теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Предыдущая :: Следующая тема
АвторСообщение
КИ

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Единственная в своем роде работа. Во многом аналог англоязычной Buddhist Logic. По сей день остающейся чуть ли не единственный систематической работой по поздней буддийской логике.

скачать плагин для просмотра можно тут:
теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Лучший скан с ocr на следующей странице треда. (21 Дек 2008)

_________________
Буддизм чистой воды

scanned 300dpi b/w BL_II.djvu 6 405 659 bytes (scan by DLI)

TABLE OF CONTENTS
Preface
A short treatise of Logic (Nyaya-bindu) by Dharmaklrti with its commentary (Nyaya-bindu-tika) by Dharmottara translated from the Sanscrit text edited in the Bibliotheka Buddbica
I. Perception
II. Inference
III. Syllogism

Appendices
I. Vacaspatimisra on the Buddhist Theory of Perception
II. Vacaspatimisra on the Buddhist Theory of a radical distinction between sensation and conception (pra-mana-vyavastha versus pramana-samplava)
III. The theory of mental sensation (manasa-pratyaksa)
IV. Vasubandhu, Vinitadeva, Vacaspatimisra, Udayana, Dignaga and Jinendrabuddhi on the act and the content of knowledge, on the coordination (sarupya) of percepts with their objects and on our knowledge of the external world
V. Vacaspatimisra on Buddhist Nominalism (apoha-vada)
VI. Corrections to the texts of the Nyayabindu, Nyaya-bindu-tika and Nyaya-bindu-tika-Tippani printed in the Bibliotheka Buddhica

Indices
I. Proper names
II. Schools
III. Sanscrit works
IV. Sanscrit words and expressions

Фёдор Ипполитович
Щербатской
академик
профессор
(19.09.1866 — 18.03.1942)

Th.Stcherbatsky.
The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word «dharma»
London: Prize Publication Fund. Vol. VIII, 1923
Ф.И.Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с.112-198

Ф.И.Щербатской
КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ

Перевод Б.В.Семичова и А.Н.Зелинского

Тh.Stcherbatsky. The Conception of Buddhist Nirvana. Leningrad, 1927.
Ф.И.Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с.199-262

Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп

Источник

Щербатский Ф.И.. Книги онлайн

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Фёдор Ипполитович Щербатской (Щербатский) (19 сентября 1866, Кельце, Царство Польское — 18 марта 1942, Боровое, Акмолинская область, Казахская ССР) — русский и советский востоковед (буддолог, индолог и тибетолог), академик Российской академии наук (1918). Один из основателей русской школы буддологии. Перевёл и издал ряд памятников санскритской и тибетской литературы. Почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции.

Родился в Польше, где в то время служил его отец, Ипполит Фёдорович Щербатский (Щербацкий). Учился в Царскосельской гимназии, которую закончил в 1884 году. Усадьба Щербатских находилась в деревне Лютка Лужского района Ленинградской области.

В 1889 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета — ученик И. П. Минаева. После защиты диссертации на тему «О двух рядах гортанных в индоевропейских языках» Щербатский был оставлен при университете для подготовки к профессуре по индологии.

Был командирован за границу, где занимался индийской поэтикой (в Вене у Г. Бюлера) и философией (в Бонне у Г. Якоби).

В 1893 году возвратился в Россию и на некоторое время оставил научную деятельность — был земским гласным и уездным предводителем дворянства.

В октябре 1899 года участвовал в работе 12-го международного конгресса ориенталистов в Риме, на котором было объявлено о нахождении древних буддийских рукописей в Синьцзяне.

С 1900 года преподавал в должности приват-доцента, в 1909-1930 гг. — в должности профессора, в Петербургском (Петроградском/Ленинградском) университете. В 1905 году был командирован в Ургу для переговоров с Далай-ламой XIII Тхубтэном Гьяцо.

В 1910–1911 совершил поездку в Индию; посетил Бомбей, Пуну, Бенарес и Дарджилинг.

С 1918 года — действительный член Российской Академии наук. При открытии Первой буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 года он выступил с лекцией «Философское учение буддизма».

В начале 1920-х годов, по заданию советской дипломатической миссии, работал в Англии с лордом Керзоном. В 1923 году в Лондоне была издана первая книга его большой «трилогии» по буддийской философии: «Центральная концепция буддизма и значение термина „Дхарма“».

В 1928–1930 был директором Института буддийской культуры (ИНБУК).

В 1930—1942— заведующий Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения АН СССР. В 1937 году Щербатской подвергся резкой критике, а многие его ученики были репрессированы во время борьбы с идеализмом в востоковедении.

