительного образа были понятны чистому русскому сердцу, не тяготевшему к сложным богословским художественным идеям, которые так любила Византия. Святой равноапостольный князь Владимир в память о крещении новгородцев передал икону Новгороду, где она стала главной святыней. В 1571 году Иоанн Грозный забрал ее в Москву. Икона была поставлена за патриаршим местом в алтаре Успенского собора. Отступая из русской столицы в 1812 году, Наполеон вывез ее во Францию. Там она была поставлена в Париже в соборе Нотр Дам, позже ее следы затерялись.

Близкими по иконографии Иерусалимскому образу являются Грузинский, Царьградский, Гребенский и Шуйский изводы.

Тихвинская икона Божией Матери

Так же просто, в чистых и лаконичных формах несет в мир проповедь спасения Тихвинская Одигитрия. Как и в Иерусалимской, Богомладенец Христос на Тихвинской иконе восседает на руке Матери, словно на престоле, и обращен к Ней, крестообразно сложив ножки, но с вывернутой правой пятой. Царь Царей, Он благословляет Богородицу-Церковь – Свою главную сотрудницу и путеводительницу творения, как бы указывая: «Достойна».

Я есть Путь и Истина и Жизнь ( Ин. 14, 6 ); Пребудьте во Мне, и Я в вас ( Ин. 15, 4 ), говорит Господь. И Церковь ведет народы к вечной жизни, потому что только Ее Господь благословил был проводником человечеству. Обращенность Христа и Богородицы друг к другу указывает также на необходимое для спасения богообщение, на важность участия в нем и Бога, и человека. Человек грешен и не может спастись без Бога, а Он слушает лишь того, кто чтит Бога и творит волю Его ( Ин. 9, 31 ).

На Тихвинской иконе величественный благословляющий Богомладенец изображен во всем Своем могуществе и Славе. Но золотое облачение покрывает ноги, сложенные крестом – образ Евхаристической Жертвы. Здесь, как и в Иерусалимской иконе, Христос «приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемы».

Завершает всеобъемлющий образ учения о Церкви возложенный на крест свиток. Церковь основана на кресте, и на нем утверждается закон Христов: Новый Завет Бога с человеком.

Из Византии на Русь часто привозили красивые и чудотворные иконы, однако не все становились любимыми и «главными». Согласно «Сказанию» 86 Тихвинская икона сама в ослепительном сиянии прибыла в 1383 году из Царьграда в Новгородские приделы и стала величайшей русской святыней. С XVI века в монастыре, построенном в ее честь Иоанном Грозным, с Тихвинской иконы делались многочисленные повторения, но спрос был так велик, что к XIX веку начала действовать иконописная мастерская, специализировавшаяся только на одной этой иконе. Списки создавались в меру и подобие оригинала и были столь высокохудожественны, что и сейчас, видя их во многих храмах, можно получить точное представление о первообразе.

В годы Второй мировой войны Тихвинская икона была вывезена за границу и находилась в Чикаго. В 2004 году она была возращена Русской Церкви и в настоящее время находится в своем монастыре в Тихвине.

Казанская икона Божией Матери

Этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. Он был явлен по указанию Самой Пресвятой Богородицы, поэтому особенности изображения, несомненно, определяются его предназначением.

После обретения в 1579 году на пожарище в Казани икону принял и перенес в церковь будущий патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Он же написал службу Казанской иконе и «Сказание» о ней. Как показала история, эта встреча была знаменательна, так как в Смутное время (1606–1613 гг.) именно патриарх Гермоген вдохновил рассеянный русский народ, лишенный царя-помазанника, на освободительную войну против иноземцев и разбойничьей власти. Казанская икона стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством.

Нашла свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Предельно лаконичное поясное изображение приводит на память славословия о Богородице, воспеваемой как «Нерушимая Стена», «Взбранная Воевода победительная». Видимым образом через Свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она ее щит и заграда. С тех пор ей молятся, зная, что Она «источает неоскудные милости», «предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы Своя» (из кондака Казанской иконе).

С Казанской иконой связаны еще многие исторические события России. В 1682 году свт. Митрофаний Воронежский предсказал, что до тех пор, пока Казанская икона будет в Петербурге, враг не вступит в него. Сестра Петра I Наталья привезла в новую столицу чудотворный список, ставший самым почитаемым в городе. Для прославления святыни был выстроен величественный Казанский собор, в котором в Отечественную войну 1812 году молился Божией Матери русский полководец князь Михаил Илларионович Кутузов. После победы в собор были свезены все захваченные у французов полковые знамена и сорок пудов церковного серебра, пошедшего на иконостас и подсвечник к чудотворной иконе.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Начиная с XVI века можно говорить о сужении иконографического содержания образа Одигитрии, которое делается более конкретным. В XVII веке наблюдается упрощение богословия образа, символическая художественная программа, удерживаясь в древних иконах, во вновь создаваемых списках все больше ориентируется на частные человеческие нужды.

Молитвенное воззвание, исторгнутое из самого сердца, запечатлелось в названии иконы «Утоли моя печали». Так обращаются к Пресвятой Богородице православные, поверяя Ей свои горести и беды. В помощь чающим утешения и укрепления была послана эта икона. В 1640 году ее привезли в Москву казаки и поставили в Никольской церкви на Пупышах, где она вскоре прославилась.

Поздняя иконография не стремилась отразить все мистические глубины древней Одигитрии. Образ «Утоли моя печали» был предназначен Небесной Владычицей миру, в котором люди постепенно теряли способность мистического созерцания и соединения с Божественным, а их духовная жизнь все больше сводилась к исполнению обрядов. Поэтому в своей земной жизни они особенно нуждались в знаках присутствия Бога. Как следствие этого иконописная символика начинает приближаться к прямой мысли, выраженной в живописной метафоре.

Младенец Христос на иконе «Утоли моя печали» полулежит в складках мафория Богородицы, будто в колыбели. Божия Матерь одной рукой обнимает Его, другой в горести подпирает щеку. Она как бы ищет утешения Своей печали во Христе. Развернутый свиток в руках у Богомладенца поднимается к лику Богородицы, соединяя Мать и Сына текстом одной молитвы «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли». Обычно все тексты в иконах обращены к Богу, здесь – слова адресованы к Богородице. Это видимое свидетельство того, что Она, утешенная Христом, Сама стала Утешительницей мира.

После упразднения церкви Николы на Пупышах в 1930-х годах икона исчезла, но многие ее списки сохранились.

Черниговская (Ильинская) икона Божией Матери

Утратив соборное чувство единения в Боге, заслонив Образ Божий мирской жизнью с ее тяготами и проблемами, русский человек, принужденный жить по земным меркам, с интересом обратился к западной цивилизации, найдя в ней много чудесного и доселе незнакомого для себя.

С изменением человека меняется и храмовое искусство. Возникают новые иконы Божией Матери, значительная часть которых воспроизводит католические образцы. И постепенно Богородица как Утешительница и подательница жизненных благ заслоняет Собою образ Христа Спасителя, как это случилось ранее в Католической Церкви.

Черниговская икона Божией Матери «Одигитрия», о которой рассказывается во вдохновенной книге свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное», была написана в католической традиции, «живоподобно», масляными красками, с коронами на головах Богородицы и Христа.

Чудеса ее начались в 1662 году. Восемь дней, с 16 по 24 апреля, образ Богородицы источал слезы. В Ильинском монастыре это наблюдал святитель Димитрий Ростовский вместе со своей паствой. Необычайное явление собирало к иконе множество людей, и по их усердным молитвам подавались утешения, исцеления и даже воскрешение из мертвых.

Святитель Димитрий Ростовский подробно описал в своей книге вместе чудеса и воспел источник этих чудес – Саму Божию Матерь. Плач Богородицы он сравнивал с появлением росы на руне Гедеона ( Суд. 6, 37–38 ) – знак присутствия Бога среди Своего народа и помощи ему, которое Святыми отцами было истолковано как прообраз непорочного зачатия Девы Марии. Пресвятая Богородица – Руно Орошенное, пишет он, потому что, как руно, «одевает нас Пресвятая Дева милостью Своею, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится, Молитвенница теплая», и, как роса, охлаждает грешников, и «претворяет пламень страстей в Росу бесстрастия». Каждая капля, истекающая из Ее очей, – это милость, которой орошает Пресвятая Богородица землю.

Вспомнил святитель Димитрий Ростовский и другие назидательные случаи помощи Пресвятой Богородицы, которые послужили сюжетом для образов «Целительница» и «Нечаянная Радость». Однако он ничего не сказал об иконографии, не описал ликов Божией Матери и Христа, Их одежд, не сказал о том, что Черниговская икона прообразом своим имеет древнюю знаменитую Смоленскую Одигитрию. Св. Димитрий Ростовский просвещал исключительно словом. Он вывел русскую церковную культуру на литературный уровень, став одним из первых духовных писателей новой эпохи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» разошлась по Руси в многочисленных списках с разными названиями. Как поется в акафисте Одигитрии, Она благая Путеводительница к светлому град Иерусалиму небесному, ко Христу, Она изводит человека из рова земных страстей.

Повесть о пречестном и божественном храме Пресвятой Богородицы, именуемой Одигон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 476.

Паттерсон-Шевченко Нэнси. Служителей святой иконы // там же. С. 133.

«Хождение» Стефана Новгородца // Памятники литературы Древней Руси. М., 1981. С. 34–35.

Продолжатель Феофана // Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992. С. 88.

«Святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится «Путеводительница», потому что некогда было две слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь Свою и просветила их глаза, и они увидели свет…» Описание святынь Константинополя в латинские рукописи XII века // Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. С. 443.

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 12.

В древности книга имела форму свитка; книга в форме кодекса появляется после IV века. Поэтому в Библии и в иконах свиток и книга – знаковые синонимы.

Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. С. 14.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., 1997. С. 254–255.

Триодь Постная. Неделя 1-я. Утреня Торжества Православия. Кондак.

Триодь постная. Неделя 1-я. Утреня Торжества Православия. Канон, песнь 4.

Сергий (Спасский), архимандрит. Иверская святыня и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879. С. 57.

Гонение на иконы (Первое иконоборчество) началось при императоре Льве Исавре (716–741) было прекращено при св. императрице Ирине (775–802), созвавшей VII Вселенский собор (787) и установившей иконопочитание. Второй иконоборческий период начался при императоре Льве Армянине (813–820). Окончательно иконоборческая ересь была побеждена в Церкви при св. императрице Феодоре (843). Победа над иконоборчеством празднуется Церковью как Торжество Православия в 1-ю неделю (Воскресенье) Великого Поста.

Барский В. Второе посещение Св. Горы Афонской. СПб., 1887. С. 138.

В XVII веке для России было выполнено на Афоне несколько списков с Иверской иконы Божией Матери. См. исследование Л.М. Евсеева, М.М. Шведова. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» // Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–351.

Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363–384.

Находится в Государственном Русском музее.

Дионисию принадлежит первый на Руси цикл росписей на тему акафиста в том же соборе, где находилась эта икона.

Симеон (Холомогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996. С. 67.

Бусева-Давыдова И.Л. Икона Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363.

По классификации М. Татич-Джурич, именно поза Богомладенца дает возможность говорить о существовании двух разных типов Одигитрии.

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

Русский архив. 1881. Кн. 2. С. 15–16.

Е. Поселянин пишет, что эта икона была единственной древней святыней, оставшейся в Константинополе после взятия его турками в 1453 году. С 1455 года постоянно находится в храме резиденции Константинопольского патриарха. См.: Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. М., 1993. С. 555–557.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Тихвинская икона Божьей Матери: в чем помогает святыня, значение, история образа

тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть картинку тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Картинка про тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия

Образ Божьей Матери – один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира.

Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.

Эта публикация посвящена одному из самых почитаемых образов Царицы Небесной – Тихвинской иконе Божьей матери.

История обретения Тихвинской иконы Богоматери

Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса.

Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого – «Путеводительница». Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.

Икона хранилась то ли во Влахернском храме, то ли в монастыре Одигон – данные противоречивы. Но имеются сведения, что она погибла во время завоевания Константинополя турками – ее просто порубили саблями, чтобы забрать золотой оклад и драгоценные каменья.

Скорее всего, известная нам Тихвинская икона была написана гораздо позднее. Некоторые исследователи относят ее к VIII столетию, то есть, периоду духовного владычества патриарха Генриха, ярого противника иконоборчества, охватившего Византию в этот период. Якобы сам владыка сделал список с Лиддской иконы Богоматери, которая считается нерукотворной, то есть, созданной по воле Божьей без участия человека.

Сторонники движения иконоборчества считали поклонение образам признаком идолопоклонничества, что противно духу истинного христианства. В результате действий фанатиков погибли тысячи бесценных икон, скульптур, фресок, алтарей и других религиозных символов, представляющих собой выдающиеся произведения искусства того времени.

Именно с иконоборчеством, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев и связано явление Богоматери в Тихвине. Считается, что чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и по воздуху перенесся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Было это в 1383 году.

Многочисленные свидетели указывали, что икону, которую несли ангелы, видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место на берегу реки Тихвинки, где впоследствии специально для нее был построен храм, а еще позже – основан монастырь.

Несмотря на все усилия князей и представителей духовенства, Русь оставалась преимущественно языческой. Считается, что икона Тихвинской Богоматери выбрала эти края потому, что здесь еще не слишком верили в истинного Бога.

Тихвин быстро стал центром паломничества и поклонения божественной реликвии. К иконе съезжались как простые богомольцы, исповедующие новую веру, так и вельможи, в том числе и князья.

Первый храм Богородицы в Тихвине был деревянным. Он вскоре сгорел, но чудесная икона не пострадала и получила новое пристанище – роскошный каменный храм – Тихвинский Успенский собор, который стоит и поныне.

К усилению почитания иконы приложил вельможную десницу великий князь Василий III. Он приезжал помолиться Богоматери с супругой, дабы она ниспослала княжеской чете наследника. Через два года у супругов родился сын Иван, впоследствии ставший самодержцем Иоанном Грозным. С тех пор эту икону и величают Тихвинской.

В течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре. Однако события 1917 года все изменили: в России начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали.

тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть картинку тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Картинка про тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличияТихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея ее извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию…

Словом, в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери чудесным образом оказался в США, а конкретнее – в православном храме в Чикаго.

Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены. Это произошло в 1995 году, а спустя девять лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место.

Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт-Петербург, и по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей. В Тихвин Божью Матерь доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.

Иконография

Как уже говорилось выше, Тихвинская Богоматерь относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница». Это поясная икона (Приснодева изображена по пояс). Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, символизирующими непорочность.

На коленях царственной матери восседает Иисус, облаченный в златое одеяние. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой — сжимает свиток с Евангелием. Видно, что Мать и Сын общаются, но приглашают к разговору и молящихся.

Тип Одигитрия близок к Илеусе («Умилению»), то есть иконографии, присущей, например, Владимирской Божьей Матери – та же пара, подобное облачение и повернутая к зрителю пяточка Спасителя. Однако в Одигитрии центром композиции является Христос, причем в образе отрока, да и лирики в изображениях поменьше – мать и сын изображены дистанцированными, а не прильнувшими друг к другу.

Значение образа в православии

Значение образа Богоматери в православном христианстве неимоверно огромно: как уже было сказано выше, Приснодева является заступницей Руси. В России действует более полутысячи храмов, освященных именем Марии, а число ее чудотворных икон исчисляется сотнями.

В православном церковном календаре насчитывается более десятка Богородичных праздников, причем большинство из них – непереходящие, то есть, с фиксированной датой. Помимо этого, имеется множество праздников, посвященных особо чтимым образам Богоматери.

Праздник Тихвинской иконы

День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере – они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине.

К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.

тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть картинку тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Картинка про тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличияПраздничная литургия

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворная икона помогает молящимся во многих сферах жизни. Ее можно просить практически обо всем:

Как защитница Святой Руси, Тихвинская Богоматерь часто обороняла наши земли от захватчиков. Считается, что она положила начало перемирию в русско-шведской войне XVII столетия. Шведам явились страшные видения, и они в страхе бежали от монастыря.

Где находится святыня

Как уже упоминалось выше, оригинал иконы сейчас находится в Тихвине (Ленинградская область), в храме Богородичного Успенского монастыря. К святыне ежегодно съезжаются десятки тысяч паломников из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо главного образа-прототипа, в России существуют сотни списков, десятки из которых почитаются как чудотворные. Только в Москве имеется не менее десятка образов Тихвинской Богоматери с подтвержденными чудодейственными свойствами.

тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть картинку тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Картинка про тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличияИсточник и часовня Тихвинской Богоматери близ Ильинского

Под Москвой, неподалеку от Ильинского, находится небольшая часовня и святой источник, посвященный Тихвинской Божьей Матери. Несмотря на то, что святое место расположено вдали от людных мест и наезженных дорог, к нему постоянно стекаются паломники. Это поистине сказочное место, где можно поклониться Приснодеве, попросить защиты, утолить печали, отдохнуть телом и духом, укрепиться в вере.

Согласно преданию, на этом месте была обнаружена икона Тихвинской Богоматери. Еще до революции ее нашел местный крестьянин, копавший колодец. Как только он извлек образ из земли, из-под него забил чудесный источник.

Как правильно молиться образу

Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.

Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.

Тексты молитв

Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.

Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».

Молитва о заступничестве и утолении печалей (на все случаи жизни)

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о здоровье и благополучии детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Смотреть картинку тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Картинка про тихвинская и иверская икона божьей матери отличия. Фото тихвинская и иверская икона божьей матери отличия

Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении

О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *