технология индивидуального обучения это
Технология индивидуального обучения это
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.
Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.
Что такое индивидуальное обучение
Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:
На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.
Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.
Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.
Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.
Индивидуальное обучение вне школы
На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.
Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.
Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:
Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.
Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.
Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.
Преимущества индивидуального обучения
Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.
Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.
Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.
Как организовать индивидуальное обучение на дому
Что в итоге
Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.
Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Методы и приемы индивидуализированного обучения
Ирина Михнёва
Методы и приемы индивидуализированного обучения
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Внимание к личности ребенка, забота о развитии его способностей и поддержке интересов, входит в круг проблем современного общества.
Для того, чтобы идти в ногу со временем, в современной образовательной ситуации, в основе которой личность ребенка, особое внимание уделяется образовательному процессу на основе личностно – ориентированного подхода, предполагающего индивидуализацию обучения, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Большая роль в индивидуализации обучения отводится методам обеспечения индивидуализации, с помощью которых стимулируется и направляется деятельность детей.
Их особенность в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Пример обучения на основе метода реагирования:модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
Например, выбрали вместе с детьми тему «Птицы наших лесов». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).
Затем выяснили, что дети хотят узнать о птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).
Далее дети предположили,что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. Таким образом, создаются условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний.
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время ручного труда дети планировали сделать разных голубей. Работа может быть построена таким образом, какую технику будет использовать каждый из детей; из какого материала (бумага разной фактуры). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по изготовлению голубей. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Спонтанная индивидуализация.
Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).
Например, учитывая разный темп выполнения задания детьми, педагог дифференцированно подбирает вид недирективной помощи, задания разной сложности, подбирает наглядность с учетом возможностей детей, учитывает интересы и опыт. Данным методом педагог может воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас». Педагог тут же обучает детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т. е. даёт индивидуализированный «урок» правильного поведения.
Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.
Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности, предполагающих выполнение определенных заданий, упражнений, выполнение посильных задач, последовательное их усложнение с учётом уровня развития. У детей всегда должен быть выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности. Например, разные конструкторы по сложности; наборы пазл состоящие как из 20, так и 100 и более; разнообразный бросовый материал; разнообразные игры, соответствующие индивидуальному уровню развития дошкольников. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.
Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.
— Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);
— Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);
— Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);
— Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;
— Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);
— Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);
— Метод презентации продуктов детской деятельности;
— Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;
— Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;
— Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;
— Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);
— Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Индивидуализацияможет происходить одновременно на нескольких уровнях:
В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения, в которой индивидуализация проявляется стихийно.
Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театру, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.
Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:
-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)
-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.
-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.
— иметь опыт кооперации с другими детьми.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Список используемых ресурсов:
2. Методическоепособие для педагогов дошкольных учреждений: Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва «Просвещение» 2015 г.
Статья. Современные педагогические технологии. Индивидуальное обучение.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные педагогические технологии.
Московский областной медицинский колледж №2
Среди основных причин использования новых психолого- педагоги чес-ких технологий на учебных занятиях в медицинском колледже можно выде-лить следующие:
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.
В настоящее время использование современных образовательных тех-нологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет умень-шения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие по-вышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эф-фективного использования учебного времени.
Одной из значимых и часто используемых технологий в медицинском образовании является индивидуальное обучение, способствующее овладе-нию профессиональными компетенциями.
— преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся;
— один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной де-ятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его дейст-вием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвиже-нием от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в дея-тельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это способствует обучающемуся работать экономно, пос-тоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.
принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспита-тельной работы с группой педагог взаимодействует с каждым обучаю-щимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особен-ности;
ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним;
учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обуче-ния;
создание психолого-педагогических условий не только для развития каждого в отдельности, но и для развития всех обучающихся.
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающегося;
различные учебно-методические, психолого-педагогические и органи-зационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуаль-ный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют собой динами-ческие системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, со-держание, методы и средства.
Цели индивидуального обучения:
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей;
содействие средствами индивидуализации выполнению учебных прог-рамм каждым обучающимся, предупреждение его неуспеваемости;
формирование общеучебных умений и навыков на основе развития каждого обучающегося;
улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Задачи индивидуального обучения:
обеспечить индивидуальное развитие обучающегося;
обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыка-ми сотрудничества;
ответственность и самостоятельность в учебно-познавательной дея-тельности.
В современной отечественной педагогической теории и практике наибо-лее яркими примерами технологии индивидуального обучения являются сле-дующие:
— технология индивидуального обучения Инге Унт;
— адаптивная система обучения А.С. Границкой;
— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Классификационные характеристики технологий индивидуального обучения:
По уровню применении: все уровни образования (ДДУ, школа, СПО, ВУЗ и т д).
По философской основе: гуманистические.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, обще-образовательная, личностно-ориентированная и дидактикоцентричес-кая, проникающая.
По типу управления: система «репетитор».
По организационным формам: альтернативные, академические, клуб-ные, индивидуально-групповые.
По подходу к обучающемуся: гуманно-личностные.
По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
Реализацию указанных принципов можно рассмотреть на примере освое-ния ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01 Здоро-вый человек и его окружение в Коломенском медицинском колледже.
Свобода — это право выбора обучающимся предмета, темы, партнера, ис-точников знаний, тем, форм и способов работы. Естественно, что сам профес-сиональный модуль и междисциплинарный комплекс определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: обучающийся осу-ществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончатель-но уровень достижения цели оценивает педагог по каждому свободно выпол-ненному заданию. Каждый обучающийся индивидуально отчитывается пе-ред педагогом. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Обучающийся освещает выбранную тему УИРСа перед бригадой, группой которые заслушав, оценивают данную работу, высказывают мнения по значи-мости темы и по ее раскрытию. Уровень достижения цели оценивает препо-даватель, выставляя оценку за проделанную работу.
Самостоятельность — это выбор обучающимся уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятель-ность действий, принятия решения и ответственности за этот выбор.
Выбор темы производится по желанию обучающегося в зависимости от его индивидуальной направленности интересов и подготовленности, либо необходимости.
Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет право обра-щаться за помощью к кому угодно: к согруппникам, родителям, педагогу и др. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возмож-ность обучающемуся учиться уважать другого человека, уметь его выслу-шать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Приведу один пример данного педагогического приема с обучающимся
третьего курса сестринского отделения. В связи с тем, что обучающийся, по причине болезни, отсутствовал на занятиях темой которых была: «Беремен-ность. Внутриутробное развитие плода», после выздоровления с ним прово-дились индивидуальные занятия, на которых были разобраны основные воп-росы темы. Затем он, самостоятельно выучив тему, в виде закрепления зна-ний, подготовил компьютерную презентацию на тему: «Внутриутробное раз-витие плода» (см. сайт Коломенского медицинского колледжа).
Данная презентация была продемонстрирована на практическом заня-тии и обсуждена обучающимися бригады. Оценка выставлена преподавате-лем с учетом ответов докладчика на заданные вопросы, с учетом мнения бри-гады о качестве, полноте выполненной работы и т д.
Поставленные цели индивидуального обучения, а именно: дальнейшее развитие индивидуальных потенциальных возможностей обучающегося, вы-полнение учебной программы, формирование общих компетенций и профес-сиональных навыков, повышение учебной мотивации были достигнуты.
Задачи данного метода обучения в виде ответственности и самостоя-тельности в учебно-познавательной деятельности выполнены.
Индивидуальный подход, как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обу-чения можно также считать «проникающей технологией».
Данная технология необходима для сохранения и развития индивиду-альности обучающегося, наилучшего усвоения дисциплин, профессиональ-ных модулей, для повышения учебной мотивации, а также приобретения профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и навыков, необ-ходимых в будущей профессии. Задачами данной технологии являются: обес-печение индивидуального развития, повышение профессионального и соци-ального опыта, развитие самостоятельности и ответственности. Думаю, что индивидуальное обучение является одним из наиболее продуктивных и перс-пективных методов подготовки будущих специалистов.
Литература и Интернет – источники:
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989
• Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
• Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
• Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск, 1997.
• Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
Статья: Технология индивидуализации обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология индивидуализации обучения
(Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
— технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
— адаптивная система обучения А.С. Границкой;
— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
технологий индивидуализированного обучения
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: гуманистические.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенные.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.
По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД (способы умственных действий).
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная + дидактоцентрическая, проникающие.
По типу управления: система «репетитор».
По подходу к ребенку: гуманно-личностные.
По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
■ Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенцальных возможностей (способностей).
■ Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
■ Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
■ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
■ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализации обучения
Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.
Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.
Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.
Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
Учение в индивидуальном темпе, стиле.
Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
Особенности содержания и методики
Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
В.Д.Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.
Общие особенности технологий индивидуализации
Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Формирование адекватной самооценки учащихся.
Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.
Аналоги технологии индивидуализации
Система Ю. Драля (учебно-методический комплект заданий).
Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные).
По локализации отражения выделяют:
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
— знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
— образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.
По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.
Общеучебные способы работы
(общеучебные умения и навыки):
I . Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
III . Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
V . Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Факторы развития личности
Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.
Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.