теория и практика мирохозяйственных связей
3. Теории мирохозяйственных связей
Многочисленные теории предлагают взаимодополняющие объяснения мирового хозяйства. С точки зрения меркантилистов, в интересах страны добиваться положительного сальдо торгового баланса. Они рассматривали мировую торговлю как «игру в ноль»: если одна страна выигрывает, то другая проигрывает.
Теория абсолютного преимущества (А. Смит) предполагает, что страны различаются по их способности эффективно производить товары. Экспортировать нужно товары, по которым страна имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, по которым абсолютное преимущество имеют другие страны.
Согласно теории сравнительного преимущества (Д. Рикардо) страна должна специализироваться на производстве товара, который она производит наиболее эффективно, и покупать товары, которые она производит менее эффективно, в других странах. Причем даже те товары, которые в данной стране производятся эффективнее, чем в других странах. Теория сравнительного преимущества предполагает, что свободная торговля увеличивает мировое производство, то есть является «игрой с положительной суммой ». Данная теория также обосновывает открытием страны Для внешней торговли экономический рост, что, в свою очередь, создает динамический выигрыш и для торговли.
Теория Хекшера-Олина отстаивает тезис о том, что структура внешней торговли определяется различиями в распределении факторов. Она предполагает, что страна экспортирует товары, При создании которых интенсивно используются распространенные местные факторы, а импортирует товары, созданные при г интенсивном использовании ресурсов, редких для страны.
Авторы теории учли влияние на международную специализацию различий в обеспеченности факторами производства (в основном землей, капиталом и трудом). В отличие от классической модели затрат, которая объясняет торговлю фиксированной, неоклассическая теория обеспеченности факторами производства абстрагируется от естественных различий в производительности труда, предполагая, что все страны имеют одинаковый доступ к технологиям производства всех товаров.
В рамках теорий международной торговли возникла модель равновесия на основе взаимного спроса. Ее последовательно развивали Дж. Милль, А. Маршалл, Ф. Эджуорт, Д. Мид. Взаимный спрос — синтезирующий показатель спроса и предложения, с помощью которого определяется количество импортного товара, необходимого стране, чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара на экспорт.
Экспорт и импорт — это часть совокупных расходов, поэтому, как и другие составляющие совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом. Вклад в создание и разработку внешнеторгового мультипликатора внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп и П. Самуэльсон. Внешнеторговый мультипликатор показывает влияние внешней торговли на рост национального дохода в ВНП.
Теория жизненного цикла продукта (Р. Верной) предполагает, что структура торговли зависит от географического перемещения производства и потребления товара из страны, где он был произведен впервые, в страны массового, дешевого производства. Однако в последние годы она становится менее подходящей для объяснения тенденций торговли, чем в 1945-1975 гг.
Согласно новой теории торговли, в тех отраслях промышленности, где эффект экономии на масштабах производства обусловливает наличие всего нескольких фирм на мировом рынке, страна может доминировать в экспорте определенных продуктов только потому, что в ней расположена фирма-зачинатель в этой отрасли. Некоторые сторонники новой теории торговли отстаивают идею стратегической торговой политики, когда государство с помощью субсидий увеличивает шансы компаний стать фирмами-зачинателями в новых развивающихся отраслях.
Теория национальных конкурентных преимуществ (М. Портер) указывает, что структура торговли определяется использованием следующих четырех преимуществ: 1) наличие факторов производства в стране; 2) объем внутреннего спроса в стране; 3) наличие или отсутствие национальных конкурентов; 4) национальные условия создания и деятельности компании.
Следует отметить, что в последние годы возникла теория нового протекционизма, авторы которой оспаривают мнение о том, что единственным решением мировых экономических проблем является сокращение торговых барьеров. Новый протекционизм возникает из конфликта свободной мировой торговли с проблемами занятости, защиты окружающей среды и социального равенства. Новые технологии и рыночное влияние гигантских ТНК ведут к сокращению рабочих мест в странах их возникновения при поиске дешевого труда за рубежом.
Интенсивная торговля означает также интенсивное развитие транспорта, наносящего ущерб окружающей среде, использующего ограниченные запасы топлива и исчерпаемых ресурсов. Во имя свободной торговли стандарты и требования к товарам «гармонизируются», что часто означает переход к самому низкому их уровню.
Новый протекционизм выступает за сокращение мировой торговли путем защиты местных рынков и введения мер по поощрению торговли товарами, производимыми на локальном, национальном, затем региональном и только в крайнем случае на мировом уровне.
Теории международной торговли подсказывают компаниям и правительствам приоритетные сферы деятельности, направления лоббирования интересов по либерализации торговли или введению ограничений.
3. Теории мирохозяйственных связей
Единой концепции мирохозяйственных связей в экономической науке не существует. Теории Смита, Рикардо, Хекшера-Олина представляют сильные аргументы в пользу свободной внешней торговли. Напротив, теория меркантилистов и теория протекционизма могут быть интерпретированы как поддерживающие правительственное вмешательство в целях развития экспорта через субсидии и ограничения импорта через тарифы и квоты.
Многочисленные теории предлагают взаимодополняющие объяснения мирового хозяйства. С точки зрения меркантилистов, в интересах страны добиваться положительного сальдо торгового баланса. Они рассматривали мировую торговлю как «игру в ноль»: если одна страна выигрывает, то другая проигрывает.
Теория абсолютного преимущества (А. Смит) предполагает, что страны различаются по их способности эффективно производить товары. Экспортировать нужно товары, по которым страна имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, по которым абсолютное преимущество имеют другие страны.
Согласно теории сравнительного преимущества (Д. Рикардо) страна должна специализироваться на производстве товара, который она производит наиболее эффективно, и покупать товары, которые она производит менее эффективно, в других странах. Причем даже те товары, которые в данной стране производятся эффективнее, чем в других странах. Теория сравнительного преимущества предполагает, что свободная торговля увеличивает мировое производство, то есть является «игрой с положительной суммой ». Данная теория также обосновывает открытием страны Для внешней торговли экономический рост, что, в свою очередь, создает динамический выигрыш и для торговли.
Теория Хекшера-Олина отстаивает тезис о том, что структура внешней торговли определяется различиями в распределении факторов. Она предполагает, что страна экспортирует товары, При создании которых интенсивно используются распространенные местные факторы, а импортирует товары, созданные при г интенсивном использовании ресурсов, редких для страны.
Авторы теории учли влияние на международную специализацию различий в обеспеченности факторами производства (в основном землей, капиталом и трудом). В отличие от классической модели затрат, которая объясняет торговлю фиксированной, неоклассическая теория обеспеченности факторами производства абстрагируется от естественных различий в производительности труда, предполагая, что все страны имеют одинаковый доступ к технологиям производства всех товаров.
В рамках теорий международной торговли возникла модель равновесия на основе взаимного спроса. Ее последовательно развивали Дж. Милль, А. Маршалл, Ф. Эджуорт, Д. Мид. Взаимный спрос — синтезирующий показатель спроса и предложения, с помощью которого определяется количество импортного товара, необходимого стране, чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара на экспорт.
Экспорт и импорт — это часть совокупных расходов, поэтому, как и другие составляющие совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом. Вклад в создание и разработку внешнеторгового мультипликатора внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп и П. Самуэльсон. Внешнеторговый мультипликатор показывает влияние внешней торговли на рост национального дохода в ВНП.
Теория жизненного цикла продукта (Р. Верной) предполагает, что структура торговли зависит от географического перемещения производства и потребления товара из страны, где он был произведен впервые, в страны массового, дешевого производства. Однако в последние годы она становится менее подходящей для объяснения тенденций торговли, чем в 1945-1975 гг.
Согласно новой теории торговли, в тех отраслях промышленности, где эффект экономии на масштабах производства обусловливает наличие всего нескольких фирм на мировом рынке, страна может доминировать в экспорте определенных продуктов только потому, что в ней расположена фирма-зачинатель в этой отрасли. Некоторые сторонники новой теории торговли отстаивают идею стратегической торговой политики, когда государство с помощью субсидий увеличивает шансы компаний стать фирмами-зачинателями в новых развивающихся отраслях.
Теория национальных конкурентных преимуществ (М. Портер) указывает, что структура торговли определяется использованием следующих четырех преимуществ: 1) наличие факторов производства в стране; 2) объем внутреннего спроса в стране; 3) наличие или отсутствие национальных конкурентов; 4) национальные условия создания и деятельности компании.
Следует отметить, что в последние годы возникла теория нового протекционизма, авторы которой оспаривают мнение о том, что единственным решением мировых экономических проблем является сокращение торговых барьеров. Новый протекционизм возникает из конфликта свободной мировой торговли с проблемами занятости, защиты окружающей среды и социального равенства. Новые технологии и рыночное влияние гигантских ТНК ведут к сокращению рабочих мест в странах их возникновения при поиске дешевого труда за рубежом.
Интенсивная торговля означает также интенсивное развитие транспорта, наносящего ущерб окружающей среде, использующего ограниченные запасы топлива и исчерпаемых ресурсов. Во имя свободной торговли стандарты и требования к товарам «гармонизируются», что часто означает переход к самому низкому их уровню.
Новый протекционизм выступает за сокращение мировой торговли путем защиты местных рынков и введения мер по поощрению торговли товарами, производимыми на локальном, национальном, затем региональном и только в крайнем случае на мировом уровне.
Теории международной торговли подсказывают компаниям и правительствам приоритетные сферы деятельности, направления лоббирования интересов по либерализации торговли или введению ограничений.
Теория и практика мирохозяйственных связей
Шеров-, к. э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Теория и практика мирохозяйственных связей 4 кредита (ECT)
Магистратура, весенний семестр 2013 г.
Количество аудиторных часов: 32
Форма аттестации: зачет
Язык обучения: русский
Основная цель курса: Курс знакомит студентов с основными теоретическими закономерностями и фактическими тенденциями развития мирохозяйственных связей, учит студентов понимать проблемы и перспективы международных экономических отношений. Особое внимание уделяется месту России в системе мирохозяйственных связей.
1. Ключевые вопросы, рассматриваемые в курсе:
a. Методологические проблемы исследования мирохозяйственных связей
c. ВТО: современные тенденции и перспективы развития
e. Интеграционные процессы на современной стадии развития.
f. Мировые рынки энергоносителей: современные тенденции и политика России.
g. Тенденции развития финансовых рынков. Финансовые кризисы периода глобализации.
3. Требования к студентам, слушающим курс:
· Прохождение курса «Международные экономические отношения»;
4. Перечень основных источников информации:
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Мосты между торговлей и устойчивым развитием. Http://ictsd. org/news/bridgesrussian/
Национальное государство как субъект управления процессом экономической глобализации // Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» Вестник. 2005. №1.
Vladimir Sherov-Ignatyev, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, The Faculty of Economics, Saint-Petersburg State University
General Issues of International Economic Relations
MSc, Spring Semester 2013
Type of examination: test
Language of Instruction: Russian
1. Main objective of the course: The course deals with one of the key methodological aspects and topical issues of intеrnational economic relations. Main attention is paid to the role of state and of intergovernmental global and regional organization, as well as to the fluent situation in energy markets and financial markets.
2. Key subjects considered in the course:
a. Methodology of studying international economic relations.
b. Changing economic role of the state: main trends.
c. WTO: contemporary situation and prospects
d. Globalization: origin, scope, consequences.
e. 5. Regional integration – peculiarities of modern phase.
f. Global energy markets: contemporary trends and Russia’s policy.
g. Financial globalization and financial crises.
3. Course requirements (minimal level of skills and knowledge acquired by the students prior to start of the course):
· Knowledge of the basic principles of Economics;
· Having the course of International Economic Relations;
4. List of main references:
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Мосты между торговлей и устойчивым развитием. Http://ictsd. org/news/bridgesrussian/
Национальное государство как субъект управления процессом экономической глобализации // Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» Вестник. 2005. №1.
Шеров-, к. э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Глобализация и регионализация мировой экономики 2 кредита (ECT)
Специалитет, осенний семестр 2012 г.
Количество аудиторных часов: 16
Форма аттестации: зачет
Язык обучения: русский
Основная цель курса: Дисциплина знакомит студентов с процессом международной интеграции, идущим как на глобальном, так и на региональном уровне.
Рассматриваются факторы и формы интеграционных процессов, их последствия, и особенности в разных регионах мира, дается оценка интересов, стратегии и тактики интеграционной
Ключевые вопросы, рассматриваемые в курсе:
d. Интеграция в северной и южной Америках и АТР
e. Россия и процессы международной интеграции. СНГ, его проблемы и перспективы
3. Требования к студентам, слушающим курс:
· Знание основ экономической теории;
· Прохождение курса «Международные экономические отношения»;
4. Перечень основных источников информации:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Shiff М., Winters F. Regional Integration and Development. 2003.
Vladimir Sherov-Ignatyev, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, The Faculty of Economics, Saint-Petersburg State University
Globalization and Regionalization in World Economy
Specialists, Auumn Semester 2012
Type of examination: test
Language of Instruction: Russian
1. Main objective of the course: The module deals with the integration processes in the world economy, both in global and regional scale. Reasons, institutional forms, theoretical and practical effects of international economic integration and its peculiarities in various parts of the world are the subject of attention and *****ssia’s integration activity is specially investigated.
2. Key subjects considered in the course:
Globalization – driving forces, aspects and consequences Theoretical concepts of regional integration European integration Integration in the western hemisphere Asia-Pacific integration Integration in South and South East Asia, Middle East and Africa Russia and regional trade agreements
3. Course requirements (minimal level of skills and knowledge acquired by the students prior to start of the course):
· Knowledge of the basic principles of Economics;
· Having the course of International Economic Relations;
4. List of main references:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Шкваря экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Shiff М., Winters F. Regional Integration and Development. 2003.
Шеров-, к. э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Регионализация и глобализация: международная интеграция 2 кредита (ECT)
Магистратура, осенний семестр 2012 г.
Количество аудиторных часов: 16
Форма аттестации: зачет
Язык обучения: английский
Основная цель курса: Дисциплина знакомит студентов с процессом международной интеграции, идущим как на глобальном, так и на региональном уровне.
Рассматриваются факторы и формы интеграционных процессов, их последствия, и особенности в разных регионах мира, дается оценка интересов, стратегии и тактики интеграционной
Ключевые вопросы, рассматриваемые в курсе:
i. Интеграция в северной и южной Америках и АТР
j. Россия и процессы международной интеграции. СНГ, его проблемы и перспективы
3. Требования к студентам, слушающим курс:
· Знание основ экономической теории;
· Прохождение курса «Международные экономические отношения»;
4. Перечень основных источников информации:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Shiff М., Winters F. Regional Integration and Development. 2003.
Richard E. Baldwin, Charles Wyplosz. The economics of European integration. L., 2009.
||econ. queensu. ca/pub/students/khans/BW_2E_Ch19.ppt
World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: from co-existence to coherence. Geneva, 2011.
Vladimir Sherov-Ignatyev, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, The Faculty of Economics, Saint-Petersburg State University
Globalization and Regionalization : International Integration 2 ECTs
MSc, Autumn Semester 2012
Type of examination: test
Language of Instruction: English
1. Main objective of the course: The module deals with the integration processes in the world economy, both in global and regional scale. Reasons, institutional forms, theoretical and practical effects of international economic integration and its peculiarities in various parts of the world are the subject of attention and *****ssia’s integration activity is specially investigated.
2. Key subjects considered in the course:
Globalization – driving forces, aspects and consequences Theoretical concepts of regional integration European integration Integration in the western hemisphere Asia-Pacific integration Integration in South and South East Asia, Middle East and Africa Russia and regional trade agreements
3. Course requirements (minimal level of skills and knowledge acquired by the students prior to start of the course):
· Knowledge of the basic principles of Economics;
· Having the course of International Economic Relations;
4. List of main references:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Шкваря экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., 2007.
Shiff М., Winters А. Regional Integration and Development. 2003.
Richard E. Baldwin, Charles Wyplosz. The economics of European integration. L., 2009.
||econ. queensu. ca/pub/students/khans/BW_2E_Ch19.ppt
World Trade Report 2011. The WTO and preferential trade agreements: from co-existence to coherence. Geneva, 2011.
Шеров-, к. э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Актуальные проблемы стран СНГ 2 кредита (ECT)
Спецфак, весенний семестр 2012 г.
Количество аудиторных часов: 16
Форма аттестации: зачет
Язык обучения: русский
Основная цель курса: Дисциплина знакомит студентов с проблемами государств пост-советского пространства, имеющими немало общего с проблемами России. Знание ситуации в странах – соседях и важных партнерах России важно для понимания специфики бизнес-взаимодействия с партнерами из этих стран и понимания перспектив интеграции на постсоветском пространстве.
Ключевые вопросы, рассматриваемые в курсе:
Общие проблемы стран СНГ Проблемы Белоруссии и белорусско-российских отношений. Проблемы Украины и украинско-российских отношений. Проблемы Казахстана. Таможенный союз трех стран. Проблемы стран Центральной Азии. Проблемы стран Закавказья.
3. Требования к студентам, слушающим курс:
· Прохождение курса «Международные экономические отношения»;
4. Перечень основных источников информации:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: //*****
Статкомитет СНГ: www.
Vladimir Sherov-Ignatyev, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, The Faculty of Economics, Saint-Petersburg State University
Topical Issues of CIS 2 ECTs
Special (second) education, Spring Semester 2012
Type of examination: test
Language of Instruction: Russian
1. Main objective of the course: The module introduces students with the challenges of post-Soviet space which have a lot of common with the problems of Russia. Knowledge of situation in the neighbor countries is important for understanding the specifics of the business-cooperation with partners from these countries and understanding the prospects of integration in post-Soviet space.
2. Key subjects considered in the course:
a. Common problems of CIS.
b. Problems of Belarus and Belarus – Russia relations.
c. Problems of Ukraine and Ukraine – Russia relations.
d. Problems of Kazakhstan. Customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan.
e. Problems of Central Asia countries.
f. Problems of Transcaucasion countries.
3. Course requirements (minimal level of skills and knowledge acquired by the students prior to start of the course):
Having the course of International Economic Relations;
4. List of main references:
Ливенцев экономическая интеграция. М., 2006.
Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М., 2011.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: //*****
Статкомитет СНГ: www.
Шеров-, к. э.н., доцент кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Экономика ведущих стран и регионов 4 кредита (ECT)
Спецфак, осенний семестр 2012 г.
Количество аудиторных часов: 32
Форма аттестации: экзамен
Язык обучения: русский
Основная цель курса: Курс посвящен сопоставлению экономических систем в ключевых развитых странах, а также с основными стратегиями развития стран с формирующимся рынком. Российская экономическая система рассматривается аналогично, что позволяет лучше понять ее специфику в глобальном контексте.
Ключевые вопросы, рассматриваемые в курсе:
Общие проблемы мирового хозяйства. Основные модели рыночной экономики развитых стран. Экономика США. Экономические системы стран Западной Европы. Экономики стран Восточной Азии. Япония, Китай, Корея. Стратегии догоняющего развития. Экономика Индии. Экономика России в мировом контексте.
3. Требования к студентам, слушающим курс:
· Прохождение курса «Международные экономические отношения»;
4. Перечень основных источников информации:
Ломакин экономика: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2001.
Мировая экономика Ред./ – М., 2010
Vladimir Sherov-Ignatyev, PhD, Associate Professor, Department of World Economy, The Faculty of Economics, Saint-Petersburg State University
Economic Systems of Leading Countries and Regions 4 ECTs
Special (second) education, Autumn Semester 2012
Type of examination: exam
Language of Instruction: Russian
1. Main objective of the course: The course deals with the comparison of economic systems in the key advanced economies as well as the comparison of strategies of economic development in emerging *****ssian economic system is tackled in the same manner to understand the specific features of Russia’s economic system in the global context.
2. Key subjects considered in the course:
Common problems of global economy. Main economic systems of advanced countries. US economic system. Economic systems of countries of Western Europe. Economic systems of East Asia countries. Japan, China, Korea. Strategies of for catching up development. India’s *****ssia’s economy in the global context.
3. Course requirements (minimal level of skills and knowledge acquired by the students prior to start of the course):
Having the course of International Economic Relations;
Ломакин экономика: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2001.