тест монастырь с ответами
Тест по Основам православной культуры по теме «Монастырь» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по основам православной культуры для учащихся 4 класса
2.Как звучит главное правило монашеской жизни?
3.Как звали первого христианского монаха?
4. Как называют головной убор монаха?
5.Кем по профессии был Лука Войно-Ясенецкий?
6. Монашество по своему замыслу является подражанием…?
7.Какие обеты на себя принимает монах?
8. Кто из перечисленных известных людей принял монашеский постриг?
9.Название монашеского облачения,окутывающего всё тело?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Тест для учащихся 4 класса по основам православной культуры, урок 25, тема «Монастырь» ( учебник под редакцией Кураева А.В.). Тест поможет учителю проверить уровень знаний учащихся по данной теме.Тестирование проводится во второй части урока после изучения темы урока. Учащимся нужно из трех вариантов выбрать один правильный.
Номер материала: ДБ-1377346
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по ОРКСЭ на тему «Монастырь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок №25. Тема. Монастырь.
1 В чём призвание монаха?
А. Работать на благо церкви.
В. Отказаться от жизни в обществе.
С. Быть только с Богом.
2. Главное правило монашеской жизни?
А. Работай для Бога.
В. Трудись и молись.
С. Меньше говори, больше делай.
3 Что такое клобук?
А. Головной убор В. Облачение С. Пояс
4. Что такое «монашеские обеты»?
В. Клятвы и обещания монаха.
5. Из чего сделан пояс?
А. Из шерсти В. Из кожи С. Из проволоки
6. Клобук монахи воспринимают как:
А. «Шапка веры» В. «Капюшон веры» С. «Шлем веры»
7. Помогает сосредоточится во время молитвы:
А. Пояс В. Четки С. Мантия
8. Облачение окутывающее все тело:
А. Ряса В. Мантия С. Халат
А. Единственный В. Один С. Одиночка
10. Первые монахи появились в конце:
Урок №25. Тема. Монастырь.
1 В чём призвание монаха?
А. Работать на благо церкви.
В. Отказаться от жизни в обществе.
С. Быть только с Богом.
2. Главное правило монашеской жизни?
А. Работай для Бога.
В. Трудись и молись.
С. Меньше говори, больше делай.
3 Что такое клобук?
А. Головной убор В. Облачение С. Пояс
4. Что такое «монашеские обеты»?
В. Клятвы и обещания монаха.
5. Из чего сделан пояс?
А. Из шерсти В. Из кожи С. Из проволоки
6. Клобук монахи воспринимают как:
А. «Шапка веры» В. «Капюшон веры» С. «Шлем веры»
7. Помогает сосредоточится во время молитвы:
А. Пояс В. Четки С. Мантия
8. Облачение окутывающее все тело:
А. Ряса В. Мантия С. Халат
А. Единственный В. Один С. Одиночка
10. Первые монахи появились в конце:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Тест составлен по предмету ОРКСЭ, модуль ОПК, учебник под редакцией А. Кураева. Данный тест поможет проверить знания обучающихся 4 класса по теме «Монастырь». С помощью такого вида проверки можно охватить всех детей и объективно оценить уровень знаний. Тест содержит 10 вопросов. В каждом вопросе по три варианта ответа.
Номер материала: ДБ-532731
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Монастыри | Тест Кати Р.
Тест взрослым и детям от редактора нашего сайта, 16-летней Кати Романовой
Здравствуйте, дорогие дети и родители! Сегодня я хочу предложить вам тест о монастырях.
Монастыри – это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
На прилегающих к монастырю территориях часто возводятся красивые и большие храмы, которые могут посещать миряне.
Думаю, что многие из вас, мои дорогие дети и родители, посещали такие монастырские храмы. Например, вы могли ходить в храм Новомучеников и Исповедников Церкви русской, построенный на территории Сретенского монастыря, или в два храма на территории Покровского монастыря.
Монастыри бывают разными:
Я подготовила вам пару вопросов о нескольких монастырях, и, надеюсь, вы сможете на них ответить!
1. Монастырь XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма
а) Донской монастырь
б) Мирожский монастырь
в) Донской монастырь
г) Донской монастырь
2. Монастырь, основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря
а) Петропавловский собор
б) Соловецкий монастырь
в) Селенгинский монастырь
г) Валаамский монастырь
3. Известный монастырь в Москве, в котором в настоящее время находится одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви
а) Сретенский монастырь
б) Саввино-Сторожевский монастырь
в) Покровский монастырь
г) Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь
4. Монастырь, в котором покоятся мощи блаженной старицы Матроны Московской
а) Покровский монастырь
б) Сретенский монастырь
в) Успенский монастырь
г) Свято-Преображенский монастырь
5. Знаменитый монастырь, расположенный на озере Селигер в Тверской области:
а) Богородице-Табынский монастырь
б) Монастырь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»
в) Нило-Столобенская пустынь
г) Мирожский монастырь
6. Один из самых известных женских монастырей России, нередко называемый четвертым «земным Уделом Пресвятой Богородицы»
а) Святогорский Свято-Успенский монастырь
б) Спасо-Елеазаровский монастырь
в) Коневский монастырь
г) Серафимо-Дивеевский монастырь
7. Верно ли, что в прежние времена монастыри были очень влиятельны, и их даже наносили на карты?
Надеюсь, дорогие дети и родители, вам было интересно! Буду стараться делать все только очень интересно и познавательно!
Тест по теме «Монастыри. Монашество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Критерии оценивания.docx
Максимальное количество баллов – 16
Выбранный для просмотра документ Ответы.docx
В3: Храм Христа Спасителя (Москва, а не Нижний)
В3 Новоспасский монастырь (Москва, а не Нижний)
Выбранный для просмотра документ ТЕСТ.docx
Тест по теме «Монастыри. Монашество»
А1. Православный верующий, отказавшийся от жизни в миру, принявший постриг, а также обеты послушания, нестяжания, целомудрия, называется: (1 балл)
А) инок, монах, схимник; Б) инок, монах, игумен; В) инок, монах, архимандрит; Г) все предыдущие ответы правильны; Д) правильно только «А»
А2. Первыми православными святыми на Руси стали: (1 балл)
А) Борис и Глеб; Б) Сергий Радонежский и митрополит Алексий; В) Зосима и Савватий ;
Г) Александр Невский и Дмитрий Донской
А3. Монашество появилось в…: (1 балл)
А) XV веке; Б) XII веке; В) X веке; Г) XIII веке
А4. Период с 1721-го по 1918 г. в истории Русской православной церкви называется:
А) синодальным; Б) сенатским; В) соборным; Г) синклитарным
А5. Рясофоры дают обет: (1 балл)
А) Послушания; Б) Безбрачия; В) Затворничества
А6) Какая ступень монашества высшая? (1 балл)
А) схима; Б) трудничество; В) послушничество; Г) рясофор
В1. Вставьте пропущенное звено, характеризующее степени монашества: (2 балла)
А) Киево-Печерский монастырь
Б) Ипатьевский монастырь
2. Прп. Антоний и прп. Феодосий
3. Романовы и Годуновы
В3. Выберите термин, «выпадающий» из общего ряда. Объясните свой выбор (2 балла)
Благовещенский монастырь, Храм Ильи Пророка, Храм Христа Спасителя, Серафимо-Девеевский монастырь
В4. Расшифруйте понятие: монах, лавра, киновия, архиерей ( два по выбору учащегося ). За каждый верно расшифрованный термин – 2 балла
Тест по теме «Монастыри. Монашество»
А1. Монашество существует: (1 балл)
А) в католицизме и протестантизме: Б) в католицизме и православии; В) в православии и протестантизме; Г) только в православии
А2. Первые упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князей… (1 балл)
А) Владимира Святославича и князя Ярослава Мудрого; Б) Олега и Игоря; В) Бориса и Глеба; Г) Ярослава Всеволодовича и Александра Невского
А3. Кто удалён из жизни монастырей? (1 балл)
А) Послушники; Б) Монахи, иноки; В) Схимонахи
А4. Период с 1589-го до начала XVIII века в истории Русской православной церкви называется: ( 1 балл)
А) синодальным; Б) сенатским; В) соборным; Г) патриаршим
А5. Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни: (1 балл)
А) Иоанна Крестителя; Б) Иисуса Христа; В) Авраама; Г) Адама в Эдеме
А6. Как именуются святые из монашествующих? (1 балл)
А) благоверные; Б) преподобные; В) бессребренники; Г) исповеднки
В1. Вставьте пропущенное звено, характеризующее степени монашества: (2 балла)
А) Ипатьевский мнастырь
В) Киево-Печёрский монастырь
1. Новгород Великий
В3. Выберите термин, «выпадающий» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Благовещенский монастырь, Макарьев-Желтоводский монастырь, Новоспасский монастырь, Серафимо-Девеевский монастырь
В4. Расшифруйте понятие: монах, лавра, киновия, архиерей ( два по выбору учащегося). За каждый верно расшифрованный термин – 2 балла
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Предлагаемый тест предназначен для проверки знаний по теме «Монастыри. Монашество». регионального курса «Религии России» (Нижегородская область), но может быть использован для проверки соответствующей темы курса ОРКСЭ, религиоведения.
Номер материала: ДБ-1322815
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест: Монашество
Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении.
Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.
Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов: целомудрия, нестяжания и послушания. Греческая терминология лучше, чем та, которая принята в русском языке, позволяет различать основания для деления церковного народа. Одно — по отношению к служению: “κληρικος” (клирик) и “λαικος” (мирянин), а другое — по отношению к образу жизни; “μοναχος” (монах) и “κοςμικος” (мирской).
Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество — стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой — Сам Бог.
епископ Иларион (Алфеев)
Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе.
иеродиакон Никон (Горохов)
Церковь в целом, в своих разнообразных призваниях, харизмах и служениях являет полноту Тела Христова и разные аспекты жизни Христа. Например, священнослужитель являет Христа как священника, христианский брак выражает любовь, которую Иисус чувствует к Своей Церкви. Жизнь монаха являет образ жизни Иисуса в Его историческом существовании.
Антоний Великий родился в Египте около 250 года… Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» ( Мф. 19:21 ). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему…
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим»…
из жития преподобного Антония Великого
Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают нестяжание, безбрачие и послушание.
Ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.
Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).
Сохранение запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.
Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).
Тем не менее, нужно помнить, что «отец» – это титул священника (клирика)! А монашество (без рукоположения) – просто образ жизни. Монах, не имеющий сана, обладает ровно такими же правами по отношению к богослужению, как и женатый (и холостой) прихожанин.
Правильно было бы называть «брат» — вне зависимости от того, рясофорный монах или мантийный. Существующая традиция объясняется уважением простого народа к монашескому подвигу, к почитанию монашества как всецелого посвящения своей жизни Богу.
Юным инокам, не стяжавшим достаточнаго познания духов из невидимой брани с ними в помыслах и ощущениях, опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели (Лествица, слово 27; преподобнаго Нила Сорскаго, слово 11; Пролог, января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами; житие преподобнаго Никиты Печерскаго, Четьи-Минеи, 31 января).
Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не “уходить” туда только лишь от горя. Конечно, есть случаи, когда личная трагедия особым образом открывает человеку волю Божию, но и в этих случаях движущей силой является любовь. Ибо Бог есть Любовь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Обычно на наружное ношение чёток берут благословение у духовника и стараются не носить их напоказ.
Большинство самых известных монастырей в Греции, Египте, на Святой Земле и на Руси возникали таким образом — к поселившемуся в уединении иноку святой жизни (иногда даже не имевшему священного сана) стекались желающие спасаться под его руководством, и так образовывалась обитель. Так возникли, в числе многих, и Киево-Печерская, и Троице-Сергиева Лавры — первая вокруг прпп. Антония и Феодосия Печерских, а вторая — вокруг прп. Сергия Радонежского. А их ученики впоследствии, сами стяжав дар благодатного руководства, основывали свои монастыри.
Мирские люди считают, что монашество – это духовный эгоизм, духовная гордыня, предпочтение своего личного спасения благу других людей, отказ служить людям, приносить им пользу, творить добро. Но они просто не понимают, что есть высшее добро – добро, которое нельзя измерить как некий продукт добрых дел. Высшее, вечное, неразрушимое добро – это благодать Духа Святаго. А монашество в своей идее есть стяжание благодати. Монашество – очищение своего сердца и молитва за людей. Молитва – это невидимая, но самая мощная сила, которая оживотворяет мир.
Молитва не видима для внешнего взора, как не видимы подземные воды, питающие корни растений и цветов. Но не будь этих вод, иссякни они, и земля превратилась бы в мертвую пустыню. Монастыри и скиты, уединенные кельи монахов – это источники Божественного Света, самого большого сокровища, которое можно дать людям. Люди, не потерявшие или не притупившие религиозного чувства, ощущают особую духовную атмосферу в пространстве обителей или монашеских скитов. Они ощущают, что в этом месте даже земля и воздух духовно особенно чисты, как бы пронизаны невидимыми лучами молитвы, и переживают в своем сердце особую, глубокую радость, словно возвратились к ним их прежние детские чистота и простота.
Монах уходит от мира, однако не оставляет мир своим духовным присутствием. Он становится (я говорю, конечно, о монахе в идее, о монашестве в его идеале; в реальной жизни, как вы знаете, это сложный процесс) духовным звеном между миром и Богом. Величайший духовный подвиг – это подвиг молитвы за мир. Он намного труднее всего остального. Молиться за мир тяжелее, чем быть миссионером и проповедовать Евангелие среди племен людоедов. Под молитвою за мир подразумевается тот род подвига, когда человек оставляет личную жизнь, свои привязанности к определенным людям, отказывается от личного наслаждения и счастья и все свои силы концентрирует в одной духовной точке – молитве.
Преподобный Исаак Сирин пишет, что подвижник, достигший истинной духовной высоты, не только людям, но и всем существам сострадает, всех объемлет любовью, всему сопереживает. Душа подобного молитвенника утончается до такой степени, что начинает чувствовать боль этого мира. Один монах говорил: «Любовь расширяет духовное познание, любовь дает свободу и любовь увеличивает страдание». Молиться за весь мир – значит внутренне сострадать всему миру. Молиться за весь мир – значит чувствовать, что чужие грехи так же огорчают и ранят тебя, как твои собственные. К этой молитве подвижник не стремится искусственно. Искусственность есть наши страсти. Наносное, искусственное есть грех. Естественное в высшей степени – не в нашем падении, а в нашем первозданном состоянии – это любовь к Богу и к людям, которую человек потерял. Монах убирает преграды, стоящие между ним и Богом, и убирая их, раскрывает в себе внутренний потенциал любви, заложенный в человеке как образе и подобии Божием; пробуждает дух, который обычно у нас спит.
Монашество – это духовное служение человечеству, и некоторые люди лишь потому отрицают монашество, что видят добро только в чисто материальных его проявлениях. Но если, предположим, кто-то вдруг скажет: «Не нужно ни поэзии, ни поэтов, ни музыки, ни музыкантов, пусть возьмут в руки лопаты и копают землю». Как бы мы к этому отнеслись? Что делает музыкант? Ведь он не производит никаких продуктов, так как музыка – это только гармоничное сочетание звуков. Тем не менее, про человека, отрицающего музыку, сказали бы, что в культурном отношении он – дикарь. Не так ли? А если кто-нибудь заявит, что не нужно монашества, этого носителя духовного света, то он с еще большим основанием может быть назван духовным дикарем и религиозным невеждой. Я могу сказать, что любовь и молитва – это те связующие силы, которые держат мир. Не будет любви и молитвы – мир погибнет. И вся земля, образно говоря, превратится тогда в огромную глыбу льда, летящую в темном и мертвом пространстве.
Архимандрит Рафаил (Карелин)