техника обучения использующая описание реальных экономических социальных и бизнес ситуаций это
Что такое кейс и кейс-метод обучения?
Кейс — это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из сферы бизнеса или юриспруденции, медицины или строительства. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Обычно происхождение термина одни связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (нестандартная, трудноразрешимая ситуация). И те, и другие, как вы видите, в чем-то правы.
Любые бизнес-структуры ежедневно сталкиваются с задачами, не имеющими определенного решения и требующими управленческих решений со стороны менеджмента компании. Каждый такой кейс требует комплексного анализа ситуации, выработки гипотез, предложения эффективных мер по решению поставленной задачи, а также построения финансовой модели решения.
Пример бизнес-кейса может быть таким: компании необходимо разработать стратегию продвижения нового продукта на рынок шоколадных изделий. Для этого необходимо проанализировать отрасль, конкурентов, провести анализ целевой аудитории, доработать продукт, чтобы он удовлетворял потребностям потребителей и обладал конкурентными свойствами, продумать маркетинговую кампанию, составить план работы и оценить риски и финансовые показатели проекта.
Решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию (кейс), собрать и проанализировать информацию, предложить возможные варианты действий и выбрать из них наиболее предпочтительный вариант.
Предлагать определенное решение в проблемных ситуациях, не имеющих одного «правильного» решения – это ежедневная практика юриста, врача, менеджера, политика, военноначальника… Поэтому важно учиться этому, а не только изучать теорию.
Кейс-метод обучения
Кейс—метод обучения (англ. Case method, кейс-метод,) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.
Первую особенность мы уже назвали – кейс не имеет правильного ответа, который нужно найти, используя стандартные формулы и правила.
Во—вторых, информация, с которой приходится работать, принимая решение, зачастую неполна, противоречива и постоянно меняется.
В—третьих, время на решение кейса, как правило, ограничено.
Согласитесь, в жизни не раз приходится сталкиваться с подобным. В бизнесе, например, редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину. Как правило, приходится действовать в условиях неопределенности и нехватки информации, искать нестандартные и креативные решения, быстро выбирать определенное решение из нескольких эффективных, причем, в условиях ограниченного времени, стресса, противоречивой информации.
Кейсы имитируют настоящие ситуации и строятся на реальных фактах. Через разбор реальных ситуаций формируется умение анализировать ситуации и самостоятельно принимать решения в реальной жизни.
По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Навыки работы с информацией, аналитические навыки
Умение искать недостающие данные, выделять существенную и несущественную информацию, в сжатые сроки анализировать и перерабатывать большие массивы информации, структурированно и логично мыслить, делать гипотезы и предположения, логично и структурированно оформлять результаты
Творческие навыки
Решение кейса требует умения мыслить нестандартно и самостоятельно, быть креативным и уметь предлагать альтернативные варианты решения проблемы, которые нельзя найти логическим путем
«Мягкие навыки» (soft skills)
Организовывать работу команды, улаживать конфликты, грамотно формулировать и отстаивать свое мнение, убеждать, искать компромиссы, презентовать свое решение перед публикой, вести дискуссию, слушать оппонентов, контролировать себя и т.д.
Новый метод с давней историей
Можно ли стать специалистом в области права, не имея опыта работы с реальными юридическими казусами? Одним из первых об этом задумался Христофор Колумб. Нет, не тот, который открыл Америку. Полное имя пионера case-study – Христофор Колумб Лэнгделл. Будучи выпускником Гарвардской школы права и на себе испытавший традицию сплошной зубрежки, процветающую на юридических факультетах, Лэнгделл, став в 1870 году деканом, немедленно начал внедрять метод кейсов (case-study) – метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и т. д.) и сделать собственное заключение. Такой метод обучения ожидаемо оказался сложнее и встретил большое сопротивление среди студентов. За три года численность студентов в школе упала более чем на 30 процентов. Но Лэнгделл остался на должности декана и продолжил внедрение кейсов и к концу XIX века такой вариант обучения прочно закрепился и в Гарвардской школе, и в нескольких других университетах. К 1920-м годам метод разбора дел из реальной судебной практики стал первостепенным в юридическом обучении и остается таковым в наше время.
В бизнес обучение кейс-метод тоже пришёл из Гарварда – в 1908 году была основана Гарвардская школа бизнеса. Идея строить обучение вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом, возникла еще у первого декана школы Эдвина Гэя, а первый пробный курс под названием «Искусство ведения бизнеса» был прочитан в 1912 году. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность.
Настоящий расцвет кейс-метода наступил в 1919 году, когда деканом Бизнес школы Гарварда стал банкир Уоллес Донэм, который был горячим сторонником его применения. Основной причиной сложностей распространения метода было отсутствие готовых материалов, подобных опубликованным сборникам судебных решений. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и занимаясь обучением преподавателей, еще не использовавших метод. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.
В настоящее время в Гарварде каждый год разрабатывается примерно 350 новых кейсов, рядовой студент за время обучения в престижнейшем университете США разбирает до 700 кейсов. Всем известно, что выпускники Гарварда – одни из наиболее востребованных людей на рынке труда и одни их самых успешных бизнесменов. Наиболее ярким примером является Марк Цукерберг – основатель социальной сети Facebook и самый молодой долларовый миллиардер в мире.
Для России кейс-технологии или кейс-метод обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес-кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.
КЕЙС – МЕТОД – МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КЕЙС – МЕТОД – МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.
Кейс-метод ( case study ) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Кейс-метод – это способ коллективного обучения; специфическая разновидность проектной технологии.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Действия учителя в кейс технологии:
1) создание кейса или использование уже имеющегося;
2) распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек);
3) знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий,
4) организация работы обучающихся в малых группах, определение спикеров;
5) организация презентации решений в малых группах;
6) организация общей дискуссии;
7) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
8) оценивание результатов деятельности обучающихся учителем.
При разработке текста кейса для своего урока учитель может использовать многочисленные текстовые материалы. Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр. Важное место занимают кейсы на основе биографических материалов, особенно известных личностей своего края.
В процессе разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Для обучающихся 1 – 4 курсов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. Проблема должна быть представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения.
Работа над кейсом предусматривает следующие этапы:
1. Этап введения в кейс
2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах)
3. Этап презентации решений по кейсу
4. Этап общей дискуссии
5. Этап подведения итогов
Данная педагогическая технология дает возможность обучающимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.
Работа учителя и обучающихся на уроке с применением кейс технологии может быть многовариативной. Для создания проблемной ситуации кейс раздается перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст способствует формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал.
Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но при этом необходимо учитывать психолого-возрастные возможности обучающихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.
Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Обучающиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах.
Например, при изучении темы «Закаливание организма» в курсе «Возрастная анатомии, физиология и гигиена» можно использовать следующий кейс.
Место действия: г. Ижевск.
Время действия: весна, март.
Действующие лица: учащиеся первого класса.
1.Внимательно прочитайте предложенную вам ситуацию.
2. Определите проблему ситуации.
3.Предложите возможные пути решения проблемы.
4. Определите тему, цель родительского собрания.
5.Ознакомьтесь с информационным материалом по оздоровлению младших школьников.
6.Составьте памятку для родителей по теме «Закаливание младших школьников».
7. Разработайте форму дневника самоконтроля за состоянием здоровья младших школьников.
Организация практической деятельности обучающихся на уроке может быть в малых группах или в парах, или индивидуально.
В процессе работы обучающиеся обрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблемы. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении.
Таким образом, кейс технология развивает умение:
— анализировать и устанавливать проблему,
— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс технология помогает:
— УВИДЕТЬ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И НАЙТИ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,
— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
— формировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред. Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
Козина, И. Case study : некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
ПОНЯТИЕ «КЕЙС-МЕТОД», ЕГО ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СТРУКТУРА КЕЙСА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПОНЯТИЕ «КЕЙС-МЕТОД», ЕГО ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СТРУКТУРА КЕЙСА
Содержание учебного материала:
потенциал метода кейса;
использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ;
источники формирования кейсов
Цель: изучив данный учебный модуль, Вы сможете:
уяснить сущность, достоинства и недостатки, кейс-метода;
уяснить структуру кейса;
познакомиться с этапами организации работы с кейсом.
глоссарий основных понятий и терминов;
краткие сведения из теории;
задания для самопроверки и самоконтроля;
рекомендованная основная и дополнительная литература.
ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.
Игровое проектирование — активный метод обучения,в соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме.
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Кейс (от англ. сase ) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, РИСУНКИ
Распределения функций между учащимися и преподавателем
2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся
3. Разрабатывает сценарий
занятия
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы
2.Индивидуально готовится
к занятию
1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы
3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других
3. Принимает или участвует в
принятии решений
1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
Организация работы с кейсом
презентация и обоснование варианта решения кейса.
Рис.1 « Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»»
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.
Потенциал метода кейсов
Способствует развитию умений:
Выбирать оптимальный вариант решений.
Составлять план осуществления решений.
Высокая эффективность кейс-метода
1) развитие навыков структурирования информации;
2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
1) повышение мотивации учения у обучающихся;
2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
— У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
— В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
— Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности
При использовании кейс – технологии в школе у детей происходит:
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Требования к содержанию кейса
1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:
1. Усвоение новой информации
2.Освоение метода сбора данных
3.Освоение метода анализа
4. Умение работать с текстом
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
1. Создание авторского продукта
2. Образование и достижение личных целей
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Действия учителя в кейс – технологии:
1) создание кейса или использование уже имеющегося;
2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
4) организация презентации решений в малых группах;
5) организация общей дискуссии;
6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
7) оценивание учащихся учителем.
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей
Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
В начале нужно ответить на три вопроса:
— Для кого и чего пишется кейс?
— Чему должны научиться дети?
— Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-Структурирование учебного материала
-Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Источники формирования кейсов
Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.
Они могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении.
Научные статьи, монографии.
Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.
Примерная структура кейса
1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
3.Комментарий ситуации, представленный автором
4.Вопросы или задания для работы с кейсом
Организация работы с кейсом
1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.
3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.
Что дает использование кейс- технологии
Доступ к базе современных учебно-методических материалов
Организация гибкого учебного процесса
Сокращение затрат времени на подготовку к урокам
Беспрерывное повышение квалификации
Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время
Работа с дополнительными материалами
Постоянный доступ к базе консультаций
Возможность самому готовиться к аттестации
Общение с другими учащимися в группе
Освоение современных информационных технологий
Методы кейс – технологии
— метод разбора деловой корреспонденции
— ситуационно ролевая игра
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло. ».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Что означает case в переводе с английского
Б) портфель, чемоданчик.
В) картонная коробка
2. К каким видам обучения относятся кейс технологии
А) к интерактивным методам обучения
В) догматическым обучениям
А) разбора деловой корреспонденции
Б) метод инцидентов
В) алгоритмизированный метод
Г) компьютерный метод
4. На каком этапе работы с кейсом происходит вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления ?
А) Ознакомительный этап
Б) Аналитический этап
5. Целью какого метода является поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом?
А) разбора деловой корреспонденции
Б) метод инцидентов
В) метод анализа конкретной ситуаций
Г) метод компьютерной диагностики
6. Какой метод обучения, предназначенн для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы?
А) Анализ конкретных учебных ситуаций
В) разбора деловой корреспонденции
Г) метод инцидентов
Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17