В 1941 году после начала войны он в числе группы учёных был эвакуирован в посёлок Боровое в Северном Казахстане, где умер 18 марта 1942 года.

Книги (5)

В книгу «Избранные труды по буддизму» вошли три произведения выдающегося советского буддолога академика Ф.И. Щербатского – «Буддийская логика. Введение», «Центральная концепция буддизма и значение термина „дхарма»» и «Концепция буддийской нирваны».

Оригинальность позиции Будды состояла в отрицании субстанциональности вообще и в обращении мирового процесса в согласованное появление Раздельных мимолетных элементов. Отказавшись от монизма упанишад и дуализма санкхьи, он создал собственную систему наиболее радикального плюрализма.

То, что сущность и отправная точка буддизма были спекулятивны, кажется очень ясным, если мы отнесемся с доверием к сведениям о других странствующих учителях, бывших современниками Будды и часто вступавших с ним в споры, которые носили умозрительный характер.

Настоящая работа имеет целью разъяснение теоретических основ буддийской религии в том их виде, как они понимались и разрабатывались в школе йогачаров.

Для этого во введении указано на значение философской стороны буддизма и на отношение буддийского учения о познании к учению прочих индийских философских систем; вслед за тем в первой части помещен перевод памятника, в котором, хотя и сжато, но с большею определенностью изложен буддийский взгляд на познание по учению упомянутой школы.

Формула буддийского символа веры, которая явно содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы бытия, их причинную связь и методы подавления навсегда их действенности. Васубандху дает подобную же формулировку сущности доктрины: это метод превращения элементов бытия в состояние покоя6, из которого они никогда не возникнут снова.

С первых дней существования буддийской церкви послушники перед получением доступа в орден проходили курс обучения тому, что может быть названо буддийским катехизисом, т.е. изложение учения об элементах бытия и их различную классификацию.

Источник

Теория познания и логика по учению позднейших буддистов

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Новая книга известного буддийского философа и йогина досточтимого Геше* Джампа Тинлея «Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Праманаварттика»» освещает базовые аспекты буддийской теории достоверного познания. Она составлена на основе его лекций, разъясняющих основное содержание классического трактата ‘Прамана—варттикакарика’1 (Толкование праманы), написанного Дхармакирти (600–660 гг). «Праманаварттика» — это комментарий к тексту Дигнаги* ‘Компендиум праманы (‘Праманасамуччая’). Дигнага (480–540 гг.) был основоположником буддийской логики и теории познания. Дхармакирти написал ставший знаменитым комментарий к тексту Дигнаги — трактат «Праманаварттика». Он считается одним из самых выдающихся индийских ученых и причисляется буддийскими историками к «шести украшениям земли». Его называют «царем логики». Труд Дхармакирти является одним из основных первоисточников по логике и гносеологии для всех школ тибетского буддизма. А для школ Гелуг и Ньингма ачарья Дхармакирти — главный авторитет в этой области.

Система логики, заложенная Дигнагой и Дхармакирти, является базой изучения философии и последующей медитации в тибетском буддизме. Поэтому трудно переоценить значение книги досточтимого Геше Тинлея, в которой он комментирует сложное содержание трактата Дхармакирти в максимально доступной форме, с множеством примеров, предназначенных для тренировки учеников, чтобы знание логики они смогли использовать в процессе изучения буддийской философии и в практике Дхармы.

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Как говорит досточтимого Геше Тинлей своим ученикам, буддийская логика и философия — средство, которое они должны использовать для обуздания собственного ума и для того, чтобы раскрыть его благой потенциал. Опора на логику необходима для правильной медитативной практики, и ученики должны овладеть логическим инструментарием, чтобы эффективно заниматься аналитической медитацией в процессе освоения пути просветления. Поэтому комментарий сопровождается многочисленными примерами умозаключений и логических диспутов, посредством которых слушатели уточняют теоретический и практический смысл буддийских основоположений и истин. Как истинный духовный наставник, являющийся проводником Учения Будды, досточтимый Геше Тинлей помогает своим ученикам обрести веру в Три Драгоценности на основе открытого ума и достоверного познания. Вера в Будду и его Учение становится незыблемой, когда она взращена путем логического анализа и философского познания природы всех вещей. Принципиально важно доказать — прежде всего, самому себе — достоверность феномена Будды и состояния просветления. Именно такой подход к освоению учениками своего Учения изложил Будда Шакьямуни в ‘Кала— ма—сутре’. И такой же подход пропагандирует Его Святейшество Далай—лама Х1\/Тензин Гьяцо, воплощающий принципиальную открытость, мировоззренческую широту и универсальную практичность буддизма.

Досточтимый Геше Тинлей, следуя этому же подходу, умело обучает нас, своих российских учеников, основам буддийской философии и, в частности, теории достоверного познания, чтобы с её помощью мы обрели открытый ум и освободились от власти предвзятых мнений, логически неправомерных обобщений и преувеличений. Благодаря наставлениям в логике слушатели обретают точное понимание смысла Учения Будды и выстраивают в своем сознании достоверную основу пути, а также учатся ориентироваться в запутанных ситуациях повседневной жизни и безошибочно следовать Дхарме.

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

Лекции досточтимого Геше Тинлея становятся для людей, интересующихся философией буддизма, ключом к пониманию сложных философских трактатов и комментариев, написанных мастерами прошлого и настоящего. Тем, кто практикует буддийский духовный путь, они дают в руки инструмент для обнаружения и обезвреживания корней клеш*, омрачающих жизнь и служащих источником всех страданий, помогают углубить аналитические медитации и практику Дхармы. Эти наставления, данные в форме сжатого изложения содержания ‘Праманаварттикакарики’, безусловно, послужат тем, кто воспользуется этими знаниями, мощным фактором оздоровления собственного ума и повышения качества повседневной жизни.

В доступной форме, ясно и четко, показан механизм зависимости наших отрицательных эмоций и создаваемой из—за них негативной кармы от неправильного образа мышления. Теория достоверного познания является важным условием процесса освобождения и достижения высшей цели духовной трансформации — состояния Будды. Логические положения Дигнаги и Дхармакирти, объясненные досточтимым Геше Тинлеем, дают в руки современных людей безупречное доказательство достоверности состояния Будды и безошибочности указанного Буддой пути к освобождению. Они помогают нам понять, что духовная практика в буддизме зиждется на достоверном познании внешнего и внутреннего мира и вовсе не противоречит наиболее развитым формам современного научного мировоззрения, а согласуется с ними.

Книга «Буддийская логика» демонстрирует русскоязычному читателю, что буддизм не имеет ничего общего ни с верой в Бога—творца, ни с примитивными культами и отжившими суевериями. Буддизм — это остающаяся всегда современной наука о сознании и познании. Вместе с тем подход досточтимого Геше Тинлея к преподаванию буддийской философии далек от односторонне—рационалистической интерпретации. Его ваджрный наставник Геше Нгаванг Даргье говорил, что «вера является сущностью процесса достижения дальнейшего познания и поэтому зовется Матерью Знания» (Геше Нгаванг Даргье 1992, с. 26). Существуют тонкие механизмы взаимосвязи достоверного знания и чистой веры, и это «момент истины», которому досточтимый Геше Тинлей учит своих слушателей: для обретения веры принципиальное значение имеет постижение достоинств и смысла Трех Драгоценностей, и в то же время весь процесс изучения и практики Дхармы есть, в сущности, культивирование и упрочение веры.

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

В книгу вошли материалы лекций досточтимого Геше Тинлея, прочитанных им с 1999 по 2008 годы в разных городах России. Она содержит комментарий досточтимого Геше Тинлея к трем из четырех глав «Праманаварттикакарики». В сжатом виде приводятся основные категории буддийской теории достоверного познания, их определения и методы. Читатель получит представление об основах буддийской феноменологии, о буддийской классификации видов познания, логике сравнительного анализа феноменов, теории умозаключения и трех условиях достоверных умозаключений (чогчо, джечаб, догчаб), типологии логических признаков, видах косвенного и прямого познания. Все это дает необходимую базу ясного понимания буддийской философии и практического применения буддийских теорий.

Читателям, прежде незнакомым с буддизмом, могут показаться непонятными некоторые примеры, касающиеся учения о четырех благородных истинах и раскрывающих его тем, и другие содержательные моменты, выходящие за рамки логико—гносеологического материала, охватываемого теорией достоверного восприятия. Им мы советуем обратиться к изучению источников и трудов мастеров Дхармы, посвященных общему учению буддизма и буддийской философии. В особенности большое значение для понимания системы Учения Будды имеют тексты категории Ламрим. Это ‘Ламрим ченмо’ (‘Большое руководство по этапам пути просветления’) Дже Цонкапы и другие тексты по Ламриму, а также книги Его Святейшества Далай—ламы XIV (например, ‘Гарвардские лекции’). Мы рекомендуем также книги досточтимого Геше Джампа Тинлея (‘Ум и пустота’, бодхичитта и шесть парамит’, Три основы пути’, ‘Байкальские лекции 2008’ и др.) и других тибетских Лам.

Настоящее издание — это книга, написаная на основе лекций досточтимого Геше Тинлея по буддийской теории достоверного познания, поэтому её содержание соответствует устному учению досточтимого Геше Тинлея, и в ней имеются минимально необходимые научные комментарии. В Приложениях 1 и 2 приведены философские дискуссии, проведенные под руководством досточтимого Геше Тинлея во время семинаров—ретритов 2010 года на Байкале (25 июля—5 августа) и под Новосибирском (17–19 декабря). В Приложении 3 содержится глоссарий буддийской логики, составленный на основе определений, данных досточтимым Геше Тинлеем. Приложение 4 — терминологический комментарий смысла упоминаемых терминов, не относящихся прямо к буддийской логике, а также дополнительные пояснения к некоторым логическим категориям для людей, преждене изучавших буддийскую философию. Приложение 5 содержит типовые примеры достоверных умозаключений на основе трех видов правильных оснований (признаков). Приложение 6 — схематическая классификация феноменов утверждения и отрицания, Приложение 7 — упрощенная схема—классификация познания.

теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Смотреть картинку теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Картинка про теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Фото теория познания и логика по учению позднейших буддистов

При редактировании приводимых в книге категорий и их определений использованы разные источники. Прежде всего, неоценимую помощь оказал двухтомный труд Ф.И. Щербат—ского Теория познания и логика по учению позднейших буддистов’, включающий перевод ‘Ньяя—бинду’ Дхармакирти с комментарием Дхармоттары. Невозможно было обойтись и без обращения к трудам тибетских авторов. Это тексты известного буддийского ученого из Амдо Джамьяна Шепы “Прекрасные золотые четки, кратко разъясняющие устройство ума и знания’ (‘Blo—rig—gi rnam—gzhag—nying—gsal legs—bshad gser—gyi phreng zhes—bya—ba bzhugs—so’), тибетский текст и его перевод, выполненный Б. Дампилоном. Также следует назвать раздел «Логика» ‘Источника мудрецов’ в переводе А.А. Базарова, ‘Лекции по предмету «Ум и знание»’ Геше Чжамьяна Кенцзэ. Были спользованы словарные издания на тибетском и английском языках:

1. Толковый словарь сутр и тантр’ (‘Mdo sngag—kyi gzhung chen—mo’i tshig—mdzod ris—med mkhas—pa’i zhal—lung zhes bya—ba bzhugs—so’), составленный Гомде Лхарамбой;

2. ‘Большой тибетско—китайский словарь’ (‘Bod rgya tshig mdzod chen—mo’), изданный в Пекине;

3. ‘Категоризация буддийской терминологии’ (‘Lo—tsa—ba—ka—ba—dpal—brtsegs—kyi mdzad—pa’i chos—kyi rnam—grangs dang] chos—kyi rnam—grangs—kyi brjes byang bzhugs—so’), автором которой является Лоцава Каба Пальцег;

4. ‘Тибетско—английский словарь буддийской терминологии’ Цепака Ригзина.

Редактура выполнена также с учетом исследовательского и переводческого опыта А.А. Базарова, А.М. Донца, PH. Крапивиной, являющихся специалистами в области логики и гносеологии буддизма, а также работ по буддийской логике некоторых западных авторов.

Устный перевод лекций, материалы которых использованы при составлении книги, был сделан несколькими учениками досточтимого Геше Тинлея. Следует особо отметить Бориса Дондокова, являвшегося с 1993 года и вплоть до своей смерти в 2007 году учеником и переводчиком, искренне преданным Учителю и делу распространения Дхармы в России, а также Андрея Морозова, который в последние четыре года сопровождает Учителя во всех поездках по России в качестве переводчика.

Если читатель найдет неточности в формулировках определений и понятий, то виной тому — недостаточная квалификация ответственного редактора.

Все заслуги от издания этой книги посвящаются долгой жизни Всемирного Учителя Его Святейшества Далай—ламы XIV, а также долгой жизни трижды доброго Учителя досточтимого Геше Джампа Тинлея.

Ирина Урбанаева, ответственный редактор.

[1]‘Речь идет о труде Дхармакирти ‘Праманаварттикакарика’ (tshad—ma rnam— grel—gyi tshig leur byas—pa), обширной версии «Толкования праманы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *