теория и методика обучения в начальной школе
Мой университет
Мой университет
Мой университет
Курсы повышения
квалификации
Курсы профессиональной
переподготовки
Курсы дополнительного
образования для детей
и взрослых
Бесплатные курсы
для повышения квалификации
Вебинары для повышения
квалификации
5200.00₽
Присваиваемая квалификация «Учитель начальных классов».
Программа профессиональной переподготовки: «Основы теории и методики преподавания в начальной школе»
Особые условия:
— Самая выгодная цена курса!
— Гарантированные подарки каждому обучающемуся
— Рассрочка оплаты
— Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
— Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.
Объем курса: 150 0 часов.
Продолжительность обучения: 11 месяцев (обучение можно закончить досрочно по истечении 9 месяцев обучения).
Требования к уровню образования: на курс могут быть зачислены слушатели, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование.
О курсе:
Программа профессиональной переподготовки «Основы теории и методики преподавания в начальной школе» разработана на основании:
— установленных квалификационных требований к должностям работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
— профессионального стандарта «Педагог»;
— требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования»;
— требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование».
Планируемые результаты освоения дополнительной профессиональной программы (профессиональной переподготовки) «Основы теории и методики преподавания в начальной школе» соответствуют результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по направлению «Преподавание в начальных классах» и определены на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог».
обеспечить условия для освоения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности учителя начальных классов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)».
Выдаваемые документы:
После успешного окончания обучения Вам будет выдан Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».
Программа курса
Наименование модуля
Содержание модуля
Всего, часов
Количество часов
Теория
Практика
Сам работа
Модуль 1 Введение в педагогическую деятельность
Тема1.Введение в педагогическую деятельность.
Тема2.Профессиональные стандарты в системе образования.
Модуль 2 Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Тема1. Основы законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Тема2.Основные положения ФГОС НОО
Модуль 3 Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса
Тема1.Общая и прикладная дидактика.
Тема2.Основы возрастной психологии.
Модуль 4 Предметная деятельность
Тема1.Методика преподавания учебных предметов начальной школы
Тема2.Педагогические технологии в начальном образовании
Тема3.Образовательные программы начальной школы
Тема4.Конструирование современного урока в начальной школе
Современные методы обучения в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные методы обучения в начальной школе
1. Понятие о методах обучения и их классификации .
2. Классификация средств обучения по источнику получения знаний.
3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
Тема 1. Понятие о методах обучения и их классификации.
Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением методов изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной или педагогической характеризуется
—совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов;
—логикой, последовательностью компонентов;
-методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.
Методы обучения (греч.«путь к чему-либо») – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.
Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.
Метод обучения зависит:
· от содержания обучения;
· от наличия учебных пособий;
· от личности учителя;
Функции методов, приемов и средств обучения:
Сущность процесса образования в начальной школе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет»
Управление дополнительного образования
Сущность процесса образования в начальной школе.
по дисциплине «Современные подходы к развитию, обучению, и воспитанию младших школьников»
Программа профессиональной переподготовки «Начальное образование»
Вдовина Светлана Викторовна
Актуальность. Любая человеческая деятельность, в том числе и учебная, связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями и мотивами человека, его отношением к действительности. Обновление общественных отношений в последние годы в нашем обществе повлекло за собой изменение жизненных перспектив, выбора путей существования, поиск способов удовлетворения растущих потребностей у подрастающего поколения.
Сегодня в Российской Федерации происходит становление новой системы образования, которая ориентирована на интеграцию в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождает поиск инновационных образовательных технологий, которые бы соответствовали современным тенденциям развития российского общества. Результатом должно быть формирование и развитие выпускника, обладающего большим кругозором, гибкостью, критичностью мышления, способного к продолжению образования, а также самостоятельному выбору профессии и самооценке.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к нравственности и достижениям человеческой культуры. Вместе с тем, сегодня отмечается возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности, не у всех детей сформирована учебная мотивация и развита познавательная активность.
Ведущая цель современного начального обучения и каждого учебного предмета — формирование способов деятельности детей, на основе которых идет процесс развития их личностных качеств и приобретения необходимых предметных знаний, что в принципе невозможно без деятельности. Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, определяя требования к процессу обучения в начальной школе, на одно из первых мест выдвигает метапредметные требования, достижение которых идет через формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Цель исследования –проанализировать особенности образовательной среды начальной школы.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы и направления в начальном образовании.
2. Проанализировать особенности формирования образовательной среды начальной школы.
3. Определить принципы организации образовательной среды.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Основные подходы и направления в начальном образовании
Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Специфика образовательного процесса в начальной школе проявляется при выборе форм, методов, приёмов, средств достижения цели.
Начальная школа является ключевой ступенью в образовательной стратегии нашего школьника и решает задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной ступени, формирует главные инструменты познания. На этом этапе предполагается включение механизмов среды, которые не просто создают условия процессов, но и обеспечивают достижение образовательных результатов или так называемых модельных характеристик выпускника начальной школы [6, 35].
Ключевыми условиями, которые должны быть обеспечены средой ступени начального образования (далее СНО) являются: развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; развитие его базовых способностей; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Весь комплекс социокультурных результатов обучения в начальной школе можно описать как следующую совокупность факторов:
• сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Можно сразу обозначить эти два фактора как ключевые условия при проектировании каждого элемента среды СНО, то есть, если тот или иной элемент, предметно – пространственной, социо-нормативной, коммуникационной, организационно – методической или иной среды СНО не обеспечивает выполнение условий этих факторов, то его использование скорее всего нежелательно или попросту должно быть запрещено. Начальная школа должна стать местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала, продолжая традиции дошкольной ступени подготовки и закладывая возможности для последующего обучения.
Следовательно, среда ступени начальной образования должна обеспечить учащихся следующим набором возможностей:
— нести ответственность за собственные успехи;
— овладевать разными видами коммуникаций;
— учиться навыкам сотрудничества;
— ориентироваться на непрерывное образование;
— приобретает навыки работы со средствами коммуникации и средствами использования информации[6, 36].
Все это вместе формирует коммуникативные компетенции и так называемую функциональную грамотность в широком смысле этого слова. Формирование основ функциональной грамотности является самым важным стратификационным признаком образовательной среды СНО.
2. Особенности формирования образовательной среды начальной школы
При формировании среды начального образования обычно учитываются следующие императивы:
— все выпускники начальной школы должны сохранить высокую мотивацию к обучению, активной познавательной, креативной и социальной деятельности или как минимум не утратить ее;
— все выпускники начальной школы демонстрируют достаточный уровень коммуникативной включенности, а именно: свободное межличностное общение, высокая способность к монологичной речи, развитость навыков и способностей письменной речи, владение на пользовательском уровне основ компьютерной грамотности; начальное владение иностранным языком;
— выпускники рассматривают культуру здоровья, как актуальную для себя;
— окончившие начальную школу демонстрируют воспитанность и хорошую способность к самоорганизации;
— выпускники начальной школы готовы продолжать образование[15, 7].
При формировании среды необходимо учитывать те отличия, которыми обладает современная семья. Ключевыми отличиями семей учащихся современных СНО от предыдущих лет, требующих учета при проектировании среды можно назвать следующие:
-увеличилось стремление родителей влиять на организацию и содержание образования;
-изменилась демографическая ситуация в Подмосковье связанная как с социальной структурой учащихся (увеличение удельного веса служащих) так и с национальным составом в связи с эмиграционными процессами (что также требует учета специфики построения среды с учетом национальных особенностей контингента учащихся);
-возросла требовательность семей к качеству образования, обусловленная осознанием образования как объекта капиталовложений ;
-возросло количество семей имеющих доступ в Интернет и детей этого возраста имеющих пользовательский опыт;
-отрицание большинством семей репродуктивных форм обучения и требования к деятельностных формам предполагающих больший объем практики и взаимодействий с предметной средой;
-изменения культуры окружающего социума[18, 65].
Изменились и ученики этой ступени обучения. Многие из них уже осознают, что от обучения напрямую зависит их возможность благополучной жизни в будущем и поэтому хотят учиться и стремятся к знаниям. Дети выбирают обучение через собственную деятельность, поэтому актуальны развивающие системы обучения. Многие из поступающих в первый класс (цифра колеблется от 21 до 76% по районам) приходят в школу уже умеющими читать и писать печатными буквами, считать. Этому способствует система дошкольной подготовки и общее стремление родителей создать дополнительные возможности для своих детей.
Родители в большинстве своём являются людьми со средним специальным или высшем образованием и сами имеют достаточно высокий уровень информационной культуры. Для них использование мобильного телефона и услуг мобильной телефонии в сочетании с Интернет являются нормой. При этом они требуют от школы безопасной среды и высокого уровня комфорта для своих детей. Тем более что многим из них, после загранпоездок, есть с чем сравнивать. Многие семьи рассматривают наполняемость класса как существенное условия качества обучения. По их мнению – чем меньше детей в классе – тем выше качество обучения.
Среда должна обеспечивать:
• Соответствие нормам физического развития детей младшего школьного возраста.
• Формирование сознательного отношения к собственному здоровью.
• Осознание необходимости физической культуры.
• Закрепление основ правильного питания.
• Формирование устойчивых навыков гигиены.
С точки зрения знаний среда должна обеспечить:
• Владение знаниями,умениями, навыками соответствующими стандартам образования.
• Сформированность основных мыслительных операций.
• Умение организовывать собственную деятельность и объединять усилия со сверстниками для решения поставленной учебной задачи.
• Владение навыком элементарного самоанализа собственной деятельности и осуществление регулирования своей деятельности и других участников[17, 5].
Относительно познавательной деятельности средой должны поддерживаться:
• Положительная мотивация к обучению.
• Стремление к творческой деятельности.
• Умение работать с разными источниками информации.
Культура личности требует условий которые позволят младшим школьникам получить опыт и навыки в:
• Умение строить отношения со сверстниками и взрослыми.
• Формировании нравственной культуры поведения.
• Осуществление оптимального выбора своих действий в ситуациях тождественных возрасту.
Существенное место в содержании образования в СНО традиционно занимает комплекс эстетической направленности. Именно он позволяет развивать многоканальность восприятия информации, видеть причинно-следственные связи, формировать навыки проектной деятельности. Занятия искусством и художественным творчеством позитивно сказываются на здоровье и эмоциональном благополучии детей Они снимают перегрузки, оказывают терапевтическое воздействие. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В еще большей степени это относится к проявлению и становлению индивидуальности ребенка.
При существующей образовательной практике очень часто именно индивидуальность ребенка выступает, главным образом, как помеха в достижении планируемых результатов. Сохранившиеся ценности и традиции массовой школы с трудом преодолеваются в современных условиях. Но именно в искусстве (при адекватном преподавании) индивидуальность превращается в ценность и реализуется как в способах работы, так и в ее продуктах. В связи с этим предметы эстетического цикла занимают в обучении младших школьников одно из ведущих мест[17, 6].
Таким образом среда должна создавать условия для сбора объективных данных о ребенке (при строгом соблюдении норм конфиденциальности и Закона о защите информации) и возможности мобильности ребенка в организационно – методическом поле программ обучения, позволяющих оптимизировать индивидуальные темпы и режимы освоения этих программ.
Реферат на тему «Методы обучения в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова»
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
Методы обучения в начальной школе
Преподавание в начальных классах
преподаватель методики преподавания технологии с практикумом
Цель реферата: рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию о методах обучения учащихся начальной школы по следующим частным вопросам:
— понятие о методах обучения и их классификация
— методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения
— инновационные методы обучения на уроках в начальных классах
— методы и приемы обучения младших школьников в современной школе
2. Рассмотреть традиционные и современные методы обучения учащихся начальной школы
3. Сформулировать основные требования к применению данных методов обучения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и обобщении изученной научно-теоретической информации о традиционных и современных методах обучения младших школьников, т.е. в составлении нового текста, который может быть опубликован на страницах научно – педагогических изданий.
Структура реферата включает в себя: введение, четыре пункта, заключение, список использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Определения и сущность методов и приемов обучения
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения», в связи с этим существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом.
1.2 Классификация методов обучения
Существуют различные виды классификаций методов обучения с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Кроме того, разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому нет единой точки зрения по этому вопросу. Однако целостный процесс обучения в конкретном образовательном процессе обеспечивается единой классификацией методов, оптимально подходящей для использования именно в конкретном познавательном процессе.
Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
– долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
– устный, письменный, лабораторно-практический [2с.385].
Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.
По характеру деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (Табл. 1) [15].
Таблица 1 — Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)
Получение знаний с помощью преподавателя
I – знания- знакомства
Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний
Применение изученного на основе образца (репродукция)
3. Проблемное изложение
Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя
III – знание- умение
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний
Диалоговые формы обучения
Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя
III – знание- умение
IV – знание- трансформация
поиск варианта решения
IV – знание- трансформация
Основное сходство этих двух методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывая и объясняя, а дети воспроизводят. В начальной школе, особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей необходимо обучить базовым знаниям и операциям.
Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.
Голант Е.Я. и Перовский Е.И. предлагают классификацию методов по источнику передачи и характеру восприятия информации
Выделяются следующие признаки и методы:
На основании дидактических задач
Классификация Данилова М.А., Есипова Б.П.. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
По источникам передачи информации и приобретения знаний
Авторы: Верзилин Н.М., Лордкинанидзе Д.О., И.Т. Огородников и др. Методами этой классификации являются:
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности
Авторы: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер. Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
Сочетание методов преподавания и соответствующих им методов учения
По организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности
А также методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в
учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Сочетание источников знаний, уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся
Также учитывается логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении
Классификация методов К. Сосницкого
Классификация автора из Польши предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
Типология методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику» В. Оконя (Польша)
Представлена четырьмя группами:
а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:
— классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
— метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
Позиция Б. Т. Лихачёва
Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:
— Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.
— Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
— Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.
Таким образом, одной из острых в современной дидактике является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
2 Методы обучения в контексте ФГОС НОО второго поколения
2.1 Активные методы обучения
Активные методы обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. И применяются такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка».
Организации релаксации и подведения итогов.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Значение активных методов обучения :
— развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет провести корректировку проведения урока на будущее[8 с. 23].
2.2 Интерактивные методы обучения
Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология направлена на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
Это решается путем организации групповой работы учащихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для этого подходят активные методы обучения [16].
Рисунок 1 – Схема взаимодействия объектов обучения при Интерактивном методе
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее распространённые, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественно-научных дисциплин.
Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний.
Метод «мозгового штурма». Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
— развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
— обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
— Способствуют росту интереса к предмету
— Ускоряют процесс обучения
— Улучшают качество усвоения материала
— Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
— Способствую сотрудничества учителя и ученика
Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в целях стимулирования саморазвития учащихся, формирования метапредметных и личностных результатов обучения интерактивные формы обучения можно определить, как наиболее продуктивные в практике современного школьного образования.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.