теоретические и практические вопросы изучения обучения воспитания детей с отклонениями в развитии
Теоретические и практические вопросы изучения обучения воспитания детей с отклонениями в развитии
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Учебное пособие «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» написано Н.Ю. Боряковой на основе анализа и обобщения многих научных исследований, учебно-методической литературы, нормативно-правововых документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных учреждений, а также с использованием собственного богатого опыта.
Автором кратко, но четко и убедительно изложены методологические и теоретические основы специальной педагогики, рассмотрен исторический аспект развития теории и практики специального образования, раскрыты формы и методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Особое внимание уделено вопросам организации и содержанию работы с различными категориями детей в дошкольных учреждениях и специальных школах. Рассмотрены основные структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса, подчеркнуто значение психолого-педагогической диагностики для построения индивидуальных и групповых корреционно-развивающих программ. В книге рассматриваются современные тенденции и проблемы организации педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Учебное пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, может быть использовано преподавателями педагогических университетов, колледжей.
Книга вызовет интерес у всех лиц, работающих в системе специального образования – учителей и воспитателей, практических психологов, участников медико-психолого-педагогических комиссий, а также у педагогов общеобразовательных школ и детских садов.
Доктор психологических наук, профессор В.Г. Петрова
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики.
Основной задачей учебного пособия является сообщение студентам дефектологических факультетов и педагогам-практикам специального образования научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагогический процесс.
Предлагаемое учебное пособие включает три главы. В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями. Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-педагогического воздействия и помощи детям с различными отклонениями в развитии. Наталья Юрьевна Борякова – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор многочисленных работ по проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Пособие предназначено для студентов дефектологических и психологических факультетов, практикующих психологов, дефектологов, педагогов, а также родителей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики.
Основной задачей учебного пособия является сообщение студентам дефектологических факультетов и педагогам-практикам специального образования научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагогический процесс.
Предлагаемое учебное пособие включает три главы. В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, личности.
Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики.
Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся:
• Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.
• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
• Разработка специальных педагогических технологий.
• Разработка образовательных и коррекционно-раз-вивающих программ.
• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
• Обобщение передового педагогического опыта.
Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает ее специфику.
В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в «Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).
В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т. к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Специальная педагогическая помощь – деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе. Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями. Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания.
В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):
лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,
лица с нарушениями речи,
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),
лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 %.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55 %), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
К 2000 г. около 15 млн населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний – 50 %, физиологической незрелости – 60 %, более 20 % детей имеет дефицит массы тела[1].
18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны.
В 2002–2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. [2]
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:
– сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха,
– тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения,
– логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения,
– олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Почти не уделялось внимания проблемам специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.
Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования. Педагогический эксперимент включает несколько этапов:
– постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;
– разработка методики исследования, методов обработки результатов;
– проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий;
– количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;
– формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента;
– проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;
– трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Вопросы и задания
1. Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
2. Назовите предметные области специальной педагогики.
3. Перечислите категории лиц с отклонениями в развитии.
4. Раскройте содержание терминов и понятий, используемых в специальной педагогике.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Узнай предмет
Узнай предмет Вам понадобятся пять—десять предметов или игрушек и их изображения в виде рисунков или фотографий. Причем изображения желательно делать с необычных ракурсов, так чтобы предмет было сложнее узнать.Поставьте перед ребенком предметы, а затем показывайте по
Принципы ТРИЗ-педагогики[19]
Принципы ТРИЗ-педагогики[19] ТРИЗ-педагогика исходит из того, что в глобальном динамичном мире:• знания важнее природных ресурсов;• навыки важнее знаний;• умение обучаться важнее навыков;• умение творчески перерабатывать знания важнее умения
Кому не подойдут методы вальдорфской педагогики
Кому не подойдут методы вальдорфской педагогики 1. Семьям, которые придерживаются православных традиций или выраженных атеистических взглядов. Русская православная церковь считает антропософию Штайнера сектой, а вальдорфские школы, соответственно, сектантскими.
Лабораторно-практическое занятие 1 Тема: «Предмет конфликтологии и методы исследования»
Лабораторно-практическое занятие 1 Тема: «Предмет конфликтологии и методы исследования» Степень конфликтностиЗадание 1. Перед вами десять пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком), на сколько баллов у вас проявляется свойство, отмеченное в
1.2. Объект и предмет изучения в психологии развития
1.2. Объект и предмет изучения в психологии развития Различение объекта и предмета знания Оформление определенной совокупности знаний об окружающем мире в качестве самостоятельной научной дисциплины в своем исходном пункте опирается на представление о специфическом
Субъективная реальность как предмет психологической антропологии
Субъективная реальность как предмет психологической антропологии Исторически первой формой психологии является учение о душе. То, что впоследствии было обозначено термином «психология», сначала представляло собой совокупность знаний о душевных силах человека:
Ill «ПРЕДМЕТ» ЛЖЕНАУКИ ПЕДОЛОГИИ
Ill «ПРЕДМЕТ» ЛЖЕНАУКИ ПЕДОЛОГИИ Этому вопросу бывшие педологи уделяли очень много внимания. Правда, это мало помогало, и вопрос так и остался дискуссионным. Разные авторы по-разному его решали.Много внимания уделял этому вопросу и Залкинд.Мы оставили Залкинда на том
1. История педагогики как наука
1. История педагогики как наука 1.1. Исторический экскурс. Впервые педагогический материал становится частью научных исторических исследований в XIX в. С тех пор история мировой педагогики становится постоянной и неотъемлемой дисциплиной в корпусе педагогических
2. Концептуализация сравнительной педагогики
2. Концептуализация сравнительной педагогики 2.1. Этапы концептуализации. Первые сравнительные характеристики образования были даны уже в древности. Античные авторы оценивали достоинства и недостатки воспитания и обучения вавилонян и египтян (Геродот), афинян и
3. Междисциплинарность сравнительной педагогики
3. Междисциплинарность сравнительной педагогики 3.1. Общий взгляд. Сравнительная педагогика развивается во взаимодействии с педагогическими отраслями научного знания: общей педагогикой, историей педагогики, школоведением, экспериментальной педагогикой и т. д. При этом
«Шхуна» педагогики и «корабль» производства
«Шхуна» педагогики и «корабль» производства Вопрос о том, как воспитывать, – особая и, может быть, самая интересная глава в педагогике Макаренко. А особый интерес в том, что из работы с детьми, из вроде бы очень обособленной сферы жизни, из той сферы, которая вроде бы не
Какое время на часах педагогики?
Какое время на часах педагогики? В педагогике Макаренко, кроме местоимения «как», есть место-имение «кого». Кого воспитывать? Без ответа на «кого» воспитание невозможно. К выпуску «продукта» воспитания нельзя приступить без заказа общества. Нельзя проектировать
Угадай предмет
Угадай предмет Один участник игры задумывает любой предмет.Второй участник должен по описанию отгадать, что это за предмет.Трудность заключается в том, что первый игрок сначала называет самые общие признаки.Например: «Этот предмет обычно круглой формы. Он может быть где
1.3 Методологические и теоретические основы специальной педагогики
1.3 Методологические и теоретические основы специальной педагогики Методологические принципы специальной педагогикиЛюбая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу[3].Отечественная наука в целом, в том числе и специальная
1.4. Принципы специальной педагогики
1.4. Принципы специальной педагогики Принципы специальной педагогики – это общепедагогические и специальные принципы.Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие. Собственные принципы специальной