теория и практика проектной и исследовательской деятельности
Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Основная задача, стоящая сегодня перед образованием – подготовка детей к самостоятельной жизни во все более быстро изменяющемся мире. Важно суметь создать способность ориентироваться в социуме, а главное, реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Для поступления в ведущие ВУЗы страны, роста своей «конкурентноспособности», детям необходимы не только знания школьных курсов общеобразовательных предметов, но и навыки исследовательской работы.
На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что «конкурентоспособность» человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектно-исследовательская деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Исследование, исследовательское поведение – это одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на изучение и познание этого мира. В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
Под словом «исследование» подразумевается «извлечение из следа». Главная цель исследования – установление истины.
Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный и системно-деятельный подход в образовании, является метод проектов. Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Цели работы над проектом:
— научить самостоятельному достижению намеченной цели;
— научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
— сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
— сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
— сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Этапы работы над проектом:
— этап планирования работы над проектом;
— презентация полученных результатов.
Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст?
Как проводить анкетирование и тестирование? и. т.д.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т. д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
Еще одно занятие отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса.
Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультационные встречи с участниками подгрупп.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т. д.).
Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
Методика организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником”
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
1. Классификация проектов по комплексности
· МОНОПРОЕКТЫ (проводятся в рамках материалов одного школьного предмета)
2. Классификация по характеру контактов между участниками
3. Классификация проектов по продолжительности
· МИНИ-ПРОЕКТЫ (укладываются в один урок и менее)
· КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ (продолжительность 4-6 уроков)
специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса.
конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
О сновные требования к использованию метода проекта:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются :
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
Требования к исследованию:
Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
Этапы и конкретные сроки их реализации;
Четкие и измеряемые задачи;
Конкретные и измеряемые результаты;
Планы и графики выполнения исследования.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
Постановка целей и задач
Определение объекта и предмета исследования
Разработка гипотезы исследования
Оценка полученных результатов и выводы.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
разнообразными по содержанию;
интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся;
исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
исследовательская практика обучающихся
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
поисковые (исследовательские) умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
презентационные умения и навыки.
Негативные стороны исследовательской технологии :
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
риск неудачного окончания работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Решить проблему внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе могут:
создание в школах научных обществ
введение элективного курса “Исследовательская деятельность учащихся”
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников.
Использование проектной и учебно-исследовательской деятельности позволят педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Теория и практика проектной и исследовательской деятельности
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Парфенова Анжелика Николаевна
Организация: Филиал МОУ «СОШ п. Петровский»
Населенный пункт: Саратовская область, с. Раздольное
В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Поэтому сегодня необходимо научить школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.
Составление проектов – это относительно новая форма исследовательской деятельности, хотя элементы этой деятельности учителя постоянно используют в практических и творческих работах. Главная цель проектной деятельности- развитие творческих и исследовательских способностей, создание целостной исторической картины мира. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, научатся применять полученные знания в новых ситуациях. В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Основная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту основного общего образования. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода, где проектной деятельности отводится ведущее место.
В нашей школе с 2008 года действовала муниципальная экспериментальная площадка по внедрении проектных технологий в учебно-образовательный процесс, где мы впервые подробно изучали данную технологию.
Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Однако проектный подход сложнее для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный для ученика. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Все мы знаем о наших проблемах, возникающих в процессе педагогической деятельности:
Тем не менее, метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Что же такое проект?
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».
Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Научное обоснование теории проектирования даны и в работах С.Т.Шацкого, В.В.Гузеева, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат.
Все они отмечают, что три «кита», на которых держится данная технология, это:
Метод проектов – набор приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет 6 этапов, Пахомова Н.Ю.-4 этапа
Основные этапы работы над программным проектом:
Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
Как показала практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин.
Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода.
Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего.
В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы.
В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.
Школьники часто путают исследовательскую деятельность и проектную. Эта таблица четко дает представление о возможностях и сравнительных характеристиках двух видах деятельности.
(Процесс выработки новых знаний)
1.Бесконечное движение вглубь
2.Свободно, не регламентировано
3.Возможны «безумные идеи»
2.Реальные гипотезы и их проверка
3.Ориентация на практику
4.Заданы границы решения проблем
Творчество по плану
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Однако проект более четкий и чаще реализуемый
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.
Поэтому, проект, изготовленный учениками 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.
Проекты на уроках истории могут быть краткосрочными ( в рамках одного урока), среднесрочными ( в рамках изучения раздела) и долгосрочные ( в рамках одного курса).
Принесенные мною на этот урок орудия труда археолога (лопата, кисточка, сито, пинцет и др.), заставляют детей задумать о назначении данных предметов, привлекают к себе внимание.
Проблема: у истории очень много наук-помощниц: геральдика, нумизматика, топонимика, хронология, этнография и среди них археология
— чем занимаются археологи;
— с какой целью ведут раскопки и как правильно вести раскопки;
-что археологи могут найти в земле;
Вместе выводим правила раскопок.
1. Определение места раскопок.
2. Разрешение на раскопки.
3. Описать, обмерить, разделить на квадраты.
4. Не торопиться, вскрытие вести пластами.
5. При появлении культурного слоя вскрытие вести ножами, кисточкой, пинцетом.
6. Постоянно вести съемку и записи.
Проводим мини- раскопки на макетном столе. Найденные «следы» жизни необходимо определить к какому виду источников относятся (вещественные или письменные) и составить таблицу на основании наших раскопок и учебника (монеты, бусы, осколки керамики, береста с надписью, древесный уголь, основание жилища из камней или деревянных брусочков, кости от рыбы, зубы животных и др.).
Конечно, учителю необходимо провести большую подготовительную работу и соорудить макет (ящик с землей, где зарыты «артефакты»).
В проекте «Раскопки» формируются задатки будущего исследователя, умение внимательно относится к любому, даже незначительному «следу истории», применять фантазию, добывать максимальное количество информации, чтобы сделать необходимые выводы.
В своей работе я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. Мальчики с удовольствием мастерят каменный топор и лук. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках или кирпиче. Можно ученикам предложить поучаствовать в конструкторском проекте «Стоянка первобытных людей» и создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Познавательный мини-проект «Ткачество» научил ребят прясть нити и ткать материю на первобытных ткацких станках из картона. Учащиеся с большим интересом работают над такими проектами.
При изучении истории Древнего мира таких тем как «Возникновение искусства и религиозных верований» Междуречья, Египта, Китая, Индии можно создать прикладной проект «Зарождение письменности в древнем мире» как на отдельно взятом уроке, так и долгосрочный проект. Например, в Междуречье нам известно, что в данном государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим я предлагаю ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен». Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:
Информативный этап. На данном этапе рассказываю о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.
Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Предлагаю острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» слово или фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания слова предлагаю провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.
Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.
Таким образом, урок получился интересным, информативным.
Аналогичным образом проводятся уроки и по другим темам. В Китае дети учатся писать кисточкой слово «чай», в Египте из листьев початка кукурузы склеивают «папирус» и пишут на нем гусиными перьями.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.
Очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
На уроках истории работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Усадьба вельможи», «Олимпийские игры в древности», «Театр Диониса», «Религия Древней Греции» и др.
К сожалению, далеко не у всех школьников, выполняющих творческие задания, наступает озарение – внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-либо, которое является важнейшим компонентом творчества. Как отмечал великий русский композитор П.И. Чайковский «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Иногда выполнение проекта носит сугубо формальный характер, ученики переписывают найденные в СМИ готовые решения проблемы без учета конкретных ситуаций. Подобная деятельность, конечно, не может считаться творческой.
Проектная деятельность во внеклассной работе представлена намного шире: занятия в кружках, элективных курсах, недели истории. В нашей школе в этом учебном году очень удачно прошли три проекта в рамках плана общешкольной воспитательной работы. Каждый проект был длиной в одну четверть, приняли в нём участие учащиеся 5-9 классов. Это были такие проекты, как «Города- герои», «Пионеры-герои», «Земляки- герои Великой Отечественной войны». Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие в краеведческих конференциях и чтениях, деятельности школьных уголков и музеев, летописные альбомы.
Вывод
Проекты сегодня используются как в рамках учебного процесса в школе, так и в дополнительном образовании. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.
Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому
Список используемой литературы
2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000
7. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.