теория политика и практика направленные на сохранение многообразия этнических культур в государстве
socioline.ru
Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: “разделяй и властвуй”. Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.
Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в который народы “распри позабыв в великую семью объединяться” (А.С. Пушкин). Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.
Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.
1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации
Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.
Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
Правовая база на мировом уровне:
1. индивидуальные и коллективные права. Но между ними есть противоречия, то есть иногда нельзя определить, что это: индивидуальное или коллективное право
2. право на целостность государства. В мире несколько тысяч этнических групп. Гипотетически все они могут назвать себя нацией и потребовать национальных прав. Следовательно
3. Принцип национального самоопределения Международное право не дает ответа на этот вопрос, то есть государства сами определяют свои принципы.
Виды этнической политики
1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).
Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:
Также национальная политика – это концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, миграционной, демографической и др.политики.
Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.
РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Национальная консолидация
Межэтническая интеграция
Сближение наций
Национальное обособление, замкнутость
Отстаивание этнической «чистоты»
Защита национального от влияния инонационального
Гуманистическое
Интернационалистическое
Антигуманное
Националистическое
Великодержавно-шовинистическое
Демократическая
Миротворческая
Созидательная
Прогрессивная
Тоталитарная, разрушительная, реакционная
Формы и методы осуществления
Насилие, толерантность, уважительное отношение
Господство, подавление, репрессии
Насильственные, грубые, унизительные, «разделяй и властвуй»
Согласие, единение, сотрудничество, дружба
Напряженность, конфронтационность, конфликтность
Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений.
В национальной политике следует различать:
В многонациональной России стратегической, программной целью является:
Актуальные задачи национальной политики ближайшего периода :
Стратегия национальной политики разработана и обоснована в концепции национальной политики и государственной программе национального возрождения межнационального сотрудничества народов России.
Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в “своей” республике или в инонациональной среде.
Наконец, при формировании национальной политики, необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.
Дополнения
Права человека (из Конституции РФ).
Ст.19. 1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии ит.д. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.
Ст. 27. право на свободное передвижение на территории России, а также выезжать за ее пределы.
Свобода мысли и слова, свобода вероисповедания, право на участие в управлении делами государства, социальное обеспечение, свободный труд, право на образование.
Этноконфликтология
9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации
1. 9. Этнонациональная политика в современной Российской Федерации
Основные вызовы этнонациональной политике в современной РФ. Этнонациональную политику современной России пришлось создавать в начале 1990-х гг. практически на пустом месте, в обстановке множественных этнических конфликтов.
В июне 1996 г. была опубликована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации – первый посвященный исключительно этнополитике программный документ постсоветской России. Главными проблемами этнических отношений в России, согласно этому документу, были: развитие федерализма, развитие национальных культур и языков народов РФ, политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, достижение стабильности, прочного мира на Северном Кавказе и поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии[1].
На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:
а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
Стратегия провозглашает следующие цели государственной национальной политики Российской Федерации:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в Стратегии провозглашены:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и др.
Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе.
1. Какие основные документы, определяющие этнонациональную политику современной Российской Федерации, вы можете назвать?
2. Какие основные проблемы в области регулирования межэтнических отношений существуют в Российской Федерации?
4. Какие из этих целей являются новыми, не упоминавшимися в более ранних документах, определявших российскую этнополитику в 1990-е гг.?
Этноконфликтология
Этнонациональная политика и ее основные модели
1. Этнонациональная политика и ее основные модели
Понятия «национальная политика», «этнонациональная политика», «этнополитика». В отечественном дискурсе распространено двойственное понимание термина «национальная политика»: это и государственная политика (например, национальная промышленная политика, национальная аграрная политика и пр.) и в то же время государственная политика в отношении этносов, этнических групп и регулирования межэтнических отношений. Это связано, в свою очередь, с двойственным значением терминов «нация» и «национальный». Наиболее точный термин – «этнополитика». Но он пока не получил, к сожалению, большого распространения. В качестве компромиссного варианта также предлагается термин «этнонациональная политика».
Можно выделить несколько типов (моделей) этнонациональной политики, но в конечном итоге они сводятся либо к созданию (сохранению) этнически разнородного, мультикультурного общества, либо к созданию (сохранению) этнически гомогенного, однородного общества. Второй важный параметр – это ориентация на равенство / неравенство членов сообщества. Вместе с тем типов этнической политики больше, чем четыре, ибо есть переходные формы.
Ассимиляция, геттоизация, мультикультурализм и их разновидности. Ассимиляция – политика, способствующая слиянию одного ранее самостоятельного этноса с другим и сопровождающаяся утратой первым своего языка, культуры, этнического самосознания. Различается добровольная и насильственная ассимиляция. Ассимиляторская модель этнополитики предполагает культурную гомогенизацию общества, формирующегося из разнородных в этническом, расовом, религиозном отношении групп населения, превращение его в некую целостность, основанием которой становятся общие гражданские идеалы и общие культурные стандарты. Этническая идентичность в результате такой политики замещается гражданской идентичностью, и последняя становится важнейшим социальным маркером при культурном и политическом позиционировании личности. Наиболее ярким примером ассимиляторской модели этнополитики является модель, долгие годы господствовавшая во внутренней политике Соединенных Штатов Америки. На начальном этапе ценности и идеалы Америки сводились к простой «этнокультурной формуле»: белый американец англо- саксонского происхождения, исповедующий протестантизм (white anglo-saxon protestant). На этот идеал (WASP) и должны были ориентироваться многочисленные иммигранты, прибывающие в страну. Иммигрантам следовало освобождаться от своей собственной этнической культуры и стараться приблизиться к указанному культурному идеалу. Данная теория уподобления англосаксам (anglo-conformity) была не единственной, и даже нельзя сказать, что она абсолютно доминировала. Наряду с ней возникла теория «плавильного котла», которая была более прогрессивной, поскольку не предполагала превосходства одной этнической группы над другими. Теория «плавильного котла» провозглашала консолидационный процесс основным направлением развития американской нации и отрицала сегрегацию этнических или конфессиональных меньшинств. Лозунг «Америка – плавильный котел» позволял выступать против одного из основных пороков американского общества – расовой дискриминации. Но теория «плавильного котла» была сформулирована в общей форме, что не исключало существования в ее рамках альтернативного варианта интеграции – ассимиляции иноэтничных мигрантов англосаксами. Политика добровольной ассимиляции проводилась в США до 1960-х гг. («плавильный котел»). Пересмотр концепции начался в 1960–1970-е гг., после того, как страну потрясли негритянские волнения, когда стало очевидно, что во многих иммигрантских группах происходит этническое возрождение, углубляются межэтнические границы и процесс культурной интеграции далеко не очевиден. В результате этого политику «плавильного котла» сменил мультикультурализм.
Другой пример ассимиляторской модели этнополитики показывает Франция. В отличие от США здесь основной состав населения сформировался не из мигрантов, а из тех групп населения, которые исторически проживали на территории страны, хотя в последние десятилетия доля мигрантов в составе жителей страны неуклонно растет. Хотя история формирования Франции представляется процессом последовательного присоединения различных провинций, а затем и поглощения мощных иммиграционных волн, Франция не воспринимается ее населением как многокультурная страна. Политика культурной и политической унификации принесла свои плоды, ибо сегодня Франция является довольно консолидированным сообществом, в котором нет жестких противоречий между этническими и расовыми группами, между центром и регионами. В течение уже более чем двух столетий идея французской нации строится на том, что во Франции есть только французы, которые говорят лишь на французском языке.
Мультикультурализм – этническая политика, ставящая целью сохранение и поощрение этнического и культурного разнообразия при равноправии этносов, рас и культур. Образно ее называют «крупно нарезанным салатом». Мультикультурализм есть такая форма этнополитики, при которой нетитульному населению нет необходимости идти на вынужденные культурные потери (ассимиляцию) для бесконфликтного сосуществования с доминантным большинством или замыкаться в гетто, чтобы сохранять групповую идентичность и не подвергаться дискриминации.
Различают жесткий и мягкий мультикультурализм. В первом случае для индивида считается желательным сохранять свою этническую идентичность, а государство должно ему всячески в этом способствовать. При мягком мультикультурализме как сохранение этнической идентичности, так и смена ее (ассимиляция) целиком и полностью являются личным делом индивида.
Дискриминация и негативные модели этнополитики. Сохранение этнического и расового разнообразия при наличии неравенства между расами и этносами, притом явном и подчеркнутом, носит название сегрегации. Это форма проявления расовой и этнической дискриминации, которая выражается в различных формах отделения одних рас (или этносов) от других. Крайней формой сегрегации является апартеид – этническая политика, направленная на территориальную изоляцию мест проживания определенных этнических или расовых групп населения, а также лишение или существенное ограничение их гражданских, политических и социально-экономических прав.
Термин «геноцид» нередко используется этническими радикалами для обоснования своих претензий к доминантному большинству населения, для обоснования своих идей, которые представляются как некая ответная реакция угнетенных этносов на акты геноцида.
Этнополитика
В учебном пособии рассматриваются основные подходы к изучению этничности и этнических отношений, раскрывается природа и особенности взаимодействие этничности и власти в полиэтнических государствах. Анализируется сущность, механизм осуществления, достижения и нерешенные проблемы национальной политики в Российской империи и Советском Союзе. Прослеживаются особенности становления, современное состояние и перспективы развития этнической политики в Российской Федерации. Данное пособие предназначено для студентов и аспирантов специальностей гуманитарного цикла. Учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям средней школы, специалистам, работающим в системе государственного и муниципального управления. Издание второе, исправленное.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнополитика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Шапалов Владимир Николаевич
Глава 1. Сущность, предпосылки становления и основные этапы развития государственной этнополитики. Содержание, функции и механизм реализации государственной этнополитики
1. Предмет, задачи и логика курса «Этнополитика»
Одной из основных проблем современного этапа развития человечества становится возрастание этнонационального фактора, который оказывает влияние на все сферы общественного развития: политические, социальные, экономические, духовные. Люди стали активнее перемещаться, потоки эмигрантов, ищущих лучшей доли, измеряются не десятками и даже не сотнями тысяч, как, скажем, итальянцы и восточноевропейцы, прибывавшие в США в период с 1880 по 1914 гг., а миллионами ежегодно. Можно с полным основанием утверждать, что уже ни одна страна более не может «переработать» такую массу переселенцев.
Исследователи отмечают, что роль этнического фактора особенно возрастает в переходные периоды, когда неизбежно начинается переосмысление устоявшихся норм, ценностей и традиции, которые формировались предшествующими поколениями людей в процессе совместного бытия. В то же время растущее многообразие электората уже обретает свое политическое представительство во Франции, Германии, Канаде, США, Австралии, Норвегии и многих других странах. И этот электорат настаивает не просто на сохранении, но на поддержке и поощрении своей идентичности. Эти и другие факты наглядно доказывают, что этничность является не только формой социальной и культурной организации, но и политическим ресурсом, которым можно воспользоваться как в созидательных, так и в разрушительных целях.
В то же время общество как никогда нуждается в достижении этнокультурного и этноконфессионального понимания в целях обеспечения мира, национальной безопасности, своего будущего в целом. Одним из последствий повышения роли этнического фактора в общественных процессах и стало зарождение этнической политики.
Таким образом, этнополитика — это сфера политического бытия, целенаправленная деятельность государства и его отдельных органов по управлению этносферой общества. Необходимо обратить внимание, что в учебной и даже научной литературе понятия «Национальная политика» и «Этнополитика» до сих пор нередко выступают как синонимы.
Для того чтобы устранить эту путаницу, которая до сих пор сохраняется как в политической сфере и системе государственного управления на всех уровнях, так и в научной и учебной литературе, уточним содержание понятий «национальная политика» и «этническая политика».
Национальная политика есть политика обеспечения национальных интересов государства и всех его граждан, осуществляемая как внутри данного государства, так и на международной арене, а также и функционирования общегосударственных сфер общественной жизни. Она включает в себя систему идеологических взглядов, принципов, приоритетов, а также комплекс политических, управленческих, социально-экономических решений и мер в целях эффективного функционирования общегосударственных сфер общественной жизни.
Национальные интересы, являясь объектом национальной безопасности и, соответственно, всех ее компонентов, совершенно четко указывают, что национальная политика не может быть только узкоэтнической.
Этническая политика может быть определена как целенаправленная стратегия регулирования этнических отношений. Главное в содержании этнополитики — управление этническими интересами с учетом их общности и различий, степени их законности и конструктивности для всего общества. Государственные органы власти должны заниматься оптимизацией межэтнических отношений, т. е. находить и поддерживать механизмы интеграции этнических интересов в рамках демократии.
Конечной целью этнополитики и одновременно важнейшим показателем ее эффективности является обеспечение этнополитической стабильности в обществе и реализация всего комплекса развивающихся «этнокультурных запросов» граждан.
В литературе иногда предлагают использовать для определения политики в отношении национальностей и управления межэтническими отношениями другой термин — «этнонациональная политика». Но, на наш взгляд, более точным все-таки является термин «этнополитика», как сокращенное от этнической политики, поскольку он исключает всякую двусмысленность.
Запомним! Национальная и этническая политика не синонимы. Этническая политика есть важнейшая составная часть национальной политики.
Вполне закономерно, что в современном общественном дискурсе практические деятели, эксперты и исследователи все чаще употребляют термин «этнополитика», выделяя тем самым политические аспекты функционирования этничности.
2. Сущность этнополитики как особого вида политического управления
Общественно-политическая мысль уже очень давно обратила внимание на сферу этнополитики. Можно и нужно вспомнить, скажем, работы теоретиков австрийской социал-демократии. Более того, Отто Бауэра, можно с полным основанием считать одним из основоположников современной этнополитики, ибо его идеи относительно национально-культурной автономии не потеряли актуальности и по сей день и положены в основу этнополитических стратегий ряда государств.
Этнополитическая проблематика, чрезвычайно актуализировавшаяся в конце XIX и начале XX вв., и в последующие десятилетия не была забыта, но все же довольно долгое время находилась на периферии исследовательского интереса. И только в последней четверти ХХ столетия, когда заговорили о «взрыве этничности», о «бунтующей этничности», она вновь стала одной из центральных тем в обществоведческих исследованиях. Одна из первых попыток дать систематизированное представление об этнополитике была сделана американским ученым Дж. Родшильдом, который в 1971 г. опубликовал книгу «Этнополитика». Он отмечал, что основу этнической политики составляют отношения между государством и проживающими на его территории этнически определяемыми группами людей, преследующими определенные политические цели. По мере формирования на Западе общей теории этнической политики, исследователи особое внимание стали уделять причинам зарождения и динамике развития этнических движений, решение которых могло бы стать основой научного прогнозирования развития межэтнических взаимодействий в мире.
В России об этнополитике активно заговорили с начала 1990-х годов. С этого времени объем публикаций этнополитической направленности постоянно возрастал. Но обобщенного взгляда на этнополитику отечественные исследователи не предлагали. Отчасти это было связано с очевидной ориентацией на западные концепции и трактовки этнополитики, отчасти объяснялось простым недостатком эмпирических исследований в сфере этнополитики.
В то же время, нельзя не обратить внимание на тот факт, что как у зарубежных, так и у отечественных исследователей до сих пор не существует единой точки зрения о сущности, функциях и задачах этнической политики.
Савинов Л.В. отмечает, что «этнополитика — это конкретная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на регулирование этнонациональных отношений» [ 4 ].
Суммируя основные подходы исследователей, можно сделать вывод, что под этнической политикой ими понимается система идеологических взглядов, принципов, приоритетов, а также политических, управленческих, социально-экономических решений и мер, конечной целью которых является обеспечение этнополитической стабильности в обществе. Она является составной частью политики государства, политических партий, организаций и объединений, определяет стратегический курс в этническом (национальном) вопросе, в развитии межэтнических отношений, в культурно-языковом развитии этносов (т. е. всей нации государства). Основные положения этнополитики как правило, раскрываются в специальных национальных программах, находят свое отражение в соответствующих разделах конституции того или иного государства.
Суть этнополитики состоит в координации усилий всех государственных органов в деле решения проблем этнических общностей, в организации их диалога с властью, в позитивном межобщинном диалоге, в согласовании действий всех заинтересованных сторон при урегулировании этнополитических и этнических конфликтов.
Национальная модель этнической политики разрабатывается, исходя из особенностей истории страны, этнического состава населения, уровня ее социально-экономического и политического развития, социокультурных и конфессиональных особенностей. Политика по отношению к этносам должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической, миграционной, информационной и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми она и может быть реализована.
Обратим внимание на тот факт, что зарождение и развитие этнической политики стало возможным во многом благодаря тому, что она опирается на достижения гуманитарных наук, занимающихся исследованием проблем отдельных этносов и народов. В первую очередь речь идет об этнологии — науке, изучающей процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. В последние годы предметная область этнологии значительно расширилась. Объектом ее исследования становятся новые явления и процессы, ранее не изученные этносы. Появились междисциплинарные, смежные научные направления: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этноэкология, этнической историей и др. Этнологи активно стали заниматься теоретическими и практическими вопросами национальных отношений, федерации, миграции и т. д. Этнология является не только теоретической наукой, но имеет и большое практическое значение. Ее научные разработки, выводы и рекомендации необходимы для формирования адекватной этнокультурной политики, управления национальными отношениями, урегулирования межэтнических конфликтов.
Кроме того, этническая политика тесно связана с этнополитологией, где внимание исследователей концентрируется на выявлении потенциальных конфликтов, причин межнациональной напряженности, прогнозировании развития ситуации в сфере этнос и власть.
В этнополитике особо важно отслеживать реальную ситуацию, складывающуюся во взаимоотношениях между представителями различных национальностей, предупреждать возможные конфликты и особо заботиться, чтобы на уровне межличностных отношений не складывалась предубежденность, этнонеприязнь и другие формы взаимодействия, способные породить этническую напряженность.
Стоит также отметить, этническая политика должна осуществляться на всех этажах управления: общегосударственном, региональном уровне и в рамках местного самоуправления. Все административные единицы имеют население, которое только в исключительном случае является однородным. Эта особенность характерна почти для всех стран в современном мире. Поэтому, как считают исследователи, этнополитика на государственном, региональном и муниципальном уровнях сосредотачивается на трех проблемах: государственно-правовых, социально-экономических, и культурно-информационных.
Полиэтничность территориальных образований требует создания специальных государственных учреждений, занимающихся этническими проблемами в рамках данной административной единицы. В большинстве случаев это проблема культурной автономии — языка, обучения, культуры, поддержания обычаев и традиций. Иначе говоря, на всех уровнях управления в пределах их компетенции необходимо постоянное и кропотливое осуществление этнической политики, что находит отражение в программах или планах решения этнополитических проблем данной страны или региона и в случае возникновения конфликта создает условия для его снятия, разрешения или, по крайней мере, определенного его смягчения.
В полиэтническом государстве вероятность погашения возникающих конфликтов усилиями различных этнических групп невелика, ибо их усилия обращены на решение внутригрупповых, а не общественных проблем. В то же время этот «консенсусный потенциал» этнических групп может быть основой внегрупповой конфликтности: по горизонтали — между этническими группами, по вертикали — между этническими группами и государственным центром. В этих условиях этнополитика выполняет важнейшую регулятивную функцию — она позволяет рационализировать взаимоотношения и взаимодействия между различными национальными группами и этническими общностями.
В этнополитике видное место — занимают политика по делам иммиграции, преодолению расизма и этнофобии, по развитию потенциала гражданского общества, этики и практике дискурса, — того, что получило название «аффирмативных» (утверждающих, позитивных) акций общественности за права меньшинств.
Этнополитика не представляет собой нечто единое, застывшее, неколебимое. В ней постоянно устаревают одни подходы, корректируются другие, уточняется символическое отражение проблем этничности в терминологии СМИ. Опыт показывает, что необходимо более активно рассматривать и знакомить общество с историей национальных меньшинств, их культурой. В то же время исследователи этнонациональных проблем отмечают, что в полиэтничных странах вряд ли возможно создание единой и приемлемой для всех этнонациональной политики, какие бы идеалы всеобщего равенства в нее ни закладывались.
На практике интересы этнических общностей и групп все равно будут сталкиваться и даже противостоять друг другу. То же равенство этнических общностей и групп на деле всегда будет оборачиваться в пользу доминантного большинства, ибо его исходные позиции предпочтительнее для политической и культурной конкуренции. Исходя из этого нередко допускается некоторый отход от принципов универсального равенства (пример тому — саамские парламенты, политика позитивной дискриминации в ряде стран) и предоставляются некоторые преимущества этническим меньшинствам. При этом очевидно, что в каждом конкретном случае нужны свои решения и особая программа действий.
Отсюда вытекает, что этнополитика в полиэтничном государстве не может быть одновариантной, а должна представлять собой набор конкретных стратегий, адаптированных к конкретным условиям регионов, этническому составу их населения, характеру межэтнических связей и т. д.
3. Предпосылки становления и основные этапы развития государственной этнополитики
Этнополитика, как концептуально и юридически оформленные действия государства или международных политических институтов, стала фактом политической жизни относительно недавно.
Первый этап связан с изменениями в мире, которые произошли после окончания Первой мировой войны. В результате крушения династических империй на мировой арене возникли «этнические федерации» — СССР, Югославии, Чехословакии — и стала формироваться система международно-правовой защиты отдельных групп населения меньшинств, стали складываться нормы политико-правового решения международных проблем, в том числе имеющих и этическое содержание. Институтом международно-правового регулирования стала Лига Наций.
Второй этап формирования государственной национальной политики начинается после завершения Второй мировой войны, когда правовое и политическое оформление прав этнических (расовых, религиозных) сообществ во многом стимулировалось деятельностью ООН.
Признанию этнополитики как важной составляющей государственной и международной жизни способствовало определение содержания таких понятий, как «национальное меньшинство» и «этническое меньшинство», и признание их особых прав.
В 1948 г. была принята Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в которой был применен термин «национальные, этнические, расовые и религиозные группы». В Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорилось об «этнических, религиозных и (или) языковых меньшинствах», в Декларации ООН 1992 г. — о правах лиц, принадлежащих к «национальным, или этническим, религиозным и языковым меньшинствам».
Международно-правовое признание прав этнических меньшинств и коренных народов способствовало усилению их политической активности, ибо они получали в руки реальные механизмы воздействия на региональные и федеральные власти государств, с которыми были связаны их исторические судьбы.
В результате крушения колониальной системы на планете появилось более 130 самостоятельных государств с весьма сложным этническим составом. Этот процесс сопровождался возникновением внутригосударственных и межгосударственных этнических проблем и конфликтов, Эти перемены способствовали повышенному вниманию политических деятелей и исследователей ко всему спектру межэтнических отношений.
Третий этап исследователи связывают с третьим геополитическим переделом мира, который явился следствием завершения последней мировой войны — «холодной», вызванной противостоянием двух общественных систем. Результатом изменения баланса сил на мировой арене стали трагические события распада СССР, Югославии, Чехословакии, завершилось формирование ряда непризнанных государственных образований и целого ряда транснациональных этнополитических объединений.
Сегодня есть все основания утверждать, что XXI век в силу целого ряда обстоятельств век этничности и активных межнациональных взаимодействий.
Во-первых, в связи с нарастающей тенденцией к перемешиванию и взаимодействию различных этнических сообществ (как в культурном, так и в биогенетическом планах). По мере глобализации современный мир ведет этносы к утрате ими монолитной определенности. Поэтому проблема сбережения и сохранения этнокультурных ценностей является весьма актуальной для большинства народов мира. К этому добавился бурный рост технологий. 20–30 лет назад средствами общения были лишь почта и телефон; сегодня, не выходя из кафе, можно позвонить по скайпу родственникам и знакомым в любой точке мира и не только слышать их, но и видеть. Проблема, на каком языке «говорят по телевизору», тоже больше не стоит: YouTube и цифровое ТВ разрешили ее почти полностью.
Во-вторых, сохраняющие неблагоприятные тенденции роста межнациональных конфликтов в мире. Исследователи отмечают, что если за 500 лет до Второй мировой войны из 286 крупных войн было только восемь внутренних и межнациональных, то после Второй мировой войны из 150 вооруженных конфликтов 127 уже имели национальный характер [ 6 ]. И в этот перечень не входят конфликты в Югославии, в странах СНГ, в Российской Федерации на Северном Кавказе.
В этих условиях перспектива развития этнополитических процессов как реализации интересов различных этнических групп, включая этническое большинство и этнические меньшинства, видится все еще неопределенной и неоднозначной. В силу этого становится значимым изучение как специфики процессов этнической мобилизации и политизации, так и сущности, содержания и характера региональных этнополитических процессов, которые оказывают существенное влияние на состояние и развитие социальных и главным образом политических систем и институтов.
4. Содержание, демократические принципы, цель и задачи этнической политики
Несмотря на то, что этническая политика уже прошла период становления, среди исследователей до сих пор не существует общепризнанных точек зрения на ее содержание, принципы, цель и задачи.
Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многоэтнической стране, должна строиться на ясно обозначенных демократических принципах этнической политики, под которыми понимаются — основополагающие ценности, идеи, политико-правовые нормы, которые в отличие от общих деклараций могут быть проведены на всех уровнях формирования и осуществления политики с точки зрения взаимодействия и сотрудничества различных народов со своими специфическими интересами в составе единого государства.
Принципы этнической политики образуют исходный минимум ценностных идей и установок, на основе которых можно провести согласование этнических интересов отдельных групп и целых общностей, в том числе с учетом их социально-политических позиций, а также всего комплекса объективных факторов развития многонационального федеративного государства.
Содержание принципов этнополитики сводятся к следующим положениям:
— этническая политика государства должна разрабатываться, исходя из особенностей исторического опыта страны, уровня ее социокультурного, социально — экономического и политического развития;
— безусловное уважение прав и основных свобод каждого человека вне зависимости от его социального положения, этнической и конфессиональной принадлежности, а также территории проживания;
— этническая политика должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде;
— условием эффективности этнической политики является ее научность, что предполагает необходимость научно-экспертной проработки всего комплекса вопросов, связанных с регулированием межэтнических отношений;
— при формировании и реализации этнической политики необходим всесторонний учет мирового опыта регулирования межэтнических отношений.
Разумеется, этим не исчерпываются принципы этнической политики в демократическом государстве. Важно подчеркнуть, что все указанные принципы и ряд других неразрывно связаны друг с другом и призваны образовывать определенное нерасторжимое единство. Только взятые вместе эти принципы отражают демократизм национальной политики.
Основной целью этнической политики является обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, совершенствование механизма научного управления этническими процессами в стране.
Другими словами, стратегической целью этнической политики должна стать гармонизация межэтнических отношений, т. е. достижение такого состояния, при котором доминируют взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие между этносами и отдельными его представителями. В условиях гармонизации межэтнических отношений, осуществляются эффективные контакты с людьми других этносов, способствующие понижению уровня недоверия, уменьшению степени выраженности негативных стереотипов между людьми различных национальностей.
Данная цель определяет и содержание основных задач в области межэтнических отношений.
Первой задачей государственной этнической политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы их развития на базе добровольного и взаимовыгодного сотрудничества.
Вторая задача государства в отношении составляющих его этнических групп и общностей — это интеграция всех их в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностных идеалов, то есть интеграция локальных сообществ в единое целое с одновременным сохранением культурного плюрализма внутри данного социального организма.
Третья задача государственных институтов и государственной этнической политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства в чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Четвертая задача государства в сфере этнополитики состоит в предотвращении возникающих явных диспропорций в социальных условиях между контактирующими этническими группами, обеспечении равенства возможностей их социального продвижения, тем более что сама рыночная экономика в случае их подъема создает более благоприятные условия жизнедеятельности всех народов.
При всем расширении и разнонаправленности векторов и содержания государственной этнополитики особую важность приобретает задача создания прочной правовой базы этнокультурной жизни и этнической мобилизации в цивилизованных формах.
Идеалом этнополитики признается политическое и социальное равенство всех граждан без этнических различий и право каждого этноса на культурное самоопределение.
5. Функции этнополитики
К числу важнейших функций необходимо отнести целеполагание, т. е. определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех граждан, этнических сообществ и групп.
Во-вторых, это организационно-регулятивная функция, то есть функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и тому подобное. Тем самым этнополитика помогает «встраивать» этническую составляющую в общие политические процессы и определять необходимость такого включения.
В-третьих, это функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей, которая предусматривает привлечение национальных меньшинств к политической жизни, особенно тех, кто через обычные демократические процедуры не имеет возможности обеспечить политическое представительство своих сообществ в федеральных и региональных органах власти.
В-четвёртых, функция разрешения межнациональных противоречий, выработка эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов.
В-шестых, этнополитика должна способствовать формированию политической культуры населения, прежде всего тем, что предлагает пути формирования культуры этнической толерантности как части общей политической культуры. Она обеспечивает оптимальное соотношение между общечеловеческими, общегражданскими интересами и интересами локальных сообществ и групп, помогает вырабатывать отношения к этнополитическим движениям и организациям.
Естественно, что все функции этнополитики тесно связаны между собой. Очевидно также, что выполнять свое социальное предназначение этнополитика может эффективно лишь в том случае, если в обществе будет сформировано должное понимание актуальности и значимости этих знаний для успешного развития общественных и государственных институтов.
В то же время, как показывает мировой и отечественный опыт, политический способ решения этнонациональных проблем должен дополняться более широким и продуктивным подходом, основанном на использовании достижений современной культуры. В современных условиях именно этнокультурная составляющая справедливо признается приоритетной. Государственная этническая политика призвана способствовать минимизации трудностей всех этносов страны в процессе их адаптации к реалиям и вызовам новой эпохи.
6. Механизм этнополитики
Этническая политика включает в себя совокупность средств и методов, при помощи которых взаимодействие между людьми различной национальной и этнической принадлежности осуществляется посредством социальных и духовных атрибутов (культура, язык, менталитет, традиции и обычаи. Очевидно, что речь в любом случае идет о способах вовлечения этнических общностей и групп в государственную политику и разных стратегиях, их поведения исходя из содержания конкретной политической системы в их странах.
Механизм управления этнонациональными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:
— объект управления — национальные и этнические процессы;
— субъект управления — государство, политические партии, общественно-политические организации;
— комплекс методов, средств, приемов управления, система нормативно-правовых актов, необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами;
— управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.
Структура механизма управления этнонациональными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов — творческие союзы, в механизм урегулирования межэтнических конфликтов — средства массовой информации, общественные организации, научные институты. Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития механизм управления национальными процессами — это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.
1. Развитие человечества в конце XIX — начале XXI веков во многом определялось и определяется развитием этнических отношений и формированием этнической политикой.
2. Этническая политика представляет собой систему мер, направленных на учет и решение возникающих проблем и противоречий в сфере национальных отношений, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.
3. Этническая политика в многонациональном государстве является не столько всеохватывающей стратегией, сколько представляет собой набор конкретных целей, принципов, механизмов, адаптированных к конкретным условиям регионов, этническому составу их населения, характеру межэтнических связей и т. д.
4. Этническая политика как концептуально и юридически оформленные действия государства или международных политических институтов в своем развитии прошла несколько этапов.
5. Этническая политика представляет собой совокупность четко сформулированных принципов, приоритетов, функций, этапов постановки определенных задач и механизмов их реализации.
6. В этнической политике следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, и задачи ближайшего характера.
7. Формирование наиболее эффективной модели этнополитики определяется целым рядом как объективных, так и субъективных факторов и до сих пор является актуальной проблемой для большинства государств мира.
Основные понятия: национальная политика, этническая политика (этнополитика), цель этнополитики, принципы этнополитики, задачи этнополитики, функции этнополитики, механизм этнополитики, формы осуществления этнополитики, методы этнополитики, культурная ассимиляция, мультикультурализм, модель культурного плюрализма, расизм, геноцид.
Контрольные вопросы и задания
1. Конкретными фактами проиллюстрируйте вывод исследователей о том, что в последние годы наблюдается роль и значение этнического фактора в жизни человечества?
2. Проанализируйте сущность и причины и особенности «взрыва» этничности в различных регионах мира во второй половине ХХ века.
3. Раскройте сущность и содержание понятия «этнополитика».
4. Как взаимосвязано и взаимообусловлено содержание понятий «национальная политика» и «этнополитика»? Почему необходимо как в научных исследованиях, так и в политической практике разводить эти понятия?
5. Какие объективные процессы и события положены в основу периодизации этнополитики?
6. Какие факторы влияли и влияют на формирование этнополитики как в целом в мире, так и в отдельных странах?
7. Раскройте содержание основных принципов этнополитики. Можно ли утверждать, что принципы этнополитики носят универсальный характер?
8. Какие функции и управленческие задачи ставит перед собой современная демократическая этнополитика?
9. На конкретных примерах продемонстрируйте взаимосвязь и взаимозависимость функций этнической политики
10. Могут ли содержание этнической политики, ее цели и задачи, функции, механизм реализации быть одинаковыми для всех государств, для группы государств, для определенного исторического периода?
1. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов. М.: Издательство Московского университета, 2011. — 376 с.
2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс, 1997. — 286 с.
3. Тощенко Ж. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 432 с.
4. Савинов Л.В. Общество и этнополитика: специфика Сибирского федерального округа [Электронный ресурс]. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/319/image/319-053.pdf
5. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. — М.: NOTA BENE, 2000. — 1024 с.
6. Пашинский В. Применение международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов//Военная история — 2003 — № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://warhistory.ukrlife.org/2_03_4.htm
7. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. — 992 с.
8. Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России //Вестник Моск. Уни-та. — Сер. 12 «Политические науки» — 2007 — № 2. — С. 102–106.
9. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения / [Тавадов Г.Т., Калинина К.В., Абдулатипов Р.Г. и др.]; Под ред. Р.Г. Абдулатипова. — М.: Луч. — 1995. — 265 с.
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология Издательский дом «Питер», 2004 — 313 с.
2. Ачкасов В.А. Этнополитология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 340 с.
3. Тишков В.А. Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов М.: Издательство Московского университета, 2011. — 376 с.
4. Тураев В.А. Этнополитология: Учеб. пос. — хрестоматия. — М., Ладомир, 2001. — 346 с.
- теория познания и логика по учению позднейших буддистов
- теория поля к левина в практике гештальт терапевта используется