теория и практика профессионального обучения
Развитие теории и практики профессионального образования
Общая и профессиональная педагогика
Общие основы профессиональной педагогики
1.Понятия профессиональной педагогики, объект, предмет и функции
2.Задачи и структуры профессиональной педагогики
3.Основные понятия профессиональной педагогики
Педагогика – очень обширная область знаний о человеке. В ее структуре существует разнообразие педагогических отраслей.
Профессиональная педагогика – отрасль педагогики(другое название- отраслевая педагогика).
Профессиональная педагогика – это отрасль педагогического знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от возраста, уровня предшествующего образования, характера и профиля профессиональной деятельности.
Объект науки – то, что познается наукой в реальной действительности.
Объект профессиональной педагогики – система профессионального образования.
Предмет науки – конкретная область объекта, которая подлежит более тщательному исследованию.
Предмет профессиональной педагогики – процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности.
Таким образом, профессиональная педагогика подразумевает процесс формирования профессиональных качеств личности в системе профессионального образования.
Основные функции профессиональной педагогики
1.Профессиональная педагогика изучает передовой опыт профессионального образования(описательный уровень)
2.Выявляет состояние профессионального образования(диагностический уровень)
3.Профессиональная педагогика проводит экспериментальные исследования(прогностический уровень)
1.На основе экспериментов профессиональная педагогика разрабатывает методические материалы \планы, программы, инструкции, рекомендации\ (проектный уровень)
2.Внедрение достижений науки в профессиональную практику (преобразовательный уровень)
3.Анализ результатов внедрения с последующей коррекцией (рефлексивный уровень)
Задачи и структура профессиональной педагогики
1.Разработка методических основ (теория познания)
2.Изучение истории развития профессионального образования
3.Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом
4.Выявление особенностей профессионального воспитания
5.Разработка и совершенствование содержания, методов, средств и форм профессионального обучения и воспитания.
Структура профессиональной педагогики:
1.Педагогика начального профессионального образования (НПО)
2.Педагогика среднего профессионального образования (СПО)
3.Педагогика Высшей школы (ВПО)
4.Педагогика послевузовского профессионального образования
Каждый структурный элемент имеет свою область исследования.
НПО → процесс обучения, воспитания и развития специалистов с начальным профессиональным образованием.
СПО → процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.
ВПО → процесс обучения и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Система послевузовского профессионального образования → процесс обучения и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Производственная педагогика – исследует процесс подготовки работников на предприятии.
Основные понятия профессиональной педагогики
Профессиональное становление – результат профессионального развития, когда человек получает разряд, должность, степень, категорию.
Профессиональное развитие – развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.
Этапы профессионального развития:
Ø Профессиональное самоопределение
Ø Профессиональная обученность
Ø Профессиональная компетентность
Ø Профессиональное мастерство
Профессиональная компетентность – способность специалиста использовать в профессиональной деятельности ЗУН. В профессиональном образовании придается особое значение пяти ключевым компетенциям:
1. Социальная: особенность брать на себя ответственность, толерантность, проявление интересов к потребностям общества
2. Социально-информационная компетентность: владение ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями), критическое отношение к социальной информации.
3. Коммуникативная: владение технологиями устного и письменного общения(включая интернет)
4. Когнитивная компетенция (познавательная): готовность к постоянному повышению образовательного уровня, самообразованию
5. Специальная компетентность: подготовленность к самостоятельному выполнению самостоятельных действий.
Профессиональное образование – процесс и результат профессионального развития личности посредством специально организованного профессионального обучения и воспитания.
Уровни профессионального образования: НПО, СПО, ВПО, послевузовское.
Профессиональное обучение – процесс и результат овладения обучающимися профессиональных ЗУН. Осуществляется в учреждениях профессионального образования (колледжи, институты, университеты).
Профессиональное воспитание – процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности.
Развитие теории и практики профессионального образования
Профессиональная педагогика прошла длительный путь развития.
В настоящее время условно выделяют следующие периоды:
1. 6 – первая половина19в возникновение различных форм профессионального обучения
2. Вторая половина 19в – 1917 формирование системы государственных профессиональных учебных заведений
3. 1917 – 1940 преобразование системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия
4. 1940 – 1958 становление системы подготовки инженерно педагогических кадров (педагог ПО)
5. 1959 – 90е годы переход к всеобщему профессиональному образованию, становление научных центров, исследующих проблемы профессионального образования
6. 90е – настоящее время развитие профессионального образования в условиях перехода к рыночным отношениям
1.Краткий обзор становления профессионального образования в эпоху средневековья нового времени
2.Развитие профессионального образования на Руси (до 19в)
3.Развитие профессионального образования (конец19-20в)
В рабовладельческом строе физический труд считался уделом рабов. Умственный труд –занятие рабовладельца, философа или политика. Однако философы понимали ценность труда, утверждая, что труд предохраняет человека от нравственной деградации.
Социалисты-утописты считали, что знание ремесел это признак достоинства человека. Они выступали за право выбора ремесла.
В XVIIв педагог Ян Амос Коменский уделял внимание детей к ознакомлению с разными ремеслами, профессиями, технологиями, орудиями труда. В конце XVII особое значение приобретают аспекты массового вовлечения детей на мануфактурах и в ремесленном производстве. Английский экономист и педагог Джон Беллерс впервые предложил проект профессионального образования:
· Избавление от бедности путем приобщения к хорошей профессии
· Соединение обучения с производственным трудом
Новое время XVIII развитие капиталистических отношений, прогресс науки вызвал массовое вовлечение детей в производство, поэтому возникает необходимость в развитии ученичества и профессиональных школ.
Английский философ и педагог Джон Локк разработал систему воспитания джентльмена или делового человека:
· Создать для бедных детей с 3 до 14 сеть рабочих школ на основе самоокупаемости. Дети должны в первой половине дня обучаться, во второй – овладение ремеслом.
· При организации производства ценились не знания, а владение технологиями
В конце 18 рабочий и общественный деятель Франции Карбон впервые выпустил книгу «О профессиональном образовании», где проанализировал состояние образования для детей рабочих. Выдвинул ряд положений, которые в последствии стали основами профессионального обучения:
1. Свобода выбора профессии для личности
2. Создание профессиональных школ
3. Сочетание общего и профессионального образования
Подверг критике ремесленничество за длительность и низкое качество обучения, критиковал раннюю профессионализацию детей. Опираясь на данные идеи Карл Маркс(немецкий философ) впервые поставил вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих нового типа, где в основе творческое отношение к деятельности и влияние технического прогресса. Маркс предложил заменить систему ученичества техническими школами.
На Руси обучение ремеслу считалось основной формой подготовки рабочих до 18 лет. Реформы начинаются в петровские времена. Сподвижник Петра I, Василий Никитич Татищев, создал систему государственных горнозаводских школ, разработал первые документы по организации и методике «обучение искусствам и ремеслам».
Основы профессиональной педагогики разработал К.Д. Ушинский. Впервые поставил задачу создания в России системы школьного ремесленного образования, «отвечающие потребностям индустриального века». Ушинский выделил функции ремесленного образования нового типа.
· Приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники
· Подготовка отечественных специалистов
· Ликвидация ученичества, как формы эксплуатации детей
· Разработка системы профессиональных школ создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики
В 60е годы 19века начинается становление теории профессионального образования как самостоятельной научной области «этому способствовала деятельность Русского технического общества и Московского общества распространения механических знаний». Они выдвигали проекты реформирования системы профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт, проводили съезды технических работников. Издавали научную, учебную и методическую литературу.
В конце 19 века (1884) учебный министр финансов Вышнеградский разработал проект «Общий нормальный план промышленного образования в России», который заложил основу государственной системы профессионального образования:
· Соответствие профессионального образования потребностям развивающейся экономики (конкурентоспособность)
· Обязательная база для профессионального обучения – общее образование учитывается в зависимости от исходного общего образования разно уровневый характер профессиональной школы практическая направленность профессионального образования
· Постепенная замена ученичества ремесленными школами
В Московском техническом училище была разработана первая в мире система производственного обучения слесарному, токарному и подобному ремеслу. В условиях массового производства на первый план выступали вопросы охраны и защиты детского труда. 1915-1916 разработаны проекты-реформы профессионального образования, которые предусматривали:
· Создание многотипной системы профессиональных технических учебных заведений
· Установление связей между общим и профессиональным образованием то есть школой и производством
· Более широкое развитие женского профессионального образования
· В первые годы светской власти получили развитие фабрично-заводские училища (ФЗУ)
После Второй мировой войны возобновились исследования в области профессионального образования, усиливается международное сотрудничество в области подготовки кадров.
Алексей Капитонович Гостив, директор центрального института труда разработал концепцию краткосрочной подготовки рабочих в цехах. Он же, Гостив, впервые в переодике дал название профессиональной педагогике. До Гостива были другие названия.
ЦИТа сыграла большую роль в становление педагогики так как были созданы кабинеты, отделы, лаборатории занимающиеся медико-гигиенических, экономических, технических аспектов профессионального образования.
Издается много журналов по профессиональному образованию:
«Рабочее образование», «Запромышленные кадры». В середине 50х годов начинается свертывание исследований в области подготовки рабочих.
Профессиональной педагогике отводилась узко-методологическая роль (обучение в ремесленных училищах). Уже в конце 50х годов был принят закон «об укреплении связей школы с жизнью», благодаря которому профессиональные технические училища стали частью общей системы образования. В старших классах учащиеся должны были пройти подготовку к массовым рабочим профессиям. В середине 60хв связи с введением всеобщего среднего образования(десятилетка) профессиональные училища вернулись в систему профессионального образования и стали основным его звеном. Увеличился контингент учащихся ПТУ, возникает потребность в разработке содержания, методов, форм обучения. Возникают крупные научные центры. ВНИИ – профессионально техническое образование (в Ленинграде 1969) научно-исследовательский центр (НИИ) развитие профессионально-технического образования(в Москве 1952).
В настоящее время в области профессионального образования развиваются в разных аспектах и принадлежат таким ученым как Атутов, Батышев, Теригунский и др.
Теория и методика профессионального образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается специфика содержания педагогической компетентности, ее место в структуре профессиональной деятельности педагога, особенности подготовки педагогов в рамках компетентностной модели высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка.
В настоящее время вся система высшего педагогического образования Российской Федерации включена в процесс реализации программы модернизации профессиональной подготовки.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования (2002) основными целями профессионального образования являются подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [4].
Модернизация подготовки педагогов в системе высшего образования выражается в следующих существенных изменениях:
— в переходе к нелинейной организации учебного процесса, определении индивидуальной траектории профессионального становления будущего педагога;
— в переходе к компетентностной характеристике результатов освоения основной образовательной программы студентом.
Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л. М. Абдулина, Э. Ш. Абдюшев, В. А. Антипова, Е. В. Бережно-ва, З. Ф. Есарева, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Янковский) и за рубежом (Е. Д. Вознесенская, Б. Л. Вульфсон, Н. И. Костина, Л. В. Кузнецова, М. С. Сунцова, Ю. Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства педагога (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров).
Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
По Н. В. Кузьминой, структура профессиональных свойств педагога включает тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентности. Очевидны три основных компонента этой структуры: личностный, индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и профессионально-педагогический. Последний компонент структуры включает профессиональные знания и умения. Это профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим, и уровню саморазвития. Существенны здесь предложенная автором дифференциация самого явления компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления социального опыта способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [2]. Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
Результативные показатели тоже неравноценны: среди них наиболее важным является обучаемость (способность к самообучению), воспитуе-мость (способность к саморазвитию), на основе которых складываются обученность и воспитанность детей.
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализации личности учителя составляют процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, результаты педагогического труда (обученность и воспитанность детей) составляют еще две стороны труда учителя. Эти пять сторон труда учителя выступают, по мнению А. К. Марковой, основой пяти блоков профессиональной компетентности [3, с. 7]. В каждом из блоков, определяющих профессиональную компетентность педагога, выделяют следующие составляющие:
а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Такой подход дает возможность разработать технологию оценивания компетентности педагога, что важно с практической точки зрения.
Кроме того, созданная А. К. Марковой структура компетентности педагога предлагает «сквозное» рассмотрение её показателей во всех сторонах труда учителя.
В настоящее время для раскрытия содержания профессиональной компетентности исследователи стали употреблять термин «профессиональная компетенция».
А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская и др.).
Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность».
Ученые, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский, Т В. Добудько, А. К. Маркова), то термин «педагогическая компетентность» (Л. М. Митина), то оба термина (Н. Н. Лобанова), а иногда объединяют эти термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).
Таким образом, основными чертами компе-тентностного подхода к подготовке специалистов являются:
— социальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
— четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
компетенций, которые также являются целями развития личности;
— формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
— наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;
— оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;
— индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
— создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
— интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Доклад_Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский областной техникум
аграрного и промышленного сервиса»
теории и практики профессионального образования »
мастер производственного обучения
профессия НПО: 190631.01 «Автомеханик
Генезис и перспективы развития теории и практики
С.В. Зайцева, мастер производственного обучения
ГБОУ СПО «Самарский областной техникум аграрного
и промышленного сервиса» г.о. Самара
§ 1. Становление и развитие отечественного профессионального образования
1. Становление отечественного профессионального образования
2. Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX
— первой половине XX вв.
Становление отечественного профессионального образования
На Руси «учение рукомеслу» также восходит к «седой древности». Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в.
Представитель либерально-буржуазной педагогики Н.И. Пирогов (1810-1881) обосновал идею общественного воспитания, на котором должно основываться профессиональное образование, лишенное узкого «специализма».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) в статьях «Ученики ремесленные в Петербурге», «Воскресные школы», «Необходимость ремесленных школ в столицах» дал критику существовавшей системы ремесленного ученичества и обосновал следующие
функции ремесленного образования нового типа:
социальные — подготовка отечественных специалистов;
Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено на
демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. Царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.
В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Во многом этому способствовала деятельность научных и технических обществ:
Русского технического общества;
Вольного экономического общества;
Московского общества распространения технических знаний.
Общества создавали профессиональные учебные заведения, разрабатывали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки рабочих и других специалистов, проводили съезды деятелей профессионально-технического образования, издавали научную, учебную и методическую
Большую роль в становлении теории и методики профессионального образования сыграл журнал «Техническое образование» (1892-1917). В 1862 году была создана Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителями которой были видные деятели профессионального образования России Е.Н. Андреев (1868-1889) и А.Г. Неболсин (1889-1917).
Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И. Менделеев, В.К. Делл-Вос, В.И. Гриневецкий, И.А. Стебут, А.И. Гурнов, Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др.) сформировали следующие требования к профессиональному образованию:
соответствие потребностям развивающейся экономики;
конкурентоспособность подготавливаемых кадров;
развитие профессионального образования на базе общего образования;
разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего
сочетание общего и специального компонентов в содержании профессионального
практическая направленность обучения и четкая социализация;
постепенная замена ученичества ремесленными школами;
соединение обучения с производственным трудом.
В 60-х гг. XIX в. в России начала развиваться дидактика профессионального обучения. Ведущую роль в этом процессе сыграло Московское техническое училище, возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских этого училища под руководством учебного мастера Д.К. Советкина (1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному
В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Особенно активно они ставились в промышленных документах политических партий.
В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформирования образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиями жизни. Были предприняты попытки демократизации образования, которые не получили поддержки со стороны царского правительства.
Образование в дореволюционной России носило классовый и сословный характер, не было преемственности между начальной и средней школой, женское образование было ограниченным.
В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др. Однако профессиональная педагогика, подчиняясь идеологическим канонам, часто отдавала дань абстрактному теоретизированию по оторванным от жизни проблемам.
В 1984 году была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной и она не была решена.
Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и научного обоснования деятельности инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов и др., получивших широкое развитие в РФ после принятия Закона «Об образовании» (1992).
Словарь основных понятий
Производственное обучение — обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.
Общественно-педагогическое движение в России 60-89-х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно- демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.
§ 2. Современное состояние профессионального образования за рубежом
В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования. Охарактеризуем системы, сложившиеся в наиболее развитых странах.
США. В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.
На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.
На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.
Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США – обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.
В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.
Англия. Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.
Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.
Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:
государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;
районные колледжи, обучающие техников и рабочих;
местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.
Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная. Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.
В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки — гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.
Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.
Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.
Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:
1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.
Высшее образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.
Франция. Начальное образование для детей Франции длится с 6 до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный. Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бакалавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.
Курс на степень бакалавра включает в себя более высокий уровень общеобразовательной подготовки. Остальные учащиеся получают технологическое образование.
Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство
о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.
Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.
Высшее образование осуществляется в университетах и в так называемых «Больших школах», которые готовят деятелей высшей администрации. В эти школы принимают слушателей путем сложных конкурсов, женщины к ним не допускаются.
Схематично система образования во Франции может быть представлена следующим
Система образования Франции
В отличие от США, Англии и Германии, система образования во Франции строго централизована. Подготовка кадров в государственных и частных лицеях находится под контролем государства. Единая стратегия в области профессионального обучения разрабатывается Министерством профессионального образования. Ответственность за финансирование профессиональных лицеев лежит также на государстве, которому принадлежит монополия выдачи дипломов.
Общее и профессиональное образование является бесплатным и светским. Законы, постановления и другие документы по вопросам образования принимаются на государственном уровне и обязательны для всех 26 академий (учебных округов) Франции.
1. В каждой стране есть свои особенности в содержании и организации профессионального образования. Вместе с тем, есть и общие черты.
2. Профессиональное образование за рубежом нацелено на подготовку профессионала по определенному профилю, а не узкого специалиста. Оно тесно связано с общим и стремится к непрерывности.
3. Профессиональное образование интегрируется с производством и носит гибкий характер.
4. Хорошо развита система ученичества, которая выполняет роль начальной профессиональной подготовки.
5. Имеются как государственные, так и частные профессиональные учебные заведения.
6. Существуют децентрализованные и централизованные системы профессионального образования.
Словарь основных понятий
Я—концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Эгоцентризм — свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего Я.