техника обучения и методика обучения группировки
Методика обучения и техника выполнения акробатических элементов
Группировка – подготовительное упражнение для вы-полнения перекатов, кувырков, сальто. Различают следующие виды группировки: в приседе, сидя, лежа на спине и широкую группировку. Все они выполняются из основной стойки, приседа, седа, из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положений надо согнуть ноги в коленях, руками взяться за середину голеней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить (рис. 27).
Рис. 27. Группировка. Рис. 28. Перекаты
Перекаты изучаются как самостоятельные упражнения и как подводящие при овладении более сложными упражнениями. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях, выполняются из различных исходных положений (рис. 28).
После овладения группировкой и перекатами изучаются более сложные упражнения: кувырки, перевороты, полуперевороты, сальто, шпагаты, мосты, равновесия, стойки.
Кувырок вперед
Техника выполнения. Выполняется из упора присев. Наклоняясь вперед, надо поставить руки на ширине плеч впереди ступней (на 40–50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед с круглой спиной до упора присев без дополнительной опоры руками.
1) обучение плотной группировке;
2) обучение перекату на спине в группировке, постепенно увеличивая амплитуду для перехода в упор присев;
3) из упора присев выполнение первой половины кувырка до положения упора согнувшись (с прямыми ногами);
4) после паузы за счет плотной группировки выполнение второй половины упражнения;
5) выполнение кувырка с использованием повышенной опоры и наклонной плоскости;
6) выполнение элемента со страховкой;
7) выполнение элемента самостоятельно.
Стойки могут выполняться на лопатках, на голове и руках, на голове и предплечьях, на предплечьях, на руках, на груди, на плече, на одной руке.
Стойка на лопатках
Техника выполнения. Из различных исходных положений: седа с прямыми и согнутыми ногами, упора присев, упора стоя согнувшись и др. Для ее выполнения надо сделать перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, руки как можно быстрее подставить под спину, пальцами обхватить поясницу. Принять устойчивое положение, равномерно распределив тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и руки; разогнуть ноги вверх. Стойка на лопатках выполняется также с опорой прямыми руками о пол и вдоль туловища (рис. 29).
Страховка и помощь. Стоя сбоку, за ноги.
Рис. 29 Стойка на лопатках
Стойка на голове
Техника выполнения. Выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, затем, разгибая ноги, выполнить стойку прямым телом. Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний треугольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обращены назад, пальцы развернуты вперед-наружу.
1) обучить правильной постановке рук и головы из упора стоя согнувшись или на повышенной опоре;
2) стойка на голове и руках в группировке у стены с помощью товарища;
3) выполнение элемента самостоятельно.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, за голень и стопы.
Стойка на руках
Техника выполнения. Из различных исходных положений и различными способами. Простейшим вариантом является выполнение стойки махом одной и толчком другой ноги. Для этого надо из стойки на маховой ноге, толчковая вперед на носок, руки вверх ладонями вперед наклониться вперед и, не опуская рук и удерживая спину прямой, поставить прямые руки на пол и подать плечи вперед, толчком слегка согнутой толчковой и энергичным движением маховой ноги назад-вверх выйти в стойку на руках. При этом толчковая нога присоединяется к маховой, а тело принимает максимально выпрямленное положение (надо потянуться носками вверх). Руки, туловище и ноги по возможности должны составлять одну прямую линию (рис. 30)
Рис. 30. Стойка на руках
1) выполнение стойки на голове и руках;
2) выполнение стойки на руках у стены или с помощью товарища;
3) выполнение элемента самостоятельно.
Страховка и помощь. Стоя сбоку и ограничивая руками возможность падения.
Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев надо опуститься в сед, не изменяя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватить руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания затылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как можно ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одновременно согнуть ноги и принять упор присев. Успешное выполнение кувырка назад во многом зависит от своевременной постановки рук. Голова должна быть наклонена на грудь.
1) обучение группировке;
2) обучение перекату в группировке;
3) обучение постановке рук и толчку ими;
4) выполнение кувырка с возвышения;
5) выполнение элемента со страховкой;
6) выполнение элемента самостоятельно.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, за поясницу в направлении движения.
Сед с прямыми ногами из основной стойки является связующим и наиболее характерным элементом для выполнения различных вариантов кувырка назад. Поэтому его изучают отдельно. Из основной стойки делается наклон вперед, руки ставятся как можно дальше назад. Продолжая наклоняться вперед, выполнить сед с прямыми ногами, ставя прямые руки на опору. При разучивании сначала выполняется хороший наклон вперед с прямыми ногами, затем сед на повышенную опору с помощью товарища (стоя впереди и удерживая за руки или сзади и помогая за пояс), сед, постепенно понижая опору, с помощью и самостоятельно.
Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1591 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Техника выполнения и методика обучения акробатическим упражнениям.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Техника выполнения и методика обучения акробатическим упражнениям.
Это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам, сальто в группировке. Группировка выполняется в приседе(а), сидя (б), лежа на спине(в).
1. Из ст. руки вверх, быстро присесть и принять положение группировки в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги сгруппироваться.
3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
1. Откинутая голова назад.
2. Неправильный захват руками голени (слишком высоко или низко, в «замок»).
3. Неплотная группировка.
Требования к выполнению. Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движение и фиксируя положение группировки.
Это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты используют как подводящие упражнения при обучении кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.
1. Из положения группировки лежа перекат назад-вперед на спине.
2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и.п.
3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и.п.
4. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.
5. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь, пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и.п.
6. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и.п.
7. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениями рук (вверху, за спиной, к плечам).
Требования к выполнению:
Наиболее сложным из приведенных примеров является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из и.п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и.п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
ПЕРЕКАТ НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОПОРОЙ РУКАМИ ЗА ГОЛОВОЙ
Э то упражнение является подводящим при освоении первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппироваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локтя и кисть параллельно.
1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь вперед, поставить согнутые в локтях руки у головы.
2. Из положения лежа на спине повторить и.п. для выполнения «моста», т.е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы.
3. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой и перекат вперед.
1. При постановке кистей сильно разведены локти.
2. Локти и кисти не параллельны.
3. Неодновременная постановка кистей.
Страховка и помощь:
При выполнении ошибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.
1. Группировка из различных и.п.
2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
3. Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.
4. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
2. Отсутствие отталкивания ногами.
3. Неправильное положение рук.
4. Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь:
В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного использования. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
В ыполняется из упора стоя на коленях или из упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
1. Группировка из положения лежа на спине.
2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
2. Неплотная группировка.
Страховка и помощь:
Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
КУВЫРОК НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ
2. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.
1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, не параллельная постановка кистей и локтей).
2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.
3. Неплотная группировка.
4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.
5. Медленное переворачивание.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев.
3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
1. Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
3. Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.
СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ СОГНУВ НОГИ
В ыполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу ( большими пальцами вперед ), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойки на лопатках.
1. Из упора присев перекаты назад и вперед.
2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги.
1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
3. Туловище не принимает вертикального положения.
4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь:
Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ
И з упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги – разогнув ноги стойка на лопатках – держать.
3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.
4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
1. Сгибание в тазобедренных суставах.
2. Тело отклонено от вертикальной плоскости.
3. Широко разведены локти.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
СТОЙКА НА ГОЛОВЕ СОГНУВ НОГИ
Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги.
1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба.
2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью.
3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
3. Сгибание ног не к груди, а за спину.
Страховка и помощь:
Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ «МОСТ»
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам ). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении следует стремиться полностью разогнуть ноги и перевести тяжесть тела на руки.
1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками).
2. Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее.
3. Из положения лежа на спине выполнить «мост» с помощью.
4. Из положения лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.
Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойками.
1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (а).
2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (б).
3. Руки и ноги широко расставлены.
4. Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.
Методика обучения кувырку назад в группировке.
1.Перекаты в группировке лежа на спине вперед и назад, постепенно увеличивая амплитуду для перехода в упор присев.
2. В положении лежа на спине поставить руки у плеч (кисти направить к плечам).
3. Преподаватель делает замечания и исправляет ошибки.
4. Из седа опуститься на спину, поставив руки у плеч и вернуться в И.п.
5. Из седа в группировке, перекатиться на спину и опереться руками у плеч, перекатом вперед вернуться в И.п.
6. То же из упора присев.
7. Сесть на гимнастический мостик, покрытый матом (ноги и руки на полу) и выполнить кувырок назад с помощью.
8. То же на горизонтальной поверхности, покрытой матом. После уверенного исполнения выполнять самостоятельно.
Рекомендации: выполняя кувырок назад необходимо как можно ближе сесть к пяткам, а затем плотно сгруппироваться и взять голову на грудь. Помощь и страховку оказывать стоя сбоку на колене, одной рукой за плечо, другой, при необходимости, подталкивать под спину.
В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различныхИ.п.:
1. Из седа, руки вверх (предварительно сделать наклон), кувырок назад в упор присев (в упор, стоя на коленях; в упор, стоя на правом колене, левая назад; в полушпагат, руки в стороны).
2. Изо.с., быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад.
3. Прыжком поворот кругом в упор присев и кувырок назад.
4. Кувырок назад с шага назад.
5. Несколько кувырков назад.
6. После уверенного выполнения кувырка назад, разучивают кувырок назад согнувшись, затем кувырок назад прогнувшись через плечо и, наконец, кувырок назад через стойку на руках.
Методика обучения кувырку назад прогнувшись через плечо.
Техника выполнения: Из седа, руки вверх, наклониться назад и одновременно поднимая ноги перекатиться на лопатки, руки отвести в стороны и положить ладонями на опору. Опираясь на руки, голову наклонить на левое плечо и разогнуться в стойку на правом плече. Затем мягко (в прогнутом положении) перекатиться через грудь и живот в упор, лежа на бедрах.
1. Повторить перекаты прогнувшись.
2. Из положения лежа на спине согнувшись, руки в стороны (ладони на опоре), голова наклонена на левое плечо, разгибаясь выполнить стойку на правом плече с помощью.
3. То же, но после стойки на плече выполнить перекат прогнувшись в упор, лежа на бедрах с помощью
4. То же, но из седа руки вверх (выполнять медленно)
5. Выполнить кувырок, назад прогнувшись через плечо с помощью.
6. При уверенном исполнении можно выполнять самостоятельно.
Рекомендации: В момент перехода через стойку на плече руки поставить ближе к туловищу и, опираясь на них, смягчить перекат.
Страховать сбоку (с противоположной стороны от наклона головы), руками держать за голень и помогать выполнить стойку на плече, далее, если необходимо, поддерживать ноги, чтобы перекат был мягким и в прогнутом положении
Методика обучения обороту вперед на перекладине.
Техника обучения и методика обучения группировки
Автор: Михаил Бидерман
Организация: ГБОУ СОШ 311
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Актуальность: Гимнастические упражнения входят в программный материал 1-11 классов и имеют большое значение в физическом развитии и воспитании школьников:
Обучение перекатам, а также изучение видов группировок, является подготовительным этапом подводящих упражнений для изучения кувырка вперед. Выполнение стойки на лопатках позволяет поставить перед обучающими задачу выполнения простейшей акробатической комбинации из нескольких элементов, со строгими критериями оценивания результатов. Изучение материала начинается с простейших упражнений (упор присев, группировки лежа, сидя), после освоения которых изучаются более сложные упражнения (группировка в присеве, перекат из видов группировок в различные И.П. ). Оригинальность замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов сочетания инвентаря и оборудования, технических средств, методов оценивания.
Цель урока: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «Сформированности элементарных двигательных умений» техникой подводящих упражнений – «Виды группировок», «Перекаты», «Стойка на лопатках», с использованием страховки. Развитие гибкости, координации, личностных качеств, характерных для гимнастических упражнений, а также формирование необходимых знаний и умений для их успешного освоения. Переход программного материала во время урока осуществлять от простого к сложному. Способствовать плавному переходу обучающимися от освоения двигательными качествами, к овладению двигательными умениями.
Основные задачи:
Планируемые результаты УУД:
Формы и методы диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на уроке.
В ходе урока использованы следующие методы контроля:
Методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями.
Использование современных образовательных технологий в уроке:
Время проведения урока: 11.30 – 12.15
Место проведения: спортивный зал размером 24х12 м.
Необходимое оборудование и инвентарь:
Дата проведения урока: ________________
Конспект составил: Бидерман Михаил Геннадьевич, учитель физической культуры ГБОУ СОШ
№ 311 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург