Что такое инфраструктурный комплекс перечислите его отрасли
География
Инфраструктурный комплекс
Вспомните историю заселения и хозяйственного освоения территории России. Какие виды транспорта существовали в России в разные исторические периоды?
Состав комплекса. Инфраструктурный комплекс — совокупность отраслей, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, входящие в состав третичного и четвертичного секторов хозяйства. Отрасли инфраструктурного комплекса оказывают услуги отдельным людям, предприятиям, стране в целом. Услуга — это особый вид продукции, который потребляется не в виде материального продукта, а в виде деятельности.
Инфраструктурный комплекс можно подразделить на две относительно самостоятельные группы отраслей: отрасли производственной инфраструктуры и отрасли социальной инфраструктуры (рис. 56).
Рис. 56. Состав инфраструктурного комплекса
Производственная инфраструктура (коммуникационная система) включает две отрасли — транспорт и связь, главная задача которых — перемещение в пространстве людей, грузов, энергии и информации. Социальная инфраструктура (сфера обслуживания) объединяет отрасли, работа которых определят качество жизни населения.
В России развитию инфраструктурного комплекса, особенно сфере обслуживания, долгое время не уделяли должного внимания, считали второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля комплекса в хозяйстве страны намного ниже, чем в развитых странах мира. А между тем уровень развития коммуникационной системы и сферы обслуживания определяет уровень освоения территории страны и качество жизни ее населения. Территория тем лучше освоена, чем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, газо- и водопроводов, жилых и производственных зданий. Так, в центре европейской части страны инфраструктурой занято 10 % территории, а на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории.
Виды транспорта (рис. 57). Транспорт обеспечивает взаимодействие между отраслями хозяйства, связывает воедино регионы страны, определяет качество жизни населения. Без участия транспорта немыслимо создание любого из видов продукции. Продукция самого транспорта — это его услуги по перевозке пассажиров и грузов.
Рис. 57. Виды транспорта
Транспорт является емким потребителем электроэнергии, топлива, металлопроката, пиломатериалов, произведенных в стране. Здесь трудится около 8 % занятого в экономике страны населения.
Универсальными видами транспорта можно перевозить и различные грузы, и людей. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы: нефть, газ, электроэнергию.
Все виды транспорта тесно взаимосвязаны и вместе образуют транспортную систему страны. Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
В транспортных узлах осуществляется обмен грузов между разными видами транспорта. Обычно здесь находятся склады, ремонтные мастерские, распределительные базы. Крупнейший транспортный узел нашей страны — Москва.
Самые главные, мощные транспортные пути называют транспортными магистралями. Крупнейшая по протяженности железнодорожная магистраль России и мира — Транссибирская магистраль.
Показатели работы транспорта. Работу транспорта можно оценивать с помощью нескольких показателей (рис. 58).
Рис. 58. Сравнение характеристик разных видов транспорта
Грузооборот — это произведение перевезенного груза на расстояние перевозки, исчисляется в тонно-километрах (т • км). Пассажирооборот — это произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, исчисляется в пассажирокилометрах (п • км). Важными показателями работы транспорта являются также себестоимость и скорость перевозок, грузоподъемность, влияние транспорта на окружающую среду и влияние природных условий на его работу.
В РФ по грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, этот вид транспорта обеспечивает перевозку основных экспортных грузов — нефти и газа. По пассажирообороту — автомобильный и железнодорожный (рис. 59).
Рис. 59. Долевые характеристики разных видов транспорта
Влияние транспорта на размещение хозяйства и населения. Перемещение грузов по транспортным магистралям значительно увеличивает затраты на производство продукции. Для некоторых отраслей хозяйства (черной металлургии, лесной, нефтеперерабатывающей, химической, угольной) транспортные издержки составляют до 50 % себестоимости продукции. Поэтому величина транспортных затрат в общей стоимости продукции учитывается при размещении предприятий.
Транспорт оказывает влияние на размещение населения. К транспортным путям тяготеют населенные пункты, так как затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях.
Подведем итоги
• Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, производящие разнообразные услуги.
• Важнейшая отрасль инфраструктурного комплекса — транспорт. Разные виды транспорта образуют транспортную систему, связывающую воедино огромную территорию России. Без надежной работы транспорта невозможно функционирование хозяйства, жизнь населения, существование государства, осуществление его связей с другим странами мира.
• Транспорт выступает как активный фактор комплексного развития регионов страны, влияющий на размещение отраслей хозяйства и расселение жителей.
Вопросы и задания
1. Определите, какие отрасли инфраструктурного комплекса входят в состав третичного, а какие — в состав четвертичного секторов хозяйства. 2. Поясните высказывание: «Транспорт подобен кровеносной системе организма, которая обеспечивает нормальное функционирование его органов и систем, связывает их в единое целое». 3. Найдите крупные транспортные узлы на карте атласа. Определите, какие виды транспорта сходятся в этих узлах, какие грузы они перевозят. 4. Определите по карте атласа, в каких частях страны транспортная сеть развита недостаточно. Какими причинами это можно объяснить? 5. Какие виды транспорта играют ведущую роль в перевозке грузов и пассажиров в вашей местности? 6. С помощью рис. 58 определите, в чем состоят преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Состав и значение инфраструктурного комплекса
Урок 37. География России. Население и хозяйство. 9 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Состав и значение инфраструктурного комплекса»
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизнь населения.
Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).
По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные невсегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности.
Инфраструктура (от латинского infra – «ниже», «под», и structura – «строение», «расположение») — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.
К инфраструктурным объектам обычно относят дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и тому подобное.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10 % территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, средняя стоимость 1 км трассы в 2016 году составила 44 млн рублей, по данным Росавтодора. И это при том, что в России строительство обходится примерно в два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.
В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира, а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.
Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и общественное питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).
Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.
Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
Виды транспортных узлов
В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва.
Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В этой отрасли занято около 4,5 млн человек.
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек); 2) грузо- и пассажирооборотом.
Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км). По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, доля его составляет 48,5 %.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. По пассажирообороту лидирует железнодорожный транспорт, включая метрополитен (35, 7 %).
При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).
Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.
Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.
Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.
Наиболее дешёвый вид пассажирских перевозок — автобусами.
Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 квадратных км территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 квадратных км), но по районам она колеблется от 5 км (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Чернозёмный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Республики Адыгея и Кабардино-Балкария.
Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.
Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: 1) широтное «восток — запад»; 2) меридиональное центральноевропейское «север — юг» с выходом на Беларусь, Украину, Молдову; 3) меридиональное Волго-Кавказское «север — юг» по реке Волге и около неё.
Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населённые пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удалённых от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий.
Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности
Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе:
· Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьёзном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива. Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в сто двадцать млрд рублей.
· Нуждаются в модернизации многие морские порты.
· Снижается число аэродромов.
· Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны.
· В некоторых российских городах и посёлках городского типа нет водопровода и канализации.
Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создаёт угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.
Инфраструктурный комплекс России: состав, значение
Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.
Транспорт
Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.
Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.
Плотность транспортной системы
Железная дорога
Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.
Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.
По шоссе
Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.
По морям
Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.
В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.
Порты
Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.
Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.
По рекам
Великие сибирские реки
На крыльях
На внушительных расстояниях воздушный транспорт даёт большой выигрыш по времени, также он незаменим в молоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока, зачастую являясь единственным средством сообщения. Существует пять наиболее массовых пассажиропотоков из Москвы: Кавказский, Южный, Восточный, Центрально-Азиатский и Западный. Тридцать процентов всех отправлений страны производится из четырёх аэропортов Москвы: Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.
Связь
С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.
Сфера обслуживания
Инфраструктурный комплекс. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса
Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.
Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.
Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»
Развитие нематериальной сферы в п. Восход
Образовательные и культурные
Медицинские и оздоровительно-спортивные
МКОУ Скатинская СОШ
Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Характер услуг | Виды услуг | |
Материальные | Материализуемые в предметах своего воздействия | Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание |
Нематериализуемые в предметах своего воздействия | Транспорт и связь | |
Нематериальные | Необходимые | Образование, культура, здравоохранение, физическая культура |
Вынужденно необходимые | Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка |
Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам
Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.
Транспорт. Транспортная система
Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).
Рис. 2. Крупные транспортные узлы России
Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.
В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.
Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )
А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?
Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?
Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.
А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).
– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?
– Что такое инфраструктура?
Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.
Каково же значение этого комплекса?
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).
Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.
О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)
5. Закрепление изученного.
Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.
1 группа– транспорт
2 группа – Бытовое обслуживание
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
4 группа –Медицинское обслуживание
5 группа – Образование и культура.
К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.
Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.
6. Домашнее задание.
Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.
Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.
1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.
Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.
2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.
3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?
7. Итог урока. Выставление оценок.
С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.
По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).
Характер услуг | Виды услуг | |
Материальные | Материализуемые в предметах своего воздействия | Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание |
Нематериализуемые в предметах своего воздействия | Транспорт и связь | |
Нематериальные | Необходимые | Образование, культура, здравоохранение, физическая культура |
Вынужденно необходимые | Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка |
Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам
Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.
Транспорт. Транспортная система
Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).
Рис. 2. Крупные транспортные узлы России
Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.
В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
>> Состав комплекса. Роль транспорта
§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта
? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.
В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой
Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).
Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.
При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).
Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).
Вопросы и задания
1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?
Внимание! Проблема!
Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.
Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.
Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки