теория обучения как раздел педагогики
Какие основные теории объясняют сущность обучения
Дидактика или теория обучения — что это за раздел педагогики
Обучение — это достаточно сложный процесс, для реализации которого педагогу недостаточно обладать знаниями в области преподаваемого предмета. На качество работы здесь влияют многие факторы: используемые принципы, технологии и методы обучения, а также организация процесса познания в целом.
Изучением тонкостей эффективного познания нового материала занимается один из разделов педагогики — дидактика. Дидактика базируется на познании теории обучения. Объектом исследования в данном случае является процесс реального обучения.
Поскольку обучение рассматривается как часть воспитательного процесса, прослеживается тесное взаимодействие дидактики с психологией. Учитывая, что каждый индивид обладает исключительно своими психологическими и умственными качествами, одни и те же методы обучения не могут быть одинаково эффективными для всех. Качество преподавания нового материала зависит от того, насколько педагог принимает во внимание этот фактор.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Для выработки качественной методики преподавания педагогу необходимо уметь оценивать тонкости психологии ученического коллектива. При осознанном подходе к организации образовательного процесса преподаватель всегда находит новые формы обучения, позволяющие реализовать все поставленные задачи.
Какие задачи решает, сущность и цели процесса
Изначально дидактика базировалась на эмпирических знаниях. Но сегодня она охватывает многие стороны изучения учебного процесса:
Это список базовых задач. А главной задачей дидактики считается выявление закономерностей, использование которых положительно влияет на реализацию образовательных задач.
Закономерности и принципы обучения
Однозначных и доказанных методов и приемов обучения нет. Под закономерностью подразумевается достаточно гибкое понятие, зависящее от способностей ребенка и организации обучения в целом, а также других факторов. Следующие закономерности обучения считаются наиболее эффективными:
Был выявлен ряд принципов обучения, доказавших на практике свою эффективность использования.
Принцип научности: призывает ориентироваться на последнюю научно доказанную информацию. Это всегда обеспечивает актуальность изучаемого материала любой дисциплины. Идея метода заключается в том, чтобы позволить индивиду как можно глубже окунуться в суть каждой науки. Данный принцип формирует предпочтения и интересы в дальнейшем.
Принцип системности: активизирует логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и анализировать. В результате самостоятельно находить решение поставленной задачи. Реализация данного принципа осуществляется за счет разделения материала на логические части, изучаемые поэтапно, с учетом возраста ребенка. При системном обучении следует избегать появления пробелов в знаниях учащихся. Пробелы становятся причиной искажения всей системы, что не позволяет сформировать целостную картину изучаемого материала.
Принцип доступности: представляет собой отражение последовательности обучения. Суть принципа заключается в том, что первоначально выявляются имеющиеся знания и умения. Исходя из этого осуществляется поэтапное обучение, ориентированное на возрастные особенности, имеющуюся базу знаний. Доступность не предполагает пассивную деятельность со стороны ученика. Последний должен прилагать усилия для более быстрого и качественного изучения материала. Но отличительная особенность принципа заключается в том, что акцент делается все-таки на возможностях учеников.
Принцип наглядности: под наглядностью подразумевается не только иллюстрирование материала, но и формирование четкого восприятия сообщаемых учителем знаний. Для этого ни в коем случае нельзя ограничиваться постоянным созданием схем, таблиц и прочего. Весь наглядный материал должен в обязательном порядке сопровождаться комментариями со стороны педагога, что направлено на активизацию воображения и формирования представления об изучаемом материале.
Принцип сознательности: цель данного принципа заключается в формировании мотивации к обучению. Без осознанного подхода к обучению материал воспринимается тяжело. Изучение ограничено механическим заучиванием, что не позволяет применить должным образом полученные знания на практике. Во избежание этого следует делать акцент на актуальности изучаемого материала. В отдельных случаях целесообразно прибегать к организации соревнований на уроке, что зачастую повышает интерес к изучаемому материалу.
Основные противоречия теории обучения
Под противоречиями подразумевается определенное несоответствие отдельных моментов обучения предполагаемым нормам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.
1. За время существования цивилизаций обществом накоплен большой опыт, полное изучение которого невозможно и не имеет смысла. Важно научиться выбирать информацию, способную удовлетворить запросы как ученика, так и общества. Для этого необходимо обладать навыками анализа, абстрагирования и моделирования, что позволит добыть недостающий материал самостоятельно.
2. На начальной стадии теоретического изучения какого-либо материала ученик не осознает практическую значимость новой информации. Это легло в основу противоречия между практическими задачами и умениями и навыками ученика. Здесь важна работа педагога, направленная на его мотивацию. Для этого можно использовать кинематографию, интернет или задания итоговой аттестации.
3. Уровень развития учащегося не всегда соответствует степени сложности задач, представленных ему по возрасту. Это легло в основу противоречия между имеющимися знаниями и разработанными специалистами нормами. Отсутствие работы со стороны педагога с данным противоречием может стать причиной полной потери мотивации к изучаемому материалу.
Если задача окажется слишком легкой, то она не будет вызывать интерес. И, наоборот, слишком сложные задачи могут стать причиной неуспешности, что также повлечет потерю мотивации. Во избежание представленных проблем важно отслеживать индивидуальные успехи учащегося и материал разной степени сложности вводить поэтапно.
4. Работая в школе, следует помнить, что школьная программа – это всего лишь малая часть той или иной науки. И здесь в отдельных случаях вступают в противоречие наука и школьный предмет. Преподавателю не всегда удается донести доступным языком до учеников желаемую информацию. Зачастую ее невозможно представить в полном объеме.
Возможно появление и других несоответствий между теорией и практикой. Решение возникающих противоречий требует от педагога определенного мастерства, основанного на творчестве.
Представленная характеристика дидактики свидетельствует о том, что обучение представляет собой живое и развивающееся явление.
Теория обучения как раздел педагогики
Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области П. Н. Груздев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др.
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Таким образом, дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.
Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «ученик», «учитель». Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими, надо признать «образование», «учебный процесс». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержание образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обучения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.
Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия (общения) учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребенка.
Преподавание — деятельность учителя в процессе обучения.
Учение — особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной и творческой деятельности.
Принципы обучения — исходные теоретические положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Это норма дидактического поведения учителя.
Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).
Методы обучения — способы профессионального взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения (словесные, наглядные, практические).
Средство обучения— материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний (учебное оборудование, пособия, ТСО и др.).
Прием обучения — это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения (показ учителя, сообщение плана работы, запись учащимися базовых понятий, прием сравнения и др.).
Форма организации обучения — специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме (индивидуально-групповая система обучения и классно-урочная система).
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый).
Образовательная технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса (В.П. Беспалько).
Методика преподавания — комплекс методов и приемов при изучении конкретного учебного предмета.
Методика обучения учебному предмету — отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику.
Теория обучения как раздел педагогики
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Теории обучения в педагогическом процессе
Сущность и цели процесса обучения
Дидактика – это наука, исследующая и изучающая проблемы образования и обучения. Иногда встречается и другое название этому определению – теория обучения.
Дидактика или теория обучения – это раздел педагогики, изучающий проблемы теоретических основ обучения.
Основная задача науки выявить закономерности, которым подчиняется обучающий процесс, и их применение для достижения целей образования. При обучении человек получает знания, практические умения и навыки, а еще узнает о способах творческой деятельности. Цели образования достигаются при получении эмпирических знаний. Информация становится сложнее, в зависимости от ожидаемых результатов.
Психология и дидактика связаны между собой. Они объединись за счет единого объекта – процесса обучения и воспитания, однако, аспекты изучения у них разные. В психологии затрагиваются психологические закономерности формирования психики человека. Дидактика же изучает условия, требуемые для эффективного усвоения. Она строится на педагогической психологии. Базой любой методики обучения выступает знание психологических способов усвоения информации.
Выделяют даже непрерывную цепочку связей: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методики» – «практическая деятельность».
Цель учебного процесса – сформировать личность.
Образование – это процесс усвоения знаний, умений, навыков, и результатов, этого процесса.
Существует 4 основных этапа обучающего процесса:
Объект науки – это реальный процесс обучения. Теория обучения формирует знания о закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
Дидактика, как наука, имеет несколько категорий:
Образование – это целенаправленный процесс и результат пополнения научных знаний, основных познавательных умений и навыков, формирование мировоззрения и нравственных качеств человека, на основе полученной информации.
Образование проводится под воздействием обучения.
Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя с учащимися. Во время совместной деятельности проводится образование, дети воспитываются и развивают в себе индивидов.
Обучение не решает все задачи воспитания, поэтому важно параллельно проводить внеурочные воспитательные работы. Посредством проведения двух направлений ребенок всесторонне развивается, как личность.
Учение – это соединение двух процессов: преподавание и обучение. Первое направление – это деятельность учителя при обучении. Под вторым подразумевается работа ученика. Учение возможно и при самообразовании. Закономерности дидактики определяют несколько требований, обеспечивающие эффективное обучение. Это и есть принципы образовательной работы.
Учеба передает новому поколению знания и опыт человечества, умения и навыки, систему взглядов и убеждений. Перед учащимся ставятся негласные задачи – овладеть знаниями. При обучении индивидуальное развитие отстает от общественно-исторического.
Обучение – это особый вид отношений. Во время них проводится образование, воспитание и передача человеческого опыта субъекту.
Процесс учения связан с развитием и формированием у субъекта знаний, умений и навыков в определенной дисциплине.
Учение в отличие от обучения провоцируется мотивацией. Этот процесс побуждает двигаться к цели. Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Учителя зачастую прибегают к внешним возбудителям, принуждая учиться, поощряя или наказывая. Однако такой систематический контроль снижает желание ребенка на обучение. На этом этапе подключаются внутренние мотивы.
Обучение появилось довольно давно, и сначала основывалось на передаче опыта от предков молодым. Эволюция усложнила отношения между людьми, поэтому система обучения усовершенствовалась. Появились обучающие заведения. А потом обучение стало целенаправленным процессом.
Знания не передаются просто от одного человека другому. Для этого нужно активное участие двух сторон обучающего процесса. Поэтому обучение – это двусторонняя работа.
Противоречия обучения
Главная задача учителя – передать информацию слушателям. Параллельно он стимулирует учеников к активности, развивает мотивацию, творческие способности и эстетические взгляды. Учение – развивающий процесс, поэтому имеет некоторые противоречия. Они помогают совершенствовать процесс, изменяясь под потребности общества.
Основные противоречия теории обучения в педагогике такие:
Закономерности и принципы обучения
Учение основывается на общих закономерностях. Это теоретическая база для понимания процесса. Закономерности обучения субъективны и зависят от работы учителя. Исходя из такого утверждения, учение – это объективный процесс, учитываемый субъективные особенности учеников.
Выделяют две группы закономерностей:
Первый тип зависит от социальных действий, политической ситуации в стране, культурного образования. Внутренние же связаны с целями, методами и формами обучения.
Кроме законов дидактики при обучении еще задействуют психологические, гносеологическое, физиологические законы и закономерности. Они устанавливаются взаимоотношения учащихся и учителя при обучении.
Раздел II. Педагогика
Вопросами обучения занимается составная часть педагогики – дидактика ( (от греч. didaktikos – поучающий) – теория обучения ). Научную интерпретацию этого понятия осуществил Я. А. Коменский (1592–1670 гг.). Дидактика исследует закономерности, механизмы, условия, факторы обучения, разрабатывает теорию и практику эффективного достижения его целей; характеризует принципы, концепции, методы и формы обучения, объясняет процесс овладения знаниями, навыками, умениями. Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех дисциплин, имеет тесную связь с частными методиками (т.е. с другими предметами).
8.1. Общая характеристика обучения
Обучение – осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязанностей. Как общественное явление данный феномен представляет усвоение молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта.
Основные требования к обучению:
Компоненты системы обучения:
Основными педагогическими задачами при этом являются:
Функции обучения:
Знания – это совокупность усвоенных студентом (учеником) сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Навыки – автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко, быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Умения – творческое применение знаний и навыков в достижении желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Преподавание – деятельность педагога по организации, осуществлению и управлению процессом формирования у студентов (учеников) знаний, навыков и умений, развитию их психики, научного мировоззрения.
Учение – работа обучаемых по овладению знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями современной жизни.
Обучающий – преподаватель (учитель), средствами педагогического воздействия оказывающий влияние на психику студента (ученика), развивая ее, формируя у них знания, навыки и умения.
Обучаемые – студенты (ученики), отражающие в своем сознании информацию и активно реагирующие на воздействия преподавателя (учителя), овладевая при этом знаниями, навыками и умениями.
Сегодняшняя действительность требует дальнейшей интенсификации учебного процесса.
Выделим основные направления его совершенствования:
Интенсифицировать подготовку специалистов – значит уплотнить время занятий за счет оптимального отбора содержания теории и практики обучения, его методов и форм.
Оптимизировать процесс обучения – найти такие средства и технологии обучения, которые бы позволили убедительно донести самое главное.
Таким образом, процесс обучения – многофункциональный. Он решает задачи образования, воспитания, развития, психологической подготовки.
8.2. Принципы и методы обучения
8.2.1. Принципы обучения
Принципы – это основополагающие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, методике обучения. По своему происхождению они являются теоретическим обобщением педагогической практики и, следовательно, имеют объективный характер, становятся руководящими, регулируют деятельность преподавателей (учителей) в процессе обучения студентов (учеников). Однако по форме своего существования принципы носят субъективный характер, так как они отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности. Их незнание, нежелание им следовать, неправильное понимание делают систему обучения непродуктивной.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности
Требует такой постановки обучения, при которой студенты (ученики) осознанно понимают свои цели, задачи, проявляя при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность.
Принцип системности, последовательности и комплексности
Он реализуется через организацию учебного процесса. На его основе составляются программы по всем дисциплинам. Чтобы успешно, компетентно выполнять профессиональные обязанности, важно овладеть знаниями, навыками и умениями, применять их в комплексе. Сформировать это возможно путем установления логических связей между предметами, разделами, темами.
Принцип обучения на высоком уровне трудностей
Он отражает зависимость педагогических воздействий преподавателя (учителя) от характера деятельности, индивидуальных особенностей и возможностей студентов (учеников). Его сущность заключается в том, чтобы организация, содержание обучения ставили молодых людей в такие условия, при которых они овладевали бы знаниями, навыками и умениями с максимальным напряжением умственных и физических сил.
Необходимость этого принципа вызывается такими причинами:
Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями
Трудные ситуации сегодняшней жизни требуют от специалистов грамотно, продуктивно и самостоятельно принимать решения, опираясь на свой интеллект и социальный опыт. Вот почему сейчас так важны прочные знания, навыки и умения. Они необходимы также для того, чтобы успешно и дальше совершенствовать уровень своего образования.
Принцип группового и индивидуального подхода
Обычно в студенческой группе (классе) быстро появляются общие интересы, первые ростки взаимопомощи, устанавливается доброжелательная атмосфера, соревновательность. Молодые люди обогащаются опытом своих товарищей, действуют более уверенно, самокритично оценивают поступки. На занятиях нужно развивать поиск совместных действий, порядочности, эмпатии, взаимопонимания. Эффективность группового обучения во многом зависит от умения педагога индивидуально подойти к каждому человеку, опираясь на коллектив, его настроение, мнение, традиции.
Принцип наглядности в обучении
Его сущность заключается в том, что студент (ученик) усваивает знания, формирует навыки и умения на основе чувственного восприятия объектов, предметов, явлений или их изображения в ходе учебных занятий.
Таким образом, были рассмотрены содержание и требования принципов обучения с позиции традиционных подходов.
Имеются и другие формулировки принципов обучения:
8.2.2. Теории (концепции) обучения
Теория обучения – система взглядов, характеризующая сущность, содержание, методику и организацию учебного процесса, особенности деятельности педагога (учителя) и студента (ученика) в ходе его осуществления.
В практике применяются такие концепции:
Конечная цель этих теорий обучения – сформировать у студентов (учеников) систему знаний, навыков и умений, успешно подготовить их к практической профессиональной деятельности.
Содержательная сторона теории обучения дана в Приложении к данной теме.
Методы и формы обучения
Методы обучения – это способы организации познавательной деятельности, совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых достигается овладение знаниями, навыками, умениями, развитие умственных и физических способностей.
Устное изложение; |
Показ (демонстрация); |
Самостоятельная работа. |
Обсуждение изучаемого материала |
Самостоятельная работа |
Показ (демонстрация) |
Упражнение (игры, тренировки) |
Самостоятельная работа |
Практические работы |
Самостоятельная работа |
Устное изложение учебного материала
Этот метод предполагает активное, продуктивное воздействие на обучаемых. Он применяется с целью сообщения новых знаний, объяснения какого-либо устройства, рассказа о новых фактах, событиях.
Виды устного изложения материала:
Требования к изложению учебного материала:
Обсуждение изучаемого материала
Данный метод определяет активное взаимодействие и влияние преподавателя и студента (ученика) друг на друга. Он применяется для углубления, закрепления и систематизации знаний по предмету.
Виды обсуждения материала:
Требования к обсуждению изучаемого материала:
Показ (демонстрация)
Метод строится на основе демонстрации студентам (ученикам) реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратуры в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем. Он представляет собой совокупность приемов, с помощью которых создается образ изучаемого предмета и формируются конкретные представления о его устройстве.
Виды показа (демонстраций):
Требования к методу показа (демонстраций):
Метод упражнения:
Способ сознательного, многократного, постоянно усложняющегося повторения умственных и практических действий с целью складывания, закрепления и совершенствования навыков и умений. Функции метода заключаются в том, чтобы трансформировать часть знаний студента (ученика) в навыки и умения, подготовить к практической деятельности. Упражнения обязательны для любой дисциплины. Систематическое их выполнение воспитывает любознательность, настойчивость, внимание, прилежание.
Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.
Условия успешного осуществления упражнений в обучении:
Самостоятельная работа обучаемых
Данный метод предполагает индивидуальную активность студентов (учеников) при закреплении знаний, навыков, умений и подготовке к занятиям.
Виды самостоятельной работы:
Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов (учеников):
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса все шире внедряются активные методы обучения. Они помогают раскрепостить сознание, задействовать интеллектуальный потенциал индивида, приобрести прочные навыки и умения.
При чтении лекции применяются следующие приемы:
Семинар активизируется с помощью диалога, дискуссии, интеллектуальной разминки, «мозговой атаки», деловых игр, решения ситуативных задач, «исполнения ролей», социально-психологического тренинга (СПТ) и т.п.
Интеллектуальная разминка – это постановка вопросов, ответы на которые требуют четкого понимания изучаемой темы. Она длится 10–15 минут, проводится в быстром темпе, по основным понятиям, категориям, определениям, событиям, фактам и т.д. Главное здесь состоит в том, чтобы перед обсуждением проблем активизировать мыслительную деятельность студентов (учеников).
«Мозговая атака» применяется тогда, когда в раскрытии вопроса наступает тупиковая ситуация. При этом важно соблюдать определенные правила:
Ролевая (деловая) игра уместна тогда, когда нужно развивать приемы, навыки в выполнении функциональных обязанностей. К примеру, она используется в формировании у студентов профессиональных черт руководителя.
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это тренировка обучаемых с целью выработки у них необходимых качеств, умений, навыков. Педагогический опыт свидетельствует, что молодого человека нужно практически учить многому: как вести с начальниками, старшими, равными, преодолевать затруднения в общении, взаимодействии с окружающими, диагностировать свойства личности, направленность, характер, способности и т.д. Система СПТ должна быть регулярной, полезной, интересной, приносить удовольствие.
8.3. Формы обучения
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений преподавателя (учителя) и студента (ученика).
Формы обучения представляют собой организационную сторону этого процесса. Они предусматривают состав групп (классов), структуру, место и продолжительность занятия, специфику деятельности преподавателя (учителя) и студента (ученика), тесную связь с методами, обеспечивая внешние и внутренние условия их применения.
Формы обучения:
Учебно-плановые формы обеспечивают усвоение студентами (учащимися) конкретных дисциплин, формирование навыков и умений. Внеплановые – позволяют им совершенствовать знания, расширять кругозор. Вспомогательные – обусловливают дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, способствуют преодолению отставания отдельных учеников, а также ускоренному продвижению тех, кто успешно осваивает программу.
Обучающе-образовательная |
Воспитательная |
Организационная |
Психологическая |
Обучающе-образовательная – служит созданию благоприятных условий для передачи студентам (ученикам) знаний, навыков, умений, формированию мировоззрения, развитию дарований, практических способностей и т.д.
Воспитательная – направлена на продуктивное задействование всех духовных сил молодых людей.
Психологическая – заключается в выработке у студентов (учащихся) правильного биоритма активности, привычки к занятиям и отдыху в определенное время.
Интегрирующе-дифференцирующая – способствует обмену информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.
Систематизирующая и структурирующая – обеспечивают разбивку учебного материала по частям, темам.
По отношению друг к другу формы обучения выполняют комплексирующую и координирующую функции.
Стимулирующая – учитывает особенности возраста детей, специфику развития их организма, психики.
Со стороны формы занятие структурно состоит из трех частей:
При подготовке к занятию (на примере лекции) необходимо:
8.4. Проверка и оценка знаний, навыков, умений
Это составная часть процесса обучения и осуществляется в виде постоянного контроля за его ходом, что дает возможность педагогу влиять на деятельность студентов (учеников): определять, что они успешно усваивают, какие трудности встречаются, кто нуждается в помощи. Вместе с тем он продолжает их обучать и воспитывать, помогает им углублять и закреплять знания, навыки и умения, развивать внимание, мышление, память, вырабатывать эмоционально-волевую устойчивость.
Педагогические требования к проверке:
Проверка приучает молодежь к самоконтролю.
Проверка может быть:
Текущая – проводится на каждом занятии.
Предварительная – заключается в выявлении уровня подготовки студентов (учеников) за какое-то время, преподаватель (учитель) беседует с ними, наблюдает за их действиями, требует выполнить те или иные приемы.
Итоговая – организуется с целью получения оценок, их конечных результатов за период обучения.
Инспекторская – осуществляется представителями вышестоящих образовательных структур.
Оценка знаний, навыков, умений
Она может быть выражена в форме:
При оценке знаний учитывается:
При оценке навыков и умений учитывается:
При выставлении оценки преподаватель (учитель) руководствуется педагогическими критериями:
Оценка во всех случаях должна быть:
Обучение представляет собой взаимообусловленную деятельность двух сторон: обучающего (учителя, преподавателя), оказывающего педагогическое влияние и обучаемых (ученика, студента), которые отражают в своем сознании получаемую информацию, овладевая знаниями, навыками, умениями. Работа преподавателя призвана побудить к активному труду (учению) школьника, студента, а они в свою очередь обязаны проявить прилежание.
- теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация магистратура спбгу
- теория обучения китайскому языку и переводу гурулева