теория элементарного образования и развивающего обучения и г песталоцци
Теория элементарного образования и развивающего обучения И. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов И. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
Швейцарский педагог, один из основоположников дидактики, начального обучения. Родился в семье врача, принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейгофе», приют для сирот в Станце, институты в Бургдорфе и Ивердоне.
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей»), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» и трактат «Лебединая песня». В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, гл. обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.
С юных лет И.Г. Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Развивая и практически воплощая идеи Руссо, И.Г. Песталоцци утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоничном развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет («Час рождения ребёнка является первым часом его обучения»), развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. В отличие от Руссо И.Г. Песталоцци расставил иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание И.Г. Песталоцци рассматривает как многообразный социальный процесс и утверждал, что «обстоятельства формируют человека, но и сам человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него». Совершенный человек, по И.Г. Песталоцци, определяется развитием трех сторон: способности и умения действовать, здравого делового разума и возвышенных (нравственно-религиозных) чувств.
Педагогическая система И.Г. Песталоцци базируется на следующих принципах:
Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, Песталоцци подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие человека. Идею Песталоцци о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Развивающее обучение должно быть природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственных сил и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения: обучение должно быть постепенным, последовательным, элементарным, наглядным и самодеятельным. Все эти принципы должны быть в обучении вместе, их нельзя отделять друг от друга.
Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения — вооружение учащихся знаниями. Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с «естественным путём познания» у ребёнка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в интересах формирования логического мышления.
И.Г. Песталоцци разрабатывает метод элементарного образования. Суть этого метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Он предполагал взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала с учителем, а потом сами должны развивать свои силы и способности. И.Г. Песталоцци разложил педагогический процесс на первичные элементы. Числу, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения матери с ребенком, чувство гармонии, упорядоченности, красоты – как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений – как элементы физического воспитания. Указанные элементы И.Г. Песталоцци предлагает сделать первоосновой для разностороннего развития личности. Элементы – своеобразные «кирпичики», из которых по И.Г. Песталоцци, складывается воспитание. Число кирпичиков постепенно увеличивается.
Для облегчения и упорядочения наблюдений ребёнка Песталоцци выделил простейшие элементы умственного воспитания, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово (простейший элемент числа — единица, формы — прямая линия, слова — звук). В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Песталоцци считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребёнка об окружающем мире. Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение счёту Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел. Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребёнка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер не совсем правомерна. В обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.
Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребёнка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребёнка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашней гимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органическую часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками. О развитии практических умений и навыков больше всего говорится в известном романе «Лингард и Гертруда». Практический труд, работа, дело – основной элемент народного образования. И.Г. Песталоцци хотел, чтобы человек был практичным, умел помогать себе и другим людям и деятельно служил Богу, в любви помогая ближним. Серьезный практичный труд, наставление и воспитание в нем может быть лучшей опорой для нравственности, целомудрия, уважения к собственности, деятельной доброты и истинного, деятельного, «тихого благочестия». И.Г. Песталоцци, конечно, не отрицал словесного обучения, он протестует против педагогического пренебрежения практическими умениями, делом, которые должны быть связаны с воспитанием и обучением. Считая практическую работу существенным основным элементом образования, И.Г. Песталоцци не замыкался на узкой цели обычного профессионального, ремесленного образования. Он обращался к высшим запросам духа – стремлением к умственным и нравственным интересам. Деловое практическое образование должно подниматься к высшим педагогическим целям: с ним должно быть связано развитие умственных интересов и возвышенных чувств.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодёжи овладеть основными приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарной гимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации промышленности». В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приёмами, которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.
При нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребёнком осознаётся и переносится сначала на отца, сестёр, братьев, затем на учителя и всё человечество. Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путём непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений. Об элементарном нравственном воспитании И.Г. Песталоцци писал: «Все элементное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится». Просвещенная, мыслящая мать, по И.Г. Песталоцци, живет для своего ребенка в служении его любви, а не службе его капризу или эгоизму.
Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. В школе учитель только тогда является учителем в нравственном воспитании, когда он – отец, любящий, помогающий, воспитывающий. Школа тесно связана с деревенской жизнью, и чем ближе, теснее связи школы с деревней, тем ярче будет любовь к человечеству, считает И.Г. Песталоцци. В отличие от схоластической школы, школа И.Г. Песталоцци – школа разных видов деятельности ребенка. Она тесно связана с окружающей социальной средой, в ней дети близки к реальной жизни. Основой всей жизнедеятельности школы является труд, на нем строится и умственное, и нравственное воспитание. За основу воспитания в целом, и нравственного воспитания в частности, берется «деятельная любовь ко всему человечеству».
Сформулированные Песталоцци идеи психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».
Вопрос 18. «Теория элементарного образования» И. Г. Песталоцци.
Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци(1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Лебединая песня».
Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования»,которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).
Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:
1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;
2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;
3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.
Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Контрольная работа: Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
Название: Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа Добавлен 04:12:14 07 января 2006 Похожие работы Просмотров: 1068 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |