технология проблемного обучения на уроках географии
Статья из опыта работы «Технология проблемного обучения на уроках географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология проблемного обучения на уроках географии.
Из опыта работы учителя географии и биологии
Шуриновой Людмилы Владимировны
Успех обучения зависит от многих факторов, он может, определяется содержанием учебного материала, формой подачи, методами, приемами, средствами обучения. Многое зависит от методических приемов организации познавательной деятельности. Основная часть учебной деятельности учащихся составляет умственная деятельность. Все, что ученик видит и слышит на уроке, он пропускает через собственный мозг. При этом сознательно или подсознательно акцентирует свое внимание на том, что его сильно эмоционально заинтересовало, т. е отбирает действительно необходимую лично значимую для него информацию. Самым простым способом такой деятельности является действие по образцу, простое воспроизведение услышанного или прочитанного, так называемый репродуктивный метод обучения. Но репродуктивный метод обучения не формирует по–настоящему творческую, самостоятельную деятельность. Творческий процесс индивидуален и своеобразен. Обучить творчеству невозможно, но, однако нужно развивать творческие способности учащихся: способность к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно–следственных связей, стремление самостоятельно решать различные задачи, нестандартно объяснять различные явления, формулировать проблему и уметь решать её и т.д. Поэтому одним из условий реализации ФГОС является умения педагога использовать в своей работе технологию проблемного обучения и воспитания. Деятельность, где имеется познавательная задача, не имеющая стандартных решений должна занимать важную часть урока. Ведь каждая познавательная задача – это новая, неповторимая задача, имеющая подчас не одно решение. Задача педагога развить творческий подход, т.е. научить учащихся самостоятельно, последовательно раскрывать логику решения наиболее сложных конкретных задач, давать систему вопросов и способов действия, которые постепенно поводят к конечному выводу и успешному решению проблемной задачи. Важно понимать, что в школе, в одном и том же классе учатся дети с разными способностям, поэтому необходимо соблюдать дифференцированный подход и, следовательно, учебная задача, проблема должна быть решаема как для слабых учеников, так и для сильных. Но не всегда это возможно, поэтому ещё одна из задач учителя это умения правильно подбирать нестандартные задачи и проблемы, как для одаренных, сильных так и для слабых детей. Учитель, знающий своих учеников, дает задания и определяет, какой уровень сложности доступен данному ученику, что с него можно потребовать и за какую инициативу следует похвалить. Ведь решение различных задач учеником – это результат его собственной мыслительной деятельности. Или же оно может быть результатом групповой деятельности конкретных лиц.
Технология проблемного обучения и основы решения и применения проблемных задач закладываются в начальном курсе физической географии (5,6 кл.), затем развиваются и совершенствуются в курсе географии материков и океанов(7 кл.). Курс географии России (8,9 кл.) предполагает, что учащиеся более самостоятельно научатся решать и сами формулировать различные проблемные ситуации. В конечном итоге завершающий курс географии «Современный мир» (10,11 кл.) решить очень важную задачу – развитие географического мышления. Географическое мышление – это мышление, основанное на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями природы, между обществом и природой. Именно это поможет учащимся накопить социальный опыт и расставить жизненные приоритеты, определиться с роль в обществе.
Самым сложным этапом в работе педагога является разработка урока построенного или содержащего проблему. Первоначально в своей работе можно ориентироваться на применение заданий рассчитанные на проверку понимания простых связей между объектами и географическими понятиями.
В 5 классе по теме «Географические координаты» проблемные задания на проверку понимания связей между объектами или понимания связей между понятиями и задания на проверку осознания :
Чем отличается меридиан и параллель? В чем сходство параллели и экватора? Какой меридиан самый длинный?
В 6 классе усложняется система проблемных заданий.
По теме «Землетрясения. Вулканы» можно использовать как проблемные задания на проверку понимания связей между понятиями, так и задания на понимание связей между объектами и явлениями.
Например, проблемные задания на проверку понимания связей между понятиями «землетрясение» и «сейсмически активные зоны»:
Может ли быть землетрясение в вашей местности? Почему?
Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?
Проблемные задания на понимание связей между объектами и явлениями:
Как связано между собой то, что на территории Австралии нет вулканов и с движением литосферных плит?
Почему землетрясения, вулканы и гейзеры, как правило, встречаются в одних и тех же местах?
Объясните связь между движением земной коры и появлениями разных равнин по высоте?
Проблемные задания на проверку умения моделирования и прогнозирования проблемных ситуаций:
Оцените возможность появления вулкана на территории Липецкой области.
Каковы последствия строительства плотины на р. Обь, если известно, что уровень воды поднимется на 50 м?
Проблемные задания на знание закономерностей, например по теме «Океанические течения»
Северо – Атлантическое и Канарское течения образуются из вод Гольфстрима. Почему одно теплое, а другое холодное?
Воды у берегов п – ва Аляска и Лабрадор будут по – разному влиять на температуру данных территорий. Почему?
В 7 классе все предложенные проблемные задания развиваются и совершенствуются, можно добавить проблемные задания на понимания причинно – следственных связей, например при изучении тем: «Рельеф Земли», «Рельеф Южной Америки», «Рельеф Евразии» и т.д.:
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните факт наличия большого скопления вулканов в этой области.
Объясните различие рельефа запада и востока материка– Южная Америка.
В 8– 9 классах необходимо учить самостоятельно решать и формулировать проблемные задания. Это достаточно трудно решаемая для педагога задача. Как это сделать?
Необходимо применять такую форму работы, с учащимися при которой, осуществляется постепенное или пошаговое формулирование и решение проблемных заданий.
Например, при изучении темы «Западная Сибирь» учащимся необходимо самим сформулировать и решить проблему « Заболоченности Западно – Сибирской равнины»
Определите абсолютные высоты равнины. В каком направлении общий уклон равнины? Какой рельеф Западно – Сибирской равнины плоский или холмистый?
Определите, какие факторы сформировали континентальный и суровый климат равнины?
Определите средние температуры января, июля на полуострове Ямал, в районе Сургута и на юге равнины, сделайте вывод. Где выпадает больше осадков на Восточно – Европейской равнине или на Западно – Сибирской равнине?
Определите крупные реки равнины, бассейн океана, скорость течения, берега рек? Почему весной Обь и ее притоки очень сильно разливаются?
Объясните причины заболоченности.
Интересными являются проблемные задания творческого характера, которые могут выполнять как сильные, так и слабые учащиеся, например работа по созданию рекламных проектов для какой либо территории России.
В чем уникальность территории Дальнего Востока?
Все вы приняты на работу в туристическое агентство. Ваша задача сделать рекламу уникальным территориям Дальнего Востока. В чем уникальность территории Дальнего Востока?
Шаг 2. Выясните, кто изучал, открыл территорию?
Шаг 3. Определите основные формы рельефа.
Шаг 4. Выясните особенности климата (тип климата, влажный сезон, благоприятен ли для туристов)
Шаг 5. Что можно посмотреть – какие природные объекты? Достопримечательности?
Шаг 6. Чем можно заняться – рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванна с теплой водой?
Шаг 7. Назовите природные уникумы Дальнего Востока.
Иногда для решения проблемных задач от учащихся требуются умения выражать свою точку зрения. Например, по теме «Электроэнергетика» в 9 классе, учащимся предлагается проблемное задание « Существуют ли перспективы развития АЭС и замена всех ТЭС на АЭС?» Обсуждение осуществляется с учетом общечеловеческих ценностей, учащимся предлагается алгоритм, позволяющий им выбрать свою позицию в споре:
Какие потребности человечества удовлетворяются в результате строительства АЭС?
Интересы, каких социальных групп выражает их создание?
Каковы масштабы воздействия на окружающую среду?
Каковы последствия для человека?
Каков экономический эффект для хозяйства страны?
Существуют ли перспективы развития АЭС и замена всех ТЭС на АЭС?
Какова ваша позиция по данному вопросу?
Систематическое применение проблемных заданий и ситуаций приведет к формированию географического мышления, которое является залогом успешного обучения в завершающем курсе географии «Современный мир» (10,11 кл.)
ИОП использование технологии проблемного обучения на уроках географии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование технологии проблемного обученияна уроках географии как средство реализации ФГОС
Цель работы : изучение и внедрение технологий проблемного обучения на уроках географии в условиях введения новых образовательных стандартов.
-найти и обобщить методическую литературу о технологии проблемного обучения;
-показать примеры внедрения технологии проблемного обучения на своих уроках;
-выявить влияние данной технологии на процесс обучения;
-поделиться своим педагогическим опытом.
Актуальность моей темы в том, что современное российское образование претерпевает серьёзные изменения в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предмет География будет изучаться с нового учебного года с 5 класса. С введением ФГОС ООО второго поколения полностью меняется подход в обучении. Новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применяются они по- новому. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. А это значит, учащихся необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда. Таким образом, одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат. Необходим системно-деятельностный подход, который предполагает индивидуальное развитие каждого обучающегося, признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Меняется роль учителя географии: современный учитель для новой школы даёт школьникам не столько знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным. Новый стандарт требует формировать не память обучающихся, а способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации. Творческая деятельность сегодня становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач. Многие психологи и педагоги занимаются изучением развития мышления в процессе обучения, в результате были сделаны выводы о взаимосвязи обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
Сейчас много говорят и пишут о проблемном обучении. В основу обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Позже эту технологию развивали М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина, Н Скаткин, назвав её проблемно-развивающей.
Функции проблемного обучения:
ü глубокое усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
ü развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
ü овладение методами познания и научного мышления;
ü воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
ü формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Среди советских педагогов наблюдается различный подход к определению этого понятия. Например, Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания, которые придаются всему процессу обучения, что в принципе невозможно: процесс преподавания не может иметь таких черт. Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения, общими для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение.
Что же представляет собой проблема? Проблемой называется задание, способ выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения. Иначе говоря, это вопрос, ответ на который неизвестен ученику, но он может приступить к его поиску. В психологии и дидактике кроме понятия «проблема» существует понятие «проблемная ситуация».
Способы создания проблемных ситуаций:
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Использование фактов и научных данных.
8. Переформулировка вопросов.
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приведет к изменению качества умственной деятельности ученика, выработает особый тип мышления, который обычно называют критическим. К развитию такого типа мышления ведет систематическое создание учителем проблемных ситуаций, выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки проблем, выдвижения предположений, обоснования гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с новыми фактами, а также навыков проверки верности решения поставленной проблемы. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий или применяют известные знания в новой ситуации или художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют). При проблемном обучении учитель постоянно организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков.
Учитывая проблемный подход в обучении географии важно подготовить школьников к постановке и решению проблемных задач. Сложной задачей стоящей перед учителем является научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать, для этого можно предложить задание: придумать и записать вопросы к тексту параграфа или более сложное задание: вопросы «из текста» – это вопросы, на которые ответа в тексте в явном виде нет. Вопросы должны начинаться со слов «Почему. », «Можно ли. », «Как. », «Что нужно сделать чтобы. », Что произойдет, если», «В каком случае. », «Зависит ли. », «Изменится ли. » и т. д. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций.
Не каждый урок географии может и должен быть проблемным. Главный этап проблемного урока строится так, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме, показать важность для приобретения знаний. Этот интерес вызывает у учащихся потребность в приобретении новых знаний, которые помогут им решить поставленные в ходе урока проблемы. На первом этапе проблемного урока учитель должен определить, на основании каких опорных знаний дети могут решать поставленные перед ними задачи. Работа учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ученикам сформулировать проблему, выявить познавательную задачу и направить их активность на правильный выбор приемов работы с учебным материалом. Последующие этапы проблемного урока — самостоятельная деятельность учащихся в решении проблемы. Например, такой проблемный вопрос: «Природа западного и восточного африканских побережий, океанов, в тропических широтах различна. В этих широтах вероятнее увидеть пустыню. На восточном побережье океана так и есть, но на его западном побережье саванны. Как это можно объяснить?»
Учащиеся высказывают различные предположения:
3. Доказывают гипотезу: используют атласы с картами Африки. На западном побережье Африки проходят холодные течения (Канарское, Бенгальское), здесь расположены – пустыни, Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки проходит теплое Мозамбикское течение, там расположены саванны. Анализируем подобные районы на других материках. Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и Южной Америки, Австралии и Евразии. В этом виде работы широкое применение находят такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Самостоятельное решение учащимися учебных задач — один из самых существенных признаков проблемного обучения, делающего изложение нового материала более доказательным, а знания учащихся — более осознанными.
Проблему перед учениками следует ставить в зависимости от содержания урока и в соответствии с его дидактическими и воспитательными целями. Постановка проблем, не отвечающих этому требованию, лишь помешает ученикам уяснить сущность рассматриваемых на уроке вопросов. Нельзя ставить перед учениками проблемы, для сознательного поиска которой они не имеют необходимых знаний.
Создавать проблемные ситуации и ставить проблемные вопросы можно на разных этапах урока в зависимости от его содержания. В одних случаях проблемная ситуация возникает в самом начале урока во время объяснения материала, в других — в процессе практической работы или демонстрации опыта.
Постановка учебных проблемных заданий, выполнение которых осуществляется в результате управляемой познавательной деятельности учащихся с источниками географической информации:
1. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, раскрывая эту гипотезу, необходимо высказать свои размышления, обосновать ее научно-практическое значение: например, решить географическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.
А. Существует теория, согласно которой материки дрейфуют. Приведите факты, свидетельствующие в пользу этой теории.
Б. Расскажите, что происходит в озере, когда случилась авария на нефтепроводе, проходящим неподалёку от него.
3. Придумать и нарисовать рисунок- иллюстрацию, рекламу, листовку к изучаемой теме.
В любом старом методическом пособии изучение материков начинается словами известного стихотворения, нельзя забывать о поэзии. Использование художественных текстов на уроках географии также полезно: с их помощью учитель формирует образ территории, развивая у учащихся логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс.
Вот такое вступление может предварять тему: «Япония – страна восходящего солнца» в 7 классе:
На островах в солёных водах лежала древняя страна.
От государств, других районов так отличалася она:
Цунами берег разрушали, и ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась, и люди гибли в тот же час.
Там развивалась и культура, веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые, не умирало никогда.
Страной восходящего солнца назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце, за горы садится оно.
Урок «Географическая карта» в 6 классе можно начать словами из книги К. Паустовского: «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности»
Также можно предложить анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа. Примеры:
1. Изучение темы «Австралия» можно начать со стихотворения: «Австралия – страна наоборот», далее делаем подробный «географический разбор» каждой строчки стихотворения.
Вопросы: почему Австралия – страна наоборот и т. д.
2. Тема «Ветер», «ветер с моря дул, разгонял беду. И сказал ты мне: больше не приду!
Вопрос: в какое время суток это было сказано?
Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении природных зон можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы:
Урок о полезных ископаемых лучше начать с загадок, например, таких: «Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Чтобы сделать миску или вазу, тут она понадобится сразу».
Ещё один пример технологии проблемного обучения, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса на данном уроке является обучение через открытие. При изучении темы «Температура воздуха» в 6 классе предлагаю учащимся небольшую информацию в форме сказки: «Жил был старый гном, и всегда ему было холодно на земле. Однажды гном решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет гном по горе – холодно, но ничего, вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Так он думал и полз, пока не замерз». Учащиеся из жизненного опыта знают, что Земля получает тепло от Солнца, следовательно, чем ближе к Солнцу, тем теплее. Показываю картину с изображением заснеженных вершин в летнее время. Почему даже летом на вершинах высоких гор лежит снег? У детей появляется непонимание: как же так, чем ближе к солнцу, то должно быть теплее. Почему замерз гном? В результате диалога в форме дискуссии дети самостоятельно формулируют проблему в форме вопроса: «Так ли это, что чем ближе к солнцу, тем теплее?». Поставив проблемный вопрос, подходим последовательно к выводу: воздух нагревается не от Солнца, а от поверхности Земли.
И ещё одно интересное задание, которое можно предложить учащимся:
Найти информацию по проблемному вопросу, оформить в виде карточки или таблицы, при поиске использовать различные источники.
1.Почему в лесу суточные колебания температур меньше, чем на открытых, безлесных участках?
2. Норвежский путешественник Тур Хейердал на плоту «Кон-Тики» переплыл океан. Из какого дерева и почему был сделан плот?
3. Известно, что коалы нет ни в одном зоопарке мира. Почему?
С? ° С, а над пустынями достигает 30 ° 4. Почему над морями и океанами суточная амплитуда колебаний температур составляет всего 1-2
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение.
Таким образом, в вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии. При проблемном обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Результаты использования проблемного обучения:
Ø понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
Ø представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
Ø умение работать с разными источниками географической информации;
Ø картографическая грамотность
Ø владение элементарными практическими умениями и т. д.
· вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
· умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике;
· формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений и т. д.
Личностные результаты:
· осознания себя как члена общества на разных уровнях;
· осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, районов и т.д.;
1. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе, 1999, № 7.
2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –
3. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –
М.: Просвещение, 1991.
4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –
7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение, истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. — 1991. — № 4.
9. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.