технология индивидуально дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения

технология индивидуально дифференцированного обучения. Смотреть фото технология индивидуально дифференцированного обучения. Смотреть картинку технология индивидуально дифференцированного обучения. Картинка про технология индивидуально дифференцированного обучения. Фото технология индивидуально дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных учеников.

• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

• Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

• Отсутствие дидактических материалов.

• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

• составление алгоритма действий,

• анализ опорной схемы,

• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Источник

Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

технология индивидуально дифференцированного обучения. Смотреть фото технология индивидуально дифференцированного обучения. Смотреть картинку технология индивидуально дифференцированного обучения. Картинка про технология индивидуально дифференцированного обучения. Фото технология индивидуально дифференцированного обучения Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Технология дифференцированного обучения

Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:

— по уровню развития памяти

— по уровню умственного развития

— по уровню самостоятельности в процессе познания

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:

— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет:

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии:

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Источник

Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС

История развития технологии

Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в 20-ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической ситуации в образовании, обусловленной политическими и экономическими реформами.

В начале 20-го века активные поиски способов индивидуализации учебного процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало возможность экспериментировать с формами организации обучения.

В советской школе преподавание проповедовало принцип демократизации, т.е. каждый обучаемый имел право на получение определенного базового компонента, что затрудняло экспериментаторскую работу с формами обучения, поскольку единые программы и учебные пособия предоставляли небогатый их выбор.

Несмотря на то, что разработки в области индивидуализации и дифференциации образования в России, Западной Европе и Америке начались приблизительно в одно и то же время, на сегодняшний день западная педагогика имеет несравненно больший практический и теоретический опыт работы в этом направлении.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности.

В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963г.). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Однако она ограничена лишь одним параметром различия детей и может в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в учебном материале. Для учеников средних и старших классов, а также их преподавателя этого уже недостаточно.

Сущность и цели дифференцированного обучения

Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создает благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностей как индивидуальности;

только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, его личностные особенности, на культуру, на творчество, как способ самоопределения человека в культуре и жизни.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.

Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества.

Нестандартизируемая, вариативная часть содержания выходит за рамки стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом является рефлексией на заказ самой личности.

Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит и нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению.

изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;

определения критериев деления обучающихся на группы;

умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;

умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;

умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Способы дифференциации учебного занятия

Новые образовательные стандарты устанавливают требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений. Предполагается, что выпускники будут обладать такими качествами как готовность и способность к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Целью обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Дифференцированное обучение необходимо рассматривать с точки зрения развития именно личностных качеств ребенка, поскольку его успешность как в обучении, так и в дальнейшей жизни напрямую зависит от его умения и желания самосовершенствоваться всю свою жизнь.

Необходимо акцентировать внимание на таком аспекте формирования личностных качеств как «сформированность мотивации к обучению и целенаправленность познавательной деятельности». Конечно, рассматривать их вне всего комплекса развития личностных качеств невозможно, но мотивация дает мощный импульс к развитию целого ряда качеств личности, способствующей ее дальнейшей успешности.

В массовой практике не всегда удается достичь положительного результата в обучении по отдельным предметам. В школах бывает достаточно большой процент обучающихся, не усвоивших программу или усвоивших ее очень слабо. Поэтому, одним из направлений организации учебного процесса является дифференциация образования.

Можно выделить несколько педагогических задач, которые могут быть решены при помощи внедрения её в работу:

Научить критически относиться к собственным познаниям.

Научить самоанализу успехов и неудач.

Научить самостоятельно работать над своим образованием.

Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.

Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период.

Воспитывать культуру общения:

помогать и принимать помощь;

адекватно относиться к замечаниям;

аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.

Результативность технологии дифференцированного обучения

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности обучающихся, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

В результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается интерес к предмету; повыш ается учебная мотивация и успеваемость; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, умение выявлять собственные возможности, критическое отношение к своим знаниям, умение видеть перспективы собственного роста в плане обученности, умение планировать свою дальнейшую учебную деятельность.

В результате дифференцированного подхода к обучению повышается качество знаний обучающихся, т.к. почувствовав поддержку учителя, обучаясь практически по индивидуальному плану, подросток не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет обучающимся осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности подростков (например, подготовка сообщений на грамматическую тему, оформление «раскладушки», создание кроссвордов, ребусов, написание сценариев и т.д.)

Источник

Технология индивидуального дифференцированного обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология индивидуального дифференцированного обучения.

Учитель начальной школы: Хабарова Г.Ф.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности,так как современный мир требует человека нового типа, обладающего разносторонними знаниями, отличной специальной подготовкой, умением адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, способностью к изучению новых информационных технологий:

* личностно – ориентированный подход позволит максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;

* предоставить возможность развития и обучения одаренным учащимся на высоком уровне и расширить зону ближайшего развития у других;

* как сохранить индивидуальность ребенка и чтобы он чувствовал себя психологически защищенным.

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащегося возможно только через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Технология индивидуального дифференцированного с использованием разноуровневого задания как нельзя лучше способствует выполнению этих задач, созданию благоприятных условий для развития личности. Для успешной работы по этой технологии:

изучить способы и методики, выявляющие дифференциацию учащихся;

подобрать материал для обучения младших школьников с разным уровнем готовности.

Мною проанализирована следующая литература:

1. «Педагогическая диагностика, как условие дифференциации обучения в начальной школе» автор кандидат психологических наук Л.Е. Журова, центр начального образования.

определить особенности усвоения учащимися знаний, умений и навыков;

выявит характер трудностей ученика, и установить их причины;

установить уровень овладения учебной деятельностью;

оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

2. «Личностно – ориентированное обучение в современной школе» И.С. Якиманская. Автор предлагает свое понимание личностно – ориентированного образования, основные положения которого сводятся к следующему:

главной целью является развитие исходных способностей и качеств личности учащихся;

цели развития личности не должны и не могут быть едины для всех учащихся;

процесс усвоения знаний и развитие личности должно осуществляться с учетом «субъектного опыта» и возможностей учащихся;

изначально система образования должна строится в направлении от ученика к целям, содержанию и технологиям обучения и воспитания и наоборот.

3. Ознакомилась с системами развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, с методической системой педагога С.Н. Лысенковой.

4. Журналы «Начальная школа»

6. Бутузов И.Д. «Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке».

7. Узорова О.В., Нефедова Е.А., «Справочное пособие по русскому языку».

8. Беденко М.В. «Самостоятельные и контрольные работы по математике»

9. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка»

10. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., «Учим русский с увлечением – 2».

Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Его проектирование невозможно без знаний индивидуальных особенностей каждого ученика.

Поэтому, работая по этой технологии, нужно начинать не с отбора и даже не сформирования желаемых педагогу качеств, а с квалифицированного, осуществляемого в равных для всех условиях, педагогического наблюдения за каждым учеником. Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика.

Условия наблюдения за учеником:

— создание возможностей ученикам для выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала;

— систематический анализ и оценка способов освоения учеником программного материала;

— использование разнообразных форм занятий: ролевые игры, диалоги, тренинг и т.д.

— основные требования к личности учителя: доброжелательность к ученикам не зависимо от их успеха, поощрение индивидуальных продвижений каждого;

— постоянная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха.

Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей, учащихся я предлагаю ученикам специально разработанные задания для выявления:

Максимального объема информации, которую они могут усвоить за отведенное время, и глубины этого усвоения;

Скорости овладения учебными действиями;

Быстроты переключения с одного вида работы на другой. Это поможет потом при работе осуществить принцип: «От каждого – по тому уровню знаний, который есть на сегодня».

Учащихся своего класса первоначально я разделила на три группы:

-средний уровень развития и высокая работоспособность;

-высокий уровень развития и средняя работоспособность: Мочалова У., Алексеева П., Худенко В., Десятова Т., Моисеенко А..

2-я группа учащихся выполняет задания после разъяснений или с помощью опорных схем:

— средний уровень способностей и средняя работоспособность;

-низкий уровень развития и высокая работоспособность: Попова С., Ваулина Е., Шахов А., Ефименко К..

3-я группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных разъяснений на уроке:

— средний уровень и низкая работоспособность;

— низкий уровень развития и низкая работоспособность: Оглобля Н., Садыков В., Усов В., Лапин Д..

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

*определение критерия, на основе которого определяются группы и проведение диагностики по выбранному критерию;

* выбор способов дифференциации, разработка заданий;

*диагностический контроль за результатом работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав группы и характер заданий.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний в учебе.

В дальнейшем деление класса на три группы отпадает, остается только две группы. Так во втором полугодии в 4 классе стало две группы.

1гр.: Мочалова У., Худенко В., Десятова Т., Попова С., Ваулина Л., Шахов А., Ефименко К., Алексеева П..

В работе со слабыми учащимися при использовании этой технологии нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.

Домашнее задание тоже дается дифференцированно. Это позволит стремиться ребенку к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно. При таком подходе у детей наблюдается 100% выполнение домашнего задания.

Задания детей я дифференцирую по:

Степени самостоятельности учащихся;

Характеру помощи учащихся;

По объему учебного материала;

По уровню творчества, по уровню трудности.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Такой способ предлагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

Классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

Преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

Задания с недостающими или лишними данными;

Выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (3 группа) предлагает репродуктивные задания, а ученикам со средним ( 2 группа) и высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

Задание по уровню творчества:

(литература, работа с текстом)

1-пересказ на выбор любой части;

2-подробный пересказ текста;

3-краткий пересказ текста.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Такой способ дифференциации предлагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

Усложнение математического материала (например, в задании для 1 и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – однозначные);

Увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах дается задача в 3действия, а в 1-й группе в 4 действия);

Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

Использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе – более трудное

Задание по уровню трудности:

1-к данной пословице подбери соответствующую часть текста.

2-подбери другие названия текста;

3-объясни, почему так назван текст;

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предлагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, (см. урок русского языка в 4кл.).

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе не предлагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступает к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы, т.е. школьники, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Проводиться разноуровневая проверка заданий. Самостоятельная проверка заданий очень нравиться учащимся всех групп. Это стимулирует детей. Ответы могут быть на доске, на карточках.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе другой сложности, и к работе под руководством учителя.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащихся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываются дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, помощь напарника, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и наводящими вопросами)

Изучив опыт И.И. Аргинской, которая предлагает в данном случае использовать стимулирующую, направляющую обучающую помощь.

Особенности работы с карточками-помощницами. Учащимся 1-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 2-й и 3-й группы оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблиц единиц длины, массы и т.п.;

Наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

Дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

Начало решения или частично выполненное решение.

Приемы дифференцированного обучения на разных типах уроков.

При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают, специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.

Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению нового материала.. Так, например, при изучении темы «Природная зона степей».

Материалы для ботаников:

Гербарий, карточки с изображением растений,

атлас-определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник (стр.114,115).

1.Ощая особенность растений.

2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов :

Картины и карточки с изображением животных, атлас- определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», учебник(стр. 116-118).

1. Отличительная черта степных животных.

2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов:

Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119,120).

1.Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2.Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Дети договариваются о том кто будет защищать (см.урок здоровья).

При работе с любой темой присутствие разноуровневых заданий, считаю, обязательно.

Уровень 1 (базовый уровень)

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Скре( б,п)ка, расска(з, с), овра(к,г), вет(ф,в), но(ш.ж)ка и т.д.

Уровень 2 (повышенной трудности)

К данным словам подобрать однокоренные слова с парной согласной в слабой позиции.

Ходить, улыбаться, просить, рубить, косить и т.д.

Уровень3 (творческий уровень)

Придумайте и запишите по 3 слова, которые оканчивались бы на:

Подберите к существительным неопределенную форму глагола.

Цвет. служба. каток, просьба, стрельба, летчик.

Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределенной форме.

Строят. изумить, наблюдают, блестел, идет, превозносить.

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Бить баклуши, вешать нос, зарубить на носу, ждать у моря погоды, ходить на голове, держать язык за зубами.

Подобрать слова антонимы, где первые буквы при чтении по вертикали дадут новое слово

Грязнуля ч (чистюля)

Искусственный е (естественный)

Трусливый с (смелый)

Аккуратный н (неряшливый)

Замкнутый о (общительный

Списать, подчеркнуть антонимы.

Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой свой растеряешь.

Разгадать загадку. Выписать антонимы. Составить предложения. Выделить грамматическую основу.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной

Бывает он и добрый

Математика. Тема: Уравнение

Уровень 3 – решить уравнение

2 – составить уравнение

1 – составить уравнение так, чтобы уменьшаемое было в три раза больше вычитаемого.

Литература. Задания с текстом.

Уровень 3- составить план рассказа;

Уровень 2 – в каждом абзаце выделить главную мысль;

Уровень 1 – к каждой части подобрать соответствующие пословицы.

Дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре гетерогенного (разнородного) класса, где благоприятным фактором развития для детей становится разный интеллектуальный уровень учебного коллектива.

2. В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивания) ученика в решении конкретной учебной задачи, а установление причины возникшей трудности и ее устранение.

3. Обязательным условием общего развития в системе дифференцированного обучения младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможности развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью весьма полезны такие элементы урока, как «Для любознательному», «Спрашивай-отвечаем», «Это удивительный мир», «Путешествием в прошлое», «Что, где, когда», Минутка «Эрудита».

Эффективность применения данной технологии отслеживается в подтверждении ожидаемых результатов.

При выявлении степени удовлетворенности образовательным процессом школьников, была проведена диагностика по методике А.А. Андреева и Е.Н. Степанова «Методика изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей».(журнал «Кл. руководитель 2000г. 2). Динамика наблюдается положительная.

На предметных олимпиадах учащиеся заняли призовые места. Успеваемость в классе – 100 %, а качество – 76%.

У учащихся повысился уровень мотивации обучения, коммуникативной культуры ; совершенствовались такие личные качества как самостоятельность, саморефлексия, чувство самоуважения; улучшились эмоционально- психологические отношения в коллективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *