технологии системно деятельностного подхода в обучении

Технология системно-деятельностного подхода в обучении

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология системно-деятельностного подхода в обучении

Прежде чем начать раскрывать суть системно-деятельностного метода, хотелось бы начать со слов известных людей. Наиболее точно описывают данный подход слова ирландского драматурга, писателя, романиста, лауреат Нобелевской премии в области литературы, одного из основателей Лондонской школы экономики и политических наук Джорджа Бе́рнарда Шо́у (26 июля 1856 года— 2 ноября 1950 года) « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Так же можно данную технологию охарактеризовать следующим высказыванием английского философа и социолога, одного из родоначальников эволюционизма, основателя органической школы в социологии Ге́рберта Спе́нсера (27 апреля 1820 — 8 декабря 1903), идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века «Великая цель образования – это не знания, а действия». Исходя из этих высказываний и новых требований к образованию (ФГОС) складывается новая модель обучения. Такая модель обучения, в которой личность ученика была бы в центре внимания педагога; в которой познавательная деятельность была бы ведущей. При новой модели обучения учитель приобретает другую роль и функцию в учебном процессе. Он выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не только на контроль, знания и умения школьников, но и на диагностику их деятельности, чтобы вовремя устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Таким образом технология деятельностного подхода сочетает в себе реализацию как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и добавлению в практику работы современных учителей идей из новых концепций развивающего образования Людмилы Георгиевны Петерсон (этапы 1-8), Петра Яковлевича Гальперина (этапы 3-7), Леонида Владимировича Занкова (завершение этапа 2), Василия Васильевича Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др.

Идея деятельности и идея системности тесно связан. При объединении этих подходов эффективность обучения увеличивается, методологически усиливается. Причем их результат наиболее выше не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, «когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности», то есть когда «системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения» (Э.Г. Юдин).

Понятие системно-деятельностного подхода для современного общества не ново, оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим пытались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование чувства принадлежности к общности граждан конкретного государства. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то нужно знать основные принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

Цели урока задаются с учетом передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей проводить рефлексию (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал;

Таким образом, Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. И исходя из этого, для образования можно поставить следующие задачи:

научить, добывать, искать, получать знания (учить учиться);

научить трудиться, работать и зарабатывать (учение для труда);

научить жить (учение для бытия);

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема методического семинара :

Технологии обучения в условиях

… Быть открытыми ко всему новому.

Чтобы догнать мир, нам нужно

смотреть вперёд, а не оглядываться

назад. Только новые технологии, новые

услуги, новые знания помогут нам

встать крепко на ноги.

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Только с помощью действия

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Что значит «деятельность»?

6 слайд. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

отвечать за результаты.

Это возможно сделать лишь на особом содержании!

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

12 слайд. Организовать деятельность учеников помогут современные образовательные технологии

13 слайд. Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

14.слайд. Признаки педагогических технологий.

В основе – конкретные педагогические теории, идеи

Строгий порядок действий

Воспроизводится любым педагогом

Индивидуальный и дифференцированный подход

Четкие критерии оценки результатов

Гарантированность педагогического процесса

15 слайд. При системно-деятельностном подходе предпочтение отдается следующим технологиям (по классификации А.В.Хуторского):

3. Проектно-исследовательская деятельность

4. Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

5. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.

6. Технологии развивающего обучения.

7. Технология критического мышления.

По результатам анкетирования, которое было проведено среди педагогов нашей школы, среди перечисленных технологий явно выявлено 3 технологии, информацию о которых хотели бы получить, или повторить (Проектно-исследовательская деятельность, технология критического мышления, творческие мастерские). Сегодня эти технологии будут представлены.

16 слайд Виды деятельности.

17 слайд. Классификация образовательных технологий

Источник

Основные технологии системно-деятельностного подхода

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

технологии системно деятельностного подхода в обучении. Смотреть фото технологии системно деятельностного подхода в обучении. Смотреть картинку технологии системно деятельностного подхода в обучении. Картинка про технологии системно деятельностного подхода в обучении. Фото технологии системно деятельностного подхода в обучении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные технологии системно-деятельностного подхода Чурашова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Можга удмуртская республика

Человек запоминает 10% того, что он читает 20% того, что видит 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы 90% при непосредственном участии в реальной действительности, в самостоятельной постановке проблемы, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Дидактически принципы системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Структура урока «открытия» нового знания Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий: технологии проблемного обучения; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; технологии организации проектной деятельности; технология групповой работы; технология проблемно-диалогического обучения.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

спасибо Желаю всем творческих успехов

Выбранный для просмотра документ системно-деятельностный подход.docx

Основные технологии системно-деятельностного подхода.

В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Перед учителем становится задача формирования знаний, универсальных учебных действий, компетенций в соответствии с новыми стандартами.

Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный подход эффективно сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Для понимания используемых в системно-деятельностном подходе технологий рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности длится 1-2 минуты с целью включения обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к ребенку со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В качестве приёмов работы на этом этапе учитель:

в начале урока высказывает добрые и стимулирующие пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;

предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы и слушает варианты детей;

использует девизы или крылатые выражения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, занимающие 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ребенка. На этом этапе возникает проблемная ситуация и используются методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём «яркое пятно» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

3. Постановка учебной задачи длится 4-5 минут. Основной целью этого этапа является получение ответов на вопросы «почему возникли затруднения?», «чего мы ещё не знаем?».

Учитель организует выявление причин затруднения. Для этого ученик должен восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения каких знаний, умений или способностей недостаточно для решения поставленной задачи в частности и задач такого типа вообще.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения), на что отводится 7-8 минут. На данном этапе ученик в коммуникативной форме обдумывает проект будущих учебных действий: ставит цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывает тему урока, выбирает способ, строит план достижения цели и определяет средства. Этим процессом руководит учитель сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Первичное закрепление продолжается 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала). На этом этапе используется фронтальная работа, ​​​​​​​работа в парах, а также комментирование, обозначение знаковыми символами.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу длится 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Необходимо письменно выполнить самостоятельную работу (2-3 типовые задания) и провести самоконтроль и самопроверку.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение длится 7-8 минут. Ученику предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, далее решаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

8. Рефлексия учебной деятельности занимает 2-3 минуты. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учеников личную значимость.

Таким образом, деятельностный метод является тем универсальным средством, которое дает учителю инструменты подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, определенными в нормативных и правовых документах.

Он позволяет педагогу использовать в своей практике разнообразные способы и технологии организации учебного процесса. Эффективной является проектная технология в начальной школе, состоящая из элементов «замысел-реализация-продукт» и включающая такие этапы, как решение, цель, задачи, план и программа, проверка на реализуемость, выполнение, презентация.

К базовым образовательным технологиям следует также отнести обучение на основе «учебных ситуаций», при котором образовательная задача заключается в организации условий провоцирования детских действий.

Следует также выделить такую образовательную технологию, как «уровневая дифференциация», в основе которой лежит дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение повышенного и базового уровней. Для успешности этой технологии следует соблюсти следующие основные принципы: открытость, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между уровнями образования, посильность и обязательность усвоения всеми базового уровня, добровольность в освоении повышенных требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

Конечно, в группу образовательных технологий системно-деятельностного подхода нельзя не включить информационные и коммуникационные технологии, предполагающие открытое и контролируемое пространство информационных источников, среду информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий и современные системы управления учебным процессом.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы. Психологи доказали, что человек лучше усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим. Групповая работа предоставляет именно такие возможности.

Самый доступный вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы, можно предложить ученику придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. В случае разногласий допускается задать вопрос учителю или одноклассникам с соседней парты. На выполнение этого задания достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и сыграет роль эксперта. Эта технология имеет высокую эффективность и может быть применена при изучении самых разных тем. Использовать ее можно в различное время – сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров, или на следующий день, по результатам выполнения домашнего задания. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Когда ученик становится носителем функции учителя, его активность на уроке заметно возрастает. В традиционной форме обучения большая часть учеников в течение урока чаще всего так и остаются наблюдателями. Работа в парах или группах при непосредственном общении с соседом или одноклассниками формирует и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик, групповых форм и других технологий работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

У учеников начальной школы формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто и не только «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *