технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
(Учитель истории Табаткина Е.Б. МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»)
Целью проблемного обучения является формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников? Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся. Например: известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки? Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный: Столынин: консерватор или великий реформатор? И наконец, самые любимые уроки старшеклассников – это уроки-дискуссии, где есть возможность большое внимание уделить устному обмену мнениями. Дискуссия помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям
Примером является блок уроков «Россия в эпоху царствования Ивана IV». Учащиеся прежде чем выступить на уроке-суде в роли Адашева, Курбского, Сильвестра и других героев изучают работы Н. Костомарова, С. Соловьева, Н. Карамзина и других. Осуждая или защищая Ивана Грозного, они вступают в дискуссию и самостоятельно принимают решение по оценке личности и деятельности первого царя. Важным является то, что учащиеся размышляют, изучают и убеждаются в неоднозначности оценки исторических событий, явлений, личностей, применяют полученные знания для решения поставленной проблемы. Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся. В 11 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» предлагаю учащимся ряд таких заданий: Некоторые зарубежные историки утверждали, что первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны?
Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны. При изучении темы о периоде, связанном с именем Л.И. Брежнева, учащиеся получили задание взять интервью у родителей, знакомых. Многие люди отзываются очень положительно о так называемом периоде «застоя». Так возникла новая проблема «А был ли застой? Можно ли утверждать, что при Брежневе люди жили хорошо?» Класс разделился на две группы. Одна из них доказывала, что это годы благополучия, стабильности, доступности высшего образования и т.д., другая, что это годы дефицита, процветания теневой экономики, воровства и т.д., что для ностальгии по тем временам нет никаких оснований. После дискуссии учащиеся пришли к выводу, что по сравнению с сегодняшним днем в том периоде есть много преимуществ, но если сравнивать с тем, как должны жить люди в экономически стабильном, правовом государстве, то идеализировать этот период тоже не следует. Наиболее сложным методом проблемного обучения являются дебаты. Это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам. Смысл дебатов – убедить судей и зрителей в правоте своей точки зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются путем представления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывания противников. Главная цель игры – это борьба аргумент-контраргумент. При подготовке дебатов соперничающие стороны готовят как утверждение темы дебатов, так и ее отрицание. В 10 классе проводила дебаты по следующим темам: «Реформы Петра Великого имели отрицательные последствия», «Идеалы декабристов подходят современному человеку». В 11 классе : «Освоение целины решило проблему сельскохозяйственной продукции в стране», «Реформа Столыпина была успешной», « Февральская революция в России была неизбежна».
Из опыта работы Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Учителя истории и обществознания первой квалификационной категории Черний Е. Г.
Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим при ѐ мом;
3)побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации — означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации —представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Этапы проблемного обучения.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
Через сопоставление разных вариантов ответов.
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II »
(История России 11 класс.)
Проблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.
Результаты поисково – исследовательской работы.
Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
«Кровавое воскресение», 1905 год.
Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
Многие считали его слабым правителем;
Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека .
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории.
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.
Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
Альтернативные пути развития России при Иване
Рекомендации по применению проблемного обучения.
Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:
1.Изучение истории и обществознания основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.
Технологическая карта урока
Цели урока по линиям развития личности
Варианты формулирования целей
Картина мира в фактах
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Картина мира в понятиях
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Учить (на таком-то материале) решать задачи по
выявлению причинно-следственных связей (каких) в развитии общества
Создать ситуации, требующие выбора…
Создать ситуации, требующие выбора…
План урока (примерная форма)*
учитель при проектировании)
(доска и оборудование)
Основное содержание этапа
иллюстрацией, письменным заданием,
фрагментом фильма. Формы работы: в
парах/ в группах/индивидуально
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Афонова Л.И. учитель истории и обществознания МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкар.
Технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.
Надо сказать, что технология проблемного обучения всегда использовалась на уроках истории и обществознания. Только цели и задачи данной технологии несколько изменились по сравнению с уроками традиционного типа.
В настоящее время есть необходимость применения технологии проблемного обучения на уроках истории в общеобразовательном учреждении основного общего образования в условиях внедрения ФГОС. Данная технология способствует активизации мотивации, развитию мыслительной, самостоятельной деятельности. Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Эти изменения затронули и историческое образование, где особенности процесса обучения происходят в новых условиях введения федерального компонента государственного образовательного стандарта. Важнейшей задачей школы становится повышение качества образования по всем предметам; формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков; создание условий к получению новых знаний, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и способах обучения. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса с применением интерактивных методов обучения.
Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В связи с чем, выделяется в качестве основной цели – не получение массы знаний, а воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся, создание условий для национальной идентичности подрастающего поколения, формирования подлинно исторического сознания. Содержание нового ФГОС предполагает упор:
во-первых на активные формы обучения;
— во-вторых на самостоятельность личности на уроке и вне;
— в-третьих на развитие критического исторического мышления.
Что детерминирует интерес педагогов-практиков к технологии проблемного обучения. Большинство ученых, методистов и учителей признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На практике было выявлено, что доминирование репродуктивных подходов в преподавании истории и обществознания создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение.
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя. По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков понимает значение проблемного обучения, его функции, очень многие внедряют эту технологию в свою педагогическую деятельность. Я использую технологию проблемного обучения на уроках истории и обществознания на протяжении ряда лет.
Что изменилось в моей работе при применении данной технологии в новых условиях:
— учитель не над учеником, а с учеником;
— включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;
— выполнение большей части работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта.
Ведущая идея педагогического опыта
Последовательное систематическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания приведет к развитию компетенций:
1) личностных, 2) метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
3) предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.
Цель применения технологии проблемного обучения: формирование личностных, метапредметных, предметных компетенций у учащихся.
Задачи:
— Способствовать овладению знаниями исторической картины мира: умению объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
-Формировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
— Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей, на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Этапы :
текст учебника, различные виды документов, методические и наглядные пособия, ИКТ.
Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов, педагогов и методистов: Г.К. Селевко, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.В. Кудрявцева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманской, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку и исследование технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения –
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. На уроке с использованием ТПО уроке, учитель получает массу преимуществ : стимулирует внимание учащихся, пробуждает познавательный интерес, достаточно легко закрепляет новые знания.
Основные понятия проблемного обучения.
1) Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно.
2)Гипотеза –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…».
3) Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
4) Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории.
Каковы причины завоевания Руси монголо- татарами?
Почему русская рать одержала победу над войсками Мамая?
Объясните, почему Наполеону удалось завоевать Россию?
Подумайте, в чем была главная причина возникновения неравенства. Могло ли оно появиться в родовой общине.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
«Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
.Какие уроки извлекла княгиня Ольга из убийства князя Игоря?
5)Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Творческие задачи позволяют обобщить, повторить и усвоить учебный материал; развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формировать навыки совместной работы;
Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.
Методы проблемного обучения:
1) проблемное изложение знаний.
2) изложение с проблемным началом.
Ученые считают, что искусство Древнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями. Докажите это на примере Египетских росписей, скульптуры, строительного дела египтян
3)частично-поисковый или эвристический метод;
4. Методы проблемного обучения
Результат опыта по применению технологии проблемного обучения:
1. Повышается познавательная активность на уроке;
2. Усвоение УУД на уроке ;
3. Формируются личностные компетенции.
Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ГИА и ЕГЭ.
Список литературы 1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Н.В. Бордовская [и др.]; под редакцией Н.В.
2. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова
3. Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М., 2005.
4. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 2009 г.
5.. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. –
М., Народное образование,2011г.
6. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для вузов. – Новосибирск, 2006г.
Закон РФ об образовании
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.