технология стрим обучения в образовательном процессе
STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса
Мокшина Юлия Львовна |
кандидат педагогических наук
Преподаватель СПбГУ, старший преподаватель ЛГУ им. А.С. Пушкина
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская Наб., 7-9
Lecturer of St. Petersburg state University, senior lecturer of Leningrad state University named after A. S. Pushkin
199034, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Universitetskaya Nab., 7-9
Просмотров статьи: 6295 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования – ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.
Ключевые слова: информационное общество, навыки XXI века, STREAM-образование, педагогические технологии, современные школьники, образовательный процесс, исследовательский проект, межпредметное чтение, русская классика, приобщение к чтению
Abstract: This article describes the concept of STREAM education in Russia and abroad (S stands for science; T – for technology; R – for reading; E – for engineering; A – for art; M – for mathematics). STREAM technology is designed for introducing classic literature to modern schoolers based on the development of innovative thinking and skills of the XXI century. The object of this research is the peculiarities of STREAM education within educational process of modern school. The subject of this research is the resources of STREAM education of acquainting modern schoolers with classic literature. The main research methods include: studying and analysis of pedagogical and special literature; conceptual analysis of the previously conducted research on the problems of implementation of STREAM in education; generalization of theoretical insights and their comparison with the current sociocultural situation; experimental data measurement acquired in the course of research, as well as their systemic and qualitative analysis. The scientific novelty consists in designing an original technology “ExSTREAMal Reading of Russian Classics” that acquaints modern schoolers with classic literature based on the development of innovative thinking and skills of the XXI century. The main conclusions lie in substantiation of the efficiency of application of such technology for developing educational motivation and encouraging modern schoolers to read.
Russian classics, intersubject reading, research project, educational process, modern schoolchildren, pedagogical technology, STREAM-education, 21st century skills, information society, introduction to reading
Стремительное развитие информационного общества XXI века все больше определяет значимость таких социально-культурных и экономических тенденций, как глобализация, рост конкуренции в экономике, автоматизация, цифровизация, распространение системы ценностей сетевой культуры и пр. На основании данных тенденций трендами современного образования становятся:
1. Индивидуализация и персонализация образования. Формирование индивидуальных траекторий обучения и необходимых компетентностей под запросы заказчиков.
2. Прагматизация образования. Ориентация образовательных учреждений на запросы экономики и общества, формирование образовательных программ на основе актуальных запросов работодателя, развитие практикоориентированных исследований.
3. Образование в течение всей жизни. Быстрая смена информационного и технологического фона как фактор, обеспечивающий непрерывность образования, которое сопровождает человека в течение всей его жизни.
4. Обучение команд и проектно-ориентированное образование в сообществах практики. Из-за усложнения рабочих задач ключевой единицей новой экономики является не отдельный талантливый индивид, обладающий одним набором компетенций, а команда с компетенциями из различных сфер деятельности, способная выполнять функциональные или проектные задачи, где каждый участник отвечает за свой участок работы.
Таким образом, целью данной статьи является описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом и проектирование STREAM-технологии, обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века.
На Международной конференции «STEAM Forward», которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие позиции:
— Необходимо разрабатывать новые программы и модели STEM – STEAM – STREAM-образования. Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.
Таким образом, анализ теоретической литературы позволяет заключить, что STREAM-образование – это прогрессивное направление в обучении, которое предполагает объединение междисциплинарного и прикладного подходов, помогает школьникам получать больше знаний, расширяет и углубляет межпредметные связи и пр. На основе соединения разрозненных естественно-научных и гуманитарных дисциплин в единое целое школьники учатся видеть картину мира в целом. В последующем все это дает возможность создавать и презентовать свой собственный уникальный продукт, работая в команде.
Для внедрения STREAM в образовательный процесс школы необходима разработка программ обучения, регламентирующих использование STREAM в урочной и внеурочной деятельности.
Макроресурсами STREAM-образования являются специальные пространства, оснащенные необходимыми технологическими инструментами, например: лаборатории, студии, технопарки и пр. Микроресурсами STREAM-образования могут выступать различные явления материальной и духовной культуры, включающие в себя потенциал для развития технологического и инновационного мышления.
Смешанная среда STREAM-образования позволяет проектировать формы и технологии обучения с опорой на научно-исследовательскую и проектную деятельность школьников.
На основании теоретических выводов попытаемся спроектировать STREAM-технологию, обеспечивающую приобщение современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.
По мнению ученых-филологов, литература как вид искусства является художественным отражением окружающей действительности. Перенос этого суждения в педагогическую плоскость означает, что чтение текстов художественной литературы из русской классики, в числе других образовательных возможностей, включает в себя огромный потенциал для актуализации многообразных конфигураций различного рода знаний из ряда предметных областей, то есть для актуализации межпредметных связей. Из этого следует, что приобщение современных школьников к чтению классической литературы может осуществляться посредством сопоставления межпредметных знаний с окружающей реальностью в процессе исследовательской деятельности при создании собственного уникального продукта.
Макроресурсом технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» будет являться пространство современной школы, включающее всю инфраструктуру и технические средства обучения. Микроресурсом будет выступать такое культурное явление как художественный текст.
Процессуальные характеристики технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» могут предполагать:
1. Проектирование системы учебных занятий (урочная, внеурочная деятельность), ориентированных на межпредметное чтение литературных произведений из русской классики через разные предметные области.
2. Организацию проектной деятельности школьников с учетом выбора стратегии межпредметного чтения через определение интереса к конкретной предметной области (или предметным областям).
Деятельность учителя: мотивация школьников к чтению русской классики через систему урочных и внеурочных занятий; объяснение особенностей технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ»; сопровождение исследовательской и проектной деятельности школьников в процессе межпредметного чтения произведений из русской классики.
Деятельность учащихся: определение образовательного интереса к конкретной предметной области (или предметным областям), выбор стратегии межпредметного чтения; выбор литературного произведения; межпредметное чтение и комплексный анализ художественного текста; выявление в художественной реальности деталей, соответствующих выбранной стратегии межпредметного чтения; создание продукта исследовательской деятельности, включающего результаты межпредметного чтения; представление проекта, участие в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности всех участников образовательного процесса.
Апробация STREAM-технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» потребовала проведения педагогического эксперимента, участниками которого стали 119 школьников 7-9 классов.
Проведение эксперимента осуществлялось автором статьи на базе ГБОУ средняя общеобразовательная школа 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга в 2017/2018 – 2018/2019 учебных годах.
Результаты апробации убеждают нас в том, что деятельность учителя и школьников, построенная на основании данных процессуальных характеристик, позволяет добиться положительных результатов в отношении приобщения современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.
Приведем примеры исследовательских проектов, созданных современными школьниками:
1. «Физико-математические расчёты, объясняющие способность к выживанию героя «Повести о Шемякином суде», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели физико-математических закономерностей событий повести, определивших исход судьбы героев произведения.
2. «Почему Мцыри не мог «молнии ловить руками», или физические размышления о поэме М.Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели физических закономерностей событий и явлений произведения.
3. «Почему Мцыри не мог добраться до родного дома, или биолого-географические размышления о поэме М. Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели биологических закономерностей, прервавших побег Мцыри, а также географическое моделирование местности с интерактивным проектированием карты маршрута и передвижения героя.
4. «Общественно-правовые реалии событий рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели правовых отношений героев и событий произведения и пр.
5. «Историко-географический анализ рассказа И. А. Бунина «Кавказ», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели исторических реалий и географических объектов произведения.
6. «Медико-биологический анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели медико-биологических закономерностей ключевых событий романа.
7. «Астрономический анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели результатов анализа романа с точки зрения астрономии и пр.
8. «Архитектура в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского», продукт исследовательской деятельности – проект-презентация, включающая разработку интерактивной модели «архитектуры произведений» Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.
9. «Модный приговор» героям И.С. Тургенева!», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку дизайнерской модели одежды героев И.С. Тургенева в интерактивном формате.
10. «Флорариумы из русской классики», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивных моделей флорариумов из произведений русской классики с последующей презентацией растительных террариумов др.
Таким образом, обращение современной педагогики к STREAM-образованию может стать эффективным шагом на пути решения проблемы подготовки кадров для изменяющегося рынка труда в условиях четвертой промышленной революции. Новые формы педагогических технологий в рамках урочных и внеурочных занятий в современной школе, проектирование которых доступно в STREAM-образовании за счет объединения междисциплинарного и прикладного подходов в обучении, могут способствовать решению не только общепедагогических задач, связанных с развитием инновационного и технологического мышления, навыков XXI века, но и обеспечивать приобщение современных школьников к чтению художественных произведений из русской классики. В связи с этим данный вопрос требует более глубокого изучения.
Технология стрим-обучения в образовательном процессе: способы и перспективы применения
Рассматриваются информационные технологии, которые используются в процессе обучения, прежде всего технология стрим-обучения. Проанализирован зарубежный педагогический опыт применения технологии потокового вещания в сфере образования. Зарубежными исследователями подробно изучены вопросы применения стрим-медиа в образовании и их влияния на теорию и практику обучения. В частности, показаны способы использования имеющегося образовательного контента, а также изложены подходы к самостоятельному созданию медиа.
Рассмотрены способы применения стрим-технологий в процессе обучения (выбор учебного видео преподавателем, которое просматривает вся группа обучающихся вместе на одном или нескольких экранах; применение видеоматериалов перед занятиями в качестве подготовки к обсуждению и выполнению аудиторных заданий; использование видео после учебного занятия для повторения учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине пропустили занятие; использование видео в качестве самостоятельного учебного материала. Видео может использоваться для свободной самостоятельной работы). Предложены собственные сценарии использования стрим-технологии при освоении дисциплин информационно-технологической направленности в сфере высшего образования (например: преподаватель записывает решение той или иной задачи с экрана своего компьютера, студенты просматривают видео и производят необходимые настройки на своих компьютерах, запоминая последовательность действий; студенты записывают видео работы с каким-либо веб-сервисом, после чего выкладывают его для своих однокурсников и преподавателя, которые могут использовать опыт коллеги для собственного изучения веб-сервиса; студентам может быть предложено групповое задание, например, по созданию веб-сайта, в котором необходимо решить несколько задач: от разработки дизайна до настройки сервера, веб-программирования и последующей отладки). Указано место стрим-технологии в контексте структурных элементов использования новых информационных технологий в процессе обучения. Приведены примеры использования рассматриваемой технологии при дистанционном обучении, а также при проведении групповых видеоконференций.
Полный текст статьи
Одним из факторов развития общества в XXI в. стала цифровизация, затронувшая все сферы жизнедеятельности человека. В условиях формирования информационного общества радикальные изменения происходят и в сфере образования. Так, в настоящее время в рамках национального проекта «Развитие образования» в России реализуется приоритетный федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [7]. В Свердловской области также предпринимаются серьезные усилия по созданию цифровой образовательной среды (региональный проект «Современная цифровая образовательная среда Свердловской области»).
Вместе с тем анализ современного состояния системы подготовки педагогических кадров позволяет выявить ряд проблем, которые могут оказать негативное влияние на процесс цифровизации образования. Во-первых, достаточно высокое разнообразие современных технических средств и образовательных технологий далеко не всегда соответствует уровню информационной компетентности современных педагогов (особенно преподавателей «нетехнологических» дисциплин), что делает невозможным систематическое и эффективное использование новых технологий в учебном процессе. Во-вторых, одним из препятствий на пути к «Цифровой школе» является психологическая неготовность
многих педагогов принимать инновации и отказываться от традиционных форм и методов обучения. В-третьих, реальные технические возможности педагогических вузов, которые готовят будущих учителей, зачастую существенно отстают от технического оснащения современной школы. В-четвертых, стоит отметить недостаточную вовлеченность будущих учителей в работу со специализированными электронными образовательными ресурсами, незнакомство с соответствующими педагогическими, эргономическими, технологическими требованиями, что препятствует получению актуальных данных по использованию современных технических устройств в сфере образования, обмену передовым педагогическим опытом. Существенной проблемой является и отсутствие универсальных авторских методик преподавания с использованием ресурсов цифровой образовательной среды (например, применение в образовании современных мобильных устройств, гаджетов, интерактивного оборудования, технологий подкастинга, скринкастинга, стриминга и дополненной реальности, а также веб-сервисов, мобильных приложений и альтернативного программного обеспечения).
В связи с наличием перечисленных выше проблем перед педагогическими вузами в современных условиях встает задача по подготовке будущих учителей и переподготовке уже действующих педагогических кадров, способных быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере образования, и адаптироваться к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Уральский государственный педагогический университет, являясь одним из старейших педагогических вузов региона и основным центром подготовки кадров для школ Екатеринбурга и Свердловской области, активно участвует в модернизационных процессах, которые происходят в настоящее время в сфере образования. В рамках данной статьи мы рассмотрим перспективы внедрения в образовательный процесс технологии стрим-обучения, которая, на наш взгляд, является одной из актуальных в настоящее время.
В современной педагогической науке на данный момент этой теме посвящено относительно небольшое количество исследований. Необходимо обратить внимание на работы Б. Г. Ангелопоулоса, М. Н. Ишемгулова, Т. Кюнкеля, О. Г. Шарабайко [5; 6; 10; 11]. В УрГПУ на протяжении нескольких лет процесс внедрения стрим-технологий изучают Б. Е. Стариченко, С. С. Арбузов [1; 2; 9].
Стрим-технология изначально возникла в среде любителей компьютерных игр [4; 6]. Чаще всего геймеры используют эту технологию для того, чтобы показать другим игрокам, как пройти тот или иной сложный участок игры. Работает это так: одни игроки записывают происходящее на своем экране компьютера и выкладывают это видео в сеть Интернет для других пользователей. Чем хороша такая практика? Во-первых, прежде чем сделать запись, необходимо пройти игровой этап несколько раз, чтобы показать другим игрокам максимально эффективный вариант решения игровой задачи (как известно, повторение способствует лучшему запоминанию и формированию специальных умений). Во-вторых, пользователи, которые просматривают созданный игроком контент, видят наглядное решение задачи и могут его повторить, используя успешный опыт предшественника. Как показывают комментарии под такими видеороликами, они действительно помогают другим игрокам. Получается, что такая деятельность является взаимовыгодной для обеих сторон, вовлеченных в создание нового контента посредством использования стрим-технологии.
Что касается сферы образования, то рассматриваемая технология показывает свою эффективность и здесь. С. С. Арбузов под технологией стрим-вещания в процессе обучения понимает «совокупность методов подготовки, трансляции и сохранения аудиовизуальной информации с экрана персонального цифрового устройства и веб-камеры при дистанционном обучении с использованием современных телекоммуникационных сервисов сети Интернет» [1, c. 7].
На наш взгляд, использование технологии стрим-обучения является перспективным не только при дистанционном обучении, но и при осуществлении «офлайновой» модели обучения.
Прежде чем предложить собственное видение использования технологии стримобучения, обратимся к зарубежному опыту. Необходимо подчеркнуть, что в зарубежной литературе использование стрим-технологии в процессе обучения активно обсуждается уже с начала 2000-х гг. [15]. Так, в докладе «Стрим-медиа в образовании и их влияние на теорию и практику обучения. Лучшие примеры и первые наблюдения за результатами», подготовленном в 2005 г. при поддержке Европейской комиссии, представлена следующая классификация способов применения стрим-медиа в процессе обучения [11]:
1. Использование уже имеющегося в наличии видео: потоковая передача коротких видеозаписей; потоковая передача продолжительных видео (документальные, обучающие и другие); поиск ценных с педагогической точки зрения стрим-медиа; обращение к онлайн-медиатекам с учебными ресурсами.
2. Самостоятельное создание медиа (преподавателем и/или обучаемыми): графическое представление конкретной темы и создание стрим-видео; представление внеаудиторного события и создание стримвидео; представление короткого видеоклипа; создание коротких видеороликов посредством монтажа и обработки длинных видео; создание более продолжительных стримвидео для педагогических целей; пополнение «виртуальной медиатеки» видеозаписями (преподаватель и студенты используют вместе их собственный ресурс) [11, p. 68].
По мнению авторов доклада, ключевым принципом при выборе способа работы с видео должен быть принцип целесообразности. Любое видео, которое длится дольше, чем 10—20 секунд, должно соответствовать педагогической концепции, только в этом случае с педагогической точки зрения это не будет бесполезной тратой времени. Фильм, который фактически не был предназначен для обучения, может представлять собой потенциальный источник, из которого можно сделать несколько коротких клипов. Авторы доклада подчеркивают, что медиа, которые в конечном счете являются лишь скрытой рекламой, предвзяты или содержат какие-то предрассудки, «беспощадно и без каких-либо дополнительных раздумий должны отправиться в мусорную корзину» [11, p. 69].
Это неизбежно приводит нас к следующей проблеме: как правильно выбрать педагогически ценный материал? Ответ должен найти преподаватель: он должен решить, что подходит. Речь идет не только о том, учатся ли студенты чему-то через потоковое видео или нет. Действительно сложный вопрос о целесообразности технологии стрим-обучения заключается в том, рационально ли было потрачено время на просмотр видеоматериала. Если преподаватель приходит к выводу, что педагогическая выгода от просмотра видео мала (потому что слишком много времени тратится на просмотр, а пользы мало), данный метод должен быть отклонен как неуместный.
В зарубежной литературе описываются следующие способы применения стрим-технологий в процессе обучения [12; 13; 14]:
a) преподаватель выбирает одно видео, которое просматривает вся группа обучающихся вместе на одном или нескольких экранах. Видео предоставляет конкретную информацию, а затем студенты должны обсудить тему, затронутую в фильме, и ответить на вопросы по этому видеоматериалу. Видео также может содержать инструкции для конкретного эксперимента или опыта, который затем ученики выполняют в лаборатории. Опытные и креативные педагоги используют самые различные виды деятельности (например, пленарное обсуждение, групповая работа и т. д.);
б) видео может применяться перед занятиями в качестве подготовки к обсуждению и выполнению аудиторных заданий;
в) видео можно использовать после учебного занятия для повторения учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине пропустили занятие;
г) использование видео в качестве самостоятельного учебного материала.
Варианты (б), (в) и (г) допускаются только в том случае, если обучаемые имеют широкополосный доступ к сети Интернет дома или в свободное от основных занятий время (можно использовать компьютерные классы в учебном заведении). Если это условие выполняется, преподаватель может выбрать одно или предложить несколько подходящих видео, и студенты могут работать либо в группе, либо самостоятельно — в индивидуальном режиме.
Педагоги ФРГ при работе со стримтехнологией рекомендуют использовать рабочие листы с заданиями в качестве опорного материала. Каждая группа может иметь одну и ту же образовательную цель, но индивидуально решать, какие видео посмотреть для того, чтобы заполнить рабочие листы с заданиями. Рабочие листы необходимы (по крайней мере, в начале), потому что они концентрируют внимание студентов на изучении определенных частей видео. Кроме того, они помогают сосредоточиться на самых важных моментах видео;
д) видео может использоваться для свободной самостоятельной работы: в этом случае преподаватель предлагает тематическую область (например, видеозаписи для изучения истории рассматриваемого процесса или о перспективах развития), и каждый ученик или группа может решить, что просмотреть, для того чтобы выполнить задания в рамках заданной темы.
Еще один возможный вариант — когда преподаватель предлагает ряд тем, и каждая группа выбирает тему по своим собственным интересам и предпочтениям. Обучающиеся работают над выбранной темой и представляют информацию на пленарном заседании.
Таким образом, зарубежные коллеги достаточно основательно подходят к методическим вопросам применения технологии стрим-обучения. Как правило, описываются частные вопросы работы с рассматриваемой технологией, приводятся убедительные доводы в пользу использования потокового вещания в процессе обучения [11; 13; 15].
Нам видятся перспективными следующие сценарии использования стрим-технологии в сфере высшего образования, в частности, при освоении дисциплин информационно-технологической направленности: 1) преподаватель записывает решение той или иной задачи с экрана своего компьютера (например, настройку графического редактора для последующей оптимизации графики, используемой в сети Интернет), студенты просматривают видео и производят необходимые настройки на своих компьютерах, запоминая последовательность действий; 2) студенты записывают видео работы с каким-либо веб-сервисом (за время подготовки и записи запоминая последовательность действий), после чего выкладывают его для своих однокурсников и преподавателя, которые могут использовать опыт коллеги для самостоятельного изучения веб-сервиса; 3) студентам может быть предложено групповое задание, например, по созданию веб-сайта, в котором необходимо решить несколько задач: от разработки дизайна до настройки сервера, веб-программирования и последующей отладки. Каждый из участников записывает проделываемую им работу и выкладывает для изучения своим коллегам, которые начинают работать не только над решением своей части задачи, но и отлично понимают ее место во всем проекте и могут координировать взаимодействие различных элементов будущего веб-сайта. Помимо приведенных, может быть предложено и множество других сценариев, учитывающих психологовозрастные особенности и уровень развития информационной компетентности обучаемых, технические возможности, а также преследуемые цели освоения того или иного курса.
Понимая перспективность использования технологии стрим-обучения, считаем важным рассмотреть данную технологию в контексте структурных элементов использования новых информационных технологий в процессе обучения: 1) собственно технологии (MediaWiki, геоинформационные технологии, технология дистанционного образования, технология организации видеоконференций, кейс-технология, технология распознания речи); 2) программное обеспечение, где эти технологии реализованы (мультимедийные программные продукты, программы компьютерного тестирования и др.); 3) техническое обеспечение, позволяющее применять эти технологии на практике (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, жидкокристаллические и LCD-телевизоры, кликеры). Подробно каждый из этих элементов был рассмотрен нами ранее [3].
Отметим, что технология стримобучения достаточно органично вписывается в эту структуру и может использоваться не только самостоятельно, но и совместно с другими. Интеграция с другими технологиями позволяет сделать образовательный процесс более динамичным и интерактивным. Так, при дистанционном обучении стрим-технология дает возможность обучаемым получить видеоинструкции от преподавателей для выполнения тех или иных заданий, просмотреть видеозаписи лекций, принять участие в вебинаре, а также отправить преподавателю скринкаст с выполненным домашним заданием. Частично эти возможности используют специализированные образовательные платформы (например, «HTML Academy», «Uniweb», «Нетология», «Универсариум»). Личный опыт обучения с помощью этих образовательных платформ позволяет сделать следующий вывод: изучение сложного учебного материала является не только увлекательным, но и эффективным, а сам процесс получения новых знаний динамичным и быстрым.
Одним из вариантов применения технологии стрим-обучения может быть проведение групповой видеоконференции. Современные информационные технологии позволяют общаться на расстоянии не только двум людям, но и группе (например, при дистанционном обучении — обучающимся из разных городов), что делает достаточно комфортным и удобным использование этого вида связи. Кроме того, групповая видеосвязь позволяет общаться с несколькими людьми одновременно. Для начала групповой видеосвязи нужно лишь подключение к сети Интернет, специальная программа («Skype», «Team Talk», «Conferendo», «TrueConf» и другие) и оборудование для общения — камера и микрофон. Например, в программе «Skype» есть функция групповой видеосвязи, предназначенная не только для семейного общения, но и для деловых переговоров или общения со студентами. Обычно видеоконференция проводится в отдельной комнате или учебной аудитории. Во время проведения видеоконференции можно не только обмениваться файлами — документами, изображениями или видеофайлами, но и проводить установочные лекции с использованием презентаций и многое другое.
Групповая видеосвязь имеет следующие преимущества: общение людей, находящихся на расстоянии (в том числе и возможность получения знаний людьми с ограниченными возможностями); возможность в считаные секунды отправлять файлы; экономия на поездках в филиалы и в соответствии с этим повышение производительности труда и оптимизация затрат образовательного учреждения; комфортное и безопасное общение; контроль процесса получения знаний (во время видеоурока родители или администрация образовательного учреждения могут подключаться к сеансу и контролировать поведение студентов и преподавателей); привлечение экспертов (на лекции можно приглашать экспертов из самых разных областей знаний); возможность сохранения записей видеоконференций для последующего просмотра слушателя и анализа преподавателем.
Основными правилами для организации видео-конференц-связи являются: наличие высокоскоростной связи; надежного и стабильного электрического питания оборудования; оптимального шумопоглощающего помещения; правильный выбор светового фона; наличие компетентного персонала; своевременное обновление оборудования. Отметим, что качество видеосвязи будет зависеть от выбранного собеседниками оборудования и скорости подключенного Интернета.
Таким образом, применение технологии стрим-обучения является перспективным, так как мы живем в эпоху доминирования визуальной информации. Каждый день мы сталкиваемся с потоком изображений и видео. Современные студенты не могут себе представить жизнь без телевидения, интерактивных видеоигр, потоковых видео на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах. Система образования должна соответствовать ожиданиям молодого поколения. Если раньше было возможно привлечь внимание студентов просто красноречивым рассказом, то в XXI в. педагог с традиционным набором педагогических приемов вряд ли сможет надолго увлечь студентов. Даже если потоковое видео должно служить лишь для того, чтобы вернуть внимание студентов, его использование в вузе оправдано. Однако стримтехнология предлагает гораздо больше, чем просто актуализацию внимания. Потоковые медиа будут широко распространены в будущем и могут многое предложить для сферы образования. Наиболее перспективным в данный момент является применение стрим-технологии в преподавании дисциплин информационно-технологической направленности.
ЛИТЕРАТУРА
Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н., Грибан И.В. Технология стрим-обучения в образовательном процессе: способы и перспективы применения // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург, 2019. – №1. – С. 38–43.