теория и практика проектного образования
Требования к публикациям в журнале
Автор готовит текст статьи в электронном виде в соответствии с правилами оформления и сдаёт в редакцию через данный сайт. От авторов, предлагающих свои материалы к публикации в журнале, редакция ожидает соблюдения следующих принципов:
Рецензирование
Поступившие в редакцию материалы проходят рецензирование.
Данные рецензентов авторам не открываются. Возможная полемика может происходить только через редакцию.
Основная цель рецензирования – предоставить редактором информацию для принятия решения. Рецензия также должна содержать рекомендации авторам по улучшению статьи для публикации. Негативная рецензия должна в максимальной степени указывать авторам на слабые места рукописи, чтобы авторы, чьи работы были отвергнуты, понимали, на чем было основано решение, и увидели, что можно сделать, чтобы улучшить рукопись. Эта функция второстепенна, поэтому рецензенты не обязаны предоставлять авторам, чьи статьи не отвечают условиям журнала, детальное, конструктивное обоснование (что изложено в письме редактора к рецензенту). Если рецензент считает, что рукопись не годится для публикации, его/её ответ автору должен быть такого размера, чтобы автор понял причину отказа.
Рецензирование статей осуществляется членами редакционного совета и редакционной коллегии, а так же приглашёнными рецензентами. Решение о выборе того или иного рецензента для проведения экспертизы статьи принимает председатель редакционного совета, главный редактор, шеф-редактор, научный редактор, ответственный редактор. Срок рецензирования составляет 2-4 недели, но по просьбе рецензента он может быть продлён.
Каждый рецензент имеет право отказаться от рецензии в случае наличия явного конфликта интересов, отражающегося на восприятии и интерпретации материалов рукописи. По итогам рассмотрения рукописи рецензент даёт рекомендации о дальнейшей судьбе статьи (каждое решение рецензента обосновывается):
Если в рецензии содержатся рекомендации по исправлению и доработке статьи, редакция журнала направляет автору текст рецензии с предложением учесть их при подготовке нового варианта статьи или аргументировано (частично или полностью) их опровергнуть. Статьи, направленные авторам для исправления, должны быть возвращены в редакцию с внесёнными исправлениями не позднее чем через месяц после получения. Доработанная автором статья повторно направляется на рецензирование.
В случае отказа авторов от доработки материалов, они должны в письменной или устной форме уведомить редакцию о своём отказе от публикации статьи. Если авторы не возвращают доработанный вариант по истечении 3 месяцев со дня отправки рецензии, даже при отсутствии сведений от авторов с отказом от доработки статьи, редакция снимает её с учёта. В подобных ситуациях авторам направляется соответствующее уведомление о снятии рукописи с регистрации в связи с истечением срока, отведённого на доработку.
Если у автора и рецензентов возникли неразрешимые противоречия относительно рукописи, редколлегия вправе направить рукопись на дополнительное рецензирование. В конфликтных ситуациях решение принимает главный редактор на заседании редакционной коллегии.
Решение об отказе в публикации рукописи принимается на заседании редакционной коллегии в соответствие с рекомендациями рецензентов. Статья, не рекомендованная решением редакционной коллегии к публикации, к повторному рассмотрению не принимается. Сообщение об отказе в публикации направляется автору по электронной почте.
После принятия редколлегией журнала решения о допуске статьи к публикации редакция информирует об этом автора и указывает сроки публикации. О решении редакционной коллегии о возможности опубликования статьи и сроках её публикации редакция уведомляет автора в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения.
Наличие положительной рецензии не является достаточным основанием для публикации статьи. Окончательное решение о публикации принимается редакционной коллегией. В конфликтных ситуациях решение принимает главный редактор.
Оригиналы рецензий хранятся в редакции журнала в течение 5 лет. Редакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотивированный отказ, а также в Министерство образования и науки Российской Федерации при поступлении в редакцию соответствующего запроса.
Редакция оставляет за собой право при необходимости сокращать принятые материалы и подвергать их редакционной правке. Ставя свою подпись под статьёй с фразой «статья публикуется впервые», автор тем самым передаёт права на издание и гарантирует, что она является оригинальной и не была опубликована полностью или частично в других изданиях.
Ограничения журнала «Теория и практика проектного образования»
В случае обоснованных подозрений на плагиат или обнаружения технических приёмов, позволяющих скрыть его наличие, статьи не принимаются к дальнейшему рассмотрению. Авторам направляется сообщение об отказе в рассмотрении в связи с наличием подозрения в плагиате.
К формам плагиата редакция относит:
Если плагиат обнаружен в уже опубликованной статье, такая статья снимается с публикации без возможности восстановления (без физического изъятия статьи, путём публикации заявления о наличии плагиата на соответствующих страницах сайта Журнала и файла статьи.
При наличии в поступившей статье некорректного заимствования все случаи такого заимствования рассматриваются индивидуально.
К формам некорректного заимствования редакция относит:
Статьи, содержание которых более чем на 30 % соответствует другим научным материалам автора (диссертация, автореферат, монография, предыдущие публикации в журналах и сборниках) к публикации не принимаются.
Статьи, в которых обнаружены признаки технических модификаций с целью искусственного повышения уникальности текста, не будут опубликованы в журнале даже в случае доработки.
Объём статьи
Объём рукописи не должен превышать 45000 символов (примерно 6000 слов), а заголовок статьи – 70 знаков. На первой странице рукописи статьи указывается УДК, название статьи прописными буквами жирным шрифтом. Следующая строка, набранная курсивом, – фамилия и инициалы автора (авторов). Далее строка о местонахождении: полное название организации и города, если они расположены в России и странах СНГ; при местонахождении в дальнем зарубежье указывается организация, город и страна. В начале статьи помещается аннотация реферативного характера (не менее 100-120 слов) и 5–7 ключевых слов. К статье прилагаются следующие сведения каждого автора: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, учёная степень, почётное и учёное звания, фотография, контактный телефон, почтовый и электронный адреса. Все перечисленные данные публикуются в журнале в разделе информации об авторах.
Структурные параметры
Статьи должны иметь элементы, отвечающие следующим параметрам:
Технические параметры
Названия файлов: фамилия_инициалы_организация_город (например: Иванов_ИИ_МПУ_Москва)
Общий объём: от 5000 до 45000 символов (примерно 700-6000 слов). При этом минимальный/максимальный объём статьи в листах A4 значения не имеет, ориентируйтесь только на количество слов в статье (для публикаций в разделе «Молодые ученые – поиск самоопределения» – не более 15000 символов [примерно 2000 слов]).
Стандарты: шрифт Times New Roman, кегль – 10, междустрочный интервал – 1, абзацный отступ – 1,25 см, все поля – 2 см, редактор OpenOffice Writer, формат файла – документ ODT.
Аннотация реферативного характера (не менее 100-120 слов) и 5–7 ключевых слов на русском и английском.
Неразрывные пробелы между цифрами, инициалами и фамилией.
Не путать тире (–) и дефис (-). Представление формул в виде картинок недопустимо! Простые формулы допускается набирать обычным текстом. Более сложные формулы должны быть набраны в редакторе формул OpenOffice Math (входит в состав OpenOffice). Используемые в статье рисунки должны быть присланы в виде отдельных графических файлов. Пожалуйста, не внедряйте рисунки в текст документа, от этого их качество ухудшается. Рисунки должны быть пронумерованы согласно их положению в статье. Допустимые форматы растровые – JPG, BMP, TIFF, PNG, GIF, векторные – SVG, EPS, EMF. Разрешение растровых иллюстраций должно быть не менее 300 dpi. Таблица должна быть набрана тем же шрифтом, что и текст. Диаграммы OpenOffice Calc, внедрённые в статью, должны быть редактируемыми. Пристатейный список литературы должен оформляться в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008. В тексте ссылки на литературу оформляются в виде номера в квадратных скобках на каждый источник.
Справочная информация
Для перевода на английский или другие языки можно использовать следующие ссылки
Для проверки статьи на антиплагиат ссылка: http://www.antiplagiat.ru/index.aspx (результаты хранятся у автора)
Статьи и информация на сайт подаются в редакцию:
Проектное обучение в университете — что это значит на практике?
Вступление
Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.
Индивидуальные образовательные траектории
Полный список предметов в ИРИТ-РТФ
Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.
Окей, а что такое проектное обучение-то?
На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.
В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)
На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.
На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.
Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.
Проблемы проектного практикума
Постарался расположить в порядке важности
Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.
Возможные варианты решения проблем
Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Что нужно сделать:
Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.
Вместо заключения
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие и сущность технологии проектного обучения
Проектное обучение относится к технологиям 21 века. Именно они предусматривают умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека нашего общества. В трудах П. П. Блонского, Б. В Игнатьева, Н. Н. Иорданского, П. Ф. Каптерева, Н. В. Матящ, П. Р. Полякова, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, В. Н. Шульгина представлены основы теории и практики применения проектного обучения. Обучающиеся в процессе выполнения усложняющихся практических заданий – проектов приобретают умения и знанию. Данная система обучения называется проектная технология. Данная технология обычно направлена на самостоятельную и довольно активную работу обучающихся. А именно это индивидуальная работа, парная и групповая, где обучающиеся в течение определенного отрезка времени выполняют задания. Проектная технология – это подход, который сочетается с групповым подходом к обучению. Многие ученые считают, что использовать проектное обучение как основу образовательного процесса нецелесообразно.
Создать условия, где обучающиеся будут черпать недостающие знания из различных источников и есть цель проектного обучения. Также дети учатся использовать приобретенные знания для решения практических задач. Развитие коммуникативных умений, формирование исследовательских умений, развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти также является неотъемлемой частью проектного обучения.
Идеи проектного обучения заключаются в том, чтобы сформировать проектное мышление; обеспечить целостность педагогического процесса; создать условия для самостоятельного приобретения знаний; поддерживать положительную мотивацию к самообразованию обучающихся; формировать умения и навыки ориентироваться в информационно-образовательном пространстве; самостоятельно конструировать свои знаний.
Проектное обучение подразумевает решение следующих проблем: во-первых – это использовать разнообразные методы и средства обучения, а во-вторых – применять полученные знания и умения из разных областей науки, технологии, творчества и техники.
Обучающийся находится в центре внимания, развиваются его творческие способности, это и есть исходное теоретическое положение для проектного обучения. Обучение строится на основе деятельности, в которой личностный смысл для обучающегося стоит на первом месте. Это несомненно повышает интерес и мотивацию в учении каждого ученика. Обучающийся работает в индивидуальном темпе над проектом, что обеспечивает выход на свой уровень развития каждого обучающегося. Для полноценного и сбалансированного развития обучающихся, их психологических и физиологических функций, способствует комплексный подход разработки учебных проектов. За счет применения универсальных, базовых знаний обеспечивается более глубокое осознания материала предмета.
По мнению К. Фрея главной особенностью проектного обучения является то, что обучающиеся могут подчерпнуть инициативу проектной технологии от кого-либо из жизни, обсуждать форму обучения, развивать инициативу проекта и доводить ее до сведения своих одноклассников. Обучающиеся сами организуют себе дело, рассказывают о ходе работы проекта и вступают в дискуссию. Сущность технологии проектного обучения связана со следующими понятиями и категориями: «творчество и метод творческих проектов», «проект», «проектная деятельность», «проектная ситуация».
По К. М. Кантору, проект – это проявление творческой активности человека, через которую в культуре осуществляется переход от небытия к бытию. К. М. Кантор обращает огромное внимание на то, что проект – это специфическая форма сознания, которая регулирует весь трудовой процесс [7]. Проект – это некая услуга, которая самостоятельно разработана и до конца воплощена в жизнь, а проектная деятельность – это деятельность, которая направлена на выполнение некого проекта. С. В. Митрохин считает, что проект – мысленное осознание того, что за чем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Л. С. Киселева и Т. А. Данилина говорят о том, что метод освоения ребенком окружающей среды, который педагогически организован, можно назвать проектом.
В любом проекте обязательно указывается проблема, цели и задачи проекта. А также тот учебный материал, который необходим для решения указанной проблемы. В проекте необходимо указать теоретическую и практическую значимость в той области знаний, в которой разрабатывается проект. Так же указывается время выполнения, кем был выполнен проект и результат. Обязательно рассматриваются те цели проекта, которые предназначены для обучающегося в культурном, нравственном и интеллектуальном развитии.
Для защиты проектов обучающимися используются различные виды презентаций. Это может быть показ видеофильма, научный доклад, игра и т.д. Каждый проект публично обсуждается и оценивается качество работы в целом. Главная цель любого педагога в проектной деятельности заключается в том, чтобы дать простор для самостоятельности обучающихся.
По мнению В. Н. Янушевского, проект – это идея, образ, план работы, комплекс мероприятий, направленных на создание какого-либо уникального продукта. Буквальное значение слова «проект» (от лат. projectus) – «брошенный вперед». Это то, чего пока еще нет, но что может быть придумано и реализовано.
В дидактике различают следующие методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные и др. Также существуют организационные формы обучения, такие как урок, факультативное занятие, клубная форма учебного занятия, а также методики и технологии. Но метод проектов – комплексное явление, сложный педагогический феномен.
Таким образом, метод проектов – это форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Проектом можно назвать любую деятельность. Это может быть различные конкурсы, фестивали, олимпиады, концерты.
В современной школе ученик обучается на основе двух видов деятельности – это учебно-познавательная деятельность и проектная. Данная образовательная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). При реализации учебной деятельности подразумевается, что «ученик самостоятельно работает с учебным содержанием, но при этом опирается на помощь учителя». Учитель помогает ученикам в постановке задач, а также помогает найти пути их решения. Успешность проекта определяется его конечным продуктом. Главный результат проектирования – это те изменения с учеником, которые помогли ему достичь результата. А именно: приобретение новых знаний, умений, навыков, формирование определенных компетентностей, проявление собственной инициативы, приобретение опыта для дальнейшей реализации проектов.
Имеются различные классификации учебных проектов: по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц-проекты и др.), количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные), типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие, прикладные). Так же стали популярными издательские проекты. Они реализуются благодаря наличию в школе компьютеров и оргтехники. Также существуют социальные проекты, которые играют важную роль в воспитательной работе классного руководителя.
В реальной школьной практике учебные и социальные проекты реализуются как «в розницу», так и «оптом». Первые выполняются избирательно, по отдельным темам или даже разделам примерной учебной программы, а вторые основаны на том, что школьники дружно, всем классом наваливаются на одну достаточно крупную тему, но при этом каждый разрабатывает какую-то одну, узкую проблему. Соответственно, и для учителя-предметника весьма актуальной может оказаться дифференциация учебных проектов: коллективные, групповые и индивидуальные. В состав коллективного проекта могут входить как групповые, так и индивидуальные проекты.
Таким образом, именно школьный класс является коллективом проектировщиков, поэтому метод проектов подходит под классно-урочную систему и использует все ее преимущества. Данный подход позволяет реализовать метод проектов в системе и вызвать интерес у всех учеников класса.
Метод проектов.Теория и практика. Для преподавателей.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Метод проектов Теория и практика Алексеева Е.В.
Проект Слово» проект «, (в буквальном переводе с латинского-«брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». «Проект-прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности» (Чечель И. Д.) «Проект-любая самостоятельно выполненная творческая работа» (Лернер Г. И.)
«Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретениеновых знаний (порой путем самообразования) для активного включения в освоении новых способов человеческой деятельности» (И.Д.Чечель) Проект
Актуальность организации проектной деятельности учащихся необходимость не столько передавать обучаемым знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.
История возникновения и развития метода учебных проектов. Уильям Херд КИЛПАТРИК (1871-1965) Американский педагог, ученик и последователь Дж.Дьюи. В 1890-х гг. работал в школах штата Джорджия; преподавал в Мерсеровском университете. В 1909—1938 гг. — преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). Сторонник прагматической педагогики. Разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. (Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.) Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Развил метод проектов. Виктор Николаевич Шульгин (1894-1965) Педагог, деятель образования. С 1918 г. в Наркомпросе РСФСР, в 1922—1931 гг. — директор методов школьной работы (в 1931 г. — Институт марксистко-ленинской педагогики). В 1921 — 1931 гг. — член научно-педагогической секции ГУСа. Разрабатывал (совместно с М.В.Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также процесс социализации личности. Коллективом института под его руководством были разработаны методики изучения среды и ее педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Шульгиным и Крупениной теория отмирания школы. Фактически Шульгин предпринял попытку соединить концепцию Дж.Дьюи с марксизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы-производства, школы-колхоза), противостоящую «школе-учебы». В теории Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология — над образованием, социальное воспитание — над школьным, политехническое — над общим, что привело к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х Шульгин и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 г. Шульгин отошел от педагогической деятельности; сотрудничал в ряде музеев.
Проектная технология (проектный метод) Проектный метод (проектная технология) Приобретать опыт решения жизненно важных проблем
Теория и практика проектного образования
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Парфенова Анжелика Николаевна
Организация: Филиал МОУ «СОШ п. Петровский»
Населенный пункт: Саратовская область, с. Раздольное
В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Поэтому сегодня необходимо научить школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.
Составление проектов – это относительно новая форма исследовательской деятельности, хотя элементы этой деятельности учителя постоянно используют в практических и творческих работах. Главная цель проектной деятельности- развитие творческих и исследовательских способностей, создание целостной исторической картины мира. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, научатся применять полученные знания в новых ситуациях. В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Основная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту основного общего образования. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода, где проектной деятельности отводится ведущее место.
В нашей школе с 2008 года действовала муниципальная экспериментальная площадка по внедрении проектных технологий в учебно-образовательный процесс, где мы впервые подробно изучали данную технологию.
Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Однако проектный подход сложнее для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный для ученика. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего, среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Все мы знаем о наших проблемах, возникающих в процессе педагогической деятельности:
Тем не менее, метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Что же такое проект?
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».
Сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Научное обоснование теории проектирования даны и в работах С.Т.Шацкого, В.В.Гузеева, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат.
Все они отмечают, что три «кита», на которых держится данная технология, это:
Метод проектов – набор приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет 6 этапов, Пахомова Н.Ю.-4 этапа
Основные этапы работы над программным проектом:
Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
Как показала практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин.
Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода.
Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего.
В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы.
В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.
Школьники часто путают исследовательскую деятельность и проектную. Эта таблица четко дает представление о возможностях и сравнительных характеристиках двух видах деятельности.
(Процесс выработки новых знаний)
1.Бесконечное движение вглубь
2.Свободно, не регламентировано
3.Возможны «безумные идеи»
2.Реальные гипотезы и их проверка
3.Ориентация на практику
4.Заданы границы решения проблем
Творчество по плану
Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Однако проект более четкий и чаще реализуемый
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.
Поэтому, проект, изготовленный учениками 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.
Проекты на уроках истории могут быть краткосрочными ( в рамках одного урока), среднесрочными ( в рамках изучения раздела) и долгосрочные ( в рамках одного курса).
Принесенные мною на этот урок орудия труда археолога (лопата, кисточка, сито, пинцет и др.), заставляют детей задумать о назначении данных предметов, привлекают к себе внимание.
Проблема: у истории очень много наук-помощниц: геральдика, нумизматика, топонимика, хронология, этнография и среди них археология
— чем занимаются археологи;
— с какой целью ведут раскопки и как правильно вести раскопки;
-что археологи могут найти в земле;
Вместе выводим правила раскопок.
1. Определение места раскопок.
2. Разрешение на раскопки.
3. Описать, обмерить, разделить на квадраты.
4. Не торопиться, вскрытие вести пластами.
5. При появлении культурного слоя вскрытие вести ножами, кисточкой, пинцетом.
6. Постоянно вести съемку и записи.
Проводим мини- раскопки на макетном столе. Найденные «следы» жизни необходимо определить к какому виду источников относятся (вещественные или письменные) и составить таблицу на основании наших раскопок и учебника (монеты, бусы, осколки керамики, береста с надписью, древесный уголь, основание жилища из камней или деревянных брусочков, кости от рыбы, зубы животных и др.).
Конечно, учителю необходимо провести большую подготовительную работу и соорудить макет (ящик с землей, где зарыты «артефакты»).
В проекте «Раскопки» формируются задатки будущего исследователя, умение внимательно относится к любому, даже незначительному «следу истории», применять фантазию, добывать максимальное количество информации, чтобы сделать необходимые выводы.
В своей работе я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. Мальчики с удовольствием мастерят каменный топор и лук. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках или кирпиче. Можно ученикам предложить поучаствовать в конструкторском проекте «Стоянка первобытных людей» и создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Познавательный мини-проект «Ткачество» научил ребят прясть нити и ткать материю на первобытных ткацких станках из картона. Учащиеся с большим интересом работают над такими проектами.
При изучении истории Древнего мира таких тем как «Возникновение искусства и религиозных верований» Междуречья, Египта, Китая, Индии можно создать прикладной проект «Зарождение письменности в древнем мире» как на отдельно взятом уроке, так и долгосрочный проект. Например, в Междуречье нам известно, что в данном государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим я предлагаю ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен». Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:
Информативный этап. На данном этапе рассказываю о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.
Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Предлагаю острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» слово или фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания слова предлагаю провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.
Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.
Таким образом, урок получился интересным, информативным.
Аналогичным образом проводятся уроки и по другим темам. В Китае дети учатся писать кисточкой слово «чай», в Египте из листьев початка кукурузы склеивают «папирус» и пишут на нем гусиными перьями.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.
Очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
На уроках истории работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Усадьба вельможи», «Олимпийские игры в древности», «Театр Диониса», «Религия Древней Греции» и др.
К сожалению, далеко не у всех школьников, выполняющих творческие задания, наступает озарение – внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-либо, которое является важнейшим компонентом творчества. Как отмечал великий русский композитор П.И. Чайковский «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Иногда выполнение проекта носит сугубо формальный характер, ученики переписывают найденные в СМИ готовые решения проблемы без учета конкретных ситуаций. Подобная деятельность, конечно, не может считаться творческой.
Проектная деятельность во внеклассной работе представлена намного шире: занятия в кружках, элективных курсах, недели истории. В нашей школе в этом учебном году очень удачно прошли три проекта в рамках плана общешкольной воспитательной работы. Каждый проект был длиной в одну четверть, приняли в нём участие учащиеся 5-9 классов. Это были такие проекты, как «Города- герои», «Пионеры-герои», «Земляки- герои Великой Отечественной войны». Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие в краеведческих конференциях и чтениях, деятельности школьных уголков и музеев, летописные альбомы.
Вывод
Проекты сегодня используются как в рамках учебного процесса в школе, так и в дополнительном образовании. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.
Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому
Список используемой литературы
2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000
7. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.