технические средства и компьютерные системы обучения в вузе

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:

· учебные электронные издания;

· компьютерные обучающие системы;

· аудио-, видео-учебные материалы и многие др.

Электронные изданияучебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. Вчастности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а так же программное обеспечение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

§ индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

§ контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

§ обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;

§ моделировать и имитировать процессы и явления;

§ проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

§ повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.

Аудио – и видеоучебные материалы – записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты и бывают представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Компьютерные системы обучения.

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.

Программное средство — это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

□ автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

□ лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;

□ тренажеры (TP) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;

□ контролирующие программы (КП) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

□ справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;

□ компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.

□ мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область приме-нения компьютера в учебном процессе.

В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.

Технические средства предъявления информации (ТСПИ).

Схема применения ТСО выглядит следующим образом.

Технические средства предъявления информации (ТСПИ), обеспечивающие прямой канал передачи.

Технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи.

Технические средства управления обучением (ТСУО), обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться «через преподавателя» (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер).

ТСПИ делятся на три группы (в зависимости от восприятия):

1. Слуховые или аудиосредства.

2. Зрительные или визуальные средства.

3. Аудиовизуальные средства.

При выборе того или иного ТСПИ, внимание обращают на содержательное и смысловое различие учебных материалов, а также, какое из средств, в каждой конкретной ситуации полнее и лучше реализуют дидактические функции.

К первой группе стоит отнести все звуковые технические устройства, способные записывать и воспроизводить аудиоинформацию, а также микрофоны, предназначенные для усиления речи.

К визуальным средствам относятся технические устройства, воспроизводящие информацию на собственном экране либо другой подготовленной поверхности для последующего ее зрительного восприятия. Источником информации могут быть любые электронные носители и материалы сети интернет, в случае, если она представляется посредством воспроизведения на экране персонального компьютера, планшета, мобильного устройства (а также с помощью проектора), либо в виде диафильмов и слайдов (в случае использования диапроекторов и графопроекторов).

Кроме того можно выделить группу устройств, позволяющих интерактивно взаимодействовать с информацией.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2096 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Учебно-методические комплексы нового поколения. Технические средства и компьютерные системы обучения в высшей школе.

В настоящее время идет активная подготовка к реализации проекта «Информатизация системы образования», направленного на поддержку Концепции модернизации Российского образования и рассчитанного на период до 2010 года.

Разработка учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения, включающих в свой состав как традиционные (“бумажные”) компоненты (учебник, хрестоматию и т.д.), так и цифровые компоненты (мультимедийное издание на CD/DVD, Web-ресурс) – дело новое и сложное, реальных успехов в этой области пока немного.rnПервая проблема, которую должен решить каждый разработчик: “C чего начать?” Есть две альтернативы: сотрудничество с книжными издательствами, которым принадлежат имущественные права на наиболее удачные традиционные УМК и прямое сотрудничество с авторами, которым принадлежат неимущественные права (возможно, на те же УМК).rnrnВ случае реализации первого подхода разработка, скорее всего, сведется к добавлению “цифровых” компонентов в готовый “бумажный” УМК без существенной переработки последнего. В этом случае есть большой соблазн рассматривать “электронные” компоненты как вспомогательный, факультативный “цифровой прицеп” (“а еще у нас CD-ROM есть. ”). Разработка такого “цифрового дополнения” почти всегда состоит в тривиальном переходе от “бумажного” текста к “цифровому” гипертексту (печально знаменитые “гипертекстовые учебники”), возможно, с добавлением интерактивного тестирования. Методическая бесполезность и эргономическая вредность подобных “электронных безделушек” (применительно к среднему образованию) уже многократно обсуждалась [1].

Если проанализировать общие черты электронных образовательных изданий для школьников, которые принято считать удачными, то можно заметить их общее ключевое свойство – стержнем всех изданий является не текст, а изобразительный ряд

УМК нового поколения должны постепенно вытеснить традиционные УМК за счет сочетания двух своих достоинств – большей методической эффективности и меньшей себестоимости тиражирования (последняя должна компенсировать намного большую трудоемкость разработки качественных “цифро-бумажных” УМК).

Источник

Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе

В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:

1) учебные кинофильмы;

4) магнитофонные записи;

7) телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

4) средства контроля знаний;

5) аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

1) повышают эффективность и качество обучения;

2) способствуют интенсивности учебного процесса;

3) направляют и организуют восприятие учащихся;

4) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

5) помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;

6) являются источником, и мерой учебной информации;

7) способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе;

8) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

Учебные кинофильмы – самое популярное из технических средств обучения. С его помощью можно продемонстрировать опыты с различными веществами, показать действия сложных приборов и машин, насытить урок историческими материалами и хрониками и т. д.

Демонстрация учебных кинофильмов используется для различных дидактических целей: при объяснении нового материала или при закреплении знаний. В соответствии с этим определяется место показа кинофильма и методика всего учебного процесса.

Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением.

Компьютер – одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во всех школах проводится процесс компьютеризации, который позволит повысить эффективность обучения.

Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении иностранных языков, музыки, пения, литературы и т. д.

Эффективность использования технических средств обучения зависит от:

1) длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);

2) времени их использования (нужно использовать технические средства в середине или в конце урока, уже после объяснения теоретического материала);

3) сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);

4) применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).

Источник

27. Современные технические средства обучения в вуЗе.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. Поэтому в комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Основой мультимедиа курса является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа курсов.

Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Мультимедиа лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.

Практические занятия. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности. Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса.Лабораторные работы. Мультимедиа курсы позволяют организовать работу с тренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Семинарские занятия. Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых мультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде.Электронная почта позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями; работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном» масштабе времени. Электронные конференции позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга.

Важным элементом новой системы образования является переход вузовских библиотек на широкомасштабное использование новых информационных (компьютерных) технологий.

Источник

Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

технические средства и компьютерные системы обучения в вузе. Смотреть фото технические средства и компьютерные системы обучения в вузе. Смотреть картинку технические средства и компьютерные системы обучения в вузе. Картинка про технические средства и компьютерные системы обучения в вузе. Фото технические средства и компьютерные системы обучения в вузе1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

Технические средства передачи информации:

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:

По принципу устройства и работы ТСО бывают:

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *