тест оценки эффективности или качества обучения относится к методам тестирования которые
Тесты как метод проверки знаний
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Тесты как метод проверки знаний
В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний учащихся по различным предметам. Объективность оценки знаний учащихся необходима, для принятия верного решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.
Тестирование – это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, а также заполнить пробелы в текущей итоговой подготовке. Тест – это не просто ученическая проверка с помощью традиционных вопросов, а научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.
Тесты – это не только более качественный, но и значительно более объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов в целом. Тесты представляют собой своеобразную базу для проведения мониторинга, корректировки сравнений, определения уровня усвоения материала. Отличие тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения. Отличие тестов от экзаменов состоит в том, что тесты, используя единые критерии оценки, ставят всех учащихся в равные условия, а это приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Широта теста позволяет ученикам показать свои достижения на широком поле материала. Важнейшее отличие тестов от других форм поверки знаний – его технологичность: задания имеют точный однозначный ответ, и оценивается стандартно.
Существуют тесты такие как:
с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты.
бланковые, когда испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на специальных бланках. Бланки предъявляются отдельно от заданий.
Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов, но необходимо отметить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.
По целям использования выделяются следующие группы тестов:
Определяющий тест, предназначенный для оценки начальных способностей, несложный, охватывающий небольшой диапазон знаний.
Формирующий тест. Оценивается, результаты обучения определенной главы или раздела, делается на оценке степени владения материалом.
Диагностический тест, предназначенный для определения трудностей обучения, (внимание сосредотачивается на ответах учащихся, содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Этот тест фокусируется на распространенных ошибках учащихся, четко ожидаемых результатах обучения, имеет очень невысокий уровень сложности, применяется для тех учеников, у которых есть проблемы обучения.
Суммирующий тест. Данный тест разрабатывается для оценки широкого диапазона результатов обучения, определяет степень достижений, содержит более сложные вопросы.
Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический и суммирующий.
Основные требования к тестам:
Под содержанием теста подразумевается оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых знаний. При создании теста обычно ставятся цели, задачи и ожидаемые результаты.
В научной литературе выделяют 4 основные задачи:
Обучающая задача направлена на формирование у учащихся знаний основных общеучебных умений и навыков усвоения в процессе учебной деятельности. При этом необходимо инструктировать учащихся о требованиях к выполняемой работе и ее частям, знакомить со способами самоконтроля.
Развивающая задача направлена на развитие учебных мотиваций, на формирование у учащихся приемов самоконтроля.
Контролирующая направлена на усвоение у учащихся учебного материала, по нему они могут самостоятельно проверить свои знания по теме, определить уровень подготовки.
Воспитывающая задача направлена на интересы учащихся к предмету. Она фиксирует отношение учащегося к себе как к субъекту.
Трудность теста зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.
Критерии ориентированности теста:
В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.
1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
2. Второй уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.
3. Третий уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Создавать каждому ученику ситуацию успеха,
Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
Предоставить ученику возможность работать в своем темпе, на своем уровне сложности.
Все тестовые задания составляются с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:
Разноуровневость изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
Успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик.
Логичность и последовательность.
Полнота и всесторонность подачи материала.
Универсальное применение: можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках:
Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость.
Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять знания по предмету, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике.
Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность.
Повысилось качество знания выпускников поступающих в ВУЗ.
Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.
На уроках используются такие виды тестирования, как абитуриентское (вузовское), аттестационное (школьное).
Умение заполнять тесты помогает в выполнении ЕГЭ, результаты которого засчитываются в школе как оценка итоговой аттестации, и представляется для участия в конкурсах ВУЗов всей страны.
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ.
Храмушина Елена Владимировна
Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения среднего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.
Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки.
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля. Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:
— развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;
— активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;
— воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
— выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;
— помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
— помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения.
В данной работе рассматриваются достоинства и недостатки метода тестирования как средства контроля знаний студентов, проводятся примеры различных форм тестовых заданий, требования, предъявляемые к ним. В статье сделан вывод о целесообразности использования данного метода в учебных заведениях профессионального образования на занятиях истории.
Методы обучения в традиционных вариантах могут быть подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для студентов, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения.
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы проверки успеваемости студентов в настоящее время использует большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Однако перечисленные методы диагностирования успеваемости имеют определенные недостатки, такие как:
1. Трудности, связанные с особенностями преподавательской работы (довольно часто проявляется несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа; различие в профессиональной квалификации и др.).
2. Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний (отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки).
3. Трудности, связанные со студентами (использование шпаргалок, списывание, «взаимопомощь» на экзамене).
4. Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине (специальности) в различных учебных заведениях.
На современном этапе в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, поэтому при оценке знаний студентов перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Тест – это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов.
Преимуществом этого метода является то, что все учащиеся ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного учащегося, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.
Основным понятием теории тестов является «педагогическое (учебное) задание». По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
— формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
Таким образом, закрытые формы тестовых заданий отличаются от открытых наличием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный (правильные). Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла.
В зависимости от целей тестирования, возможностей и опыта разработчика в тесте могут быть использованы разнообразные конструкции тестовых заданий закрытой формы:
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
Вставьте пропущенное слово:
Процесс, побуждающий к деятельности для достижения поставленных целей – Миссия.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа учащегося осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
Выберите правильный ответ
распределение ресурсов, адаптация к внешней среде
всесторонний план разрабатываемый на уровне правительства для развития экономики
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
Указав порядковый номер, установите последовательность логической схемы процесса управления.
2. планирование, установка цели.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
— инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
— варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
— содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
Так как текстовым заданием является каждый из пунктов, то оценка за выполнение заданий может варьироваться. В одном варианте оценка в один балл ставится за правильное выполнение всех заданий, объединенных одной инструкцией, в другом варианте – по одному баллу ставится за каждое задание.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
— правильность предметного содержания задания;
— наличие определенного места для ответов;
— правильность расположения элементов задания;
— одинаковость правил оценки ответов;
— одинаковость инструкции для всех испытуемых;
— адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.
Критерии проверки тестовых заданий
Таблица 1
В определение содержательности и валидности входного, текущего и итогового тестирования по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга», а также проверке на практике достижения цели и решения задач технологии тестирования, принимали участие студенты 1 курса в составе 20 человек.
После получения результатов входного тестирования, было выявлено, что 10 % обучающихся не владеют даже базовыми знаниями по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга», необходимыми для начала обучения. Они получили оценку «Неудовлетворительно».
30 % обучающихся получили оценку «Удовлетворительно», так как процент данных ими правильных ответов составлял 70–80 %.
Самый большой процент обучающихся — 45 % составляют студенты, давшие 81–90 % правильных ответов, тем самым, получив оценку «Хорошо». Оставшиеся студенты — 15 % получили оценку «Отлично», показав наивысшие результаты владениями базовыми знаниями по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга» (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты входного тестирования
В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2). После подведения итогов были выявлены следующие результаты: студентов, не владеющих никаким знаниями по истории искусств не отказалось — 0 %. Однако оценку «Удовлетворительно» получили 30 % обучающихся, как и после проведения входного тестирования. Оценку «Хорошо» получили 50 % студентов, ответив правильно на 81–90 % тестовых заданий. Процент отличников вырос с 15 % до 20 %.
Рис. 2. Результаты текущего тестирования.
Закончив изучение дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга», студенты также прошли тестирование, которое позволило определить уровень освоения курса в целом (рисунок 3).
Рис. 3. Результаты итогового тестирования
Результаты проведения итогового тестирования оказались следующими: Оценку «Неудовлетворительно» получили 0 % обучающихся. 27 % студентов, правильно ответивших на 70–80 % тестовых заданий, получили оценку «Удовлетворительно». На оценку «Хорошо» тест прошли 53 % обучающихся в то время, как процент отличников остался неизменным — 20 %
Таким образом, проверив технологию тестирования на практике, можно сделать вывод, что цели и задачи тестирования были достигнуты: процент студентов, получивших оценку «Неудовлетворительно», снизился до 0 %.
Процент обучающихся, получивших оценку «Удовлетворительно», в конечном итоге снизился с 30 % до 27 %.
Процент обучающихся с оценкой «Хорошо» вырос на 8 % в то время, как процент отличников увеличился с 15 % до 20 % и после проведения итогового тестирования, остался неизменным. Отсюда следует, что у студентов возрос интерес к дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга», увеличилась самостоятельная работа обучающихся во время подготовки к тестированию, с помощью входного, текущего и итогового тестирования были выявлены базовые знания обучающихся по истории искусств, знания в процессе изучения дисциплины, а также знания после полного курса изучения дисциплины.
Кроме того, с помощью тестов, была определена дальнейшая подготовка студентов по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование тестов в процессе контроля знаний обучающихся достаточно эффективно при правильном выборе самого конструктора и грамотном построении вопросов.
Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение.
Тестирование позволяет своевременно определить успехи студента, выявить пробелы в знаниях при изучении дисциплины. Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний с тестированием сравниться не может.
Рассмотренный нами тестовый метод педагогического контроля знаний студентов, конечно неидеален. Одним из его недостатков является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т. д.
Но, несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности такой технологии в учебных заведениях.
Итак, тест – тот помощник, который дает студентам, учащимся возможность проверить их уровень усвоения знаний и позволяет двигаться вперед с учетом корректировки учебного процесса.
Тест решает многие проблемы: в частности, такие как объективность оценки, оценивание результатов обучения группы в целом и сравнение уровней знаний учащихся.
Тест дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает систематизировать и обобщить полученные знания, способствует повышению эффективности обучения учащихся за счет применения в процессе анализа и формирование выводов приобретенных знаний.
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2002. – 171 с.
2. Михайлевская Е.Н. Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся / Е.А. Михайлевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h.120 – bal.ru › doc / 20294 / indeх. html
3. Огальцова Р.Н. Тестирование как метод контроля и оценки знаний на уроках истории / Р.Н. Огальцова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ns portal.ru
4. Черемисина Н.А. Тестирование как метод педагогического контроля знаний и умений студентов / Н.А. Черемисина // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №9. – С. 123–136.
Тест как форма оценивания результатов обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест как форма оценивания результатов обучения.
Необходимость реформирования отечественного образования была вызвана возрастающей ролью науки, внедрением во все сферы человеческой деятельности современных информационных технологий, переходом к рыночным отношения. Изменились требования к содержанию и качеству образования. Возникла необходимость интеграции в мировую систему образования, потребность адаптировать учащихся к современным требованиям к качеству знаний.
Одним из направлений реформирования стала разработка стандартов образования. Стандарты должны явно выделить уровень обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала. На его основе формируются повышенные уровни овладения курса. Стандарты призваны также обеспечивать требования г подготовке учащихся как в школе, таки в ссузе и вузе. При этом возникла необходимость в системе диагностики, которая обеспечила бы объективную оценку результатов обучения. Традиционная система контроля для этих целей не совсем годится. Учитывая, что уровень обучения в образовательных учреждениях разный, практически отсутствует критерий, на основании которого можно судить о качестве знаний учащихся. Стандарты призваны решить эту проблему, но при одном условии: если система диагностики будет отражать реальное положение вещей.
Образовательные учреждения заинтересованы сегодня в современных методиках и программах, обеспечивающих качественный уровень подготовки, в объективных средствах контроля (а не в технологии «Сам учу, сам проверяю»)
Инновационные тенденции в современном образовании затрагивают не только процесс образования, но и контрольно-оценочную систему. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:
— минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;
— снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся;
— отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности.;
— заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль;
— снизит долю традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих использование тестов практических умений, ситуационных заданий и портфолио.
В последнее время наблюдается усиление связи между контролем и обучением. Процесс обучения строится так, чтобы активизировать обучающие и развивающие функции контроля за счет оптимизации содержания и трудности учебных задач. В контроле значительно усилилось внимание к метапознанию, которое предполагает формирование межпредметных знаний, умений переноса знаний из одного предмета в другой и общеучебных умений. На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.
В современном контроле появились новые виды измерителей (портфолио, тесты). Тесты разрабатываются для оценки практической деятельности учащихся.
Понятие педагогического теста.
В настоящее время в педагогическом сообществе понятие теста трактуется по-разному.
1- проба, испытание, исследование (БСЭ);
2- инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (Беспалько В.П.);
3- стандартизированный метод диагностики уровня подготовленности (Аванасов В.С.);
4- система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначный правильный ответ (Михайлычев Е.А.);
5- инструмент, составленный из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки т анализа результата (Майоров А.Н.).
2- что он является объективным методом контроля качества знаний учащихся, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения;
3- что он состоит из контрольного задания и эталона. Задание дается испытуемому, а эталон используется преподавателем или заложен в техническое средство для сравнения с ответом испытуемого и выведения оценки.
Еще одним атрибутом теста является расположение заданий по мере возрастания трудности (от самого легкого до самого трудного).
Другими словами, тест – это совокупность специальных заданий, с помощью которых проводиться испытание, инструкция по его применению и алгоритма интерпретации результатов.
Тестирование выполняет следующие функции:
Самое существенное требование, отличающее тест от экзамена- это обязательная проверка его качества. Существуют научно обоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста: объективность, надежность, валидность, трудность.
Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки показателей качества знаний. Объективность требует, чтобы все учащиеся были подвергнуты одному и тому же испытанию в аналогичных условиях. Для большей объективности процессу обработки данных заранее устанавливают критерии сбора результатов, учат пользоваться ими тех, кто проводит оценку. Снабженные ключами задания практически исключают расхождения при обработке.
Надежность показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности теста.
Валидность – зто пригодность теста для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию.
Тест может быть валидным, если средние результаты соответствуют большей части учащихся группы. Валидность зависит и от длины теста: чем длиннее тест, ухудшается внимание и мотивация, снижается надежность и валидность.
Трудность – это степень сложности заданий. В процессе создания теста мера трудности проверяется на случайной выборке из того контингента, для которого предназначается тест. Совершенствование теста идет по пути замены ряда заданий. Чем труднее тест, тем пригодность теста для оценки знаний будет ниже.
1. делается вывод освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта);
2. дается уровень или освоения проверяемого материала ( на каком уровне освоен или какой требований стандарта усвоен).
Нормативно – ориентированный тест ориентирован на статистические нормы, определяемые для группы учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируются в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя – нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Не дает информацию об овладении учащимися определенной системы знаний и умений, о достижении ими конкретных целей.
Виды тестовых заданий.
В заданиях открытого типа готовые ответы не даются, ответы надо дописать. В заданиях на дополнение заранее определяется то, что считается правильным ответом, задается степень полноты его представления. Ответ обычно бывает кратким: слово, число, формула. Учащиеся должны самостоятельно дать ответ на вопрос, однако их возможности ограничены. С их помощью проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации. В силу однозначности ответа проверка результата носит довольно объективный характер.
Задания со свободно конструируемым ответом ( свободного изложения ) не имеют ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время ученик может писать что угодно. С их помощью можно выявить способы решения задачи, увидеть этапы мыслительного процесса. Для проверки таких заданий надо стандартизировать процедуру проверки, т.е. нужны инструкции, содержащие эталон ответа, и оценочные категории для выставления оценки:
2 б. – верная последовательность шагов решения, все вычисления и преобразования верные, получен верный ответ;
0 б. – все случаи решения, не соответствующие п.1 и 2.
В заданиях закрытого типа правильный ответ представлен.
В заданиях множественного выбора учащимся предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Это может быть как один правильный ответ, так и несколько.
В заданиях альтернативных ответов предлагается два варианта «да-нет», «является –не является», «верно-неверно». Преимущества таких заданий: быстрота выполнения, простота подсчета итоговых баллов, возможность автоматизации процедур проверки. Эта форма годится для любого предмета. Недостатки: эффект угадывания, невозможно использовать для проверки умений, связанных с применением знаний в незнакомой ситуации. Надо тщательно подбирать дистракторы. (дистрактор – неверный правдоподобный ответ)
Задания на восстановление последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в задании в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок этих элементов и указать его заданным способом.
Преимущества и недостатки тестового контроля.
Тестирование имеет ряд положительных характеристик, позволяющих
— учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
— проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
— оживить процесс обучения, вводя новую форму контроля, различные виды тестов;
— использовать тесты для компьютеризации;
— проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
— быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся;
— всем тестируемым находиться в равных условиях.
Однако тестирование обладает рядом недостатков:
— большая вероятность выбора ответа наугад при использовании закрытой формы тестовых заданий, т.е. нет гарантии наличия знаний у учащихся;
— проверка лишь конечных результатов, невозможность проследить логику рассуждений;
— категоричность оценки выполнения задания (выполнено – не выполнено)
— трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты надежности и валидности.
Поэтому тестирование не может служить единственной формой контроля качества знаний. Главное достоинство традиционной проверки посредством дидактических материалов в ее основательности.
Создание дидактического теста.
В настоящее время кратковременный опрос всех учащихся на уроке с помощью тестов используют многие педагоги. Учителя все чаще заменяют традиционные письменные работы тестами, но выявляются проблемы:
— использование своих тестов без определения показателей качества тестовых заданий;
— несоблюдение требований к процедуре тестирования.
Учителя стараются использовать тестовые задания из различных методических пособий. Но часто они являются объемными и сложными, учитывая уровень подготовки учащихся. Поэтому возникает необходимость в составлении тестов.
В разработке дидактического теста выделяют 4 основных этапа:
— этап написания тестовых заданий;
— этап выбора модели обработки результатов тестирования;
— этап анализа заданий теста.
Перед подбором заданий надо выяснить те дидактические цели, уровень достижения которых должен быть проверен. Определение учебных целей называется спецификацией.
Спецификация проводится в три этапа.
1. Выделяются цели учебного предмета.
2. Цели конкретизируются по учебным разделам и темам.
3. Определяются цели текущей повседневной учебной деятельности.
Это удобно делать в таблице.
Этап написания тестовых заданий.
На этом этапе конкретизированные цели преобразуют в тестовые задания различных типов. Надо определить :
1. Какой тип заданий лучше всего соответствует цели и спецификации тестируемой информации.
2. Будет тест состоять из заданий одного типа или нескольких.
3. На какой уровень обученности (узнавания, воспроизведения, применения) будет рассчитан тест.
4. Соответствует ли он уровню подготовленности испытуемых.
Затем осуществляется подбор заданий с учетом общих правил, устанавливается соответствие требованиям, предъявляемым к дидактическим тестам.
Этап выбора модели обработки результатов тестирования.
Имеются различные методики обработки результатов тестовых испытаний: дихотомная и политомная. Дихотомная проводится по принципу « все или ничего». Итоговый показатель фиксирует наличие либо отсутствие ЗУН. Политомная модель позволяет выйти за пределы дихотомного решения посредством введения гибких шкал с начальной, конечной и промежуточной оценками.
Этап анализа заданий теста.
В заданиях анализируется качественная сторона (их содержание и форма) и количественная (статистические свойства). Качественный анализ включает рассмотрение валидности по содержанию. Количественный анализ определяет трудности и валидность заданий. Апробация теста неоднократно повторяется. После статистической обработки результатов проводится коррекция содержания и формы заданий, чистка теста, его корректировка по повышению качества. Обычно на разработку теста уходит не менее 3-4 лет. Убирая, добавляя или пересматривая задания, можно усовершенствовать тест. При конструировании тестов используется математико- статистическое обоснование тестов.
В учебном процессе используются тесты для входного и текущего контроля, не нуждающиеся в серьезном статистическом обосновании. Надо владеть методикой отбора содержания, знать требования к тестовым формам и простейшим показателям статистики, необходимых для выполнения основных требований к качеству тестов.