теория и практика психологического консультирования в сексологии кащенко
Теория и практика психологического консультирования в сексологии кащенко
Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации от специалистов психологам и врачам, практикующим в сексологии.
Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Избранные лекции в авторской редакции
© Евгений Кащенко, 2015
© Сергей Агарков, 2015
© Татьяна Агаркова, 2015
© Ростислав Беледа, 2015
© Геннадий Дерягин, 2015
© Юрий Прокопенко, 2015
© Наталья Стеняева, 2015
© Николай Олейников, 2015
© Евгений Кащенко, иллюстрации, 2015
Корректор Геннадий Дерягин
Благодарности
Данный сборник составлен из авторских лекций членов Российского научного сексологического общества, преподавателей кафедры междисциплинарной сексологии Московской Академии социальноэкономического развития (ныне Гуманитарноэкономического и технологического института). Этот сборник лекционных материалов особенно актуален для слушателей курса «Психологическое консультирование в сексологии» в качестве вспомогательного материала в процессе изучения третьего модуля обучения. Он будет полезен специалистам в области медицинской сексологии, клинической психологии и смежных медицинских дисциплин. Книга призвана приоткрыть секреты профессиональной сексологической «кухни» тем, кто собирается получить специальное образование в области сексологии, тем, кто самостоятельно ищет ответы на наболевшие вопросы, и кому не безразличны современные проблемы психологии сексуальности.
Психологическое консультирование в сексологии получило права на существование совсем недавно. До последнего времени в течение многих лет подобные функции выполняли врачипсихотерапевты. С момента появления в 1988 году приказа Минздрава СССР и организации сети отделений врачебнопсихологического семейного консультирования психологическая диагностика и коррекция нарушений супружеских отношений была возложена на психологов, прошедших специальную подготовку. В упомянутом приказе подразумевалось, что врач и психолог работают в тесном тандеме, где врач реализует программу медицинской реабилитации сексуальных расстройств, а психолог завершает ее восстановлением семейных отношений и проводит долговременную психопрофилактику рецидивов.
К сожалению, полноценная реализация этой прогрессивной программы была оборвана распадом СССР и катастрофическими социальноэкономическими последствиями этого процесса. За последние двадцать лет постсоветской действительности в государственных структурах организации сексологической помощи мало что изменилось. В известном смысле ситуация даже ухудшилась. В результате организованных нападок со стороны клерикальных радикалов и «патриотической» общественности на систему центров планирования семьи, их сеть существенно сократилась. Многие ставки врачей–сексологов и психологов были поглощены в процессе сокращения штатов и реорганизации системы здравоохранения. При этом психологические ставки пострадали даже больше, чем врачебные, так как качественная психологическая помощь семье стала рассматриваться как немыслимая роскошь в условиях перманентного кризиса здравоохранения. Постепенно место бесплатной психологической помощи семье заняли коммерческие структуры, в большей степени ориентированные на получение прибыли, чем на реальную работу с проблемными и кризисными семьями.
Как ни парадоксально, но все эти перипетии происходили на фоне растущего интереса к психологическим знаниям, развития психоанализа, увеличения числа психологических ВУЗов. Одновременно центр психологической практики сместился в Интернет. В одночасье появились заманчивые предложения различных тренингов по развитию сексуальности, школ обольщения и восточных практик стимулирования сексуальности. При всем этом в большинстве ВУЗов и послевузовском звене отсутствует преподавание даже элементарных основ сексологии. Сексологическая диагностика часто замещается астрологическими прогнозами, а поиск партнера для длительных отношений взяли на себя службы знакомств, навязывающие клиентам немудреные универсальные рекомендации.
Описание книги «Теория и практика психологического консультирования в сексологии»
Описание и краткое содержание «Теория и практика психологического консультирования в сексологии» читать бесплатно онлайн.
Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации от специалистов психологам и врачам, практикующим в сексологии.
Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Избранные лекции в авторской редакции
© Евгений Кащенко, 2015
© Сергей Агарков, 2015
© Татьяна Агаркова, 2015
© Ростислав Беледа, 2015
© Геннадий Дерягин, 2015
© Юрий Прокопенко, 2015
© Наталья Стеняева, 2015
© Николай Олейников, 2015
© Евгений Кащенко, иллюстрации, 2015
Корректор Геннадий Дерягин
Благодарности
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Данный сборник составлен из авторских лекций членов Российского научного сексологического общества, преподавателей кафедры междисциплинарной сексологии Московской Академии социально-экономического развития (ныне Гуманитарно-экономического и технологического института). Этот сборник лекционных материалов особенно актуален для слушателей курса «Психологическое консультирование в сексологии» в качестве вспомогательного материала в процессе изучения третьего модуля обучения. Он будет полезен специалистам в области медицинской сексологии, клинической психологии и смежных медицинских дисциплин. Книга призвана приоткрыть секреты профессиональной сексологической «кухни» тем, кто собирается получить специальное образование в области сексологии, тем, кто самостоятельно ищет ответы на наболевшие вопросы, и кому не безразличны современные проблемы психологии сексуальности.
Психологическое консультирование в сексологии получило права на существование совсем недавно. До последнего времени в течение многих лет подобные функции выполняли врачи-психотерапевты. С момента появления в 1988 году приказа Минздрава СССР и организации сети отделений врачебно-психологического семейного консультирования психологическая диагностика и коррекция нарушений супружеских отношений была возложена на психологов, прошедших специальную подготовку. В упомянутом приказе подразумевалось, что врач и психолог работают в тесном тандеме, где врач реализует программу медицинской реабилитации сексуальных расстройств, а психолог завершает ее восстановлением семейных отношений и проводит долговременную психопрофилактику рецидивов.
К сожалению, полноценная реализация этой прогрессивной программы была оборвана распадом СССР и катастрофическими социально-экономическими последствиями этого процесса. За последние двадцать лет постсоветской действительности в государственных структурах организации сексологической помощи мало что изменилось. В известном смысле ситуация даже ухудшилась. В результате организованных нападок со стороны клерикальных радикалов и «патриотической» общественности на систему центров планирования семьи, их сеть существенно сократилась. Многие ставки врачей—сексологов и психологов были поглощены в процессе сокращения штатов и реорганизации системы здравоохранения. При этом психологические ставки пострадали даже больше, чем врачебные, так как качественная психологическая помощь семье стала рассматриваться как немыслимая роскошь в условиях перманентного кризиса здравоохранения. Постепенно место бесплатной психологической помощи семье заняли коммерческие структуры, в большей степени ориентированные на получение прибыли, чем на реальную работу с проблемными и кризисными семьями.
Как ни парадоксально, но все эти перипетии происходили на фоне растущего интереса к психологическим знаниям, развития психоанализа, увеличения числа психологических ВУЗов. Одновременно центр психологической практики сместился в Интернет. В одночасье появились заманчивые предложения различных тренингов по развитию сексуальности, школ обольщения и восточных практик стимулирования сексуальности. При всем этом в большинстве ВУЗов и послевузовском звене отсутствует преподавание даже элементарных основ сексологии. Сексологическая диагностика часто замещается астрологическими прогнозами, а поиск партнера для длительных отношений взяли на себя службы знакомств, навязывающие клиентам немудреные универсальные рекомендации.
Хуже всего, что многочисленные, методически неплохо вооруженные и обладающие международными сертификатами психологи, пытаются «отремонтировать» сексуальность, плохо представляя себе причины ее поломок. Основы подобных знаний можно получить только в курсе основ сексологии. Но психологам вход в постдипломные медицинские образовательные учреждения закрыт, а в психологических ВУЗах такие знания получить невозможно, так как они не вписываются в современную образовательную парадигму. Даже в лучшем психологическом ВУЗе страны – МГУ сексологическое образование ограничивается 32 часами факультативного курса. Предусмотренные для всех студентов—медиков 20 часов погружения в медицинскую сексологию реализуются лишь в нескольких ВУЗах.
Разумеется, что любая образовательная система зиждется на постоянном самообразовании специалиста, но первичный толчок в нужном направлении для этого необходимо получить из «первых рук», то есть от самых грамотных и компетентных специалистов в стране. Сегодня это является единственной гарантией от попадания в тенета лженаучных концепций сексуальности, которые обещают короткий путь к счастью, которыми переполнен Интернет и завалены полки книжных магазинов. Очень многие профанации сексуальности сегодня скрываются за цветастой ширмой «авторского подхода», декларацией новой научной концепции (например, стервологии или так называемой Системно-Векторной Психологии, якобы позволяющей впервые в истории дифференцировать нормальную, маргинальную и перверзную сексуальность). Если исходить из истинности научного знания, то любой подход может быть, либо профессиональным, либо любительским, даже если он включает отдельные профессиональные элементы.
В настоящем сборнике представлены избранные лекции профессиональных сексологов, прочитанные на курсах первичной специализации психологов для работы в области психологического консультирования партнерских пар с проблемами сексуального характера. В основу программы такого курса был положен более чем десятилетний опыт преподавания основ сексологии на факультете психологии МГУ, также врачам – слушателям курсов последипломного образования по медицинской сексологии. Разумеется, что полный цикл лекций не мог быть вмещен в объем даже солидного издания, тем более что содержание лекций приходится адаптировать к запросам каждой аудитории, ориентируясь на уровень базовых знаний слушателей.
Особенностью психологического консультирования в сексологии является то, что оно строится на хорошем понимании физиологических механизмов регуляции сексуальных функций у человека, парном характере реализации сексуальности в партнерской паре, возрастной динамике сексуальности в онтогенезе и глубоких эволюционных корней сексуальности в целом. Подобную сумму знаний в системном изложении невозможно получить ни в одном, пусть самом эффективном тренинге психологических навыков, ни в одном коротком семинаре. Более того, без этих базовых знаний снижается эффективность любых, даже самых действенных приемов психотерапии и психологической коррекции. С другой стороны, программами переподготовки не предусматривается преподавания достижений современной психологии даже психологам со стажем. В этой связи нередко встает вопрос, кто должен быть главным в тандеме врача и психолога в целях наибольшей эффективности работы?
Теория и практика психологического консультирования в сексологии кащенко
Хуже всего, что многочисленные, методически неплохо вооруженные и обладающие международными сертификатами психологи, пытаются «отремонтировать» сексуальность, плохо представляя себе причины ее поломок. Основы подобных знаний можно получить только в курсе основ сексологии. Но психологам вход в постдипломные медицинские образовательные учреждения закрыт, а в психологических ВУЗах такие знания получить невозможно, так как они не вписываются в современную образовательную парадигму. Даже в лучшем психологическом ВУЗе страны – МГУ сексологическое образование ограничивается 32 часами факультативного курса. Предусмотренные для всех студентов–медиков 20 часов погружения в медицинскую сексологию реализуются лишь в нескольких ВУЗах.
Разумеется, что любая образовательная система зиждется на постоянном самообразовании специалиста, но первичный толчок в нужном направлении для этого необходимо получить из «первых рук», то есть от самых грамотных и компетентных специалистов в стране. Сегодня это является единственной гарантией от попадания в тенета лженаучных концепций сексуальности, которые обещают короткий путь к счастью, которыми переполнен Интернет и завалены полки книжных магазинов. Очень многие профанации сексуальности сегодня скрываются за цветастой ширмой «авторского подхода», декларацией новой научной концепции (например, стервологии или так называемой СистемноВекторной Психологии, якобы позволяющей впервые в истории дифференцировать нормальную, маргинальную и перверзную сексуальность). Если исходить из истинности научного знания, то любой подход может быть, либо профессиональным, либо любительским, даже если он включает отдельные профессиональные элементы.
В настоящем сборнике представлены избранные лекции профессиональных сексологов, прочитанные на курсах первичной специализации психологов для работы в области психологического консультирования партнерских пар с проблемами сексуального характера. В основу программы такого курса был положен более чем десятилетний опыт преподавания основ сексологии на факультете психологии МГУ, также врачам – слушателям курсов последипломного образования по медицинской сексологии. Разумеется, что полный цикл лекций не мог быть вмещен в объем даже солидного издания, тем более что содержание лекций приходится адаптировать к запросам каждой аудитории, ориентируясь на уровень базовых знаний слушателей.
Даже при беглом просмотре данного пособия бросается в глаза, что представленные материалы служат не столько целям получения систематического знания, сколько призваны показать спектр вопросов, входящих в компетенцию психологовсексологов первичного звена специализации по 100часовой программе. Нетрудно заметить, что представленные материалы укладываются примерно в 30 аудиторных часов, что нисколько не снижает их самостоятельной ценности. Этот эффект достигается тем, что представленные материалы охватывают самые спорные и малоизвестные проблемы психологического консультирования в сексологии. Часть этих проблем носит сугубо теоретический характер (глава «Психологическое консультирование и ключевые проблемы психологии сексуальности»), другие рассматривают приоритетные аспекты предмета (успешное супружество, супружеские кризисы), третьи ориентированы на практический опыт использования оригинальных секстерапевтических методик. Любой фрагмент данного издания бессмысленно рассматривать вне системы обучающих воздействий на курсах первичной профессионализации, организованных и проводимых Российским научным сексологическим обществом.
Особенностью психологического консультирования в сексологии является то, что оно строится на хорошем понимании физиологических механизмов регуляции сексуальных функций у человека, парном характере реализации сексуальности в партнерской паре, возрастной динамике сексуальности в онтогенезе и глубоких эволюционных корней сексуальности в целом. Подобную сумму знаний в системном изложении невозможно получить ни в одном, пусть самом эффективном тренинге психологических навыков, ни в одном коротком семинаре. Более того, без этих базовых знаний снижается эффективность любых, даже самых действенных приемов психотерапии и психологической коррекции. С другой стороны, программами переподготовки не предусматривается преподавания достижений современной психологии даже психологам со стажем. В этой связи нередко встает вопрос, кто должен быть главным в тандеме врача и психолога в целях наибольшей эффективности работы?
Теория и практика психологического консультирования в сексологии кащенко
Совершенно естественно, что реально ПБСА существует в непрерывном взаимодействии, слиянии, компенсации, движении соматогенеза, психогенеза, социогенеза. При этом постоянное изменение ПБСА происходит за счет его компенсации (разрушения, трансформации, активации), которое придает ПБСА смысл, содержание, энергию (либидо), форму и эстетику. То есть, в каждое мгновение жизни появляется видоизмененная сексуальная активность, отличающаяся от сексуальной активности, существовавшей только что.
Длительность сексуальной активности определяется временем её реализации. Казалось бы, пара в состоянии просчитать свое сексуальное поведение и поступать согласно запрограммированному сценарию. Однако, это не так! Уловить мгновение сексуальной активности практически невозможно изза её подвижности во времени и балансирования в пространстве. Согласно исследованиям мозга, существует некая «рассогласованность» в 10–20 секунд между мгновением, когда формируются мысли, ощущения, восприятия и их осознанием. Восприятие, осмысление сексуальной активности происходит не в цифрах и словах, а всем существом человека. Если учесть, что чаще всего эта активность возникает при наличии пары, то необходимо учитывать не только личностные характеристики каждого человека, но и то, что происходит в паре и вокруг неё в данное мгновение (вспомним пример про муху, давление, добавим вырвавшийся крик, случайный взгляд, реакцию на эти явления и т. п.)
При проведении эксперимента по констатации, например, психосексуальной активности, которая является наиболее динамичной в сексуальности человека, нельзя этого не учитывать. Так, в период, когда задается некое исследование по фиксации сексуальной активности, техника имеет определенные параметры, человек настроен на предстоящее и имеет хорошее настроение. Изза ПБСА через одно мгновение прибор чуть «состарился», мужчина, например, вспомнил о своей первой любви, и у него поднялось настроение, улучшилось качество эрекции. Женщина в этот «момент» увидела блеск в глазах партнера и у неё изменилось настроение от мелькнувшей в сознании мысли. Процесс начался, а у пары уже не заданные параметры, а видоизмененные, и, значит, результат будет ложным по отношению к планируемому.
ПБСА имеет свои физические, энергийные, психические, ментальные, духовные уровни, а также проявления в сексуальном поведении личности, пары, группы. Человек – как пространство реализации своей сексуальной активности – есть концентрация не только уровней соматического, психологического, социального развития, но и своего духовного состояния. Этот аспект нельзя упускать из виду, но именно о нем науке известно меньше всего. Эта категория в психологии сексуальности редко учитывается. Иногда по не знанию, иной раз по стыдливости. Как будто ктото сверху закрывает глаза на происходящее сексуальное, интимное действие, а потом – по его завершению – открывает. Но переживания человека при этом остаются всегда: до, во время и после. Он стыдится себя или радуется, замыкается в себе или делится своим счастьем, брюзжит, молчит или кричит, возмущается, но не остается безучастным. Что в это время происходит в его психике? Как меняется отношение к объекту влечения? Какие механизмы регулируют этот процесс? Научных ответов, как правило, нет. Есть догадки, гипотезы, домыслы, интуиция, собственный опыт. И в этом парадоксальность решения проблем психологии сексуальности, которые достаются исследователям.
Специалистам в области психологического консультирования в сексологии остается только учитывать ситуацию с ПБСА, и, анализируя информацию обратившегося за помощью человека, оценивать её условно – воссоздавать действительность на основе реальных фактов и полученной информации в динамике подвижного баланса.
Психологическое консультирование в сексологии. По мнению известного чешского сексолога С. Кратохвила, который стоял у истоков психологии сексуальности в XX веке, «оказание помощи больным с нарушениями сексуальных функций, добиться избавления его от жалоб, полного восстановления его личностного и социального статуса, самоуважения и престижа в глазах окружающих – дело довольно трудное»[1]. Для решения этих задач применяются различные виды психологической помощи широкой многоуровневой сферы помогающей психологической практики, которую иногда сравнивают с искусством.[2]
Кратохвил С. Психотерапия семейносексуальных дисгармоний. М.: Медицина,1991,336 с.
Теория и практика психологического консультирования в сексологии кащенко
Разграничение личных и профессиональных отношений – это принциптребование к сексологу, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. При возникновении сексуального влечения к клиенту, или чувства любви к сексологу, необходимо отказаться от психологического консультирования и направить клиента коллеге.
В связи с необходимостью соблюдать этические требования в психологическом консультировании в сексологии вырисовываются три вида нормы , которые следует учитывать консультанту: 1) индивидуальная (личностная) норма, 2) партнерская норма, 3) социальная норма.
1. индивидуальная норма – та, что доставляет личности психологический комфорт, внутреннюю гармонию и не вредит окружающим.
2. партнерская норма – все то, что у двух сексуальных партнеров (в паре) позволяет достичь взаимной гармонии, психологического благополучия и не дискредитирует их в глазах общественности.
3. социальная норма – то поведение, которое наиболее желательно с индивидуальной точки зрения и совпадает с мнением социального большинства. Именно такое сексуальное поведение заслуживает всеобщего одобрения и популяризации в обществе.
Условия психологического консультирования . Психологическое консультирование может проходить в различных пространственных и временных условиях, но лучше всего это процесс следует специально организовать. Так, по опыту специалистов, наиболее эффективно сажать клиента в углу, желательно спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.[4] Важно расположить клиента и консультанта напротив друг друга и чуть наискосок. Такое положение позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между ними не должно быть слишком маленьким, при этом надо предусмотреть достаточное пространство для ног, чтобы иметь возможность легко встать или сесть на своё место. Иногда полезно расположить между ними журнальный столик (не стол, как барьер!), куда можно чтолибо положить и при необходимости вести там запись. Расположенные в удобном месте часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета, всегда позволят напомнить о том, что время идёт, а консультанту и клиенту необходимо работать активно и динамично.
Психологическим консультированием в сексологии является профессиональная форма общения с клиентом в поиске разрешения его проблемной ситуации через специфические отношения между людьми. Это общение необходимо для того, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Оно дает человеку возможность обрести душевную поддержку, снять негативное эмоциональное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди» профессионалу. С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психологсексолог помогает человеку, обратившемуся за помощью, найти дополнительные силы и способности для решения проблем сексуального характера.
В качестве примера общения психолога с клиентом можно вспомнить типы вопросов, которые нередко задаются при консультировании.
Вопрос «даилинет?». При таком общении на вопрос, требующий односложного ответа, дается мало времени и возможностей для обсуждения. Категоричность ответа, или его необдуманность могут свести к нулю вербальное общение. Поэтому пользоваться такой формой диалога вопрошающий должен лишь в тех случаях, когда сам ждет однозначного ответа и не более того.
Открытый вопрос. Вопрос, который позволяет клиенту поделиться чувствами или информацией, будет более уместен в ситуации обсуждения, поиска правильного ответа, поддержания общения, которые он или она считают уместными.
Вопрос «илиили?». Эта форма вопроса позволяет сформулировать желаемые действия в обращении и выбрать наиболее предпочтительный ответ. Так иногда легче и проще общаться. Всегда можно ответить вопросом на вопрос. Но трудно уйти от ответа.
В сексуальном общении важно уметь правильно начать разговор, особенно тогда, когда сложно говорить при наличии проблемы во взаимоотношениях. Здесь поможет просмотр и обсуждения фотоальбома, воспоминания, обмен историями о любви и сексуальных отношениях. В какуюто минуту возникшая потребность в разрешении проблемы прорвется в конкретной информации или намеке на неё. Опытный психолог, умело поддерживая беседу, не только грамотно задает вопросы, но и находит «точку соприкосновения» с клиентом, понимая и открывая его, получает сведения, которые помогут в разрешении проблемы, конфликта.
Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – 2е издание. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).