технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании

«Дистанционное обучение в дополнительном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация электронного обучения с использованием дистанционных технологий в учреждениях дополнительного образования

При организации дистанционного обучения необходимо руководствоваться нормами, предусмотренными следующими нормативными документами:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст.13,16,17);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);

— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

— приказ министерства просвещения Российской Федерации приказ № 104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

— письмо министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ СПО и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 г. №266 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;

— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.03.2020 г. №291 «О начале обучения по образовательным программам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;

— письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».

Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации следует разработать и утвердить локальный акт о переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

При разработке локального акта рекомендуется определить перечень электронных образовательных ресурсов (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) для реализации образовательного процесса, порядок оказания учебно-методической помощи, проведение текущего контроля и итогового контроля по реализуемым программам.

Рекомендуется сформировать расписание занятий на все учебные дни в соответствии с учебным планом по каждой программе, предусматривая дифференциацию по объединениям и сокращение времени проведения занятия до 30 минут для обучающихся среднего и старшего школьного возраста и до 20-25 минут для младшего школьного возраста.

Для перевода обучающегося на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, по образовательной программе необходимо проинформировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе ознакомить с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля, а также получить документальное подтверждение наличие письменного заявления от родителя (законного представителя) о выборе формы дистанционного обучения.

Рекомендации педагогам по подготовке и реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др.

Педагогу следует обеспечить регулярную дистанционную связь с обучающимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.

Реализация педагогом образовательного процесса

Образовательный процесс следует организовать в соответствии с расписанием, утвержденным локальным актом Учреждения.

Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:

разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;

online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;

фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

инструкции по выполнению практических заданий;

дидактические материалы/ технологические карты;

контрольные задания; и др.

Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме.

При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить обучающимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

При работе с младшими школьниками педагог может организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом.

Педагогу следует определить степень участия родителей в сопровождении обучающихся, предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно.

Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:

использование готовых тематических видеолекций;

проведение занятий в режиме оnline;

размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.

К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.

Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.

При организации занятия педагогу рекомендуется не ограничивать общение с обучающимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся.

Педагог может рассмотреть возможность записи занятия на цифровой носитель для формирования и накопления «Банка видеозанятий» для дальнейшего использования его материалов в образовательном процессе.

Методическая подготовка занятий

При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагог может использовать различные средства обучения, специализированные ресурсы сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами образовательной программы, её характеристиками и возрастными особенностями обучающихся.

При организации обучения следует выбрать электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа, социальная сеть, мессенджеры и т.д.) из перечня, утвержденного локальным актом Учреждения.

Педагогу рекомендуется использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо ему и обучающемуся. Следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно. Формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.

Для лучшей подготовки к занятию, систематизации материала, построения логической последовательности изложения информации педагогу рекомендуется спроектировать занятия на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.

Следует обратить внимание на решение воспитательных задач программы. С учетом плана воспитательной работы возможно включение заданий по участию обучающихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме.

Контроль посещения занятий и освоения учебного материала учащимися

Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:

регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);

размещение учебного материала в сети Интернет;

выполнение обучающимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;

выполнение обучающимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.

Источник

«Организация дистанционного обучения в системе дополнительного образования. Формы работы в условиях дистанционного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Организация дистанционного обучения в системе дополнительного образования. Формы работы в условиях дистанционного обучения»

Разработали: Грачева М.Н., Якимова Е.А.

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования.

Используемые технологии: ИКТ технологии, личностно-ориентированные технологии.

Цель семинара : формирование профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области организации дистанционного обучения.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы бы хотели представить вашему вниманию семинар по одной из самых актуальных на сегодняшний день теме.

Давайте разберем, что же такое дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

ДО в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.

В основу дистанционного обучения положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие педагога и обучающегося в процессе обучения, предоставляют детям возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с педагогом по сети, а также возможность общения в сети со сверстниками.

Такой вид обучения обеспечивает обучающимся быструю и глубокую адаптацию под изменяющиеся социально-экономические условия.

Главной особенностью ДО выступает возможность получения образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, так как все обучение осуществляется путем взаимодействия педагога и обучающихся.

С помощью ДО удается решать следующие задачи:

— формирование у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

— создание эффективного образовательного пространства;

— развитие у обучающихся критического мышления, способности конструктивно обсуждать различные точки зрения и мыслить.

При организации ДО выделяют следующие направления:

— возможность продолжения обучения при введении карантина;

— обеспечение возможности получения дополнительного образования;

— получение доступа к обширной базе данных;

— обеспечение доступности образования для детей, которые по каким-то причинам не могут посещать образовательные учреждения.

Предлагаем вашему вниманию формы работы педагогов в условиях дистанционного обучения:

Корректировка дополнительной общеобразовательной программы с учетом введения режима дистанционного обучения (внесение изменений в структурные элементы).

Планирование своей педагогической деятельности с учетом формы электронного обучения и применением дистанционных технологий:

изучение образовательных ресурсов для занятий (платформы, сайты, мастер-классы, веб-занятия…). Тестирование работы на платформах (попробовать самим на практике);

подбор необходимых материалов для организации обучения: заданий, видео-лекций, презентаций, мастер-классов, выставок, электронных экскурсий и т.д.;

создание простейших и понятных заданий для учащихся;

разработка системы контроля за деятельностью обучающихся и за освоением ими общеобразовательной программы: оценочные и диагностические материалы;

Создание целевых групп в социальных сетях, в мессенджерах для оперативной обратной связи с обучающимися и родителями. Организация дистанционного консультирования целевых групп.

Индивидуальное консультирование по всем возникающим вопросам обучающихся и родителей по телефону, через электронную почту.

Разработка методических рекомендаций, учебно-методических пособий по изучению отдельных тем программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы (раздела) образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания предмета;

разработку общей методики преподавания предмета;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Общие рекомендации для разработки онлайн урока

— Время проведения урока не более 30 минут;

— Четко поставлены цели и определен результат урока;

— На онлайн-урок возможна выдача опережающего задания на знакомство с новым материалом (текст учебника, веб-ресурс, обучающее видео и пр.);

— Теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;

— Предложены разные виды заданий в ходе урока и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения, выполнение интерактивного задания, прохождение тренажеров, онлайн-голосование и др.);

ресурсы к уроку и его продолжительность

Куда отправлять ответы

Вышивка в технике «блэкворк».

Геометрические и растительные орнаменты.

1.Что такое «блэкворк».

Изучить теоретический материал.

2.Изучить технику выполнения вышивки.

3.Выполнить вышивку понравившегося узора.

Фото выполненного задания выслать на указанный адрес.

Источник

Статья «Дистанционные технологии обучения в дополнительном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«Дистанционные технологии обучения

в дополнительном образовании»

педагог дополнительного образования

Сердечная Юлия Александровна

«Дистанционные технологии обучения в дополнительном образовании»

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.

Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.

Кейсовая-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебнометодических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей

Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радио лекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т. Д,

Сетевые технологии используют телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебнометодическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные. К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:

Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение ) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты), технологии Skyp, и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.

Сегодня время диктует свои условия и нам, педагогам и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Как педагогу дополнительного образования организовать дистанционное обучение за 4 шага?

Шаг 1. Определить цели, задачи и содержание курса дистанционного обучения.

Вряд ли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Изучив различные информационные источники, обобщенно можно выделить следующие цели дистанционного образования:

«Цели дистанционного образования сделать работу преподавателя творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству. Также цель дистанционного образования — это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.»

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано».

Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное образование имеет свои преимущества и недостатки:

Достоинства дистанционного обучения:

— Отсутствие географических ограничений

— Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ

— Индивидуальный график обучения

— Экономия времени и материальных затрат

— Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,

— Снижение стоимости обучения

— Возможность доступа к различным источникам информации

— Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию

Недостатки дистанционного образования:

— Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися

— Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования

— Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися

— Разница во времени на больших территориях

— Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности

— Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией

— Высокие требования к постановке задачи

— Высокая трудоемкость разработки курсов

— Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий

— Недостаток практических знаний

— Неполнота и противоречивость нормативной базы

— Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного образования

— Проблема нормирования ставки и оплаты труда в системе дистанционного образования.

И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Таким образом основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций и выполняя требования ФГОС.

Анализируя свои образовательные программы необходимо точно определить содержание курса. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.

Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.

Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

Хранилище или банк знаний (целая площадка- для создания, папок с информацией, материалом, содержанием курса.)

Формы урока и программы для их создания.

Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео. (WhatsApp,Viber,Zoom и др.)

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач.

Формы урока и программы для их создания.

Чтобы создать электронный курс, не обязательно быть программистом или дизайером:

Задания в формате презентации.

Задания в формате видео ролика. Скаченный по теме, созданный вами.

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.

Шаг 3. Подготовить обучающий контент

Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием. Пустая система дистанционного обучения — как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо — на такой рано в космос.

Загрузите презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы — все, что нужно изучить детям.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Итоги шага 3: Вы наполнили свой курс содержанием.

Шаг 4. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:

собирайте отзывы детей и родителей

сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;

регулярно проводите срезы знаний;

отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *