теория элементарного природосообразного воспитания и обучения
Основные направления реализации принципа природосообразности в трудах Коменского, Песталоцци, Дистервега
Вы будете перенаправлены на Автор24
Природосообразность – это способ отношения к воспитаннику как к феномену природы, ее компоненту, неотделимому от нее и ее процессов, а также согласования воспитательного процесса с этапами природного развития индивида.
Идея природосообразности воспитания возникла в античные времена, развивалась и углублялась в различных идеях и вариациях.
Природосообразность по Я. А. Коменскому
Я. А. Коменский является основоположником педагогического научного знания. Он исследовал вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. Его идеи затрагивали взаимосвязь между развитием ребенка и природой. Он рассматривал этапы возрастного развития – детство, отрочество, юность и возмужалость, как процессы, отражающие четыре времени года. К примеру, рост и развитие растений связаны именно с временами года. Поэтому, развитие личности, также, должно опираться на природные процессы.
Все труды Коменского пронизаны идеей о том, что развитие личности полностью зависит от природы. Таким образом, он выдвигает идею о природосообразности воспитания т.е. необходимости построения моделей воспитания и обучения во взаимосвязи с природой, с учетом факторов ее воздействия. При этом социальные аспекты воспитания, фактически, не учитываются в идеологии Я.А. Коменского.
Рисунок 1. Природосообразность по Я. А. Коменскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его основные идеи в области природосообразности воспитания и обучения можно выразить следующими положениями:
Готовые работы на аналогичную тему
Понятие природосообразности по И. Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци – известный швейцарский педагог, занимавшийся исследованием вопросов обучения и воспитания, основанных на идеи их природосообразности.
Рисунок 2. Вклад Песталоцци в педагогику. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Природосообразность воспитания по Песталоцци – это процесс ориентации воспитания на природные задатки индивида, их развитие и саморазвитие.
И.Г. Песталоцци говорил о том, что у каждого человека имеется определенный потенциал, который имеет божественное начало. Все предопределено природой и законами ее функционирования. Поэтому, в ходе воспитания должны быть раскрыты природные способности человека, с учетом природных начал и законов ее функционирования.
Основные идеи природосообразности воспитания, озвученные И.Г. Песталоцци, можно обозначить следующими положениями:
Рисунок 3. Теория элементарного образования Песталоцци. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип природосообразности воспитания и обучения по А. В. Дистервегу
Немецкий педагог А. В. Дистервег продолжил изучение теории природосообразного воспитания и обозначил, что природосообразность воспитания предполагает применение педагогического воздействия на личностное развитие учащегося, отражающее естественное развитие человека и его законы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности его личности.
К основным принципам природосообразности воспитания Дистерверга относятся:
ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИВАЮШЕГО ОБУЧЕНИЯ И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИВАЮШЕГО ОБУЧЕНИЯ И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ
Важным направлением современного научного исследования является изучение наследия классиков мировой педагогики. Одним из основоположников педагогики (и социальной педагогики в частности) как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.)
Великий гуманист и демократ Песталоцци неустанно искал в теории и на практике недорогие и не требующие продолжительного периода времени пути обучения и воспитания эксплуатируемых и обездоленных, которые были бы осуществимы в самых неблагоприятных социальных условиях и созидали бы лучшие человечески е качества. Это нравственность, достоинство, ум, крепкое здоровье, профессия, мировоззрение.
Он нашел средства образования личности, которые составили эпоху в педагогике и не только не утратили своей действенности и эффективности, но в наше время обрели свое подлинное значение, раскрывающее свой научный и практический потенциал. Это способы воспитания, обеспечивающего самовоспитание; методы обучения, дающего одновременно и знания, и мастерство, и развитие ума.
То, что обучение дает знания, а знания развивают «нечто» в человеке, было издавна принято в теории и практике воспитания. Песталоцци трактовал развивающую силу обучения как жизненно необходимые знания, знания о действительности, в которой ребенок живет и трудится, которую он стремится понять (это стремление должно всячески стимулироваться воспитанием); знания, побуждающие к деятельности, формирующие способность теоретического, творческого мышления. Развивающее обучение, по Песталоцци, предполагает передачу совершенно особых знаний и способов овладения ими. Это – не краткое изложение содержания каких-либо наук или областей деятельности, искусств, ремесел и т.п., не их «основы» в смысле «основное, главное содержание», не «начальное образование» в его обычном понимании (первой ступени школы).
Концепция развивающего обучения И.Г. Песталоцци, тесно связанная с экономическими, социальными и политическими проблемами, включает в себя идею «элементарного образования».Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. «Элементарное образование», сопряженное с трудовым обучением и политехнической подготовкой, служит культивированию любого труда, способности к переносу умений и навыков во все новые ситуации, прививает подлинную культуру труда.
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Одной из составляющих элементарного образования по Песталоцци является «элементарное интеллектуальное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков». Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.
Для реализации «элементарного образования» швейцарский педагог изобрел специальный «метод» – систему развивающего обучения. Метод – это прежде всего система, распространяющаяся на все в воспитании: на последовательность в созерцании, системность введения учащихся в «элементы» соответствующих областей познания, на развитие задатков.
Согласно Песталоцци, процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта определенного запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».
Песталоцци стремился осуществить умственное образование детей посредством системы специально подобранных для каждой степени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.
Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. «Число, форма и слово, по выражению Песталоцци, элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить. Такова по убеждению Г. Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной (читай начальной) школе.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательно перехода от части к целому. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться.
Следующей составляющей элементарного образования по Песталоцци является «физическое элементарное образование, целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков».
Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей к предстоящей работе.
Заключительной составляющей элементарного образования по Песталоцци является «нравственное элементарное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков».
Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношение учителя к детям строится на основе его отеческой любви к ним.
Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучения, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.
Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорил о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Изучая идеи Песталоцци, невольно улавливаешь родство его педагогического мышления с современными идеями и подходами в науке: требование системности; четкое выделение структурных элементов, единиц анализа, принцип конструктивности этих элементов, т.е. построения системы на их основе и отношений между ними. Идея развивающей функции обучения с успехом применяется с целью активизации познавательных сил учащихся и имеет свое развитие в концепции перманентного обучения.
Вопрос 18. «Теория элементарного образования» И. Г. Песталоцци.
Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци(1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Лебединая песня».
Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования»,которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).
Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:
1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;
2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;
3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.
Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Статья на тему «Природосообразность как основной принцип воспитания в работах И.Г.Песталоцци»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ
В РАБОТАХ И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ.
ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Прошло два с половиной века с тех пор, когда И.Г. Песталоцци впервые выдвинул идеи своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств, развитие в каждом ребенке всех его сил и способностей. В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Подвигло его на это знакомство с идеями Руссо в трактате «Эмиль, или о воспитании», которое он прочёл в 17 лет. Его теория природосообразного образования, сформировавшаяся в результате наблюдений и развивавшаяся им до самого конца жизни, пополняясь различными деталями и подвергаясь постоянному переосмыслению. Эта теория принесла Песталоцци как педагогу мировую известность и признание. Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью и повседневным опытом ребёнка, сделала бы его способным мыслить.
После многолетнего педагогического опыта, Песталоцци пытается изложить свои идеи в нравоучительных произведениях, но все уничтожает, так как они кажутся ему слабыми. И наконец, в 1781 году, из-под его пера выходит книга «Лингард и Гертруда», в которой проповедуются важные идеи народного образования. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В 1792 году Французское законодательное собрание за этот роман присваивает ему звание «Французский Гражданин». В ней он объяснял, как устраивать крестьянские школы и указывал на основную и конечную цель обучения в народной школе.
Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные». Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать — крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, когда он хочет выяснить что — либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число, форма и слово, элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить.
В педагогическом романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци показал, как мать должна воспитывать своих детей, развивал идеи о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В своей практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев. Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед.
В начале 19 века издаются одна за другой его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».
Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила, по его словам, «силы ума, сердца и руки». Эти три силы стремятся к развитию, ибо «глаз хочет видеть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать, а также сердце – верить и любить, а ум хочет мыслить». Значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать. В книге «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци пишет:
Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики.
Развивая эту важную мысль, в своём произведении «Азбука наблюдения», великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми. Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет, и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».
Существенным моментом учения Песталоцци является правильная организация наблюдения ребёнка над предметами и явлениями окружающего мира. Искусство воспитания, считает он, состоит в умении увеличить число объектов для наблюдения, обеспечить последовательность их появления, повысить их привлекательность для ребёнка. Таким образом, средства, формирующие логические способности ребёнка, должны быть согласованы со средствами, формирующими у него способность к наблюдению — лишь при этом условии развитие ребёнка будет гармоничным.
Для того, чтобы облегчить ребёнку наблюдения, необходимо выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения Песталоцци представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа он считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. В «Книге для матерей» им была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.
Понимая, как и Руссо, сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.
Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с простейших элементов и постепенно вести его от простого к сложному. По Песталоцци любое познание природы, её предметов и явлений в естественной жизни — чувственное восприятие, и это чувственное восприятие является той основой, на которой можно построить обучение ребёнка законам окружающего мира.
Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.
Результатом природосообразного обучения является подъём духовных и умственных сил детей, развитие их способностей, формирование ребёнка как личности. Любое знание, по Песталоцци, должно излагаться детям таким образом, чтобы они могли видеть связь этих законов с уже познанными и понятыми. Дети должны учиться говорить и думать «в соответствии с законами природы».
Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.
Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.
В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» – теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений – вот основные звенья «метода» Песталоцци. Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.
Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.
Одним из необходимых условий усвоения знаний Песталоцци видел сознательность приобретения этих знаний, убеждённость детей в их нужности и полезности. Важнейшей задачей учителя Песталоцци считает умение возбудить и поддержать интерес ученика к занятиям, что в наш век технического прогресса особенно актуально. Невозможно овладеть всеми знаниями, которые накопило человечество; невозможно осмыслить тот поток информации, который в наши дни обрушивается на человека. Современный человек должен уметь анализировать, уметь добывать необходимые ему знания самостоятельно.
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».
Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь». Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его».
В своей книге «Наглядное учение о числе» И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».
Уже в преклонном возрасте, незадолго до кончины, Песталоцци пишет своё последнее произведение, которое так и назвал «Лебединая песня». В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.
Песталоцци рассматривал «Лебединую песню», как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:
Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.
Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.
В.З.Смирнов. История педагогики. «Просвещение»,1965г.
М.В.Макаревич, И.Е.Лакин, А.Х.Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. «Высшая школа», 1971г.
В.М.Кларин, А.Н.Джургинский. Педагогическое наследие. «Педагогика»,1987г.