телевизор вред для мозга
Телевизор вредит мозгу
Глядя в ТВ-«ящик» дольше трёх часов в день, вы рискуете своими умственными способностями.
Мы так часто слышим про вред от телевизора, что у кого-то наверняка мог появиться вопрос – а есть ли какие-то доказательства этого самого вреда? Что ж, в качестве примера можно предъявить свежую статью из JAMA Psychiatry – в ней Кристин Яффи (Kristine Yaffe) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско вместе с коллегами из других научных и медицинских центров рассказывает о том, как привычка смотреть телевизор влияет на умственные способности.
В исследовании участвовали более 3 000 людей в возрасте от 18 до 30 лет, за которыми наблюдали в течение 25 лет: у них регулярно спрашивали, как много времени они проводят перед телевизором, и занимаются ли они какими-то физическими упражнениями. Затем через 25 лет их попросили выполнить ряд когнитивных заданий, с помощью которых можно было определить скорость усвоения информации, вербальную память (то есть какой объём сказанного человек может единовременно удержать в голове) и способность организовывать собственную деятельность (то есть умение планировать, распределять внимание между разными задачами и т.д.).
Результаты оказались таковы: те, кто проводил перед телевизором по три и более часов ежедневно, в тестах на умственные способности (не во всех, но в нескольких) показали результаты ниже прочих. Те, кто мало упражнялся – физические упражнения оценивали по времени и по интенсивности – демонстрировали неважные результаты в каком-то одном из тестов. Что же до тех, кто и телевизор много смотрел, и при этом пренебрегал физкультурой, то вероятность того, что они провалят какой-нибудь из тестов, увеличивалась вдвое.
С одной стороны, здесь, конечно, учитывали собственные ответы участников исследования, то есть их сообщения о том, сколько времени они смотрят телевизор и как часто упражняются, могут грешить субъективностью. С другой стороны, за ними наблюдали довольно долго – целых 25 лет. Сами авторы работы не могут сказать, что за конкретные физиологические механизмы связывают время, проведённое перед телевизором, и ухудшение умственных способностей (заметим, что такое ухудшение случилось ещё у не вполне старых людей).
За содержанием телепередач в данном случае не следили, так что, очевидно, всё дело тут в пресловутой малоподвижности; надо думать, долгое сидение перед монитором компьютера или лэптопа может привести к точно таким же последствиям. С такой точки зрения тут нет ничего нового – существует масса работ по корреляции между физкультурой, спортом, йогой и проч. и состоянием мозга. Тут можно вспомнить двухлетней давности статью в Frontiers in Aging Neuroscience, в которой говорится, что физические упражнения помогают мозгу бороться со старостью, обеспечивая хорошее кровоснабжение в тех областях мозга, которые особо важны для выполнения высших когнитивных задач.
Или, например, есть совсем недавняя статья в Journal of the International Neuropsychological Society – её авторы сообщают, что длительные ежедневные прогулки улучшают память у пожилых людей. Однако большая часть подобных исследований выполняется довольно быстро, и обычно они фокусируются на стариках. Что же до долговременных проектов, вроде того, что мы описали выше, то они, по очевидным причинам, выполняются намного реже, но и результаты у них выглядят более убедительными – и более пугающими: получается, что думать о состоянии собственных мозгов нужно с юности, когда на это мало кто способен.
Телевизор вред для мозга
Сейчас в каждом доме есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов. Чаще всего взрослыми не контролируется расстояние с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана; в основном ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра, также играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на развитие ребенка.
Чем вреден просмотр телевизора для детей?
В ходе исследований, проведенных в Европе было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, повышает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Также известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.
Кому противопоказан просмотр телевизора?
Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?
В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.
Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.
Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу.
Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:
Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора?
Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.
Ученые рассказали, почему не стоит смотреть телевизор
Проводить слишком много времени перед телевизором опасно для мозга, показали сразу три исследования, представленных на онлайн-конференции Американского общества кардиологов. Долгий просмотр телепередач оказался способен приводить к ухудшению когнитивных функций и уменьшению объема серого вещества мозга.
Когнитивные функции позволяют человеку запоминать, думать, рассуждать, общаться и решать проблемы. По мере старения они постепенно ухудшаются, и сейчас, когда продолжительность жизни человека значительно возросла, когнитивные нарушения становятся серьезной проблемой для населения в целом — каждый год диагностируется более 7 млн случаев деменции. Однако многие факторы, влияющие на когнитивные функции, связаны с образом жизни, и человек может контролировать их самостоятельно.
«Исследования показывают пользу физических упражнений для поддержания здоровья мозга, однако о потенциальном влиянии длительных малоподвижных занятий, таких как просмотр телевизора, на структуру и функции мозга, известно мало, — говорит профессор Келли Петти Габриэль из Алабамского университета в Бирмингеме. — На это важно обратить внимание, потому что другие исследования показали, что физическая активность и малоподвижный образ жизни могут по-разному влиять на здоровье. Переход на здоровый образ жизни в среднем возрасте, от 45 до 64 лет в контексте нашего исследования, может быть важным фактором для поддержания здоровья мозга в более поздние годы».
Участниками первого исследования стали почти 11 тыс. человек, средний возраст которых составил около 59 лет. В 1987-1989 и 1993-1995 годах они сообщали ученым, сколько времени уделяют просмотру телевизора. За время исследования привычки не поменялись более чем у половины участников. В 1996-1998 и 2011-2013 годах они также прошли тесты для оценки рабочей памяти, языковых навыков, скорости обработки информации и исполнительных функций.
%По сравнению с участниками, которые вообще не смотрели телевизор или делали это редко, у любителей телепередач когнитивные функции оказались хуже на 6,9%.
Однако с частотой случаев деменции это ухудшение оказалось не связано.
«Поддержание здорового образа жизни после 45 лет, в том числе ограничение времени просмотра телевизора, может быть важным фактором для сохранения здоровья мозга в более позднем возрасте», — заявила команда.
В исследовании специалистов Колумбийского врачебно-хирургического колледжа участвовал 1601 человек, средний возраст участников составил около 76 лет. Помимо самоотчетов о просмотре телевизора они также проходили МРТ мозга. У тех, кто проводил больше времени перед телевизором, наблюдалась более выраженная атрофия серого вещества мозга, которое важно для многих функций, включая управление мышцами, зрение, слух и принятие решений. Также большие объемы серого вещества связаны с лучшими когнитивными навыками.
«Наши результаты свидетельствуют о том, что длительный просмотр телевизора, который можно отнести к одному из видов сидячего поведения, может быть связан со снижением когнитивных функций и ухудшением здоровья мозга, — говорит профессор Прия Палта, ведущий автор работы. — Борьба с сидячим образом жизни может стать важным фактором для поддержания здоровья мозга».
В третьей работе исследователи из Университета Джонса Хопкинса в Мэриленде тоже обнаружили связь между просмотром телевизора и объемом серого вещества.
Наблюдая на протяжении нескольких десятилетий за 5115 добровольцами, они установили, что увеличение среднего времени просмотра телевизора связано с уменьшением объемов серого вещества на 0,5%, что аналогично темпам ежегодной атрофии в пожилом возрасте.
«Новые данные показывают, что просмотр телевизора связан с когнитивными функциями и объемом серого вещества, — говорит ведущий автор одного из исследований Райан Догерти. — Учитывая, что биологические процессы, лежащие в основе деменции, как правило, начинаются в среднем возрасте, можно снизить риски, скорректировав поведение — например, отказаться от чрезмерного просмотра телевизора».
Все исследователи согласились, что необходимо определить модифицируемые модели поведения, такие как чрезмерный просмотр телевизора, на которые можно повлиять до развития когнитивных нарушений.
Сейчас просмотр телепередач стал крайне распространенным видом досуга, и исследователи опасаются, что он способен привести к серьезным проблемам.
Исследователи предлагают заменить просмотр телевизора развлечениями, требующими большего вовлечения когнитивных функций — например, настольных и компьютерных игр или чтением. Это не требует серьезных интеллектуальных или физических нагрузок, но помогает защитить мозг, поясняют они.
Электромагнитное излучение: нужно ли его бояться?
Содержание
О том, какого мнения современная наука придерживается относительно влияние электромагнитного излучения на организм человека и какие приборы являются самыми значимыми источниками такого излучения, рассказывает
Влияние электромагнитных полей на организм человека изучается со времён СССР, ещё в 60х годах прошлого века оно было подтверждено, тогда же было введено и понятие «радиоволновая болезнь» и разработаны Предельно Допустимые Уровни (ПДУ). Исследования в этой области продолжаются и сейчас. Тем не менее, эффект и последствия от воздействия ЭМИ очень зависит от каждого конкретного человека, роста, веса, пола, состояния здоровья, иммунитета и даже диеты! Ровно так же как и от интенсивности поля, частоты и продолжительности воздействия.
Самыми значимыми источниками электромагнитного поля являются те приборы, которыми мы пользуемся чаще всего и которые располагаются к нам ближе всего. Это:
Устройства связи дают электромагнитное поле в момент приёма/передачи информации, а из-за того, что они расположены к нам на минимальном расстоянии (например, мобильный телефон находится вообще вплотную к голове), то и значения плотности потока ЭМ поля будет максимальным.
У СВЧ печей есть срок эксплуатации, если она новая и исправная, то излучения в момент работы снаружи печи практически не будет, если же поверхность загрязнена, неплотно прилегает дверца, то защита печи может не останавливать всё излучение и поля будут «пробивать» даже стены кухни! И давать превышение по всей квартире или ближайшим комнатам.
Как правило, чем мощнее потребитель тока, чем он ближе к нам расположен, чем дольше он на нас воздействует и чем менее защищён (экранирован), тем сильнее будут проявляться негативные последствия. Потому что интенсивность излучения от каждого конкретного источника тоже будет разная.
Негативное влияние на организм человека
Чем дольше мы находимся в электромагнитном поле, тем больше шансы на появление каких-либо последствий. Опасность в том, что без специального оборудования, мы никогда и не узнаем, подвергаемся ли мы прямо сейчас воздействию ЭМ-поля или нет. Разве что совсем в критических ситуациях, когда уже и волосы от статических зарядов начинают шевелиться.
Воздействие ЭМ полей может вызывать:
Опасность заключается ещё и в том, что заметив у себя любой из описанных выше признаков, человек станет подозревать всё что угодно, но не электромагнитные поля, вызванные, например, скрытой проводкой, идущей вдоль спального места.
Правила безопасности при воздействии электромагнитного излучения на организм человека
Самая качественная защита от ЭМ излучения – это расстояние.
Плотность излучения с расстоянием падает в разы. У каждого источника достаточно ограниченный радиус действия полей, поэтому правильное планирование мест для отдыха/досуга, работы и сна уже залог Вашего здоровья, однако, не стоит забывать и про то, что любой обесточенный источник ЭМ-полей перестаёт таковым являться.
Поэтому не забывайте выключать из сети неиспользуемые приборы, не располагайте рядом с головой мощные источники ЭМИ, следите за состоянием бытовой техники и читайте инструкции по правильной эксплуатации бытовых приборов.
В теории качественная бытовая техника будет являться более безвредной, так как чем крупнее и «именитее» производитель, тем больше он будет заботиться о своём имидже и, соответственно, сертифицировать все свои продукты как можно более ответственнее. Но это, понятное дело, сказывается и на стоимости оборудования.
Однако стоит учитывать то, что это касается только новой техники, не подвергавшейся физическому воздействию, ремонтам, при правильной эксплуатации, расположении и прочее. Если хоть что-то было нарушено, то интенсивность излучения может измениться в разы.
Какое мнение сейчас принято по данному вопросу в научном сообществе?
Вред электромагнитного излучения для здоровья человека никем не отрицается. Но споры и обсуждения продолжаются касательно предельно допустимых уровней, так как провести однозначно линию, разграничивающую вред и пользу для организма, очень тяжело. В конце концов, есть и лечебные источники ЭМ-полей и диагностическое оборудование.
Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Содержание
Гаджеты и дети: мнение психолога
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Гаджеты: риск аддикции?
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.
Снижение фантазии и повышении тревоги
Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.
Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.
Вред для спины и зрения
Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.
Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.
Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.