технологии дистанционного обучения английскому языку

Доклад на тему «Использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа № 2

с гимназическими классами»

«Использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку»

Подготовила учитель английского

языка I кв. категории:

Сафарова Наталья Петровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Знание иностранного языка в настоящее время осознается как императивный атрибут специалиста в любой области знаний. Дистанционная форма обучения иностранным языкам, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий, все чаще входит в практику разнообразных учебных заведений. По мнению Н.Ю. Гутаревой, главной особенностью дистанционного обучения являются опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель-ученик и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия. Такая форма обучения позволяет максимально активизировать самостоятельную работу учащихся, что в условиях обучения особенно важно, так как учащийся должен уметь самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.

В настоящее время при дистанционной форме обучения иностранным языкам широкое применение находят такие дистанционные технологии как:

• модульная технология, которая основана на организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, разработке обучающих модулей того или иного курса.

• Веб-квест технология (webquest), которая ориентирована на максимальную практическую деятельность учащихся и представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Особое место среди инновационных образовательных технологий занимает модульная технология обучения. Модульное обучение характеризуется опережающим изучением материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов деятельности. Модульная программа состоит из блоков, которые формируются из набора модулей, а модули в свою очередь состоят из тем учебного материала, объединенных одной тематикой и предназначенных для изучения слушателями с разным уровнем знаний.

Обучающий модуль состоит из следующих компонентов:

2) интегрирующая дидактическая цель;

3) целевой план действий учащихся;

4) банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);

5) методическое руководство по достижению целей;

6) практические занятия по формированию необходимых умений;

7) выходной контроль (контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле).

Процесс модульного обучения ориентирован на формирование способов учебной работы через обучение навыкам рационального выполнения практических действий посредством специально организованной системы упражнений. Модули каждого этапа необходимо вводить постепенно, по степени возрастания трудностей и по мере изучения учащимися материала. Основным условием функционирования каждого модуля является обеспеченность его дидактическим материалом, состоящим из следующих основных компонентов: набора соответствующих аутентичных текстов/учебного пособия; рабочей тетради студента; словаря-минимума; дидактических материалов для работы с ТСО, компьютерными базами данных и ресурсов Интернет; учебно-методических мультимедийных разработок для самостоятельной работы учащихся. В учебные элементы каждого модуля должны включаться теоретический, контрольный и методический блоки. Ввиду логической последовательности и преемственности всех этапов языковой подготовки модульный характер обучения способствует системному овладению лингвистическим материалом, расширению фоновых (лингвострановедческих, профессиональных, культурологических и др.) знаний учащихся, совершенствованию умений и навыков по основным видам речевой деятельности. Обучение иностранному языку по модульной технологии позволяет комплексно решать такие актуальные педагогические задачи, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей учащихся, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, приобретение качественных знаний и умений.

В настоящее время задача преподавателя заключается не только в том, чтобы вооружить обучаемых современными знаниями, но и научить учащихся добывать самостоятельно эти знания, уметь усваивать их, опираясь на уже изученное. Для достижения этих целей служит технология Веб-квест (WebQuest),которая применяется как в школьной, так и в вузовской практике обучения. Рейтинговая система оценки знаний учащихся включает регулярный контроль знаний и умений каждого учащегося, с присвоением ему рейтинга в зависимости от качества подготовки по мере изучения дисциплины в течение учебного периода. Она является основной частью комплекса непрерывного многоуровневого образования и предназначена для организации учебного процесса на основе технологий обучения, активизирующих самостоятельную работу учащихся.

• TV-технология, в рамках которой применяются телевизионные лекции и консультации у преподавателей;

• Сетевая технология, основанная на применении для консультаций учащегося и передачи ему учебно-методических материалов сети Интернет.

Таким образом, следует подчеркнуть, что педагогическое образование сегодня нуждается в педагогических технологиях, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке. Успешность и качество дистанционного обучения иностранным языкам в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Дистанционное обучение языку подчеркивает важность развития способности обучаемых, где язык является идеальной основой практического общения, важным принципом которого должен быть принцип этического долженствования.

Дистанционное обучение иностранным языкам имеет свою специфику, обусловленную тем, что предполагает обучение различным видам речевой деятельности. Естественно, что для обучения таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, можно в значительной степени ограничиться сетевым курсом, поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объемной графики и даже значительного по объему звукового сопровождения. Но при обучении говорению и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается, необходима опора на звуковое сопровождение, а также создание различных ситуаций, стимулирующих устные высказывания обучаемых, т.е. возникает потребность опоры на иллюстративный материал. Использовать такой материал в сетевых курсах, как мы уже знаем, технически вполне возможно, но практически, учитывая реальную ситуацию, пока довольно проблематично из-за большого объема памяти, который требуют такие файлы, а, следовательно, и времени перекачки этих файлов с базового сервера на компьютеры обучаемых (при условии работы дистанционного учащегося посредством модема). Для таких целей очень хорошо послужили бы CD-ROM диски, тем более, что современные технологии позволяют уже распознавать с голоса (через микрофон) правильность устного ответа ученика (на рынке появились первые компакт-диски с прилагаемым к ним микрофоном, реализующие подобные возможности). На долю сети в таких курсах остается управление учебным процессом со стороны преподавателя, общение партнеров в телеконференции или по электронной почте и тестирование.

Важно иметь в виду и существующую закономерность, сформулированную в свое время известным методистом Рахмановым И.В.: в основе обучения любому виду речевой деятельность лежат слухо-моторные навыки, следовательно, устная практика необходима при формировании умений любому виду речевой деятельности.

В настоящее время самостоятельная деятельность учащихся является одной из составляющих процесса обучения. В тех случаях, когда речь идет о формировании умений и навыков, самостоятельная деятельность обучаемых становится условием достижения намеченных результатов. Нельзя забывать и о необходимости формировать грамматические, лексические навыки, постоянно совершенствовать фонетические навыки (постановку произношение все-таки предпочтительнее осуществлять под непосредственным руководством опытного педагога). Для этого также необходима соответствующая практика и система упражнений. Надо, видимо, сразу оговориться, что дистанционное обучение иностранным языкам также, как и вообще дистанционные курсы по различным предметам и вопросам программы или внепрограммного, дополнительного материала призваны не заменить очное обучение (что, впрочем, может быть в отдельных случаях, когда учащиеся по тем или иным причинам не могут посещать школу в течение длительного времени), а в дополнение к нему с целью углубить или расширить знания.

Специфика дистанционного обучения такова, что обучаемый в любом случае остается один на один с заданием и работает самостоятельно, но вместе с тем, и это чрезвычайно важно, он знает, что в любой момент может обратиться за помощью. При этом преподаватель больше внимания может уделить слабым учащимся. Зачетные работы и итоговые тесты даются по трем уровням сложности и оцениваются в соответствии с данным уровнем. Часть заданий учащиеся выполняют индивидуально, часть, в основном, имеющих творческий характер, в малых группах сотрудничества. При обучении в сотрудничестве совместная работа над одним заданием оценивается для всех членов группы одинаково.

В заключение можно сделать вывод о том, что организация процесса обучения иностранному языку в дистанционной форме позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, при котором учащийся рассматривается как личность, готовая к непрерывному процессу образования и совершенствования. Именно непрерывность является одним из важнейших факторов, определяющих успешность в изучении того или иного иностранного языка. В рамках данной парадигмы дистанционному обучению отводится роль оптимизатора учебно-познавательного и научно-исследовательского процесса, который делает этот процесс более гибким и доступным и позволяет разнообразить формы обучения.

Источник

«Использование дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема самообразования: «Использование дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку».

Причины использования дистанционного обучения:

— организация обучения во время карантина, актированных дней,

— работа с одаренными обучающимися;

— восстановление пробелов в знаниях с отдельными учащимися;

— организация обучения детей, находящимися на домашнем обучении (при условии отсутствия у них медицинских показаний по работе с компьютером);

— проведение проектной и исследовательской деятельности;

— подготовка обучающихся к экзаменам.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – online общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое offline общение.

Эффективность дистанционного обучения

— эффективное взаимодействие преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;

— используемые педагогические технологии;

— эффективность разработанных методических материалов и способов их доставки;

— эффективность обратной связи.

Характеристики эффективного вида дистанционного обучения:

— более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации; четкая постановка задач и целей обучения; доставка необходимых учебных материалов;

— максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, а также возможность группового обучения;

Недостатки дистанционного обучения :

— Необходима сильная мотивация;

— Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности;

— Недостаток практических знаний;

— Проблема идентификации пользователя;

— Недостаточная компьютерная грамотность;.

Методическая проблема, над которой работает учитель:

«Использование дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку».

уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,

обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,

использовать дистанционные образовательные технологии на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,

развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,

ознакомить учащихся со способами самостоятельной дистанционной работы в изучении английского языка,

формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка,

изучение психологических и возрастных особенностей школьников,

проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,

для проявления творческих способностей учащихся на уроках,

для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,дистанционционных технологий

разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.

Методы процесса самообразования:

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение проектирования универсальных учебных действий.

Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.

Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.

Отбор информационного материала по проблеме применения ОУД.

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.

Источник

Статья » Использование современных технологий на уроках английского языка в рамках дистанционного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Таганрогский институт имени А. П. Чехова(филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог, Россия технологии дистанционного обучения английскому языку. Смотреть фото технологии дистанционного обучения английскому языку. Смотреть картинку технологии дистанционного обучения английскому языку. Картинка про технологии дистанционного обучения английскому языку. Фото технологии дистанционного обучения английскому языку

Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of RSUE, Taganrog, Russia

ИЗПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN ENGLISH LESSONS AS A PART OF DISTANCE LEARNING FOR

Масалитина Елена Сергеевна

Masalitina Elena Sergeevna

Учитель английского языка МОБУлицей №7 г. Таганрог

Teacher of English Language of Lyceum №7Taganrog

В статье рассмотрен вопрос использования современных информационных технологий обучения иностранному языку в рамках дистанционного обучения в условиях развития общества и компьютерных технологий.

Использование современных технических средств обучения стало распространённым явлением в образовательной сфере в последнее время, что изменило подход к образованию и обучению иностранному языку. Информационные образовательные технологии стали уверенно завоевывать своё место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения, поэтому всё чаще говорится о дистанционном обучении.

Ключевые слова: учащиеся, образование, современные технологии, дистанционное обучение.

Образование – это одно из главных отраслей общества, которое должно соответствовать, которое должно соответствовать всем изменениям в мире. Традиционные методы и формы обучения не всегда удовлетворяют образовательным запросам.

В связи с сложившийся эпидемиологической обстановкой широкое распространение получило дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации обучение, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологи, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, которое характеризуется рядом черт:

наборов современных технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя и ученика;

преобладание самостоятельной образовательной деятельности обучающихся.

Российское образование было вынужденно перейти на эту форму обучения, учителя и учащиеся оказались перед необходимостью быстро адаптироваться к новым условиям. В этой обстановке дистанционное обучение даёт возможности использовать различные сервиса нового поколения, используя которые учитель может осуществлять контроль знаний учащихся в работе над лексикой и грамматикой, а также решать различные коммуникативные задачи:

предоставить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и потребностями;

обеспечить обучающим возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию;

формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности;

Понятие « дистанционное образование» отличается от традиционного тем, что учащийся не просто воспринимает информацию от учителя, а готов к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за её результаты.

Учитель и ученик пространственно разделены друг от друга при дистанционном обучении, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приёмов построения учебного процесса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет.

Для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно усваивают материал программы дистанционное обучение актуально.

При обучении могут возникнуть и сложности:

Нет физического взаимодействия учитель – ученик;

Нет общения со своими сверстниками (невозможны парные или групповые формы работы)

Системы дистанционного обучения построены на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты.

Для дистанционного обучения нужны:

Специализированные сайты с обучающими курсами.

Используя дистанционные образовательные технологии на своих уроках английского языка, я стараюсь сочетать все основные виды речевой деятельности ( аудирование, чтение, говорение, письмо).

Рассмотрим возможности дистанционного обучения различным видам деятельности:

Чтение. Каждому ученику надо предоставить возможность читать и упражняться в этом виде деятельности при дистанционном обучении.

Если целью обучения правила чтения, то учебный справочник в печатном или электронном виде должен содержать в себе правила чтения букв и буквосочетаний, упражнения на применение этих правил при чтении отдельных слов, предложений. Существуют программы, способные на слух определить правильность прочитанных слов.

Если целью обучения получение навыков понимания при чтении иноязычной литературы, то здесь должны быть придуманы варианты контроля уровня понимания. Это могут быть тесты, ответы на вопросы, пересказ и многие другие задания. При дистанционном обучении чтению учащийся должен следовать руководствам, заранее разработанным учителем, вести дневник, в котором следует отражать свою работу с текстом, записывать вопросы, которые затем следует задать учителю, отвечать на вопросы, содержащиеся в руководстве, выполнять контрольные задания.

Для дистанционного обучения чтению иноязычной литературы подходят кейс- технология и сетевая технология. Также можно использовать телеконференцию для лучшей связи с учителем. Для связи с учителем или для общения учащихся между собой можно использовать электронную почту, чат или электронную доску объявлений.

Аудирование. С аудиосредствами для обучения аудированию также используют и видеозаписи, которые содержат экстралингвистические и контекстные ключи к пониманию. Возможность остановки и повторного прослушивания или просмотра позволяет отработать множество звуков и изображений, лучше понять материал. Компьютер с его мультимедийной комплектацией играет большую роль в процессе обучения пониманию иноязычной речи на слух в системе дистанционного обучения, который в свою очередь требует дорогостоящего оборудования: хороших видеокарт, веб- камер, микрофона и т.д. Однако при хорошем техническом обеспечении и правильном методическом и дидактическом сопровождении обучение аудированию дает отличный результат.

Письменная речь и говорение. Обучение говорению в системе дистанционного обучеия происходит путем осуществления общения между учащимися, группой и учителем, а это возможно только во время телеконференций. Обучение письменной речи может осуществляться при помощи электронной почты, чатов, синхронной коммуникации.

В процессе обучения учащиеся пользуются всеми видами речевой деятельности:

Понимание иноязычного текста и приобретают навыки письма( общение посредством письменной речи)

Аудирование и приобретают навыки говорения ( общение по средством устной речи)

Ни одному виду деятельности нельзя научить, не обращая внимания на три аспекта обучения иностранному языку:

Лексика. Обучение лексики происходит при помощи учебника ( или его электронного варианта), электронных приложений к нему, разработанных упражнений и заданий для самоконтроля и контроля. Весь процесс контролирует учитель. Для обучения данному аспекту подходят кейс-технология и сетевая технология.

Грамматика. При обучении грамматики предоставляется доступ к словарям, учебникам. Грамматическим справочникам, здесь также подходит кейс-технология и сетевая технология. Для обсуждения употребления грамматического явления могут использоваться все средства коммуникации.

Для организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка и при наличии стабильного интернет соединения у учащихся можно использовать такие образовательные ресурсы, как образовательные сайты и интерактивные образовательные платформы.

Однако массовый переход на дистанционный формат привел к большой нагрузки на электронный журнал и другим техническим неполадкам.

Во время дистанционного обучения я открыла для себя образовательную платформу РЕШ. Яркий, красочный видео материал по изученным темам, которые совпадают со школьной программой. Эту площадку можно использовать как вспомогательный, иллюстрационный материал во время обучения в школе.

Учи.ру позволяет увидеть полную информацию об учебной деятельности учеников, проследить их активность и качество усвоение материала, но иногда задания не соответствуют уровню развития учащихся.

Подробнее остановимся на использовании сервисов Zoom и обучающего сервиса skysmart как наиболее удобного и эффективного инструментального средства организации урока в условиях дистанционного обучения и контроля лексических навыков на уроках английского языка. Применять их на уроках английского языка можно как с целью активизации, закрепления, так и контроля знаний лексики по различным темам.

Zoom – сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Он используется для проведения интерактивных занятий и для работы с заданиями, разработанными на различных образовательных платформах, которые можно транслировать «онлайн». Данный сервис подходит для индивидуальных и групповых занятий, ученики могут заходить с компьютера, с планшета, с телефона. К видеоконференции может подключиться любой у кого есть ссылка или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно оду и ту же ссылку для входа. В платформу встроена интерактивная доска, можно включить демонстрацию экрана, можно писать на доске запрашиваемую информацию, можно переключиться с демонстрации экрана на доску с шаблонами, использовать интерактивные формы контроля, а также создать свои собственные задания в форме закрытых тестов, страноведческие викторины, тематические кроссворды и т.д.

Этот сервис является очень эффективным и для решения коммуникативных задач, так как можно транслировать видео материалы, отрывки из художественных произведений, повесив на вертуальной доске подготовленную лексическую опору.

По моему мнению, работа с сервисом хотя и требует предварительной подготовки со стороны учителя, тем не менее, способствует повышению мотивации, развитию навыков самостоятельной работы, позволяет учителю осуществлять контроль знаний лексики с использованием упражнений и заданий различного уровня

В заключении следует сказать, что в современной системе образования дистанционное обучение не может составить конкуренцию традиционным формам обучения. Однако оно помогает обучить учащихся всем видам речевой деятельности формирует у них коммуникативную компетентность, что является главной целью обучения иностранным языкам.

1.Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде:Хрестоматия М.:МГОУ, 2006-167с.

2.Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения/Под ред. Е.С. Полат- М., «Академия», 2006

3.Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико- практический базис: Учебное пособие.-СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2004-167с.

6. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие Ростовн/Д: Феникс, 2004-416

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *