телевизор сходит с ума
Проблема выбора: как я пытался купить телевизор и не сойти с ума
Идея этой статьи возникла у меня после того, когда я на своем опыте убедился, насколько сложным может быть выбор современных гаджетов, даже таких привычных как телевизор. Я много часов пытался сделать выбор действуя рационально, а затем после покупки потратил еще больше времени, выясняя нюансы работы конкретной модели. Все это заставило меня задуматься о том, как мы вообще выбираем сложную технику? Как работает мозг, как он принимает решения, что заставляет нас доверять брендам, читать отзывы и слушать рекомендации? Что, в конечном итоге, определяет наши эмоции от покупки?
Эта статья о том, как мы делаем выбор сложных технических устройств. Я шаг за шагом описываю собственный опыт покупки телевизора и те сложности, которые у меня возникли в процессе его выбора. В статье вы не найдёте ответ на вопрос, какой именно телевизор или смартфон купить, и на какие именно характеристики обращать внимание. В ней простыми словами и без научных терминов описаны некоторые механизмы работы мозга, которые влияют на наш выбор.
Проблема рационального выбора
Недавно столкнулся с совершенно простой и понятной задачей — купить телевизор. Смотреть скачанные из интернета фильмы, новости и все такое. Казалось бы – что сложного? Определись, телевизор с какими параметрами тебе нужен, лезь в интернет, смотри, что подходит, узнавай информацию, иди в магазин и покупай. Я так и сделал. Старался быть предельно рациональным, впрочем, как обычно.
Рациональный выбор? Забудьте!
С основными параметрами удалось определиться быстро. Мне нужен был телевизор от 43 до 55” чёрного цвета на одной ножке со Smart TV и 4К. Все это – вполне рациональный выбор. Размер обусловлен предыдущим успешным опытом, цвет – интерьером, одна опора – наличием стеклянного столика определенных размеров, Smart и 4К предыдущим опытом реального использования. И, разумеется, телевизор должен хорошо показывать, т.е. изображение должно меня устраивать. Как видите, параметров немного, поэтому все обдумать и определиться несложно.
Далее – бюджет. С бюджетом тоже все довольно просто. Достаточно определить максимальную сумму, которую я готов был потратить. Это сразу отсекло наиболее технологичные варианты типа OLED. И такие бренды как SONY, а также уменьшило размер планируемого телевизора до 50 дюймов.
Наконец, определившись с основными параметрами, я начал выбирать конкретный телевизор. Зашел на популярную торговую веб площадку ввёл собранные параметры и …. получил более 200 моделей.
Все телевизоры в получившейся выборке отвечали первоначальным условиям, но отличались множеством других важных характеристик. Тип и частота матрицы, индексы качества изображения и динамичных сцен, тип подсветки, платформа смарт – тв – и это только основные. И каждый из этих параметров имеет еще сотни других характеристик.
Вы представляете, сколько нужно времени чтобы реально во всем разобраться и сделать рациональный и обоснованный выбор? ОООчень много. Поэтому,
когда мы сталкиваемся с реально большим выбором – рациональность заканчивается.
Чего стоит один лишь выбор типа матрицы в бюджетных моделях: VA, RGB, IPS, RGBW. Я вам скажу, чего именно. Он стоит десятков часов, или даже дней чтений отзывов, специализированных форумов и сайтов, просмотра видеороликов, блуждание в магазинах между рядами телевизоров. Я уже писал о том, как я выяснял разницу между RGB и RGBW матрицами.
Все эти интеллектуальные излишества мы прилагаем для того, чтобы купить тот телевизор, который нас устраивает, за те деньги, которые у нас есть. Но если придерживаться только рационального подхода, то, боюсь, мы не купим ничего и никогда: будем выбирать и сравнивать до конца жизни.
Дело уже даже не в качестве и удобстве. Дело в самом нашем выборе. Будучи по своей природе иррациональным, наш выбор не зависит напрямую от характеристик телевизора, телефона, или фотоаппарата.
Не верите? Сейчас расскажу.
Эра иррационального выбора
Давайте вернемся в прошлое лет на 10 назад. Вспомним телевизоры в то время, телефоны, фотоаппараты. Уже тогда у нас было изобилие. Было ли вам легче сделать выбор? Предположу, что вряд ли что-то изменилось. Проблемы выбора существовала тогда, существует сейчас и будет существовать и в будущем.
Все гаджеты в наше время гораздо круче чем 10 лет назад, гораздо функциональнее и удобнее. Достаточно просто сравнить современный смартфон с кучей устройств, которые использовались раньше.
Однако, делают ли они нас счастливее? Чувствуете ли вы огромный прилив благодати, радости и счастья за последние 10 – 20 лет? Я – как-то не очень.
Покупка телевизора и 10 лет назад и сегодня приносит нам те же эмоции, хорошие и не очень, как и 10, 20 лет назад. Мир меняется, техника меняется, появляется что-то новое, что поражает воображение. Мы – нет. Во всяком случае, мы меняемся гораздо медленнее.
За десятилетия техника очень меняется, становится на порядок круче и функциональнее. Да, именно в 10 раз. Но покупка того же телефона или телевизора в далеком прошлом несла вам не меньше позитивных эмоций, чем покупка современного смартфона.
Дело не в характеристиках товара. Дело в наших ожиданиях и реальности. Мы радуемся, если купленный товар оправдывает наши ожидания и даже превосходит их. И огорчаемся, если этого не происходит.
Мы ищем не только и не столько то, что удовлетворит нашу потребность или решит нашу задачу. Это можно сделать тысячью способов и с помощью очень многих товаров с приблизительно равной функциональностью. Мы ищем позитивные эмоции. Это одно из немногих интересных для нас занятий, когда отпала необходимость тратить все силы чтобы выжить.
Если вы видите ошибки в логике — поспорьте со мной. Я намеренно не останавливаюсь в статье на некоторых достижениях нейропсихологии, например, позитивной ошибке предсказания, оставаясь в границах здравого смысла.
Почему функционал потерял решающее значение?
Ключевое изменение в обществе произошло в 50 годах прошлого века, когда наступила эра изобилия. С того времени люди уже не вынуждены много и тяжело работать чтобы просто жить, просто купить себе еду.
Вы представляете, как идиотством выглядел бы маркетинг хлеба для голодных до эпохи изобилия? Но с тех пор многое изменилось, началась эра иррационального потребления, или иррационального выбора.
Во-первых, мы просто можем позволить себе различные приятные излишества.
Во-вторых, мы просто не понимаем суть вещей вокруг нас. Да особо и не хотим. Для нас технологическая сингулярность уже наступила. Мы пользуемся вещами, суть которых не в состоянии понять. Иррациональный выбор правит миром. Этот касается и людей, и вещей, и стиля жизни.
Вернемся к телевизорам. Выбор конкретного телевизора иррационален. По-другому и быть не может.
Иррациональный выбор прост. Он не основан на логике и анализе. Рациональный выбор сложен. Мы просто физически не справимся с таким объемом противоречивой и не всегда достоверной информации.
Если попытаемся сделать рациональный выбор или обосновать тот, что уже сделали, то закопаемся в куче форумов и блогов, спецификациях сравнениях и рассуждениях. Это настолько усложнит вашу жизнь, что, однажды попробовав, вы больше никогда не вернетесь к этой практике.
Давайте подробнее рассмотрим этот момент.
Рациональный выбор и валидация покупки
Мы можем попытаться сделать рациональный выбор перед покупкой. Это правильно и оправдано в отношении тех параметров, которые легко могут быть определены: цвет, размер, стоимость, функционал. Но если мы не отбросим рациональность дальше, то просто не сможем сделать выбор. Для этого нам придётся учесть тысячи факторов.
Рассмотрим другой случай.
Иногда, уже совершив покупку, мы пытаемся ее логически обосновать. В этом случае возможны 2 варианта.
Если покупка нас устраивает, мы быстро найдем нужную нам информацию и порадуемся собственному выбору. Но если же покупка нас чем-то разочаровала, то мы с маниакальным упорством будем выискивать недостатки и убеждаться в собственной ошибке.
На этапе валидации покупки начинаются танцы с бубном. Проходилось ли вам слышать подобное?
«В моей последней модели айфона камера хуже, чем в предыдущей, как же так?».
Да какая разница какая там камера. Ты купил последнюю модель айфона как и хотел. Не важно, какая там камера, если других вариантов смартфона для тебя вообще нет и не было! А было только «Хочу айфон последней модели!»
Будет совершенно не важно, как показывает в реальности ваш гаджет. Гораздо важнее, что с тех пор, как вы попытались рационально объяснить свой выбор, покупка перестала приносить вам удовольствие. Вы всегда будете рассматривать варианты другого, более лучшего выбора.
В приведенном примере камера оказалась не такой хорошей как ожидалось. Бренд не выполнил обещаний и не оправдал ожиданий. Включилась рациональная оценка качества изображения. Мы начали пересматривать сформировавшийся автоматизм. А делать этого мы не любим.
Задумалась, сороканожка, как же она ходит. И разучилась ходить.
Валидация покупки, т.е.попытка обосновать собственный ирацианальный выбор способна испортить все удовольствие от покупки. Особенно если мы чем то недовольны. Суть в том, что выбор мы делаем неосознанно и не рационально и лишь затем пытаемся его объяснить.
Для меня это вылилось в недельное копание в интернете с выискиванием спецификаций и отзывов.
После чего я попытался вывести для себя один обязательный для будущей покупки пункт: товар не должен вызывать споров и осуждения, т.е. должна отсутствовать критика.
Стоп. А такие товары вообще есть? Есть, наверное. Это те, о которых никто никто и ничего не знает.
Критика — это нормально. Именно она позволит определить наиболее чувствительные для вас критерии иррационального выбора. Это значит, изучить не только характеристики самого товара, но и то, что о нем говорят, кто говорит и насколько это для вас важно.
Тогда, когда вы будете делать выбор, вы сможете учесть эти критерии и не разочароваться в покупке впоследствии.
Я задался вопросом: можно ли выбрать телевизор иррационально, основываясь на личных впечатлениях о картинке в магазине?
Можно ли выбрать телевизор глазами
Чтобы узнать ответ на этот вопрос я решил пойти в магазин и провести эксперимент. Для этого я попросил консультанта поставить рядом телевизоры из одной ценовой категории и настроить их.
И вот к каким выводам я пришел.
Качество изображения телевизора в магазине зависит от четырех основных параметров:
Для хорошо отрегулированных телевизоров в бюджетном сегменте разницу изображений на глаз определить нельзя. Хотя сравнивались модели разных производителей с разным типом матриц, и даже разных годов.
Как же все таки выбрать сложную технику?
Я убедился что невозможно сделать выбор рационально, основываясь только на харакетиристиках. Их много и разробраться в них детально сложно. Часто, объективной информации просто нет. Выбор глазами не сильно облегчает задачу. Изображение телевизоров в одной ценовой категории почти одинаковое.
В таком случае, пришлось прибегнуть к определенным приемам, которые позволили упростить выбор.
Бренды
Для многих людей — это пункт идет номером первым. Именно здесь рациональность заканчивается, когда мы выбираем конкретное устройство основываясь на доверии к определенному бренду.
При прочих равных параметрах человек выберет то, что уже вписано в его опыт. Даже если это не опыт личного использования, а всего лишь просмотр рекламы. Не будем пока рассматривать нейронный связи и их формирование. Просто скажем, что мы в ситуации выбора покупаем то, к чему привыкли.
Здесь речь не о том, когда вещь покупается для обретения или поддержания статуса в определенной группе. В этом случае выбор за нас уже сделан. Представьте себе ребенка, у которого в классе многие ходят с айфонами, а у него телефон марки попроще. В этом возрасте статус значит многое, соответственно, и айфон становится показателем высокого статуса. Впрочем, со взрослыми часто о же самое. Я не осуждаю. Я пытаюсь показать, что приживаются те механизмы, которые облегчают нашу жизнь.
Мнения большинства
Для начала, я посмотрел отзывы и … убедился, что они мало помогают. Большинство моделей имеет много позитивных отзывов, в основном, несколько умеренных и совсем мало негативных. И очень много субъективных впечатлений, причем разных. Чтение отзывов помогло мне сократить список до 5-7 моделей. Я просто оставил для себя те варианты, где отзывов было много, и они были позитивные. Много отзывов говорит о популярности модели.
Отзывы однозначного ответа тоже не дают. Однако, они помогли выявить наиболее важные для меня характеристики.
Вот что я понял. Конкретное устройство нужно выбирать так, как вы выбираете близкую подругу или друга.
И покупать тот гаджет, с которым вы сможете жить какое то время, которое впишется в ваши привычки и ожидания, будет соответствовать Вашему опыту.
Я попытался суммировать некоторые рекомендации, позволяющие сделать осознанный выбор.
Эти рекомендации касаются любого технически сложного устройства. Просто нужно рассмотреть характеристики основных функциональных элементов в устройстве: динамиков в акустических системах, двигателя в автомобилях и т.д. В остальном рекомендации будут те же.
С помощью простых алгоритмов осознанного потребления можно выбрать ту вещь, которая максимально соответствует вашим потребностям и ожиданиям. Я лишь сделал первый шаг, чтобы такие алгоритмы создать.
Вместо послесловия
В эру изобилия мы выбираем не то, без чего не можем обойтись. Мы выбираем не людей, не товары, и не стиль жизни, а то, что несет нам позитивные эмоции и переживания, ощущения счастья и удовлетворения, эмоциональный и физический комфорт, ощущение собственной ценности и значимости. Мы коллекционируем розовых единорогов. Мы приобретаем позитивный опыт. Ищем его там, где ожидаем найти.
Не стоит искать рациональность там, где ее нет и не было. Наш выбор в своей сути иррационален и логически необъясним. Мы хотим избежать мучительного выбора. В идеале, вообще избежать выбора перед покупкой и разочарования после нее. Именно поэтому выигрывает не лучшая технология, а та, которая обеспечивает лучший пользовательский опыт, т.е. делает нашу жизнь проще и приятнее. Ничего не напоминает?
Мы предпочитаем выбрать конкретный бренд, которому доверяем — это как раз и есть иррациональный выбор. Но иррациональными выбором тоже можно и нужно осознанно управлять.
Например, перед покупкой ответить себе на два вопроса:
1. Почему я предпочитаю этот конкретный бренд (или несколько)?
2. Что я ожидаю от того устройства, которое я собираюсь приобрести?
Тогда вместо огромного количества вариантов, которое есть при рациональном выборе, и конкретных устройств и моделей, которые нам предлагают выбрать бренды, тренды и френды, мы получим реальные и значимые лично для нас критерии. Выбирая по этим критериям, мы приобретем то, что хотим и не разочаруемся впоследствии. «Лучший» выбор будет для каждого свой, но он будет действительно нашим выбором и действительно лучшим для каждого.
Поэтому я — за осознанный выбор, простой и понятный! А вы?
Жертва телевидения
Есть телевизор — подайте трибуну,
Так проору — разнесётся на мили!
Он не окно, я в окно и не плюну —
Мне будто дверь в целый мир прорубили.Всё на дому — самый полный обзор:
Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,
Фильм, часть седьмая — тут можно поесть,
Потому что я не видал предыдущие шесть.Врубаю первую — а там ныряют.
Ну, это так себе. А с двадцати —
«А ну-ка, девушки!». Что вытворяют!
И все — в передничках… С ума сойти! Есть телевизор — мне дом не квартира:
Я всею скорбью скорблю мировою,
Грудью дышу я всем воздухом мира,
Никсона вижу с его госпожою.Вот тебе раз!
Иностранный глава —
Прямо глаз в глаз, к голове голова,
Чуть пододвинул ногой табурет —
И оказался с главой тет-на-тет.Потом — ударники в хлебопекарне
Дают про выпечку до двадцати.
И вот любимая — «А ну-ка, парни!».
Стреляют, прыгают… С ума сойти! Если не смотришь — ну пусть не болван ты,
Но уж по крайности Богом убитый:
Ведь ты же не знаешь, что ищут таланты,
Ведь ты же не ведаешь, кто даровитый! Вот тебе матч СССР — ФРГ,
С Мюллером я на короткой ноге.
Судорга, шок, а потом — интервью,
Ох, хорошо, что с Указу не пью! Там ктой-то выехал на конкурс в Варне —
А мне квартал всего туда идти!
«А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!» —
Все лезут в первые. С ума сойти! Как убедить мне упрямую Настю?!
Настя желает в кино, как — суббота,
Настя твердит, что проникся я страстью
К глупому ящику для идиота.Ну да, я проникся: в квартиру зайду,
Глядь — дома Никсон и Жорж Помпиду!
Вот хорошо — я бутылочку взял:
Жорж — посошок,
Ричард, правда, не стал.Ну, а действительность еще шикарней,
Врубил четвёртую — и на балкон:
«А ну-ка, девушки!» «А ну-ка, парням!»
Вручают премии в О-О-ООН. Ну, а потом, на закрытой на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.Слышу: не плачь — всё в порядке в тайге,
Выигран матч СССР — ФРГ,
Сто негодяев захвачены в плен,
И Магомаев поёт в КВН.У нас действительность ещё кошмарней:
Два телевизора — крути-верти!
«А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!» —
За них не боязно с ума сойти!
Тревожный вирус: психолог рассказал, как не сойти с ума из-за COVID-19
Вместе с ростом числа заболевших коронавирусом растет и чувство тревожности: кто-то боится заболеть, кто-то – потерять работу или оказаться вновь на самоизоляции. Как не сойти с ума из-за коронавируса, телеканалу «МИР 24» рассказал психолог Михаил Касаткин.
— Какой страх хуже? Чем грозит нервной системе длительное пребывание в состоянии тревожности?
Михаил Касаткин: Социум и новости влияют на нас. Когда мы слышим все это, читаем, смотрим, следим за статистикой – на нас все это давит, мы начинает бояться, принимать плохие решения, действовать защитно. От этого мы закрываем многие возможности сами себе. Если нагнетать этот страх в себе, можно довести себя до состояния психосоматических заболеваний, стать клиентом психиатра или психотерапевта достаточно просто.
— Каковы первые признаки того, что тревожность перерастает в психологическую проблему?
Михаил Касаткин: У человека есть естественное явление – страх. Это полезное явление. Когда за нами гонится собака, мы испытываем страх, убегаем от нее, даются дополнительные ресурсы, чтобы от нее убегать.
А тревожность – ожидание страха. Страшно, когда близкий человек заболел. А тревожность – это ожидание, что близкий человек заболеет. Страшно, если я потерял работу. А тревожность – ожидание страха потери работы. Тревожность – врожденное качество: одни люди менее тревожные, другие более тревожные. Один из главных вопросов – как снизить тревожность, как управлять ею.
— Уже встречаются случаи агрессии по отношению к людям без масок в общественных местах. Подобное поведение можно считать началом панической атаки на почве ковида?
Михаил Касаткин: Одно из следствий тревожности – агрессия. Когда мы не хотим попасть в ситуацию страха, мы начинаем переходить в контратаку и проявляем агрессию по отношению к себе, близким, на работе. То, что мы видим, – это следствие тревожности.
Когда мы видим, что люди нарушают правила, что в автобусе находится кашляющий человек без маски, тревожность дополняется агрессией, и агрессия выливается на этого человека.
Что делать, если вы столкнулись с агрессией, если вы увидели, что человек не играет по правилам, не соблюдает правила самоизоляции при признаках респираторного заболевания? Нужно соблюдать дистанцию, не ввязываться. Если вы видите человека без маски, который неправильно носит маску, не делайте ему замечание, потому что вы можете заболеть. Зачем вам это нужно? Дистанцируйтесь от него. Сделаете ему замечание – он поправит маску, а вы в это время заразитесь от него коронавирусом.
В этой ситуации мы можем только обратить внимание властей и попросить их строже делать предупреждение, следить за порядком. Мы же сами соблюдаем правила, показываем своим примером. Если человек заходит в общественное пространство и видит, что все правильно носят маски, перчатки, у него появляется чувство, что он какой-то неправильный, что ему нужно носить маску и перчатки. Если он злостный нарушитель, с ним должны работать правоохранительные органы.
— Как бороться с состоянием тревожности из-за коронавируса?
Михаил Касаткин: Уменьшите количество источников информации, поднимающих вашу тревогу, сократите возможность просматривать новости о пандемии – не более двух раз в день. Не надо вбирать в себя много информации, особенно из непроверенных источников. Сделайте так, чтобы ваша неопределенность в жизни максимально снизилась, чтобы у вас было стабильное время подъема, отбоя, чтобы все, что касается самодисциплины, у вас усилилось. Вы носите маски, перчатки, настаиваете на том, чтобы ваши близкие носили их, вы сами соблюдаете правила игры – это снизит вашу тревожность. Вы читаете литературу душеспасительную, психотерапевтическую – книги, которые помогают настроить себя, что-то вроде Экхарта Толле.
Медитация. Скачайте себе приложения по медитации. Если такой возможности нет, заведите себе привычку три минуты в день дышать в режиме «Четыре секунд на вдох – шесть секунд на выдох». Это ощутимо снизит вашу тревожность.
— Как бороться с паникой?
Михаил Касаткин: Самый лучший способ – дыхательные практики. Вы можете легко найти их вы интернете. Даже если вы отправитесь к психотерапевту, скорее всего, помимо таблеток вам пропишут дыхательные практики.
— В каких случаях необходима помощь специалиста?
Михаил Касаткин: Если вы понимаете, что теряете контроль, что ваша тревожность перерастает в телесные проявления: бессонница, расстройство пищеварительной системы, головные боли, неконтролируемые эмоции – агрессия, тоска, когда вы теряете контроль над телом. В этом случае психотерапевт вам поможет. Существует серьезная бесплатная психотерапевтическая помощь в Москве и в других городах, а удаленно московские психотерапевты помогают людям в других городах.
— Каким правилам надо следовать, чтобы не сойти с ума из-за коронавируса и сохранить психическое здоровье?
Михаил Касаткин: Снизьте поток негативной информации. Максимально соблюдайте правила игры – маски, перчатки, самоизоляция, максимальная предсказуемость жизни. Когда вы пишете план, следуете этому плану – подъем, зарядка – то, что обычно было приятным дополнением, сейчас должно стать правилом. Это снизит уровень неопределенности.
Дыхательные упражнения – успокаивайте себя с помощью дыхательных практик. Помните: все, что происходит, происходит не с вами, а для вас. Пусть это станет вашим принципом. Этот период чему-то хочет вас научить, чтобы вы стали сильнее, лучше. Для этого вас подвергают некоторой закалке. Что хочет от вас мир? Хочет он, чтобы когда все это закончилось, вы стали новым человеком. Каким, чему вы сможете научиться через все это? Это те вопросы, на которые нам дает возможность ответить этот период.
Телевизор сходит с ума
Горячая линия с Максимом Пасюковым
Может ли такое быть, чтобы человек был нормальным и вдруг спятил?
Безусловно, бывает острое начало разных психических расстройств, но, как правило, все это проходит на каком-то благоприятном фоне. Кажется, что и гриппом человек заболевает внезапно, но если присмотреться, то выясняется, что до этого был какой-то стресс, недомогание, недоедание или переутомление. И тут присоединился микроб. Которому он уже не смог противостоять. Иногда этому процессу может предшествовать неделя или даже две, а иногда снижение иммунитета могло длиться и несколько месяцев.
Сумасшествие — это такой термин из средневековья, из 15-16 века, когда любое отклонение от нормального поведения приписывалось бесовщине. Сейчас наука определяет разные виды и степени расстройства. На что похоже это происшествие, пока совершенно не ясно. Понятно, что это не слабоумие, не шизофрения и не депрессия.
А какие варианты могут быть еще?
Интересно посмотреть на эту проблему с точки зрения нашего бессознательного.
Люди не могут придумать ничего сверх того, что у них уже есть в голове. Этот конфликт можно рассмотреть с точки зрения того, что в нас есть некие дремучие инстинкты с древних времен, в которые людям приходилось рвать, убивать, грызть кого-то, чтобы просто самому продолжать существовать. А того, что мы называем культурой, сознанием, совестью, какие-то сдерживающих механизмов просто не существовало. Когда эти дремучие инстинкты начинают выходить из-под контроля, то это становится заразительным. Любой психоз – это отказ от здравомыслия, от способности размышлять и сдерживать себя. И сразу идет откат к древним инстинктам и рефлексам. Мы миллионы лет жили в диких условиях, и эти дикие первобытные рефлексы продолжают временами начинают нами управлять. Единственное, что можно им противопоставить – это культура в широком смысле слова. И требуется очень много усилий, чтобы человек оставался человеком в самых сложных условиях.