технические средства дистанционного обучения
Технические средства дистанционного обучения
Студентам, обучающимся по дистанционным программам, приходится иметь дело с новейшими технологиями представления и обработки информации, такими как компьютерные технологии, видео-аудио технологии, широковещательные кабельные и спутниковые системы, Интернет и пр.
Студент, получающий образование классическим способом или же работник какой-то компании может быть заинтересован в параллельном изучении определенных курсов, дисциплин, программ в другом учебном заведении. Технология дистанционного образования позволяет ему достичь такой цели и параллельно изучать несколько дисциплин в различных учебных заведениях.
§ 8.2 Средства дистанционного обучения
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.
Применительно к современному образованию корректнее использовать термин «программно-технические средства обучения».
Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:
— предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;
— обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;
— поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.
Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:
— учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;
— электронные учебные материалы (электронные учебники);
— компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).
В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
Технические средства, необходимые для дистанционного обучения
В данной статье расматриваются технические средства, без которых невозможно ведение дистанциооных уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технические средства, необходимые для дистанционного обучения»
ВЫБОР ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОН-ЛАЙН УРОКОВ
Иващенко Людмила Ивановна
При переходе на дистанционное обучение практически каждый преподаватель столкнулся со следующими сложностями:
Отсутствие единой платформы для проведения уроков в дистанционном формате, имеющей полноценный функционал для качественного проведения занятий и контроля посещаемости.
Появление обезличенности в подаче материала.
Сложность восприятия материала учениками, так как отсутствует публичная практика в решении заданий.
Сложность в самоорганизации обучающихся.
Сложность контроля над присутствием учащихся при обсуждении материала.
Все это очень важно, но при этом виде обучения очень остро встаёт вопрос о технических средствах и выборе инструментов для полноценного и эффективного проведения занятий для преподавателя и студентов.
Предлагаю поговорить о минимальном наборе технических средств, необходимых для педагога и студентов.
Для полноценной и спокойной работы преподавателю на дистанционном обучении необходим хороший офисный компьютер, который позволяет свободно пользоваться программами и входить в интернет без постоянного притормаживания и зависания. К сожалению, не все образовательные учреждения оснащены подобной техникой. Кроме того, у многих студентов так же нет компьютера – вся работа строится в телефоне.
Следующий, по важности, а по факту, первый, о чем надо говорить – это быстрый устойчивый интернет – мобильные сети предоставляют достаточно стабильный интернет, но для полноценного проведения видеоконференций лучше подходит кабельный интернет или выделенная линия с достаточной скоростью, а не мобильный интернет. Выделенная линия более устойчива, выдерживает большие нагрузки на сеть, меньше сбоит, но и это не уберегает от форс-мажоров – когда во время важной работы может лопнуть кабель, произойти сбой в настройках, и другие обстоятельства, которые не зависят от пользователя и устранять эти неисправности должны специальные службы, которым дела нет о важности работы, дедлайнах и прочих обстоятельствах.
Но у многих студентов нет возможности использовать проводной интернет (отсутствие компьютера или один на всю семью), а мобильный при больших нагрузках часто дает сбои. Есть еще одна проблема – при длительном сидении перед маленьким экраном (да и не только маленьком) возникает большая нагрузка на глаза. По нормам СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 это время составляет 25-30 минут беспрерывной работы за компьютером.
Наладив устойчивую связь, необходимо обеспечить коммуникацию со студентами. Здесь главную роль играют социальные сети. Получить доступ практически в любое время, иметь постоянный контакт, возможность личной или групповой передачи информации делает их бесценным помощником в период дистанционного обучения.
Весной я попробовала две платформы. Одна – самая популярная Zoom, вторая – Discord.
Предлагаю вашему вниманию сравнение этих двух платформ на своем опыте.
Zoom — самый быстрорастущий сервис видеосвязи в России в период самоизоляции. Discord же — противоположность в этом плане. Изначально сервис создавался для геймеров и разговоров по голосовой связи во время игры.
Главный плюс Zoom — максимальное количество участников в конференции (до 100 человек). В Discord в одном чате может находиться до 10 человек — в любой версии сервиса, бесплатной или платной, но в период пандемии они увеличили количество людей до 99 (ни весной, ни сейчас у меня не возникло сложностей с количеством студентов).
У Discord другие преимущества. Прежде всего здесь гораздо шире набор настроек. В видеочате вы сможете отрегулировать громкость микрофона каждого участника. В Skype один собеседник слишком громкий, а второй — слишком тихий. Так вот, здесь вы сможете настроить громкость их микрофонов до одинакового уровня. Кроме того, Discord распознаёт активного участника конференции и фокусируется на нём, тогда как качество соединения у других участников станет хуже. Так сервис оптимизирует передачу данных.
Получается так: Zoom позволяет подключиться большему количеству собеседников, Discord предлагает ограниченное количество участников конференции, расширенный набор инструментов и возможность отрегулировать параметры видеосвязи под себя.
Интерфейс Zoom максимально упрощён. Инструменты для создания и настройки видеоконференции располагаются под видео: «Пригласить», «Управлять участниками», «Демонстрация экрана», «Чат», «Запись». Большего для пользования сервисом не нужно.
Оба сервиса распространяются на бесплатной основе, но в бесплатной версии Zoom стоит ограничение на продолжительность сессии в 40 минут. Его можно убрать, оплатив подписку.
Дискорд — это больше своеобразный хаб со множеством возможностей. Здесь пользователю доступно общение как в личной беседе, так и на отдельных серверах, которые имеют свою тематику или просто являются группой для друзей и знакомых. Discord изначально создавался как средство общение для геймеров, но в последствии стал более народной площадкой. На сервер можно добавить отдельные каналы для чата и видео или голосового чата.
Это характеристики, которые даются в официальной версии.
Что выяснила для себя я? Мне больше подошел Discord, так как весной я опиралась больше на мнение студентов, опробовала его и не пожалела. Для Zoom надо каждый раз создавать ссылку (или выходить по идентификационному номеру) и он удобнее тем, что можно просто дать ссылку на конференцию и любой человек сможет на нее зайти. Регистрация не требуется. В Discord нужна регистрация, но зато, один раз создав сервер для голосового общения, в него можно подсоединить всех преподавателей и студентов и все, группа уже собрана, студентам только сообщается время занятия – никаких больше ссылок не требуется. Один раз зайдя, они впоследствии автоматически будут видеть свои сервера для общения. Кроме голосового канала, есть еще и текстовые. Их также можно выделить несколько штук, назвав разными предметами и информация уже не пересекается. Для преподавателей можт быть минус того, что поставив Discord на телефон, при каждом подключении будут приходить уведомления, но покопавшись в настройках, это можно отключить.
Также как и в Zoom, в Discord есть функции демонстрация экрана. Плюс, и одновременно минус Zoom – встроенная доска с возможностью перелистывания страниц. И не надо ничего удалять, информация сохраняется. Минус в том, что на доске одновременно могут писать все участники конференции. А так как студенты шаловливый народ, то это может мешать проведению урока.
В Discord нет своей доски, но используя функцию демонстрации экрана, можно продемонстрировать, например, доску от Windows или программу Paint, в которой есть все необходимые инструменты.
Кроме того, Zoom весной была не устойчива – возникали сложности с введением паролей, входом на конференцию. С Discord таких проблем по понятным причинам, не было.
Использование планшета поможет организовать интерактивное взаимодействие «преподаватель – студент – группа» на уровне, близком к реальному.
При использовании графических планшетов появляется возможность вовлекать студентов в процесс обучения, как будто учащийся отвечает у доски (при условии наличия у студентов планшета).
Следующий пункт — это выбор ресурсов для контроля знаний студентов. Первое, чем воспользовались преподаватели – давать задания и принимать решения в социальных сетях или на электронную почту. Это достаточно сложная и энергозатратная работа – проверять все работы – увеличивается нагрузка в разы, а сиденье долгое время перед монитором тоже не приносит ничего хорошего.
В связи с этим, встает выбор ресурсов перед преподавателем, которые облегчают работу преподавателю – работы оцениваются автоматически, остается только переписать оценки в журнал и эти приложения фиксируют деятельность обучающегося.
Я пользуюсь несколькими – Российская Электронная Школа, Skysmart, Easyquizzy, Google form.
Первый пункт – РЭШ. Очень неплохая площадка для обучения, отработки материала. Главная сложность – прикрепить ваше учебное заведение (занимает несколько дней) и последующая привязка к ней студентов (это не составляет сложности, но занимает много времени). Очень много тем практически по всем предметам, много заданий для отработки теоретического материала, есть конспект, на большинстве уроках видео урок и контрольные вопросы. Для их решения необходима регистрация, а чтобы преподаватель увидел оценки, еще и привязка к конкретному преподавателю. Есть небольшие проблемы с подачей тестов, иногда попадаются ошибки в ответах, но в целом, очень хороший инструмент для закрепления и тренировки решения задач.
Следующий инструмент для проверки знаний – skysmart. Неплохая, но достаточно неоднозначная интерактивная тетрадь. Из плюсов – можно ограничить время выполнения и день, достаточно большой выбор учебных пособий, по которым составлены задания. Остальное уходив разряд минусов. Первое, и это одно из главного – решить можно только один раз, без возможности пересдач. Ограничено время выполнения – только днем до 16 часов. Что касается заданий, надо писать только то, что имел в виду автор задания – малейшее отклонение и ответ неверен. Иногда допускаются ошибки в задании или в ответах. В общем, это неплохой сервис, но много минусов в организации работы со студентами.
Каждый создаваемый тест представляет собой независимый исполняемый файл, который запускается на любом компьютере под управлением Windows. Он задает пользователю вопросы и выставляет оценку на основе заданной шкалы баллов.
Google формы – там также есть возможно есть создания тестов с автоматическим выставлением оценки и кроме этого, в них можно накапливать сведения об активности обучения конкретного студента.
Рассмотрев инструментарий, можно сказать, что нет какой-то одной формулы по организации дистанционного обучения – все надо использовать в комбинации, но техническое оснащение, по крайней мере преподавателя, должно быть хорошим.
В ногу со временем. Дистанционное обучение: обзор инструментов
В статье представлен материал, который поможет преподавателям в организации дистанционного обучения на бесплатных платформах обучающей среды. В статье показаны разновидности инструментов дистанционного обучения. Данный материал будет полезен педагогам и методистам дополнительного образования, учителям общеобразовательных организаций.
А.А. Кичигина,
методист центра развития и управления проектами
КГАОУ ДО РМЦ
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» до 2024 года определены показатели, среди которых есть и разработка и внедрение дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, разработанных с учетом лучших образцов практики. С 2018 года в Хабаровском крае реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка», где в концепции по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Хабаровском крае указан индикатор: количество разработанных и внедренных дистанционных курсов дополнительного образования детей. В 2019 году от каждого района края должны были быть представлены не менее 20 программ по каждой направленности дополнительного образования детей, за исключением физкультурно-спортивной, к 2020 году — 25 программ, к 2021 году — не менее 30 программ. Проведенный мониторинг по показателям / индикаторам эффективности реализации мероприятий в районах показал, что под дистанционным курсом / программой некоторые педагоги и методисты понимают только работу с электронной почтой и флэшкой, а разнообразие инструментов велико.
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16). Соответственно, программа с применением дистанционных технологий — это обучение учащегося педагогом в очном режиме с использованием информационных средств. А программа дистанционного обучения предполагает удаленное взаимодействие учащегося с педагогом при помощи средств, необходимых для проведения обучения.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» (далее РМЦ) проводит работу по дистанционным программам: создана проблемно-целевая группа, регулярно проводится обучение педагогов и методистов.
На краевом семинаре «Исследовательская и изобретательская деятельность учащихся по технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования» (30.10–31.10.2019 г.) и вебинаре «Инструменты дистанционных программ» (26.11.2019 г.), организованном КГАОУ ДО РМЦ, педагоги дополнительного образования, методисты края делились опытом использования средств коммуникаций в дистанционном обучении (запись вебинара можно увидеть по ссылке).
Популярная система Moodle
Система предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс обучающихся и поддержку мультимедиа; дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны.
Интерфейс системы ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п.
В центре технического творчества КГАОУ ДО РМЦ реализуется проект краевой заочной физико-математической школы, где все материалы размещаются на платформе Moodle. Педагоги считают, что «система имеет удобный интерфейс, преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой: вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Педагог может по своему усмотрению использовать как тематическую, так и календарную структуризацию курса. С помощью встроенного календаря можно определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Оценивать работы обучающихся возможно по произвольным шкалам через форум, wiki, глоссарий и т.д. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования, возможна градуировка сложности тестовых вопросов обучающихся».
Программа Moodle бесплатная, но из-за того, что она очень объемная, необходим сервер. При его отсутствии есть вариант использования сервера на портале, что обойдется примерно в две тысячи рублей в год. Также в системе предусмотрено использование личного портала в тестовом режиме на срок 30 дней на базе одного из коммерческих хостингов, размещенных на территории Российской Федерации.
На семинаре у педагогов была возможность, на специально созданном для мероприятия портале дистанционного обучения в тестовом режиме познакомиться с аспектами работы на платформе Moodle. Участники регистрировались в системе, создавали курсы и зачисляли на них пользователей, наполняли курс лекциями, заданиями, тестами.
Просто Learnme
Если с Moodle новичку, чтобы освоиться с программой, все-таки нужно время, то понять принцип работы платформы Learnme можно достаточно быстро. Это бесплатная облачная платформа для онлайн-обучения, относительно простая, интуитивно понятная для размещения учебного материала и работы в ней. Если уже есть готовые материалы для наполнения курса, лекции, тесты, то всего за один вечер можно зарегистрироваться и создать дистанционный курс. Единственное ограничение — бесплатно можно создать только три курса до 20 человек в группе.
Курс Eduardo —это не только видео и тесты
Для коллективной работы над проектированием курса, когда просто по электронной почте приглашаются коллеги и создается команда, можно будет воспользоваться программой Eduardo. В сердце сервиса — Open edX, который используется в проектах Лекториум, Edx.org и на платформе «Открытое образование». Платформа Eduardo позволяет использовать в обучении видео, тексты, документы, создавать более десятка различных заданий. Это удобная работа для авторского коллектива или сменных преподавателей. Материалы публикуются просто, быстро и вовремя — достаточно установить время для открытия курса пользователям, задать последовательность изучения материалов, изменять ее с помощью визуального редактора.
На этой платформе можно предложить творческие задания, открытые задачи для развития мышления, проверять ответы и вступать в дискуссии на форуме курса. Без специальных навыков в программировании педагогу достаточно просто работать с наглядными инструментами. Ограничение — бесплатно можно создать только пять курсов до 30 человек в группе.
Google Forms — это возможности для педагога
В рамках деятельности краевой очно-заочной экологической школы педагоги эколого-биологического центра КГАОУ ДО РМЦ искали удачные варианты онлайн-платформ для решения своих задач: организовать опрос среди большого количества обучающихся, провести дистанционно олимпиаду, анкетирование, контролировать знания у обучающихся, ну и, конечно, все это должно быть бесплатно. Подходящий для себя вариант они нашли в Google Forms. Это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Рассмотрим преимущества данного сервиса:
Не забываем о Skype-конференции
Многие пользуются программой Skype, преимущество которой в доступности. Если Skype не установлен по умолчанию, то его можно установить не только на любой компьютер, но и на мобильное устройство. Таким образом, с помощью очень простой гарнитуры вы сможете не только слышать, но и видеть обучающихся.
Однако есть некоторые возможности этой программы, о которых некоторые забывают, а, может быть, и не знают.
Menti.com (менти) — лучший вариант онлайн-опросов
На краевой научно-практической конференции педагогических работников «Образование в интересах человека: драйверы изменений» в августе 2019 г. на большом экране выводился определенный вопрос и все слушатели, используя свое мобильное устройство, могли ответить на него, при этом результаты в режиме реального времени отображались на экране. Самостоятельно педагог дополнительного образования, обязательно зарегистрировавшись, тоже может создать такой опрос, создав личный кабинет на платформе www.mentimeter. А для того чтобы участвовать в опросе, необходим выход на платформу www.menti.com, где регистрация не нужна. Потребуется только мобильное устройство с выходом на сайт в Интернете.
Выбор для создания опросов достаточно большой, все зависит от того, какую цель вы ставите. Например:
Такой опрос удобен в качестве экспресс-тестов на проверку знаний.
Chatbots (чат-боты) в электронном обучении, или Ваш друг — чат-бот
Время новых технологий не стоит на месте и онлайн-помощниками, которые научились общаться и помогать людям в решении многих вопросов, стали чат-боты.
Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая создана для имитации поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками.
В дистанционном обучении чат-боты могут сопровождать каждого обучающегося индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего доступ к wi-fi.
Благодаря чат-боту процесс учебы не останавливается: вы можете уехать на курсы повышения квалификации, на конференцию или уйти на больничный, а дети все равно смогут проверять свои знания: они пишут чат-боту ответы на вопросы, а тот говорит, правильно или нет. Если неправильно, то чат-бот скидывает видео или ссылку на статью, где обучающийся может лучше изучить материал. Плюс чат-ботов еще в том, что они не ругают. У ребенка есть право на ошибку: он может много раз попробовать и, в итоге, найти верный ответ. Каждый педагог может создать своего чат-бота просто следуя алгоритму.
В заключение хотелось бы сказать, что разработка и реализация программ в дистанционной форме или с применением дистанционных технологий для педагогов — процесс весьма увлекательный. А для детей поколения Z, уже не представляющих жизни без гаджетов, — это интересные занятия «в ногу со временем».
Технические и программные средства дистанционного обучения (вебинары). Виды обучения и контроля.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Технические и программные средства дистанционного обучения (ВЕБИНАРЫ). Виды обучения и контроля. Учитель: Гутаева Светлана Абдуллаховна
Дистанционное обучение – одна из перспективных технологий обучения, играющих заметную роль в модернизации образования. Таковыми являются ВЕБИНАРЫ. Вебинары (от англ. Webinar- web-based seminar, что переводится как «семинар, организованный на базе веб-технологий»)- это семинары, организуемые через Интернет в режиме реального времени.
Техническое и программное обеспечение Вебинара. Современные технологии сделали он-лайн обучение максимально доступным для пользователей- как правило, участнику вебинара необходим компьютер с колонками, наушники и стабильный Интернет-канал не менее 256кби\с. А также программное обеспечение – Windows, Интернет-браузер и программа Adobe Flash Player.
Аудитория вебинара Вебинары могут быть рассчитаны и на коллективное участие. Их оповещение ведется также по Интернету. Оптимальное время для рассылки- за 2 недели, потом напоминание за 1-2дня, и в день проведения вебинара. Оптимальное время проведения – не более 90 мин., из них 45 на доклад, а остальное время на вопросы и комментарии.
Выводы Таким образом, во время вебинара обучаемые, преподаватели и др.участники обучения располагаются у своих компьютеров, связь между участниками поддерживается посредством сети Интернет, что приводит к большей экономии времени и материальных затрат.
литература 1. Курсы дистанционного обучения Ра-курс. «Все о вебинарах» http:/ra-kurs/spb.ru 2. Технология проведения вебинаров- рекомендации портала Webter http://www.all-webinars.com
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-269751
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.