технологии рефлексивного обучения в образовании

Доклад на тему «Технология рефлексивного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология рефлексивного обучения

Рефлексивная деятельность может быть организована в рамках образовательного процесса следующим образом.

П.Г. Щедровицкий говорит, что ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет, не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности – способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

А.В. Хуторской указывает, что рефлексивная деятельность состоит из определенных этапов, выполнение которых предполагает появление, успешное завершение и получение результата от рефлексии.

И.Н. Степанов, С.Ю. Степанов, А.А. Тюков к общим психологическим механизмам рефлексии (движение в рефлексивном плане) относят остановку, фиксацию, отстранение, объективизацию и оборачивание. Движение в рефлексивном плане в соответствии с представленными механизмами обобщено в таблице 1.

Движение в рефлексивном плане

рефлексия обучение оценка достижение

Хуторской А.В. указывает, что относительно процесса обучения данные механизмы можно применить при организации рефлексивной деятельности.

На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия снова проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.

Рефлексивная деятельность в образовательном процессе может быть организована в различных формах.

А.В. Хуторской указывает, что в педагогической практике организация осознания учениками процесса познания, способов учебной деятельности, своего эмоционального состояния имеет два основных вида:

текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса;

итоговая рефлексия, завершающая логический или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников после выполнения цикла предметной деятельности и включает:

остановку предметной деятельности;

активизацию рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществляемой познавательной деятельности: ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность тем самым структурирует предметную деятельность. Результатом применения рефлексии может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная причинно-следственная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету, осознание процессов познания окружающего мира, осознание своего психологического состояния и т.д. Текущая рефлексия проводится в ходе выполнения определенной учебной деятельности.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определенности со стороны учителя. Итоговая рефлексия проводится по окончании урока, недели, четверти, года.

Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

Формы образовательной рефлексии различны:

вербальные формы: устное обсуждение, рассказ, высказывание происходящих изменений, опрос.

невербальные формы: сочинение, письменное анкетирование, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.

Для эффективного развития рефлексивных умений у школьников необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе. В работе с школьниками можно применять невербальные способы выражения рефлексии, организующие деятельность с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и других средств. Ученики в этом случае выражают чувства различными видами эмоционального языка. Младшие школьники, например, могут «рисовать свое настроение, образ урока в виде чего-либо », ученики средних классов – подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполненной деятельности, старшие – строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока. Особый интерес для учащихся может представлять графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока.

Для использования методических приемов, способствующих развитию рефлексивных умений, в процессе обучения необходимо создавать следующие благоприятные условия:

Полное доверие к учителю, к ученикам класса.

Отсутствие страха, неуверенности со стороны субъектов учебной деятельности.

Недопустимы нескромность, субъективность оценок, ирония, иные проявления бестактности.

Рефлексия демократична, корректна.

Регулярность проведения рефлексивной деятельности.

Допускается повторное использование одного и того же упражнения, что редко дает побочный негативный эффект.

Профессиональность мастерства учителя, организующего рефлексивную деятельность.

Следует делать записи, рисунки в процессе рефлексии: фиксировать впечатления от основных фактов. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.

Следует учитывать различные ситуации, исходя из которых, могут использоваться различные формы (письменная или устная) рефлексии.

Существуют следующие методические приемы, способствующие развитию рефлексивных умений «Молчание в группе», «Вербализация», «Обратная связь», «Эмпатическое слушание», «Конструктивный спор», «Психогимнастика», «Положительное и отрицательное подкрепление», «Самоконтроль».

Представленные схемы включают в себя: вид рефлексии (познавательная и чувственно переживаемая), составляющие рефлексии, содержание рефлексивных умений, педагогические приемы, развивающие данные умения («Зеркало настроения», «Знайка в круговороте веществ», «Пальчики», «Лучи солнышка», «Елочка настроения», «Метод пяти пальцев», «Коллекционер ощущений», «Следопыт», «Технологический блиц-опрос», «Мудрые совы» и другие) и используемые формы организации уроков.

При этом для развития выделенных рефлексивных умений в познавательной сфере необходимо разработать рефлексивные игры и задания, а также дневник наблюдений.

Внедрение этих методических приемов в процессе изучения должно подкрепляется учебно-методическим обеспечением. Учебно-методическое обеспечение должно включать дневник наблюдений, комплекс рефлексивных заданий и должно обогащать опыт рефлексивной деятельности. Система методических приемов на уроках должна представлять собой поэтапное внедрение различных педагогических приемов и использование всех форм организации учебной деятельности. Каждый этап должен предполагать решение определенных задач на основании использования соответствующих педагогических приемов.

С учетом возможной неоднородности развития рефлексивных умений у школьников нужно будет выделить группы учащихся с различным уровнем развитости рефлексии.

В учебно-методическое обеспечение может входить дневник наблюдений, обладающий следующими особенностями:

Дневник должен фиксировать отношения ученика с самим собой, фиксировать его статус как ученика, позволять выразить отношение ученика к себе, к учебной деятельности и окружающему миру. Это форма самовыражения и самоутверждения, которая позволит увидеть уровень своих достижений и самоопределиться в окружающем мире, лучше понимать себя, свою уникальность и ценность.

Дневник – способ научной организации рефлексивной деятельности ученика через самостоятельное осознание интересов, самооценку усвоения и т.д.

Дневник поможет проводить текущую рефлексию (в форме линеечек на каждый урок) и итоговую.

Дневник должен включать различные формы невербальной рефлексивной деятельности: письменные вопросы, «методику неоконченных предложений», тестовые задания, графическую и рисуночную рефлексию.

Текущая оценка учебных достижений

В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся с целью определения исходного уровня подготовки, выявления мотивации к изучению нового материала. Стартовую оценку можно вести с помощью наблюдений, стандартизированных тестов. Можно использовать вопросник: «Что ты знаешь? Что бы ты хотел/а узнать? Какие вопросы у тебя появились?» или письмо учителю о том, что, по мнению ученика, необходимо узнать, чтобы быть успешным.

Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить, например, с помощью «лесенки достижений» (см. рис. 3), поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

По ходу изучения темы идет оценка индивидуального прогресса учащихся. Достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью волшебных линеечек (Т. Дембо, С. Рубинштейн), особенности применения которых подробно изучены и описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман и др.. Этот прием полезно освоить не только учителям начальной школы, но и учителям, работающим в 5 – 6 классах. Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребенка в целом, а также то, что он способствует формированию адекватной самооценки. Продвижение ребенка в ходе изучения темы в ряде случаев полезно отмечать оценкой в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе. Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений» (см. рис. 3), который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью уже упоминавшихся линеечек, или, например, закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Так, для оценки уже обсуждавшихся навыков чтения (букварный период) этот лист может выглядеть, например, так:

В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков, навыков экспериментальной и творческой деятельности, опыта социальных отношений, в частности навыков совместной работы, и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Впоследствии, по мере развития самооценки учащихся можно отказаться от листа достижений и предложить детям фиксировать свои индивидуальные продвижения самостоятельно, воспользовавшись с этой целью «Списком планируемых тематических результатов обучения».

Лист индивидуальных достижений. Лесенка достижений

Ученик ____________,Школа: ____ Класс: 1 а Учитель: _____________

Источник

Тема: «Технологии рефлексии в педагогической практике»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Технологии рефлексии в педагогической практике»

Глава 1.Теоретические аспекты технологии рефлексии в педагогической науке……………………………………………………………………4

1.1. Понятие рефлексии в современной педагогике………………4-5

Глава 2. Практическая часть

2.1. Рефлексивные технологии………………………………………8

2.2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния…………8-10

2.3. Рефлексия деятельности……………………………………… 10-13

2.4.Рефлексия содержания учебного материала………………… 13-15

Работа посвящена проблеме использования технологии рефлексии в педагогической практике.

Развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию-приоритетная цель современного образования. Формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, которая является источником мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению является одной из задач образования. Включение младших школьников в активную познавательную деятельность достигается путем рефлексии. От умения педагога воздействовать на эмоциональность своих учеников напрямую зависит развитие детей. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников. При этом недооценивается ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, значимость учебного материала или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Актуальность проблемы: рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.

Цель работы – проанализировать существующие методики проведения рефлексии, подобрать наиболее подходящие для использования в начальной школе.

1. Проанализировать теоретические аспекты технологии рефлексии в педагогической науке.

2.Изучить особенности применения рефлексивной технологии в современном педагогическом процессе.

3. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов рефлексии на уроках.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся на уроках.

Предмет исследования: технология рефлексии в структуре урока.

Глава 1. Теоретические аспекты технологии рефлексии в педагогической науке.

1. 1.Понятие рефлексии в современной педагогике.

В последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на образовательный процесс «глазами школьников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.

В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В психологии рефлексия трактуется как средство саморегуляции и саморазвития человека, как процесс самопознания индивидом своих психических актов и состояний, осмысление субъектом себя и того, как другие его понимают.

В работах И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова рефлексия рассматривается в качестве одного из важнейших принципов человеческого мышления.

В работах Г. П. Щедровицкого представлен ряд обобщенных определений рефлексии.

Так рефлексия понимается в качестве формы деятельности человека, направленной на осмысление собственных действий и их закономерностей. Также рефлексия рассматривается как деятельность самопознания человека, раскрывающая особенности его духовного мира, и как осмысление с помощью изучения и сравнения.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «учитель-ребенок». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д.Боуд, Р.Кеог и Д.Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».

В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последние десятилетия.

Рефлексию в педагогике рассматривают с двух сторон: 1) доминантой педагогического процесса является развитие; 2) назначение педагогического процесса заключается в создании условий для развития и саморазвития как обучаемых, так и педагога. Сущность развития в педагогическом процессе понимается как последовательные изменения качественных характеристик его участников: смену, динамику состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений, качеств личности и т.д. Развитие – внутренний процесс, судить о нем может сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию. Исходя из сказанного, рефлексию в педагогическом процессе можно определить, как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учеником, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.

Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма.

1.2.Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии

По форме рефлексии делят на: ретроспективную (что я делала? каким образом?);проспективную (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?);интроспективную (что и как я делаю?).

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от

Выделение функций рефлексии в педагогическом процессе – это важнейшее условие оптимизации развития участников педагогического процесса. К функциям рефлексии в педагогическом процессе относят:

диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

коммуникативную – рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия; мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

коррекционную – побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

В контексте рассмотрения рефлексии как процесса деятельности и мышления необходимо выделить этапы рефлексивного освоения деятельности.

Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий.

1)Исследование ситуации. 2) Выявление затруднений в деятельности.

3) Установление причин затруднений. 4) Критика старой нормы.

5) Выработка новой нормы.

На основании схемы этапов рефлексии, предложенной Г.П. Щедровицким, А.А. Тюков выделяет шесть основных этапов рефлексивного освоения деятельности, такие как 1) рефлексивный выход; 2) интенциональность;

3) первичную категоризацию; 4) конструирование системы рефлексивных средств; 5) схематизацию рефлектируемого содержания; 6) объективацию рефлексивного описания.

Образовательные задачи этапа

1.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального

состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Содержание этапа рефлексии учебного занятия

Мобилизация учащихся на рефлексию.

Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии:

– Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.

– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

– Условия выполнения образовательных задач

– Развитие способности учащихся к рефлексии.

– Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя, учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

– Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».

Рефлексия социальная – осознание субъектом того, как он оценивается другими индивидуумами (концепция «отражённого» или «зеркального» «Я»), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии.

Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояний своего развития и причин этого состояния:

– анализ педагогом деятельности учащегося,

– анализ педагогом своей педагогической деятельности,

– анализ учащимся своей деятельности,

– анализ учащимся деятельности педагога,

– анализ учащимся педагогического взаимодействия.

Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).

Этапы технологии организации рефлексивной деятельности

I. Определение объекта рефлексии и момента занятия, в котором рефлексируется деятельность. Объект:

– смысл изучаемых понятий и учебной деятельности,

– способы деятельности как личное средство работы,

– применимость полученных знаний на практике,

– осознание личностных и профессиональных изменений и др.

II. Создание установки на наблюдение и анализ собственного познания и поведения.

III. Акцентирование внимания на важности результатов рефлексии для организации дальнейшего педагогического взаимодействия.

2.1. Рефлексивные технологии.

Определению сущности педагогической рефлексии способствует рассмотрение ее структуры. Опираясь на представления о структуре педагогического процесса, педагогического взаимодействия, изложим свой взгляд на структуру рефлексии в педагогическом процессе.

Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе. Именно этот компонент делает целесообразным рефлексию деятельности педагога, рефлексию взаимодействия.

Предполагается обмен деятельностями педагога и обучающихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:

— рефлексию педагогом деятельности обучающихся (обучающегося);

— рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;

— рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;

— рефлексию обучающимся (воспитанником) своей деятельности;

— рефлексию обучающимся деятельности педагога (преподавателя);

— рефлексию обучающимся педагогического взаимодействия.

При использовании технологии рефлексивного обучения главным звеном на занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела.

2.2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – способствует формированию благоприятного микроклимата на занятие. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Целесообразно проводить такую рефлексию в начале занятия с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор», «Яблоко и стрелы».

Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса. Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Острова – обучающимся предлагается разместить магнит с рисунком корабля на плакате (рисунок в том месте, которое соответствует его психологическому состоянию на данный момент (в ходе урока или по его итогам), можно применить данный подход и для других целей, изменив названия «островов». Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и педагог может предложить проанализировать ее. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменялось состояние обучающихся.

2.3. Рефлексия деятельности – вид, который применяется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; а применение в конце урока покажет активность каждого обучающегося.

Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели, в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий, которая способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Самооценка активности на каждом этапе урока . Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Пчелиный улей – приём используется после подачи нового материала, учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

Каждая пчела – это вопросы по материалу, который не понял обучающийся.

Дерево успеха – предлагается с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Ученикам предлагается заполнить мишень, оценив свою работоспособность, усвоение материала, настроение и желание (мотивацию) работать. Мишень можно заготовить на ватмане и прикрепить на доске или просто нарисовать мелом, выделив отдельные сектора на свое усмотрение (сектор «работоспособность, активность на уроке», сектор «интерес», сектор «усвоил новый материал», сектор «настроение»). В традиционном варианте мы можем наблюдать только общие тенденции – большинство учащихся, в целом, хорошо оценили свою активность, настроение, содержание занятия и форму его проведения, им понравился урок и т.д. Попробуем подойти по-другому. Стикеры, которые раздаем учащимся, пронумеруем, предварительно записав каждый номер ученика. Теперь мы видим, что ребенок работал на уроке с большим желанием, прекрасно понимал материал, чувствовал себя работоспособным, но настроение на уроке тем не менее было плохим. Такой способ проведения рефлексивных техник позволяет замечать гораздо больше изменений и эти наблюдения гораздо более ценные.

Мудрые совы – обучающимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника, после этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.

Метод незаконченных предложений – участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности занятия (внеклассного дела, семинара и т.д.), раскрытия у обучающихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой учитель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

«Перепутанная мозаика»: способствует формированию у обучающихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Метод пяти 5 пальцев – определение уровня сложности в соответствии со значениями каждого пальца, показать, озвучить: определить и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья

Перепутанное письмо – восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.

Синквейн – составление четверостишия по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Например: синквейн «Книга »

2-я строка: интересная, увлекательная, большая, толстая, умная, поучительная.

3-я строка: рассказывает, повествует, учит, увлекает, смешит.

4-я строка: Книга- лучший друг, книга – источник знаний, с книгой дружить, ладно жить.

5-я строка: знания, интерес, друг

Затем записывается окончательный вариант:

Увлекает, рассказывает, учит.

2.4. Рефлексия содержания учебного материала – вид рефлексии в конце урока, учитель важно не только узнать и понять эмоциональное состояние обучающихся в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стало занятие. Ребята должны оценить свою активность на занятие, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми знаниями, на анализе субъективного опыта.

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения.

Например: Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:

Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:

Прием «Выбор афоризма или пословицы».

Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Жить — Родине служить. Родина — мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Где смелость, там и победа. Кто дрожит, тот и от врага бежит.

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Терпенье и труд всё перетрут. Делу — время, а потехе — час. Мастер на все руки. Семь раз примерь, а один отрежь. Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь. Делать спустя рукава. Под лежачий камень и вода не течёт. Словами и туда и сюда, а делами никуда.

Все за одного, один за всех. Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно. Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить. Сам погибай, а товарища выручай.

Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Рефлексия достижения цели.

Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Мы учимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «В лесу над росистой поляной…»

Мы ставили правильно ударение в словах. Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова. Мы соблюдали паузы и т. д.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например:

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

3.Соображает, болтает, хвастает.

4.Изобретает необыкновенный способ летать.

Анкетирование обучающихся – обучающимся предлагается по итогам выполнения какой-либо работы ответить на вопросы заранее разработанной анкеты, обработка результатов позволяет разобраться в причинах неудач. Текст анкеты можно варьировать в зависимости от целей проведения рефлексии.

Гора – рисуется на доске, листе ватмана, маленьких листочках – одна для всех или каждый для себя индивидуально. Гора может по очертаниям напоминать гору или лишь ее условное изображение – диагональ снизу вверх. Учащимся предлагается нарисовать человечка или лицо, или поставить букву я в то место горы, которое соответствует их уровню усвоения материалы. У подножия горы – ничего не усвоил, материал остался не понятен, не ясен, на вершине горы – хорошо усвоили. Можно предложить по этой же методике оценить степень своих знаний по изученной теме.

«Плюс – минус – интересно» – обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятие, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению обучающегося, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Анализ педагогической литературы и педагогическая практика позволили сделать следующие выводы: без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись; разнообразные формы и приемы рефлексии могут применяться как на уроке рефлексии, так и на всех этапах других видов уроков: открытия новых знаний, закрепления, контроля и других.

Рефлексия может выступать способом мышления, формой теоретической деятельности, раскрывающей цели, содержание, средства и способы собственной деятельности; отражать внутреннее состояние человека и быть средством самопознания. Рефлексия помогает школьникам сформулировать получаемые результаты, определить цели для дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь и выстроить всю траекторию развития.

Рефлексия учебной деятельности рассматривается с одной стороны, как способность к осознанию выполняемой деятельности и, с другой стороны, как средство регуляции этой деятельности.

Рефлексия позволяет создать условия, побуждающие детей к деятельности через востребованность их знаний, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Использование рефлексивных методов и приёмов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствует раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей. Детям, хорошо умеющим рефлексировать свою деятельность, проще идти по жизни, преодолевать трудности, достигать успешных результатов.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства, как негативные, так и позитивные каждый педагог может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений.

Таким образом, цель и задачи исследования решены.

Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. М., 2011, 46с.

Васильев В.Г. Развивающее обучение: основания методики и технологии // Педагогика развития : материалы 8 науч.-практ. конф. Красноярск, 2002. С. 77–84

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2015, 320с.

Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников.//Вопросы психологии, 2010, №2, С.102-110.

Семенов И.Н. Системнодеятельносная методология и рефлексивная психология мышления. – М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2014

Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-пресс, 2010, 384с.

Чмулева, О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО: // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар

Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.:Академия, 2011, 395с.17

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *